Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной психологии"

Файлы: 1 файл

возрастная.docx

— 77.20 Кб (Скачать файл)

витии проходит три этапа: инстинкта, дрессуры и интел-

лекта. Эти взгляды хорошо прослеживаются в теории

развития К. Бюлера. Он связывал три ступени развития,

их возникновение не только с созреванием мозга и услож-

нением отношений с  окружающей средой, но и с развити- ем аффективных процессов, с развитием переживания

удовольствия, связанного с  действием.

И в современных теориях  развития сторонники биоло-

гизаторских взглядов, отводя ведущую роль в развитии

личности человека его  природно-биологическому началу,

полагают, что основные психические  свойства личности

как бы заложены в самой природе человека, определяю-

щей его жизненную судьбу. Генетически запрограммиро-

ванными они считают интеллект, аморальные черты ха-

рактера и др. Допущение  преформизма мы видим и

в теории Ж. Пиаже, который  считает, что созревание ума

выглядит как нечто  биологически детерминированное,

и у представителей гуманистической  психологии, как, на-

пример, А. Маслоу, который, подчеркивая  врожденный

компонент гуманных потребностей человека (любовь,

симпатия, уважение), доказывает, что они имеют инстик-

тоидную природу, специфическую  для человеческого

рода.

19. Концепция  развития личности в теории  З.Фрейда.

 

Психоаналитические теории

детского развития

Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного

и открытие сексуального начала - составляют основу тео-

ретической концепции психоанализа.

В последней модели личности 3. Фрейд выделил три

основных компонента: ≪Оно≫, ≪Я≫ и ≪Сверх-Я≫. ≪Оно≫ -

наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов,

≪бурлящий котел влечений≫, подчиняется  принципу удо-

вольствия. Инстанция ≪Я≫ следует принципу реальности и

учитывает особенности внешнего мира. ≪Сверх-Я≫ служит

носителем моральных норм. Поскольку требования к ≪Я≫

со стороны ≪Оно≫, ≪Сверх-Я≫ и реальности несовмести-

мы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта,

создающего невыносимое напряжение, от которого лич-

ность спасается с помощью специальных ≪защитных ме-

ханизмов≫ -таких, например, как вытеснение, проекция,

регрессия, сублимация.

Все стадии психического развития 3. Фрейд  сводит

к стадиям преобразования и перемещения  по различным

эрогенным зонам либидозной, или  сексуальной, энергии.

Оральная стадия (0—1 год). Основной источник

удовольствия сосредоточивается  на зоне активности,

связанной с кормлением.

Анальная стадия (1—3 года). Либидо концентриру-

ется вокруг ануса, который становится объектом внима-

ния ребенка, приучаемого к опрятности.

Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует выс-

шую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной

зоной становятся генитальные органы. Сексуальность

этой стадии предметна и направлена на родителей. Либи-

дозную привязанность к родителям  противоположного пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчи-

ков и комплексом Электры для девочек.

Латентная стадия (5—12 лет). Снижение полового

интереса. Энергия либидо переносится  на освоение об-

щечеловеческого опыта.

Генитальная стадия (12—18 лет). По мнению

3. Фрейда, подросток стремится к  одной цели - нор-

мальному сексуальному общению, все  эрогенные зоны

объединяются. Если осуществление  нормального сек-

суального общения затруднено, тогда  можно наблюдать

феномены фиксации или регресса к одной из предыду-

щих стадий.

Развитие психоанализ получил  в работах дочери

3. Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь  классической

для психоанализа структуры личности, в инстинктивной

ее части она выделила сексуальную  и агрессивную со-

ставляющие. Детское развитие А. Фрейд  рассматривает

как процесс постепенной социализации ребенка, под-

чиняющийся закону перехода от принципа удовольствия

к принципу реальности.

20. Трактовка  развития в бихевиористических  и необихевиористических концепциях.

21. Развитие  и его понимание в отечественной  психологии.

22. Понятие  развития в когнитивном направлении  Ж.Пиаже.


Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"