Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной психологии"

Файлы: 1 файл

возрастная.docx

— 77.20 Кб (Скачать файл)

Констатирующий  эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические  особенности и дает предварительный  материал об уровне развития соответствующего качества Формирующий эксперимент  предполагает целенаправленное воздействие  на ученика в целях формирования у него определенных качеств. В экспериментальных  исследованиях детской психологии определенное значение имеет «близнецовый метод».

В зависимости  от того, что является задачей эксперимента – качественная или количественная характеристика психического явления  или получение данных для характеристики определенного лица (группы лиц), эксперимент  делится на исследовательский и испытательный. Испытательный эксперимент называют тестом. Тесты – это краткие экспериментальные приемы, применяемые для выявления уровня психического развития личности.

 

6. Взаимосвязь  и зависимость психологических  теорий и культурного развития  общества.

7. Факторы,  определяющие строение науки  психологии: общие положения. 

Психология - наука о закономерностях  развития и функционирования психики  как особой формы жизнедеятельности.

Возрастная психология изучает  факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза.

Фактор — взаимосвязь некоторых  компонентов, оказывающих определяющее влияние на события, явления или  область знаний. Являются определяющим при исследовании науки. 3 факта: 1) уровень  развития культуры; 2) философское мировоззрение; 30 факты психической жизни.

Уровень   развития   культуры  -   Вилыейм   Вундт, является  основателем экспериментальной  психологии. Психология возникает тогда - когда возникает определенный уровень  культуры, когда есть экспериментальные  данные. Чем выше уровень развития общества, тем дальше оттягивается период детства (пример, какое-либо племя  не имеет представления о детстве, и как только ребенок начинает ходить, его приобщают к общественным обязанностям). Предмет психологии появился, когда детство выделилось в особый период. Боэйер первым затронул проблему детства. Уровень развития культуры определяет факт детства.

Фрейд - его психоанализ формировался в условиях политических и экономических  преобразований (после 1-ой мировой  войны). Человечество поняло, что способно на агрессию. У человека есть мощное начало на стирание других. «Под напором  инстинктов сексуальности и бессознательности  психических процессов («Я» не хозяин в собственном доме). В конце 19 в. появился широкий интерес к  бессознательному не только в специальной литературе, но и в философии. Философию Фрейда продолжил Фромм и другие.

Психологические и философские  направления возникли на определенном уровне культурного развития. Факты  психической жизни связаны с  уровнем культуры:

• Детство, Этот факт появился с развитием  индустрии и техники, которыми маленький  ребенок не может овладеть, что  приводит к исключению ребенка из жизни взрослых. Наблюдая за жизнью ребенка и других, люди стали выводить закономерности.

• Конформность - внешнее согласие при внутреннем не согласии. В три  года ребенок еще не вошел в  группу сверстников ( жестко выполняет правила) - неконформен. В пять лет начинается расшатывание правил - конформен. Конформность ребенка появляется как факт, как результат развития - это механизм вхождения ребенка в группу. Открытие фактов конформности связано с появлением бихевиоризма, а интерпретация - с философскими толкованиями и мировоззрениями. Наличие факта и его интерпретация строят науку. Как только человек попадает в незнакомую группу, его конформизм резко увеличивается. Возникнув в 20в. на базе философского воззрения, психология идеологизируется. Фрейд выявил два вида инстинктов: агрессивный и либидозный. Личность состоит из «ОНО» - ядро личности; «Я», «СВЕРХ-Я» - мораль. Внутри «ОНО» находиться основные инстинкты. Существует зашита из «ОНО» в «Я» и из «Я» в «СВЕРХ - Я», которая не пропускает инстинкты. Они все же проникают из «ОНО» в «Я» через творчество или другие начала. Когда инстинкты не могут проникнуть через защиту, то возникает невроз. В основе развития ребенка появляется Эдипов комплекс (к пяти годам): ребенок любит родителей противоположного пола. За основу Фрейд взял идеи Дарвина. Фрейдовская методология повлияла на развитие западной культуры.

Гуманистическая психология имеет  разновидности: франц. школа и датская  школа. Существует 2 идеи:

1. человек рождается индивидуальностью,  а общество стирает эту индивидуальность  и делает человека как все  (датская школа).

2. Человек начинает физически  плохо чувствовать, когда его  индивидуальность хотят стереть.

Человек способен себя актуализировать  и отстаивать таким каким он есть. Культура, традиции рождают философское мировоззрение, которое начинает структурировать саму личность.

Экзистенциальная психология - при  интенсивном развитии общества человек  смог остаться личностью.

8.  Понятие  развития

Ключевое  понятие возрастной психологии —  понятие «развитие». Развитие —  процесс перехода из одного состояния  в другое, более совершенное, переход  от старого качественного состояния  к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост — количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур. Важно различать понятия развитие и созревание. Созревание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии — важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения. Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии — принцип гетерохронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста.

Выделен ряд  особенностей процесса развития, важных для психологии и педагогики:

— тенденция  к качественному изменению и  переходу на более совершенные уровни функционирования;

— необратимость  развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);

— обязательное сочетание, включение элементов  прогресса и регресса (прогрессивное  развитие как выбор одного из направлений  развития оставляет нереализованными многие другие);

— неравномерность  развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным  накоплением количественных изменений);

— зигзагообразность  развития (связана с формированием  принципиально новых структур, которые  на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, — например, при  переходе от ползания к ходьбе ребенок  перемещается в пространстве медленнее  и иногда с ущербом для своего здоровья);

— переход  стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней  новой системы);

— тенденция  к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).

Различают несколько  видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное. Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики — формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.

В возрастной психологии проявляется все больший  интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время  пренатальное развитие, эмбриогенез  психики рассматривается как  своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде  и даже создаются некоторые предпосылки  усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка  и эмоциональные предпочтения).

Функционалгенез, функциональное развитие психики —  развитие психических функций; возникновение  нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями  и образами. Функционалгенез психики  — составная часть онтогенетического  становления психических процессов человека. Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Важнейшее понятие  психологии развития — психологический  возраст. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе —  объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические  возрасты.

9. Теория  развития современной психологии.

10. Идея  развития человека как методологическая  основа возрастной

психологии.

 

В развитии возрастной психологии выделяется ряд проблем.

1. Развитие психики и поведения ребенка, обусловленное внешней средой и физиологическим созреванием. Анатомо-физиологиче-ское состояние организма имеет большое значение для развития психики ребенка. Без сформированных физиологических процессов нельзя говорить о личностном росте. Учитывая органические поражения или перенесенные в раннем возрасте заболевания, влияющие на развитие психики либо задерживающие ее процессы, становится понятно, что без органического созревания невозможно развитие психики. Некоторые ученые считают влияние внешней среды более значимым, чем развитие организма. Но точный ответ на вопрос, что и в какой период в большей степени влияет на психическое развитие ребенка, не найден.

2. Влияние на развитие психики ребенка обучения и воспитания, причем как спонтанного, стихийного, так и специально организованного. На данный момент ученые не могут ответить на вопрос, что же в большей степени влияет на психическое развитие детей: специально организованный процесс воспитания и обучения или процесс стихийный, складывающийся в повседневной жизни. Под организованными понимают специально созданные процессы (семейное воспитание, обучение в детских садах, школах, институтах), под стихийными – процессы, возникающие сиюминутно при взаимодействии с социумом.

3. Проблема, обусловленная возможностями ребенка, наличием у него задатков и способностей. Каждый человек рождается с определенными задатками. Зависит ли в дальнейшем их наличие на развитие у ребенка определенных способностей? Чем являются задатки, и обусловлены ли они генетически? Можно ли к ним присоединить те психические качества, которые человек приобретает? У ученых нет ответов на эти вопросы.

4. Сравнение и выявление наиболее влияющих на психическое развитие ребенка изменений (эволюционного, революционного, ситуационного). Пока не найден ответ на вопрос, что в большей степени определяет психическое развитие ребенка: процессы, протекающие медленно, но имеющие обратимый характер (эволюционные); процессы, возникающие достаточно редко, но проходящие ярко и глубоко (революционные), или процессы, не имеющие постоянной формы, но воздействующие постоянно (ситуационные).

5. Выявление основной определяющей психического развития. Что это: изменение личности или развитие интеллекта? Что в большей степени влияет на психическое развитие: личностный рост или интеллектуальное развитие? Может быть, эти процессы сами зависят друг от друга? Ответы на эти вопросы учеными пока не найдены.

11 .Закономерности  психологического развития.

12. Условия  психического развития: общая характеристика.

13. Предпосылки  психического развития.

14. Психическое  развитие и обучение.

15. Предпосылки  и условия психического развития.

16. Проблема  обучения и развития возрастной  психологии.

17. Проблемы  уровней психического развития, возрастная периодизация.

18. Идеи развития личности в биогенетических  концепциях (Штерн, Бюллер, Холл). 

 

Большое влияние на возникновение  первых концепций

детского развития оказала  теория Ч. Дарвина, впервые

четко сформулировавшая идею о том, что развитие, гене-

зис, подчиняется определенному  закону. Затем Э. Геккель

и И. Мюллер сформулировали знаменитый биогенетиче-

ский закон: в ходе внутриутробного  развития животное

или человек повторяет  кратко те стадии, которые прохо-

дит данный вид в своем  филогенезе.

С. Холл сформулировал подобный закон для после-

утробного развития. Теории психического развития, свя-

занные с идеей повторяемости  в этом развитии истории

человечества, принято называть теориями рекапитуля-

ции, они опираются на идею преформизма (Преформизм (от лат. «заранее образую») — учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма.

Преформизм возник на базе господствовавшего в XVII—XVIII вв. представления о преформации, согласно которому зародыш уже сформирован в половых клетках, и его дальнейшее развитие заключается только в увеличении в размерах.

Учёные того времени разделились  на анималькулистов и овистов. Первые считали, что зародыш содержится в сперматозоидах, вторые — в яйцеклетках.

)

С появлением трудов Э. Торндайка  и И. П. Павлова пе-

рестала господствовать идея связывания психического

развития только с развертыванием инстинктов. И. П. Пав-

лов показал, что существуют и приобретенные формы по-

ведения, в основе которых  лежит условный рефлекс или

ряд условных рефлексов. Развитие человека стало сво-

диться к проявлениям  инстинктов и дрессуре. Опыты

В. Келера на обезьянах привели  к открытию интеллекта

у человекоподобных обезьян. На этой почве стали появ-

ляться теории, согласно которым  психика в своем раз-

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"