- Интеракция, Коммуникация, Перцепция и их виды
Интеракция («интер» - между,)– взаимодействие,
взаимное влияние людей или воздействие
групп друг на друга; - непосредственная
межличностная коммуникация, важнейшей
особенностью которой признается способность
человека принимать роль другого, представлять
себе, как его воспринимает партнер по
общению.
Коммуникация – акт передачи информации
от одного лица другому или группе лиц
и её восприятие последними.
Типы коммуникаций:
- Познавательная коммуникация
- Убеждающая коммуникация.
- Экспрессивная коммуникация.
- Суггестивная коммуникация.
- Ритуальная коммуникация.
- Визуальная коммуникация – передача информации
по средствам жестов, мимики, телодвижений.
- Мифологическая коммуникация – основывается на мифах, это
позволяет влиять на аудиторию.
- Перформансная (perfaomance - представление, спектакль) коммуникация. Основывается на ритуалах. Характеризуется театральностью.
- Диалог. Универсальная форма общения,
он связывает все высказывания в единое
пространство и создает эмоциональное
и интеллектуальное поле общения.
Перцептивная сторона общения: взаимодействие невозможно
без взаимопонимания.
Перцепция – процесс восприятия, способствующий
взаимопониманию участников общения.
- Трансактный анализ
- трансакция
- Конфликт – осознанное противоречие, которое требует разрешения.
- Схема возникновения
конфликта: На конфликтоген в наш адрес мы отвечаем более сильным конфликтогеном, другой человек использует ещё более сильный конфликтоген, и мы находим ещё более сильный. И так появляется конфликт.
- Конфликтоген – это слова, действия или бездействия, провоцирующие
конфликт. Одного конфликтогена не достаточно,
нужна экскалация конфликтов.
- Виды конфликтогенов Процесс нарушения общения происходит на уровнях «Я-Я», «Я - другой», «Я - группа», «Группа -Группа». В соответствии с этим конфликты бывают:
- Межличностные;
- Личностно-групповые;
- Межгрупповые.
- Тактика поведения
в конфликтах (5)
- Стиль противоборства – используется в том случае, когда собеседник не заинтересован в сотрудничестве, но способен на волевые решения. Он удовлетворяет собственные интересы
в ущерб интересам других людей. Эффективен
в том случае, когда человек обладает властью,
когда его решения правильны.;
- Избегание – используется в случаях, когда проблема не столько важна для человека, когда он не прав, когда у человека не достаточно власти
или когда он находится в безнадежном
положении. Хорошо использовать данный
стиль со сложными людьми, когда у человека
нет оснований для продолжения сотрудничества,
когда требуется отсрочка в решении;
- Уступка – тактика используется, если исход дела важен
для другого человека, когда у него больше
власти, когда он жале другого. Использовать
можно для отсрочки решения, для смягчения
конфликта и восстановления гармонии;
- Компромисс – обмен уступками, когда частично удовлетворяется желание обеих сторон. Никто
не выигрывает и никто не проигрывает;
- Сотрудничество – совместное обсуждение проблемы
и желаний. Это когда «мы» вместе против
проблемы, когда выяснены все скрытые
нужды партнера (самый эффективный стиль).
- Стратегия
поведения конфликта
(2) :
- ориентации участников конфликта на
собственные интересы
- ориентации участников конфликта на
интересы противоположной стороны.
- Группа – это реально существующее образование,
в котором люди собраны вместе, объединены
каким-то общим признаком, разновидностью совместной
деятельности или помещены в какие-то
идентичные условия, обстоятельства (тоже
в реальном процессе их жизнедеятельности). Группа – это определенная система
деятельности, заданная в системе общественного
разделения труда и поэтому сама выступает субъектом определенного
вида деятельности и через неё включена
во всю систему общественных отношений.
- Виды группы: малая, большая, диффузная, формальная, неформальная, открытая, закрытая, референтная, нереферентная, сплочение
- Большие группы представлены в социальной психологии
как группы неорганизованные (толпа).
- Малая группа – это немногочисленная по составу, хорошо организованная самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью совместно с деятельностью и находятся в непосредственном
личном контакте и эмоциональном взаимодействии
продолжительное время.
- Виды малых групп
Малые группы делятся на условные и реальные, на
формальные и неформальные, слаборазвитые
и высокоразвитые, диффузные, референтные
и нереферентные.
- Условные группы – группы объединенные по какому-то общему признаку (возраст, пол и т.д.).
- Реальные группы – группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Делятся на естественные (реально существующие в обществе) и лабораторные (созданные
в интересах научного изучения).
- Формальные группы – группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
- Неформальные группы – группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
- Слаборазвитые группы – группы, находящиеся на начальном
этапе своего существования.
- Высокоразвитые группы – это группы давно созданные, отличающиеся единством цели и общих интересов, высокоразвитая система отношений, организации и их сплоченности.
- Диффузные группы – это группы случайные, в которых люди объединены
лишь общими эмоциями и переживаниями.
- Референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
- Нереферентные – это группы членства – это группы, в которых люди реально
включены и трудятся.
- Иерархия членов группы
- Конфликты в группе
- Лидер, руководитель
- Руководитель – это официальное лицо, реализующее функции управления в малой группе, что обусловлено формально-правовым аспектом его власти в группе, а с другой стороны рядом психологических факторов, определяющих его авторитетность: организаторский и мотивационный потенциал, привлекательность личности руководителя для членов группы и стиль управления.
- Лидер – это лицо, завоевавшее авторитет и право на влияние на других членов малой группы. Лидер осуществляет систему предпочитаемых другими людьми целей и ценностей. Выступает их непосредственных проводником в жизни. Быть последней инстанцией.
- Стили руководства
- Демократический характеризуется привлечением большинства членов
группы к обсуждению основных вопросов
и проблем, принятию определенных решений,
расширением взаимного контроля и другой
деятельности. Этот стиль развивает общительность
и доверительность взаимоотношений.
- Авторитарный – чрезмерное повышение роли руководства.
Руководитель сам решает все вопросы,
при этом он может учитывать, а может и
нет. Исключает разъяснение и убеждение
и сводится к требованиям. Порождает враждебность,
покорность, зависть, недоверие.
- Либеральный характерен для руководителей, которые не вмешиваются
в деятельность и взаимоотношения членов
малой группы, предоставляя самим решать
свои проблемы. Не требуют ответственности
за невыполнение задач малой группы. Низкая
продуктивность и качество работы. Этот
стиль приемлем в творческих коллективах.
- Педагогика – это наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. Педагогика – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека.
- Отрасли педагогики
- Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста (тесно связана с медициной, физиологией и психологией);
- Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития формирования личности детей дошкольного возраста. Она разрабатывает теоретические
основы и технологию воспитания дошкольников
в государственных и негосударственных
учебно-воспитательных учреждениях и
в условиях многодетных полных и неполных
семей;
- Педагогика школы является базой для построения
вузовской подготовки, выступает основой
формирования учительского и преподавательского
профессионализма;
- Педагогика профессионально-технического
образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.
- Педагогика высшей школы
обусловлена фактором потенциала.
Будущих специалистов обучают представители,
имеющие высшую квалификацию;
- Производственная
педагогика изучает: 1. закономерности обучения работающих; 2. переориентацию на новые средства производства; 3. повышение квалификации работающих;
4. переориентацию на новые профессии;
- Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.
- Педагогика «третьего
возраста» разрабатывает систему образования, развития людей
пенсионного возраста и находится на стадии
становления;
- Исправительно-трудовая
педагогика содержит теоретические образования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенное преступление (тесно связано с юриспруденцией и правоведением);
- Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования
и развития образовательных и воспитательных
систем в различных странах путем сопоставления
и нахождения сходств и различий.
- Методы исследования
педагогики – это методы, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют наблюдение, эксперимент, тестирование, опросные методы и социологические методы.
Метод наблюдения – смысл метода состоит в непосредственном
и опосредованном восприятии, изучаемых
педагогических процессов наблюдателем.
Методы наблюдения бывают:
- Сплошными и дискретными;
- Открытые и конспиративные;
- Лонгитюдные (длительные) и
ретроспективные (связь с прошлым);
Тестирование:
Осуществляется на тщательно
отобранных, стандартизированных вопросах и
задачах со шкалами для выделения индивидуальных
различий испытуемых в виде тестов:
- Тесты для выявления успеваемости
учащихся;
- Тесты для выявления профессиональной
предрасположенности;
- Тесты для выявления уровня
интеллекта;
- Тесты для выявления креативности.
Опросные методы просты в совеем применении
и помогают за короткое время получить
практическую полную картину:
- Беседа;
- Интервьюирование;
- Анкетирование.
Эксперимент. Педагогический
эксперимент – это организованная педагогическая
деятельность учителей и учащихся, имеющая
определенную цель. По масштабу эксперименты
бывают глобальные и локальные. Глобальные
охватывают значительно
- Воспитание, виды
воспитания
Воспитание – это один из видов деятельности
по преобразованию человека или группы
людей. Это практико-преобразующая деятельность,
направленная на изменение психического
состояния, мировоззрения и сознания,
знания и способа деятельности, личности
и ценностные ориентации воспитуемого.
Виды:
- Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальные способности человека. Предполагает развитие памяти, мышления, силы воли.
- Нравственное воспитание – основа – этика.
- Трудовой
- Физический
- эстетический