Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа
Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка.
2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму. 79
2.3. Результаты контрольного эксперимента. 82
Заключение. 91
Список использованной литературы.. 93
Фонетико-фонематическое недоразвитие
– нарушение процессов
произносительной системы
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их,
владеть артикуляционным аппаратом,
правильно построить
одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе,
залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на
основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха,
являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями
письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем
целенаправленной
фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает
коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А.
Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).
Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с ФФНР,
должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для
успешного обучения в общеобразовательной школе.
В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпусников
речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом.
Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске
рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлинники обращаются
школьники с дисграфией, которые посещали группы с ФФНР. Поэтому вопрос о
повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется,
что один из резервов – это более тесная связь между логопедом, воспитателем и
родителями.
На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф.
Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на группе
с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего
недоразвития речи.
Цель дипломной работы – создание системы совместной работы логопеда и
воспитателя, необходимой для эффективной
коррекционно-развивающей
детьми с ФФНР.
Объектом данного исследования являются дети дошкольного возраста двух
подготовительных к школе
Предмет исследования – изучение необходимости совместной организации работы
воспитателя и логопеда по устранению речевых нарушений, обучению грамоте в
д/с, развитие психологической готовности к школе.
Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что учитывая проведение воспитателем
разнообразных занятий с детьми дошкольного возраста можно предположить, что
совместная работа воспитателя и логопеда направленная на коррекцию речевых
нарушений у детей, и предполагающая проведение методической работы логопеда с
воспитателями и индивидуальное консультирование воспитателей по проблемам
речевого развития детей будет способствовать большей эффективности.
Для подтверждения гипотезы нами были поставлены задачи:
1. Изучение специальной
литературы по совместной
воспитателя по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
2. Диагностирование
особенностей речевого
3. Диагностирование
психологической зрелости
4. Составление
перспективного планирования
работы педагогов.
5. Уточнение форм
и методов взаимодействия
обратной связи.
6. Разграничение целей и задач логопеда и воспитателя при работе в
экспериментальной группе.
7. Проведение коррекционно-развив
экспериментальной и контрольной групп.
8. Консультирование
воспитателей по проблемам
9. Проведение коррекционно-
экспериментальной группы совместно с воспитателями.
10. Проведение контрольного эксперимента с целью выявления эффективности
коррекционно-развивающего обучения и воспитания совместно с воспитателями в
экспериментальной группе.
Исследования проводились на базе детского сада №9 города Сосногорска.
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную
ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить.
Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой,
развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой
подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад
является первой ступенью в системе
народного образования и
функцию в подготовке детей к школе.
Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические
группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции
речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой
моторики, обучают грамоте, и математике.
Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина,
И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая
зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями
овладения грамотой.
Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими
трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической
готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.
В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о
том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая
предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках,
письменность которых
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина,
А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и
др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей
звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение
грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для
ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой
речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков
речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение –
есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)».
К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто
понял звуко-слоговое строение слова».
То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро,
легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу
и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом
фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим
восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных
исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и
различать звуки речи (фонемы).
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного
развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от
момента рождения, в7-11 месяцев откликается на слово, но только на его
интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период
дофонемного развития речи.
К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает
служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок
начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его
состав).
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая
артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования
произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго
года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием
всех звуков родного языка.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет
на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет
формирование навыков
письмо невозможны.
Формирование правильного
анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития
фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия
поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти
раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных
фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической
деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и
отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение
ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование
звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии
произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха
достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения
чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина
доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха,
при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки,
устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой
структуры слова.
Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры
слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия
формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают
средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического
восприятия имеет большое
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития
аналитико-синтетической
сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном
речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая
звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках,
но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И
действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько
гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или
количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно,
чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.
Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных
звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем
их проговаривании.» Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2) установление различительной роли звука,
3) выделение качественных
основных характеристик звука.»
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к
овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое
восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в
более позднем возрасте. И наконец фонематическое восприятие – способность
различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно,
звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести
звуки в письменной форме.
Обозначим указанные отличительные факторы следующим образом (в порядке их
описания):
Дидактический, порядковый, возрастной, содержательный.
Остановимся подробнее на связи фонематического восприятия и произношения.
По данным Р.Е.Левиной, Р.М.Боскис, Н.Х.Швачкина, в период от одного года до
четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с
овладением произносительной стороны речи.
А.Н.Гвоздев и Н.И.