Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа
Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка.
ведро
______________________________
ухо
______________________________
воробей ______________________________
утенок ______________________________
б) образование уменьшительно-
дом ___________________________ елка _________________________ песня _________
стул __________________________ гриб _________________________ Костя __________
в) префиксальное словообразование
шел _____________________________
г) согласование прилагательных с существительными:
синий шар ______________________________
красный флажок ____________________ синяя машина
___________________________ красное солнышко _____________________
синее платье ____________________________ красная звезда ______________________
д) согласование
существительных с
1 2 3
ухо ______________________________
помидор_______________________
стул ______________________________
кукла ______________________________
ручка ______________________________
е) предложно- падежные
формы: ______________________________
19. Состояние словаря:
1.Предметный словарь:
а) объяснение значения слов:
холодильник
______________________________
пылесос
______________________________
б) назвать часть предмета и показать:
ЧАЙНИК донышко _________________________
носик ____________________________
крышка __________________________
ручка ____________________________
СТУЛ сиденье ____________________________
спинка _________________________
ножки _________________________
в) уровень обобщения:
свитер, платье, шорты,
юбка, колготки ______________________________
сапоги, туфли, тапочки,
валенки ______________________________
блюдце, сковорода,
ложка, тарелка ______________________________
шкаф, стол, кресло,
тумбочка______________________
помидор, морковь,
репа, капуста ______________________________
яблоко, персик, груша,
лимон_________________________
кошка, собака, волк,
еж____________________________
голубь, утка, воробей_______________________
автобус, электричка,
трамвай, самолет --------------________________
2. Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к имени существительному:
лимон - какой?________________________
платье - какое? ______________________________
лиса - какая? ______________________________
б) подбор антонимов:
широкий _______________длинный _________________высокий______
веселый _______________ светлый __________________больной _______________
прямой _______________сухой
____________________ холодный_
в) образование прилагательных от имен существительных:
матрешка
из дерева ______________________________
сумка
из кожи ______________________________
ручка
из пластмассы ______________________________
сок из клюквы________________________
г) образование притяжательных прилагательных:
чей хвост? ______________________________
чей
дом ______________________________
3. Глагольный словарь:
а) что делает?
повар ______________________________
врач
______________________________
б) кто как голос подает?
кошка ___________________ собака ________________ гусь ___________________
утка ____________________ петух __________________ мышь ________________
корова __________________лягушка ________________ свинья _______________
20. Звукопроизношение.
С : С` З : З` Ц М Ж Ч Ш Л : Л` Р : Р` 21. Фонематический слух. а) дифференциация звуков: с - з с - ш ш - ж ж - з щ - ц щ - с ц - с ц - т` ч - с ч - т` ч - ц ч - ш л - р п - б т - д к - г к - х Повтори! та - да - та ______________________ да - та - та ______________________ ка - га - га ______________________ ка - ха - ка ______________________ па - ба - па _____________________ кот - год - кот ___________________ том - дом - ком ________________________ 22. Анализ звукового состава речи: а) выделение первого звука в слове: Оля ______________________эхо ____________________________ волк __________ Ира _____________________ окно ___________________________ банка __________ б) выделение последнего звука в слове: лук ______________________________ кот ______________________________ сок ______________________________ мак
______________________________ нос
______________________________ 23. Произношение
слов сложного слогового строительство
______________________________ милиционер
______________________________ 24. Повторение предложений: Экскурсовод проводит экскурсию. ______________________________ Сапожник чистит сапоги. ______________________________ 25. Логопедическое
заключение: ______________________________ ______________________________ 26. Результаты
логопедической работы: ______________________________ ______________________________ |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вариант рассказа по серии картинок Яны Л.
(по материалам
Рассказ Яны Л. на этапе констатирующего эксперимента:
Прыгнул, не схватил… Они лес ушли… Вольки стали… лизать а дерево. Коля спрятался… и его не нашли вольки… На дерево… Пасел домой. Приди Коля дверь. Дома… А вольки усли.
Рассказ Яны Л. на этапе контрольного эксперимента:
Была зима. Мальчик шел из школы домой. Тропинка проходила через небольшой лес. Вот уже видно деревню. Вдруг мальчик увидел волков. Он быстро влез на сосну. Волки хотели достать мальчика, но не смогли… Они сели около сосны и стали ждать. Мальчик сидел на сосне, долго сидел, до вечера. Тут… шел мимо охотник. Он увидел волков и выстрелил из ружья. Волки убежали. А мальчик слез тогда с дерева и пошел домой. Ему все обрадовались.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Примерный конспект занятия на тему: «Зима»
(в первый период обучения)
Цель: Составление рассказа по теме: «Зима».
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Сядет тот, кто запомнит и повторит следующие слова: холодная, морозная, снежная зима; белый, пушистый снег; холодные, крупные снежинки; прозрачный, гладкий, ровный лед; холодный, сильный ветер; снегири, воробьи, синицы.
2. Беседа о зиме
Логопед: Я вам загадаю загадку:
Снег на полях, лед на реках.
Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой)
Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Логопед: Какая погода стоит зимой?
Дети: Холодная.
Логопед: Если зимой холод, то какая это зима?
Дети: Холодная
Логопед: Что выпадает зимой?
Дети: Снег
Логопед: Если зимой снежно, то значит зима какая?
Дети: Снежная.
Логопед: А если зимой морозно, то какая зима?
Дети: Морозная.
Аналогично дети образуют прилагательные от наречий: рано, поздно, метельно - ранняя, поздняя, метельная.
Логопед: А если зимой очень холодно, дует сильный ветер, то зима какая?
Дети: Студеная
Логопед: Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы рассказали. Какая зима?
Дети: Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная, студеная.
Логопед: Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разные, непохожие друг на друга. Вот, например, послушайте, какое я составила предложение: наступила холодная, суровая зима.
Логопед выкладывает на фланелеграфе деревья, дом, дети составляют предложения о зиме.
Вы говорили, что зимой падает снег. Какой выпадает снег?
Дети: Белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый.
Дети составляют распространенные предложения о снеге: Выпал липкий, белый снег (На фланелеграфе выкладывается снег).
Логопед: Какие бывают сугробы?
Дети: Большие, высокие, мохнатые, пушистые.
Логопед: Составьте предложение.
Дети: Появились огромные пушистые сугробы.
Логопед: Что происходит с реками, озерами, прудами зимой?
Дети: Они замерзают, покрываются льдом.
Логопед: Какой бывает лед?
Дети: Твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий.
Логопед: Реки и озера покрылись прозрачным, скользким льдом?
На фланелеграфе выставляется соответствующая картинка.
Назовите птиц, которые зимуют у нас.
Дети: Снегири, воробьи, синицы.
Логопед: Если они зимуют, то, как их называют?
Дети: Зимующими.
Логопед: Если погода холодная, нет корма, то, каково птичкам?
Дети: Холодно, голодно.
Дети составляют соответствующие предложения: Зимующим птицам холодно и голодно и т.д.
Логопед: А как можно помочь птицам?
На фланелеграфе картинка, где девочки вешают кормушки и кормят птиц.
3. Составление предложений по сюжетным картинкам и объединение их в рассказ
У каждого ребенка на столе лежит конверт с сюжетной картинкой. Логопед предлагает каждому ребенку составить предложения по картинке, а затем объединить их в связный рассказ. Например:
Наступила холодная, снежная зима. Выпал блестящий, пушистый снег. Появились высокие мягкие сугробы. Реки и озера покрылись прозрачным твердым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно. Дети подкармливают птиц. Они строят для птиц кормушки.
4. Итог занятия
Логопед отмечает детей, которые были наиболее активны на занятии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Логопедический режим в группе ДОУ как условие
эффективной коррекции речи
§ Правильная, выразительная речь учителя-логопеда, воспитателя, его помощника, всех членов педагогического коллектива должна быть образцом для детей.
§ Каждому педагогу группы
важно знать речевые
§ Всем педагогам необходимо добиваться от детей правильного звукопроизношения, а также правильного произношения и употребления новых слов, терминов. Вводить их в активный словарь можно только под руководством учителя-логопеда.
§ Везде и всегда исправлять ошибки в речи детей в повседневной жизни, но делать это спокойно. На занятиях стоит фиксировать внимание на ошибках, предлагая детям найти ее самостоятельно и исправить.
§ Следить за аккуратным посещением логопедических занятий, необоснованные пропуски прерывают коррекцию и снижают эффективность логопедической работы.
§ Внушать детям веру в успех, каждый сдвиг в речи, пусть небольшой, обязательно поощрять.
§ Приучать детей отвечать на вопросы педагогов полно, развернуто, соблюдая правила орфоэпии, а также литературно, без вульгаризмов.
§ Помогать детям оформлять собственные высказывания, задавая точные вопросы. Побуждать дошкольников к исследованию речи своей и окружающих, поощрять словотворчество.
(Овчинникова Т.В. Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей // Логопед. № 3, 2008. С. 100-103)
Введение. 3
Глава I. Теоретическая часть. 6
1.1 Взгляды педагогов на роль фонематического. 6
восприятия в развитии речи. 6
1.2 Обучение и воспитание дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 12
1.2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. 13
1.2.2. Особенности речи детей с ФФНР. 16
1.2.3. Основные направления коррекции. 18
фонетико - фонематического недоразвития у детей. 18
дошкольного возраста. 18
1.2.4. Логопедическая работа в группе для детей. 20
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 20
1.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с. 22
фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 22
1.2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию.. 25
фонематического слуха и фонематического восприятия. 25
1.2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением.. 26
1.2.8. Закрепление у детей речевых навыков. 27
на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах. 27
Глава II. Практическая часть. 31
2.1. Программа исследования. 32
2.1.1. Программа диагностики психологической. 32
зрелости дошкольников. 32
2.1.2. Методика обследования речи. 34
2.2. Формирующий эксперимент. 44
Организация и проведение коррекционной работы в. 44
экспериментальной логопедической группе. 44
2.2.1. Логопедическая работа в группе для детей. 46
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 46
2.2.2. Перспективное планирование работы логопеда и. 47
воспитателя в подготовительной группе. 47
2.2.3. Методика организации логопедической работы.. 50
в экспериментальных группах. 50
2.2.4. Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и. 64
формированию лексико-грамматического строя. 64
2.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в
экспериментальной группе по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников
с ФФНР. 67
2.2.6. Совершенствование словесно-логического мышления. 76
2.2.7. Развитие у детей внимания и памяти. 77