Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа
Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка.
§ систематичность, целенаправленность и поэтапность работы учителя-логопеда по программе, адекватной структуре речевого нарушения у детей;
§ взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателей группы.
Возможность создания указанных условий является основой эффективности всей логопедической работы в группе и преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный эксперимент в коррекционной группе показывает, что система логопедической работы обеспечивает коррекцию речевого дефекта и формирование основных компонентов речевой системы: правильное звукопроизношение и целостное восприятие речи, лексико-грамматическую сторону, включая систему словообразования и словоизменения, связность речевого высказывания разного уровня. Кроме того, дети овладевают элементами грамоты, что формирует готовность значительной части детей к обучению чтению в подготовительной группе детского сада.
Перспективными направлениями настоящего исследования могут стать изучение проблемы взаимодействия в логопедической работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей детей с речевым недоразвитием.
Литература
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2002.
2. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия. № 1. 2007.
3. Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001, С. 29-37.
4. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. Российская Академия образования. Ассоциация «Профессиональное образование», М., 1995.
5. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. М., 1996.
6. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Метод. Пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. М.: Айрис-пресс, 2005.
7. Гаркуша Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., Секачев, 2000.
8. Глухов В.П. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М., 1993.
9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1995.
10. Жукова Н.С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.
11. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., Соц-полит. журнал, 1994.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. М., 2003.
13. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда (Коррекционная педагогика). - М.: Гуманит. Центр «Владос», 2005.
14. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. - М.: Академия, 2006.
15. Крылова Л.Н. О
16. Крылова Л.Н. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. № 2. 1978. С. 62-68.
17. Крылова Л.Н., Корц М.А., Кузевич Л.М. Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни // Дефектология. № 5. 1978. С. 65-71.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова В.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. С-Пб.: Союз, 1999.
19. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики. // «Логопедия сегодня». 2007, № 3.
20. Ларионова Н.Я. Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя (Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи). - М., 1987.
21. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. факультетов педвузов. / Под ред. Л.С.Волковой. М.: Владос, 2006.
22. Лопатина
Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление
речевых нарушений у
23. Ляпидевский С.С., Селиверстов В.И. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского., М., 1988.
24. Максаков А.Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
25. Матросова
Т.А. Совместная работа
26. Миронова
Н.М. Развиваем фонематическое
восприятие. Планы-конспекты занятий
с детьми старшего дошкольного
возраста с речевыми
27. Настольная книга логопеда: справочно-методическое пособие / Сост. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. - М.: АСТ: Апрель, Профиздат, 2005.
28. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. М., 1968.
29. Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. Поваляевой М.А.. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
30. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
31. Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. Селиверстова В.И. _ М.: «Просвещение», 1988.
32. Селиверстов В.И., Волосовец Т.В., Дементьева С.Г. О некоторых аспектах государственной политики в области защиты семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии // Логопедия. № 4, 2006.
33. Селиверстов
В.И., Ляпидевский С.С. Воспитание
и обучение детей с
34. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 1999.
35. Тишина Л.А., Кузахметова Г.Р. Влияние словарной работы на развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. 2007. № 2.
36. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Акцидент, 1997.
37. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. - М., 1999.
38. Филичева
Т.Б., Соболева Развитие речи
39. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.
40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение, воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 2004.
41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Ч. II. М.: Альфа, 1993.
42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007.
43. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. Учебное пособие. - М.: «Просвещение», 1989.
44. Хватцев М.Е.
Логопедия: работа с
45. Хрестоматия
по логопедии в двух томах
/ Под ред. Л.С.Волковой и В.И.
46. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб., Речь, 2003.
47. Яшина В.А. Речевая среда и дети // Дошкольное воспитание. № 8, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программные принципы коррекционной системы обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи
(по Р.Е.Левиной)
1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
2. Принцип развития
речи и опоры на онтогенез,
предполагающий анализ объектив
3. Принцип взаимосвязанного
формирования фонетико-
4. Принцип дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения.
5. Принцип связи
речи с другими сторонами
(Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007. С. 51-52)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схема логопедического обследования детей
экспериментальной группы
Поступил
в логопедическую группу ______________________________
1.Дата поступления
ребенка в группу________________________
2.Фамилия, имя
______________________________
3.Возраст ____________________
4.Домашний адрес
______________________________
5.Откуда поступил
ребенок_______________________
6.Фамилия, имя,
отчество родителей, должность,
______________________________
отец:_________________________
7.Анамнез:____________________
От какой беременности
по счету?________________________
Как протекала
беременность и роды?_______________________
______________________________
Когда закричал?_____________________
Как протекало физическое развитие:
стал держать
головку_______________________
вставать______________________
Какие заболевания
перенес до года?_________________________
Речевое развитие ребенка:
гуление _______________ лепет________________ первые слова ______________________________
речь
фразой________________________
Не прерывалось
ли речевое развитие? (если прерывалось,
по какой причине, как долго длилось,
с какими последствиями ______________________________
______________________________
Как быстро наращивался
словарный запас?____ ______________________________
8. Слух ______________________________
9. Зрение ______________________________
10. Интеллект ____________________
11. Речевая среда
и социальные условия ______________________________
Обращались ли раньше к логопеду? Как долго длились занятия? Их результативность?
______________________________
Как сам ребенок
относится к речевому дефекту?______________________
12. Общее звучание
речи__________________________
темп__________________________
дыхание_______________________
13. Обследование артикуляционного аппарата:
подвижность___________________
строение неба_________________
________________________ губы
и их подвижность______________
14. Состояние общей
моторики (координирование движений, состояние
тонкой моторики, какой рукой предпочитает
работать ребенок) ______________________________
15. Общее развитие ребенка:
а) разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут? ______________________________
Сколько тебе лет?
______________________________
Где ты живешь? ______________________________
Как зовут маму?
______________________________
Кем работают мама? _____________________________ папа? ________________________
Есть
ли у тебя друзья? ______________________________
Разрезные
картинки: ______________________________
Пирамидка:
______________________________
б) счет прямой ______________________________
счетные операции
______________________________
в) геометрические
формы ______________________________
г) основные цвета
______________________________
оттеночные ______________________________
д) классификация
предметов ______________________________
е) ориентация во
времени ______________________________
ж) в пространстве
______________________________
16. Обследование понимания речи:
выполнение инструкций
______________________________
понимание предлогов
______________________________
числа________________________ рода ________________________ падежа _____________
17. Обследование связной речи:
а) составление
рассказа по картинке ______________________________
______________________________
б) составление рассказа по серии картин
______________________________
в) пересказ ______________________________
г) рассказ описание
или рассказ по представлению ______________________________
______________________________
18. Обследование грамматического строя:
а) образование множ. числа имен сущ. и род. пад. имен сущ. множ.:
мост ______________________________
дом ______________________________
стул ______________________________
пчела
______________________________