Словарь по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 01:46, шпаргалка

Описание работы

Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека).
Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях.
Медицинская психология – это отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
Дифференциальная психология –отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий.

Файлы: 1 файл

psikhologia_1.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)
  1. Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики.
  2. Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека).
  3. Возрастная психология -  отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях.
  4. Медицинская психология – это отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
  5. Дифференциальная психология –отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий.
  6. Педагогическая психология  и психология образования– раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д.
  7. Социальная психология - это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп
  8. Психологические процессы

1)Познавательные: ощущение,  восприятие,  мышление,  внимание,  память, воображение,  речь.

2)Эмоциональные: стресс,  эмоции, чувства, аффекты.

3)Волевые: борьба мотивов,  принятие  решение, постановка цели.

  1. Психоанализ - это метод, который помогает человеку понять самого себя.
  2. Бихевиоризм (поведенческая) – направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант.
  3. Гуманистическая психология -  ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека.
  4. Методические исследования
  5. Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.
  6. Методика - это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.
  7. Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
  8. Виды наблюдения: явное, скрытое, включенное, невключенное,  внешнее и интроспекция(внутреннее)
    • Явное наблюдение происходит, когда человек, участвующий в эксперименте знает, о том, что за ним смотрят.
    • Скрытое осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективно может применяться при изучении поведения испытуемых в свободное времяпрепровождение. В этой ситуации можно выявить интересы и увлечения отдельных лиц, микрогруппы по интересам, неформальных лидеров.
    • включенное - наблюдение за некоторой социальной общностью, являясь при этом ее членом.
    • Невключенное - информацию об изучаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы.
    • Внешнее - это некий взгляд «со стороны» на социальное явление или процесс.
    • Интерспекция - наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
  1. Опрос – метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
  1. Виды опроса: устный, свободный, письменный, стандартизированный:
  • Устный - Необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением человека. «-» - большие затраты времени.
  • Письменный «+» - можно опросить большее количество людей.

«-» - невозможно заранее учесть реакции отвечающих.

  • Свободный - разновидность письменного или устного опроса. Перечень вопросов и возможных ответов не ограничен.
  • Стандартизированный  - определено чёткими рамками и задачами, ведётся по определённой предварительно подготовленной программе.
  1. Тест - специализированный метод психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
  1. Виды : тест –опросник, тест-задание, проективный тест (проекция)
    • Тест-опросник – система продуманных, тщательно проделанных и проверенных на надёжность вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
    • Тест-задание – предполагает оценку психики и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемому предлагается серия заданий, по итогам выполнения которых, судят по наличию или отсутствию, или степени развития у него качеств.
    • Проективные тесты – в основе этих тесов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, в особенности недостатки, человек склонен приписывать другим людям. (примеры тестов: «дом», «дерево», «человек»).
  1. Эксперимент – способ сбора фактов специально организованных или обычных условиях .
  1. Виды эксперимента: лабораторный, естественный
    • Естественный - проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.
    • Лабораторный -  проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора.
  1. Моделирование - применяется  в том случае,  когда проведение  теста эксперимента  теста  затруднено или  сложно. (Техническое, логическое, математические, кибернетическое).-
  1. Виды: математический, логическое и кибернетическое - это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.

Математическое моделирование — это процесс построения и изучения математических моделей.

  1. Ощущение - это  процесс отражения отдельных свойств предметов объективного  мира при  их непосредственном контакте.
  2. Виды рецепторов : дистантные, контактные, проприоцептивные, экстероцептивные, интероцептивные
    • Экстероцептивные, отражающие свойства и явления внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.
    • Дистантные рецепторы - рецептор, воспринимающий раздражения, источник которых находится на некотором расстоянии от организма.
    • Контактные рецепторы - рецепторы, передающие раздражения при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами или веществами. Это тактильные, температурные, болевые, вкусовые и обонятельные
    • Интероцептивные рецепторы - во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов.
    • Проприорецептивные рецепторы - располагаются в мышцах и связках и дают информацию о движении нашего тела и его положении.
  1. Виды ощущения : тактильные, обонятельный, зрительный, слуховой, вкусовой, двигательный
    • Тактильные ощущения — форма кожной чувствительности, обусловленная работой рецепторов кожи.
    • Обонятельные -   ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе.
    • Зрительные - ощущения света и цвета.
    • Слуховые характеризуются высотой, тембром, голосом
    • Вкусовые. 
  1. Абсолютный верхний  порог – max величина внешних  раздражителей, на  которых анализ реагирует соответствующему раздражению.  Абсолютный  нижний  порог – min величина раздражителя вызывающего раздражения,  ощущения.
  1. Чувствительность – зависит  от  порогов   ощущения. Способность  к  ощущению
  2. Латентный период – при воздействии раздражения на анализатор ответная реакция возникает не сразу , а через некоторое время
  3. Спец. Свойства ощущений : сенсибилизация, адаптация, синестезия
  • Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений.
  • Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения характерного для другого анализатора
  • Сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящая вследствие приспособлений органов чувств.
  1. Восприятие - это целостное субъективное психическое отражение предметов или явлений окружающей действительности  отражения человека окружающего мира.
  1. Свойства восприятия: контактность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность, апперцепция
  • Константность – способность воспринимать предметы постоянным по различным параметрам не  зависимо от физических условий. 
  • Предметность – способность воспринимать мир не  в  виде набора, а в форме отдельных предметов обладающих свойствами.
  • Целостность – способность мысленно  достраивать объект представленных непониманием  набора элементов.
  • Обобщенность - собирательность, суммарность, типичность, схематичность, синтетичность.
  • Осмысленность – понимание сущности  предмета.
  • Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека
  1. Восприятие времени — образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность.

Восприятие пространства — способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира.

Восприятие движения - это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.

  1. Адекватное и неакдеватное восприятие (иллюзия)

Иллюзия – искажение реально существующего предмета или явления, (мнимое восприятие и восприятие без объекта.)

  1. Виды иллюзий: физиологические, физические, психологические
  • Физические — связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: целая ложка, частично погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная).
  • Физиологические — связаны с особенностями периферических или центральных звеньев анализаторов (органов чувств) человека (например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару предметов одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем предмет, находящийся в другой руке)
  1. Внимание – выделение, выбор актуальных, личносто значимых сигналов - глубоко личностный процесс, за ним всегда стоят потребности мотивы цели установки в желаниях эмоциях и чувствах. 
  1. Виды внимания :произвольное, непроизвольное, послепроизвольное
    • Непроизвольное внимание не связано с участием воли, и может возникать под воздействием силы раздражителя, его новизны, контрастности, эмоциональной окраски, интереса к данному объекту.
    • Произвольное внимание подчинено воле человека, это процесс удержания внимания на чём-либо или ком-либо и переключение его с одного объекта на другой, которое осуществляется преднамеренно. Не врожденное, а  социальное, в отличие от непроизвольного внимания. Возникает у детей на протяжении младшего школьного возраста.
    • Послепроизвольное внимание возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая непосредственного интереса деятельность, для выполнения которой было задействовано произвольное внимание, по мере углубления в неё захватывает и увлекает человека. Это внимание связано с сознательными задачами и целями.
  1. Свойства внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключаемость.

Информация о работе Словарь по «Психологии»