Словарь по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 01:46, шпаргалка

Описание работы

Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека).
Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях.
Медицинская психология – это отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
Дифференциальная психология –отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий.

Файлы: 1 файл

psikhologia_1.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)
  1. Интеракция, Коммуникация, Перцепция и их виды

Интеракция («интер» - между,)– взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга; - непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека принимать роль другого, представлять себе, как его воспринимает партнер по общению.

Коммуникация – акт передачи информации от одного лица другому или группе лиц и её восприятие последними.

Типы коммуникаций:

    • Познавательная коммуникация
    • Убеждающая коммуникация.
    • Экспрессивная коммуникация.
    • Суггестивная коммуникация.
    • Ритуальная коммуникация.
    • Визуальная коммуникация – передача информации по средствам жестов, мимики, телодвижений.
    • Мифологическая коммуникация – основывается на мифах, это позволяет влиять на аудиторию.
    • Перформансная (perfaomance - представление, спектакль) коммуникация. Основывается на ритуалах. Характеризуется театральностью.
    • Диалог. Универсальная форма общения, он связывает все высказывания в единое пространство и создает эмоциональное и интеллектуальное поле общения.

Перцептивная сторона общения: взаимодействие невозможно без взаимопонимания.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

  1. Трансактный анализ
  2. трансакция
  3. Конфликт – осознанное противоречие, которое требует разрешения.
  4. Схема возникновения конфликта: На конфликтоген в наш адрес мы отвечаем более сильным конфликтогеном, другой человек использует ещё более сильный конфликтоген, и мы находим ещё более сильный. И так появляется конфликт.
  5. Конфликтоген – это слова, действия или бездействия, провоцирующие конфликт. Одного конфликтогена не достаточно, нужна экскалация конфликтов.
  6. Виды конфликтогенов  Процесс нарушения общения происходит на уровнях «Я-Я», «Я - другой», «Я - группа», «Группа -Группа». В соответствии с этим конфликты бывают:
    • Внутриличностные;
    • Межличностные;
    • Личностно-групповые;
    • Межгрупповые.
  1. Тактика поведения в конфликтах (5)
    • Стиль противоборства – используется в том случае, когда собеседник не заинтересован в сотрудничестве, но способен на волевые решения. Он удовлетворяет собственные интересы в ущерб интересам других людей. Эффективен в том случае, когда человек обладает властью, когда его решения правильны.;
    • Избегание – используется в случаях, когда проблема не столько важна для человека, когда он не прав, когда у человека не достаточно власти или когда он находится в безнадежном положении. Хорошо использовать данный стиль со сложными людьми, когда у человека нет оснований для продолжения сотрудничества, когда требуется отсрочка в решении;
    • Уступка – тактика используется, если исход дела важен для другого человека, когда у него больше власти, когда он жале другого. Использовать можно для отсрочки решения, для смягчения конфликта и восстановления гармонии;
    • Компромисс – обмен уступками, когда частично удовлетворяется желание обеих сторон. Никто не выигрывает и никто не проигрывает;
    • Сотрудничество – совместное обсуждение проблемы и желаний. Это когда «мы» вместе против проблемы, когда выяснены все скрытые нужды партнера (самый эффективный стиль).
  1. Стратегия поведения конфликта (2) :
  • ориентации участников конфликта на собственные интересы 
  • ориентации участников конфликта на интересы противоположной стороны. 
  1. Группа – это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (тоже в реальном процессе их жизнедеятельности). Группа – это определенная система деятельности, заданная в системе общественного разделения труда и поэтому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через неё включена во всю систему общественных отношений.
  1. Виды группы: малая, большая, диффузная, формальная, неформальная, открытая, закрытая, референтная, нереферентная, сплочение
    • Большие группы представлены в социальной психологии как группы неорганизованные (толпа).
    • Малая группа – это немногочисленная по составу, хорошо организованная самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью совместно с деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.
  1. Виды малых групп

Малые группы делятся на условные и реальные, на формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

    • Условные группы – группы объединенные по какому-то общему признаку (возраст, пол и т.д.).
    • Реальные группы – группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Делятся на естественные (реально существующие в обществе) и лабораторные (созданные в интересах научного изучения).
    • Формальные группы – группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
    • Неформальные группы – группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
    • Слаборазвитые группы – группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
    • Высокоразвитые группы – это группы давно созданные, отличающиеся единством цели и общих интересов, высокоразвитая система отношений, организации и их сплоченности.
    • Диффузные группы – это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
    • Референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
    • Нереферентные – это группы членства – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
  1. Иерархия членов группы
  1. Конфликты в группе
  2. Лидер, руководитель
    • Руководитель – это официальное лицо, реализующее функции управления в малой группе, что обусловлено формально-правовым аспектом его власти в группе, а с другой стороны рядом психологических факторов, определяющих его авторитетность: организаторский и мотивационный потенциал, привлекательность личности руководителя для членов группы и стиль управления.
    • Лидер – это лицо, завоевавшее авторитет и право на влияние на других членов малой группы. Лидер осуществляет систему предпочитаемых другими людьми целей и ценностей. Выступает их непосредственных проводником в жизни. Быть последней инстанцией.
  1. Стили руководства
    • Демократический характеризуется привлечением большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, принятию определенных решений, расширением взаимного контроля и другой деятельности. Этот стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений.
    • Авторитарный – чрезмерное повышение роли руководства. Руководитель сам решает все вопросы, при этом он может учитывать, а может и нет. Исключает разъяснение и убеждение и сводится к требованиям. Порождает враждебность, покорность, зависть, недоверие.
    • Либеральный характерен для руководителей, которые не вмешиваются в деятельность и взаимоотношения членов малой группы, предоставляя самим решать свои проблемы. Не требуют ответственности за невыполнение задач малой группы. Низкая продуктивность и качество работы. Этот стиль приемлем в творческих коллективах.
  1. Педагогика – это наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.  Педагогика – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека.
  1. Отрасли педагогики
    • Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста (тесно связана с медициной, физиологией и психологией);
    • Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития формирования личности детей дошкольного возраста. Она разрабатывает теоретические основы и технологию воспитания дошкольников в государственных и негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных полных и неполных семей;
    • Педагогика школы является базой для построения вузовской подготовки, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма;
    • Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.
    • Педагогика высшей школы обусловлена фактором потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию;
    • Производственная педагогика изучает: 1. закономерности обучения работающих; 2. переориентацию на новые средства производства; 3. повышение квалификации работающих; 4. переориентацию на новые профессии;
    • Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.
    • Педагогика «третьего возраста» разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится на стадии становления;
    • Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические образования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенное преступление (тесно связано с юриспруденцией и правоведением);
    • Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
  1. Методы исследования педагогики – это методы, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют наблюдение, эксперимент, тестирование, опросные методы и социологические методы.

Метод наблюдения – смысл метода состоит в непосредственном и опосредованном восприятии, изучаемых педагогических процессов наблюдателем. Методы наблюдения бывают:

  1. Сплошными и дискретными;
  2. Открытые и конспиративные;
  3. Лонгитюдные (длительные) и ретроспективные (связь с прошлым);

Тестирование:

Осуществляется на тщательно отобранных, стандартизированных вопросах и задачах со шкалами для выделения индивидуальных различий испытуемых в виде тестов:

    • Тесты для выявления успеваемости учащихся;
    • Тесты для выявления профессиональной предрасположенности;
    • Тесты для выявления уровня интеллекта;
    • Тесты для выявления креативности.

Опросные методы просты в совеем применении и помогают за короткое время получить практическую полную картину:

    • Беседа;
    • Интервьюирование;
    • Анкетирование.

Эксперимент. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают глобальные и локальные. Глобальные охватывают значительно

  1. Воспитание, виды воспитания

Воспитание – это один из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения  и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностные ориентации воспитуемого.

Виды:

    • Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальные способности человека. Предполагает развитие памяти, мышления, силы воли.
    • Нравственное воспитание – основа – этика.
    • Трудовой
    • Физический
    • эстетический

Информация о работе Словарь по «Психологии»