Система роботи вихователя у спеціальному дошкільному закладі для дітей з тяжкими вадами мовлення

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка.

Файлы: 1 файл

курсовой о нарушен.речи.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

     2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму. 79

     2.3. Результаты контрольного эксперимента. 82

     Заключение. 91

     Список использованной литературы.. 93

                  

Введение

                  

Фонетико-фонематическое  недоразвитие – нарушение процессов формирования

произносительной системы родного  языка у детей с различными речевыми

расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и  различать их,

владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение  и т. д.,

одна из насущих проблем, стоящих  перед дошкольным учреждением.

Правильная речь – один из показателей  готовности ребенка к обучению в школе,

залог успешного освоения грамоты  и чтения: письменная речь формируется  на

основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического  слуха,

являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями

письма и чтения).

Преодоление фонетико-фонематического  недоразвития достигается путем

целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны  речи и

фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей  дошкольного возраста с ФФНР включает

коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А.

Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие  в группы с ФФНР,

должны  усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для

успешного обучения в общеобразовательной  школе.

В литературе нет данных свидетельствующих  о том, какой процент выпусников

речевых групп с ФФНР всё-таки имеют  трудности в овладении чтением  и письмом.

Но из опыта работы логопедов  мы знаем, что большинству детей  при выпуске

рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлинники обращаются

школьники с дисграфией, которые посещали группы с ФФНР. Поэтому вопрос о

повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется,

что один из резервов – это более  тесная связь между логопедом, воспитателем и

родителями.

На важность этой связи указывают  авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф.

Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на группе

с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего

недоразвития речи.

Цель дипломной работы – создание системы совместной работы логопеда и

воспитателя, необходимой для эффективной  коррекционно-развивающей работы с

детьми с ФФНР.

Объектом данного исследования являются дети дошкольного возраста двух

подготовительных к школе групп  с ФФНР. В каждой группе по 10 человек.

Предмет исследования – изучение необходимости совместной организации работы

воспитателя и логопеда по устранению речевых нарушений, обучению грамоте  в

д/с, развитие психологической готовности к школе.

Выдвинутая гипотеза, заключается  в том, что учитывая проведение воспитателем

разнообразных занятий с детьми дошкольного возраста можно предположить, что

совместная работа воспитателя  и логопеда направленная на коррекцию  речевых

нарушений у детей, и предполагающая проведение методической работы логопеда с

воспитателями и индивидуальное консультирование воспитателей по проблемам

речевого развития детей будет  способствовать большей эффективности.

Для подтверждения гипотезы нами были поставлены задачи:

1.       Изучение специальной  литературы по совместной работе  логопеда и

воспитателя по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

2.       Диагностирование  особенностей речевого развития  детей.

3.       Диагностирование  психологической зрелости дошкольников.

4.       Составление  перспективного планирования по  совместной организации

работы педагогов.

5.       Уточнение форм  и методов взаимодействия педагогов  и возможности

обратной связи.

6.       Разграничение  целей и задач логопеда и  воспитателя при работе в

экспериментальной группе.

7.       Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми

экспериментальной и контрольной  групп.

8.       Консультирование  воспитателей по проблемам речевого  развития.

9.       Проведение коррекционно-развивающей  работы с детьми

экспериментальной группы совместно  с воспитателями.

10.   Проведение контрольного эксперимента с целью выявления эффективности

коррекционно-развивающего обучения и воспитания совместно с воспитателями  в

экспериментальной группе.

Исследования проводились на базе детского сада №9 города Сосногорска.

    

Глава I. Теоретическая часть

 

1.1 Взгляды педагогов  на роль фонематического

 

                       восприятия в развитии речи

                      

Поступление ребёнка в школу  – важный этап в жизни, который  меняет социальную

ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить.

Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой,

развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой

подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад

является первой ступенью в системе  народного образования и выполняет  важную

функцию в подготовке детей к  школе.

Во многих «общеобразовательных»  детских садах существуют логопедические

группы, где детям оказывают  помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции

речи с детьми занимаются развитием  памяти, внимания, мышления, общей и  мелкой

моторики, обучают грамоте, и математике.

Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина,

И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая

зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями

овладения грамотой.

Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими

трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической

готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

В современной методике обучения грамоте  общепризнанным является положение  о

том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая

предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках,

письменность которых построена  по звукобуквенному принципу.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина,

А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и

др.)  подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей

звучащего слова влияет и на общеречевое  развитие ребёнка – на усвоение

грамматического строя, словаря, артикуляции  и дикции. И будет лучше для

ребёнка с речевыми нарушениями  прийти в школу не только с фонетически чистой

речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим  читать.

Навык чтения формируется у ребёнка  только после овладения слиянием звуков

речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение –

есть воссоздание звуковой формы  слова по его графической (буквенной  модели)».

К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто

понял звуко-слоговое строение слова».

То есть мы хотим, чтобы ребёнок  усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро,

легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу

и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и  синтез должны базироваться на устойчивом

фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим

восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных

исследователей одно и тоже, принято  называть способность воспринимать и

различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у  детей постепенно, в процессе естественного

развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от

момента рождения, в7-11 месяцев откликается  на слово, но только на его

интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период

дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает

служить орудием общения, приобретает  характер языкового средства, и ребёнок

начинает реагировать на его  звуковую оболочку (фонемы, входящие в  его

состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая

артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования

произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин  отмечает, что уже к концу второго

года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием

всех звуков родного языка.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет

на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет

формирование навыков звукового  анализа, без которых полноценное  чтение и

письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к

анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития

фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия

поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти

раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных

фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической

деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и

отличает их от других.

При  помощи  аналитико-синтетической  деятельности происходит сравнение

ребёнком своей несовершенной  речи с речью старших и формирование

звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии

произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха

достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения

чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина

доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического  слуха,

при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки,

устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой

структуры слова.

Д.Б.Эльконин назвал эти специальные  действия по анализу звуковой структуры

слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия

формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают

средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического

восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Готовность к обучению грамоте  заключается в достаточном уровне развития

аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа,

сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при  нормальном

речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая

звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя  ребёнок замечает разницу в отдельных  звуках,

но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И

действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько

гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или

количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень  важно,

чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных

звуков в слове и умение производить  анализ звуковой формы слов при внутреннем

их проговаривании.»  Он же указывает: «Под звуковым анализом  понимается:

1)     определение порядка  слогов и звуков в слове,

2)     установление различительной роли звука,

3)     выделение качественных  основных характеристик звука.»  (4)

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к

овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое

восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в

более позднем возрасте. И наконец  фонематическое восприятие – способность

различить особенности и порядок  звуков, чтобы воспроизвести их устно,

звуковой анализ – способность  различить то же самое, чтобы воспроизвести

звуки в письменной форме.

Обозначим указанные отличительные  факторы следующим образом (в  порядке их

описания):

Дидактический, порядковый, возрастной, содержательный.

Остановимся подробнее на связи фонематического восприятия и произношения.

По данным Р.Е.Левиной, Р.М.Боскис, Н.Х.Швачкина, в период от одного года до

четырёх лет развитие фонематического  восприятия происходит параллельно  с

овладением произносительной стороны  речи.

А.Н.Гвоздев и Н.И.Красногорский  отмечают, что особенностью передачи звуков в

Информация о работе Система роботи вихователя у спеціальному дошкільному закладі для дітей з тяжкими вадами мовлення