Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа
Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы [17, 25, 43, 47]. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е.И.Тихеева и Е.А. Флерина.
Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений [42]:
· закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
· повторение стихотворений, рассказов;
· упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
· активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.
Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре - также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.
На
основании изложенного в первой
главе материала следует заключ
1. На современном этапе в России идет активный процесс развития системы коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии (в том числе речевом), представляющего собой качественно новый уровень образовательного процесса, позволяющий рано выявлять и своевременно оказывать детям логопедическую и иную помощь.
2. Понимание сложной
структуры речевого дефекта, опора на
имеющиеся классификации речевых нарушений
позволяет представить психолого-педагогическую
характеристику дошкольников с речевым недоразвитиемразного
уровня, на основе которой организуется
стратегия и тактика логопедической
работы вспециализированной гру
3. Успех и эффективность коррекции речевого недоразвития у дошкольников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в целостном коррекционно-развивающем процессе.
4. В основе системы
логопедической работы лежит индивидуально-
Глава 2. Эмпирическое исследование организации логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
2.1. Цели, задачи и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось в логопедической группе «АБВГДейка» МДОУ д/с № 66 «Теремок» г. Таганрога Ростовской области. В соответствии с нормативно-правовой базой в указанной группе работают учитель-логопед и два воспитателя, а также помощник воспитателя. В детском саду есть педагог-психолог, осуществляющий психологическое наблюдение и сопровождение детей с речевыми нарушениями логопедической группы.
Экспериментальную
группу составили 10 детей
старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Все дети
до начала учебного года были обследованы
специалистами муниципальной дошкольной
психолого-медико-
Цель эмпирического исследовани
1. Изучить условия логопедической работы в группе для детей с нарушениями речи для проверки высказанного предположения (гипотезы).
2. Провести эксперимент в логопедической группе детского сада с детьми, имеющими общее недоразвитие речи третьего уровня, включая формирующий эксперимент и выявить эффективность логопедической работы.
3. Определить систему логопедической работы в экспериментальной группе.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе в период с сентября по октябрь 2007 г. был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого решались следующие задачи:
а) уточнить объем и качественный состав пассивного и активного словаря у детей;
б) выявить способность детей понимать и адекватно употреблять многозначные, противоположные и близкие по значению слова;
в) определить уровень звукопроизношения у детей;
г) выявить навыки связной речи, способность актуализировать имеющийся словарный запас в связной речи, составляя рассказы по картинке и из собственного опыта.
В соответствии с этими задачами были проведены серии заданий. Полученные материалы обрабатывались количественно и качественно. Количественный анализ предполагал подсчет правильных и неправильных ответов. Для качественного анализа также была разработана балльная система, позволяющая распределить детей по уровням выполнения заданий.
На
втором этапе осуществлялась коррекционно-развивающая
работа с экспериментальной группой детей
по программе, адекватной структуре речевых
нарушений. На третьем этапе проводился
контрольный эксперимент, позволяющий
отследить результатылогопедической
В соответствии с задачами и этапами эмпирического исследования в начале учебного 2007-2008 гг. нами было проведено изучение состояния речевого развития детей экспериментальной группы (см. Таблица 1). Были использованы следующие методы изучения речи [1, 3-5, 13, 19, 29, 34, 42]:
§ Для обследования произношения - методики М.Ф.Фомичевой.
§ Для обследования фонематического анализа - методика Л.Ф.Спировой.
§ Для обследования слоговой структуры слов - методика А.К.Марковой.
§ Для обследования словаря - методика С.Г.Шевченко (называние предметов, действий и качеств, выявление умения подбирать однородные слова, обобщать понятия).
§ Для обследования грамматического строя речи.
По этим же методикам проводилось изучение состояния речи у детей на момент контрольного эксперимента.
Таблица 1
Характеристика детей
№№ |
Имя, фамилия ребенка |
Дата рождения |
Состояние речевого развития |
Сопутствующие нарушения |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Яна З. Владислава М. Коля В. Дима Т. Тимофей У. Владислав П. Даша К. Максим Л. Юля Л. Каролина М. |
10.12.02 24.12.02 11.09.02 27.06.02 14.07.02 11.05.02 2.09.02 28.12.01 9.03.02 23.03.03. |
ФФН ОНР, III ур.реч.разв. ОНР, III ур.реч.разв. ОНР,III ур.реч.разв. ОНР,III ур.реч.разв. ОНР, III ур.реч.разв. ОНР, II ур.реч.разв. ОНР, III ур.реч.разв. ОНР, III ур.реч.разв. ОНР, III ур.реч.разв. |
ММД Нарушение моторики Нарушение внимания Псих-пед.запущенность Псих-пед.запущенность Гипотериоз Расторможенность ММД |
|
Особое
значение уделялось изучению возможностей
детей в использовании
Первое задание - составление детьми предложений по вопросам к пяти отдельным картинкам («Скажи, что здесь нарисовано?»).
Второе задание - воспроизведение простого по структуре и небольшого по объему текста знакомой сказки («Репка»).
Третье задание - составление рассказа по серии сюжетных картинок («Медведь и зайцы» по И.В.Баранникову и Л.А.Варковицкой, 1979 г.).
Четвертое задание - составление рассказа из опыта на близкую детям тему: «На нашем участке», цель задания - выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений (предлагался план рассказа).
По
результатам констатирующего
Затем был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного обследования речи детей, что позволило определить динамику речевого развития и эффективность той системы логопедической работы, которая организуется в экспериментальной группе.
2.2. Условия организации
детского сада
Одной
из задач исследования являлось изучение
условий организации
На основании обобщения изученного материала установлено:
В логопедической
группе созданы все условия для
полноценной коррекционной