Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной психологии"
витии проходит три этапа: инстинкта, дрессуры и интел-
лекта. Эти взгляды хорошо прослеживаются в теории
развития К. Бюлера. Он связывал три ступени развития,
их возникновение не только с созреванием мозга и услож-
нением отношений с окружающей средой, но и с развити- ем аффективных процессов, с развитием переживания
удовольствия, связанного с действием.
И в современных теориях развития сторонники биоло-
гизаторских взглядов, отводя ведущую роль в развитии
личности человека его природно-биологическому началу,
полагают, что основные психические свойства личности
как бы заложены в самой природе человека, определяю-
щей его жизненную судьбу. Генетически запрограммиро-
ванными они считают интеллект, аморальные черты ха-
рактера и др. Допущение преформизма мы видим и
в теории Ж. Пиаже, который считает, что созревание ума
выглядит как нечто биологически детерминированное,
и у представителей гуманистической психологии, как, на-
пример, А. Маслоу, который, подчеркивая врожденный
компонент гуманных потребностей человека (любовь,
симпатия, уважение), доказывает, что они имеют инстик-
тоидную природу, специфическую для человеческого
рода.
Психоаналитические теории
детского развития
Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного
и открытие сексуального начала - составляют основу тео-
ретической концепции
В последней модели личности 3. Фрейд выделил три
основных компонента: ≪Оно≫, ≪Я≫ и ≪Сверх-Я≫. ≪Оно≫ -
наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов,
≪бурлящий котел влечений≫, подчиняется принципу удо-
вольствия. Инстанция ≪Я≫ следует принципу реальности и
учитывает особенности внешнего мира. ≪Сверх-Я≫ служит
носителем моральных норм. Поскольку требования к ≪Я≫
со стороны ≪Оно≫, ≪Сверх-Я≫ и реальности несовмести-
мы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта,
создающего невыносимое напряжение, от которого лич-
ность спасается с помощью специальных ≪защитных ме-
ханизмов≫ -таких, например, как вытеснение, проекция,
регрессия, сублимация.
Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит
к стадиям преобразования и перемещения по различным
эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии.
Оральная стадия (0—1 год). Основной источник
удовольствия
связанной с кормлением.
Анальная стадия (1—3 года). Либидо концентриру-
ется вокруг ануса, который становится объектом внима-
ния ребенка, приучаемого к опрятности.
Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует выс-
шую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной
зоной становятся генитальные органы. Сексуальность
этой стадии предметна и направлена на родителей. Либи-
дозную привязанность к
ков и комплексом Электры для девочек.
Латентная стадия (5—12 лет). Снижение полового
интереса. Энергия либидо переносится на освоение об-
щечеловеческого опыта.
Генитальная стадия (12—18 лет). По мнению
3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нор-
мальному сексуальному общению, все эрогенные зоны
объединяются. Если осуществление нормального сек-
суального общения затруднено, тогда можно наблюдать
феномены фиксации или регресса к одной из предыду-
щих стадий.
Развитие психоанализ получил в работах дочери
3. Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь классической
для психоанализа структуры личности, в инстинктивной
ее части она выделила сексуальную и агрессивную со-
ставляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает
как процесс постепенной социализац
чиняющийся закону перехода от принципа удовольствия
к принципу реальности.