- Общая психология – это наука, изучающая особенности
возникновения и формирования познавательных
процессов, состояний и свойств психики.
- Психика – это системное свойство высокоорганизованной
материи, заключающееся в активном отражении
субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека).
- Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая
развитие психики человека и её особенности
на различных возрастных ступенях.
- Медицинская психология – это отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
- Дифференциальная психология –отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий.
- Педагогическая психология и психология образования– раздел психологии, изучающий
методы обучения и воспитания, повышающие
эффективность выполнения образовательных
задач, эффективность педагогических
мер, улучшающие психологические аспекты
преподавания и т. д.
- Социальная психология - это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей,
обусловленных включением их в социальные
группы, а также психологических характеристик
самих групп
- Психологические
процессы
1)Познавательные: ощущение,
восприятие, мышление, внимание,
память, воображение, речь.
2)Эмоциональные: стресс, эмоции,
чувства, аффекты.
3)Волевые: борьба мотивов,
принятие решение, постановка цели.
- Психоанализ - это метод, который помогает человеку понять самого себя.
- Бихевиоризм (поведенческая) – направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант.
- Гуманистическая
психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека.
- Методические исследования
- Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.
- Методика - это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.
- Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
- Виды наблюдения: явное, скрытое, включенное, невключенное,
внешнее и интроспекция(внутреннее)
- Явное наблюдение происходит, когда человек, участвующий в эксперименте знает, о том, что за ним смотрят.
- Скрытое осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективно может применяться
при изучении поведения испытуемых в свободное
времяпрепровождение. В этой ситуации
можно выявить интересы и увлечения отдельных
лиц, микрогруппы по интересам, неформальных
лидеров.
- включенное - наблюдение за некоторой социальной общностью, являясь при этом ее членом.
- Невключенное - информацию об изучаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы.
- Внешнее - это некий взгляд «со стороны» на социальное явление или процесс.
- Интерспекция - наблюдении собственных психических процессов
без использования каких-либо инструментов
или эталонов.
- Опрос – метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
- Виды опроса: устный, свободный, письменный, стандартизированный:
- Устный - Необходимо вести наблюдение за реакциями
и поведением человека. «-» - большие затраты
времени.
- Письменный «+» - можно опросить большее количество людей.
«-» - невозможно заранее учесть
реакции отвечающих.
- Свободный - разновидность письменного или устного опроса. Перечень вопросов и возможных ответов не ограничен.
- Стандартизированный - определено чёткими рамками и задачами, ведётся по определённой предварительно подготовленной программе.
- Тест - специализированный метод психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную
количественную или качественную характеристику
изучаемого явления.
- Виды : тест –опросник, тест-задание, проективный тест (проекция)
- Тест-опросник – система продуманных, тщательно проделанных и проверенных на надёжность вопросов, по ответам на которые
можно судить о психологических качествах
испытуемых.
- Тест-задание – предполагает оценку психики и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемому предлагается серия заданий, по итогам выполнения которых, судят по наличию или отсутствию, или степени
развития у него качеств.
- Проективные тесты – в основе этих тесов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, в особенности недостатки, человек склонен приписывать другим людям. (примеры тестов: «дом», «дерево», «человек»).
- Эксперимент – способ сбора фактов специально организованных или обычных условиях .
- Виды эксперимента: лабораторный, естественный
- Естественный - проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора
в этот процесс.
- Лабораторный - проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора.
- Моделирование - применяется в том случае, когда проведение теста эксперимента теста затруднено или сложно. (Техническое, логическое, математические, кибернетическое).-
- Виды: математический, логическое и кибернетическое - это изучение объекта посредством
моделей с переносом полученных знаний
на оригинал.
Математическое моделирование — это процесс построения и
изучения математических моделей.
- Ощущение - это процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном контакте.
- Виды рецепторов : дистантные, контактные, проприоцептивные,
экстероцептивные, интероцептивные
- Экстероцептивные, отражающие свойства и явления внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.
- Дистантные рецепторы - рецептор, воспринимающий раздражения,
источник которых находится на некотором
расстоянии от организма.
- Контактные рецепторы - рецепторы, передающие раздражения при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами или веществами. Это тактильные, температурные, болевые, вкусовые
и обонятельные
- Интероцептивные рецепторы - во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов.
- Проприорецептивные
рецепторы - располагаются в мышцах и связках и дают
информацию о движении нашего
тела и его положении.
- Виды ощущения : тактильные, обонятельный, зрительный, слуховой, вкусовой, двигательный
- Тактильные ощущения
— форма кожной чувствительности,
обусловленная работой рецепторов кожи.
- Обонятельные - ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных
в воздухе.
- Зрительные - ощущения света и цвета.
- Слуховые характеризуются высотой, тембром, голосом
- Вкусовые.
- Абсолютный верхний порог – max величина внешних раздражителей, на которых анализ реагирует соответствующему раздражению. Абсолютный нижний порог – min величина раздражителя вызывающего раздражения, ощущения.
- Чувствительность – зависит от порогов ощущения. Способность к ощущению
- Латентный период – при воздействии раздражения на анализатор ответная реакция возникает не сразу , а через
некоторое время
- Спец. Свойства ощущений : сенсибилизация, адаптация, синестезия
- Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений.
- Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения
характерного для другого анализатора
- Сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящая вследствие приспособлений органов чувств.
- Восприятие - это целостное субъективное психическое отражение предметов или явлений окружающей действительности отражения человека окружающего мира.
- Свойства восприятия: контактность, предметность, целостность,
обобщенность, осмысленность, апперцепция
- Константность – способность воспринимать предметы
постоянным по различным параметрам не зависимо от физических
условий.
- Предметность – способность воспринимать мир
не в виде набора, а в форме отдельных
предметов обладающих свойствами.
- Целостность – способность мысленно достраивать
объект представленных непониманием
набора элементов.
- Обобщенность - собирательность, суммарность,
типичность, схематичность, синтетичность.
- Осмысленность – понимание сущности предмета.
- Апперцепция – зависимость восприятия от
общего содержания психической жизни
человека
- Восприятие времени — образное отражение таких характеристик явлений
окружающей действительности, как длительность,
скорость протекания и последовательность.
Восприятие пространства — способность человека воспринимать
пространственные характеристики окружающего
мира.
Восприятие движения - это отражение изменения положения,
которое объекты занимают в пространстве.
- Адекватное и неакдеватное
восприятие (иллюзия)
Иллюзия – искажение реально существующего
предмета или явления, (мнимое восприятие
и восприятие без объекта.)
- Виды иллюзий: физиологические, физические, психологические
- Физические — связаны с действующими в
мире объективными законами физики (например, оптическая
иллюзия: целая ложка, частично погруженная
в стакан с водой, воспринимается
как надломленная).
- Физиологические — связаны с особенностями
периферических или центральных звеньев
анализаторов (органов чувств) человека (например,
если несколько раз поднять одновременно
обеими руками пару различных по массе
предметов, а затем другую пару предметов
одинаковой массы, то предмет, оказавшийся
в руке, в которой до того был более легкий,
покажется более тяжелым, чем предмет, находящийся
в другой руке)
- Внимание – выделение, выбор актуальных,
личносто значимых сигналов - глубоко
личностный процесс, за ним всегда стоят
потребности мотивы цели установки в желаниях
эмоциях и чувствах.
- Виды внимания :произвольное, непроизвольное, послепроизвольное
- Непроизвольное внимание не связано с участием воли, и может возникать под воздействием силы раздражителя, его новизны, контрастности, эмоциональной окраски, интереса к данному объекту.
- Произвольное внимание подчинено воле человека, это процесс
удержания внимания на чём-либо или ком-либо
и переключение его с одного объекта на
другой, которое осуществляется преднамеренно.
Не врожденное, а социальное, в отличие
от непроизвольного внимания. Возникает
у детей на протяжении младшего школьного возраста.
- Послепроизвольное
внимание возникает в тот момент, когда
первоначально не вызывающая непосредственного
интереса деятельность, для выполнения
которой было задействовано произвольное
внимание, по мере углубления в неё захватывает и увлекает человека. Это
внимание связано с сознательными задачами
и целями.
- Свойства внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключаемость.