- Концентрация — это способность человеческой
психики удерживать внимание на каком-либо
объекте в течение продолжительного
отрезка времени.
- Объём – определяется количеством объектов, которых человек может одновременно удерживать в зоне повышенного внимания.
- Устойчивость – длительное время сохраняется
внимание, на каком – либо объекте не
отвлекаясь.
- Распределение – способность человека одновременно
выполняет несколько действий, рассредоточивать
внимание между ними, контролировать
несколько неравносимых объектов, не
теряя ни одного из них из поля внимания.
- Переключаемость
– процесс преднамеренного переключение внимания
с 1 объекта на другой.
- Память - это запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.
- Процессы памяти: сохранение, запоминание, воспроизведение, забывание
- Сохранение – это процесс удержание полученного жизненного
опыта.
- Запоминание – процесс фиксирования
информации предоставляемой в форме
ощущений субъективных образов, мыслей
, эмоциональных переживаний, движений.
- Воспроизведение
– процесс памяти в
результате, которого происходит актуализация о закреплении ранее содержания психики путём извлечения из долговременной памяти и перехода в оперативную.
- Забывание – процесс освобождения человека
от ненужного жизни опыта.
- Виды памяти : двигательное, эмоциональное, образное, словесно-логическая, непроизвольное, произвольное, предметная, психологическое, мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная
- Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных по сложности движений.
- Эмоциональная память связана с запоминанием переживаний. Эта память может быть причиной эмоциогенных заболеваний. Имеет большое значение в общении.
- Образная память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение субъективных образов ранее воспринятых предметов и явлений. Различают:
-зрительную
-слуховую
-осязательную
-обонятельную
-слуховую
- Словесно-логическая проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей. Она формируется в процессе обучения и воспитания и существует только у человека, возникает на основе других видов памяти.
В младшем школьном возрасте.
- Непроизвольная память характеризуется тем, что человек
запоминает и воспроизводит информацию
автоматически, не ставя сознательной
цели запомнить или вспомнить.
- Произвольная память связана с сознательной целью что-то запомнить
и воспроизвести, и требует специальных
волевых усилий.
- Предметная память - направлена на субъективное запечатление окружающего предметного мира.
- Психологическая
память – это запоминание, сохранение и воспроизведение людей и их индивидуальности. Она играет большую роль в личностном понимании.
- Мгновенная память - память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала (действует, как правило, только во время самого процесса восприятия).
- Кратковременная
память — вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации.
- Оперативная память – вид памяти человека, где время хранения информации составляет от нескольких секунд до нескольких дней.
- Долговременная память - вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после
многократного его повторения и воспроизведения.
- Закономерности работы
памяти
1. Чем сильнее мотивация,
тем выше эффективность работы
памяти.
2. положительные эмоции
способствую припоминанию, а отрицательные
препятствуют.
3. редкие и странные явления запоминаются
лучше.
Закономерности
памяти:
- Специальные приёмы заучивания
- Процесс запоминания находится
в прямой зависимости от числа повторений
- Эффект края (лучше запоминается
начало и конец)
- Темпы запоминания информации
всегда ограничены (информация должна
дозироваться не только по объёму, но и
по времени)
- Психическое состояние, индивидуальных
особенностей, времени суток и т.п.
- Мышление - это психический познавательный процесс
обобщенного и опосредованного отображения
действительности в её наиболее существенных
признаках и взаимосвязях.
- Формы мышления:
- понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии.
- суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.
- умозаключение (дедукция
и индукция) - серия логических связанных высказываний, из которых выводятся новое знание.
- Индукция – это такое умозаключение, в котором общее заключение выводится из частных посылок или конкретных случаев.
- Дедукция – это умозаключение позволяющее получить частный вывод на основании общих положений.
- Операции мышления:
- анализ - это мысленное разделение объекта на составляющие его элементы. Он позволяет лучше понять предмет или явление.
- синтез – соединение компонентов, на котором был рассчитан объект.
- обобщение - мысленное выделение общего в предметах и явления действительности. Может быть
много объектов.
- абстрагирование — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.
- сравнение - это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия
между ними
- классификация - мысленное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от их сходства и различия друг с другом.
- конкретизация - мысленный переход от обобщенного к единичному отдельному. Данная операция обратная обобщению.
- Виды мышления:
- Наглядно-деятельное - актуализируется при решении практических действии.
- Предметное - восприятие предметов, наши
манипуляции с ними и определение принадлежности
к той или иной структуре.
- Наглядно – образное - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
- Словесно – логическое - это вид мышления, помогающий человеку анализировать,
сравнивать явления, предметы, ситуации,
оценивая предмет, ситуацию, явление, как
со своей точки зрения, так и с других точек
зрения.
- предметное
- психологическое
- Продуктивное - возникновение в сознании человека идеи, новой для него самого. Связано
с открытием принципиально нового, с генерацией
творческих идей.
- непродуктивное
- Репродуктивное - основано на решении задач по известной схеме. Нового знания при этом не создаётся.
- Психологически –
репродуктивное - на основе образов и представлений, почерпнутых
из каких-то определенных источников.
- Воображение - психологический процесс создания новых субъективных образов на основе преобразования имеющихся в личном опыте.
- Виды воображения:
- непроизвольное – соотношение воображаемых образов без участия
воли.
- произвольное - человек по
собственному желанию усилием воли
создаёт новые образы.
- творческое - самостоятельное
создание образа, вещи, признака, не имеющих
аналогов, новых; реализуемых в оригинальных
и ценных продуктах деятельности.
- Способы создания
образов:
- агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета.
- типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Или с тетради - приём обобщения множества родственных объектов с цель выделить в них общих, повторных признаков и воплощающих их в новый образ.
- аналогия - создание нового по сходству с известным.
- акцентирование - субъективное выделение каких – то характерных для объекта качеств.
- придача - объекту придаются чаще всего мистические качества или функции.
- перемещение - субъективное помещение объекта в новой ситуации, которой он некогда не был, не может быть вообще или никогда не видел.
- гиперболизация - субъективное преувеличение (приуменьшение) размерах объекта или явления или количества его отдельных частей и элементов.
- Интеллект - это интегративная функция психики, заключающая в себе все познавательные способности человека. Это способность человека целенаправленно действовать,
рационально мыслить и достигать определенных
результатов.
- Виды интеллекта:
(по Р.Стернбергу)
- Вербальный интеллект (запас
слов, умений)
- Способность решать проблемы
- Практический интеллект (умение
адаптироваться к окружающей обстановке).
Потенциальный интеллект – это совокупность врожденных
способностей, которые используются индивидуумом
для решения проблем адаптации к окружающей
среде.
«Кристаллический»
интеллект образуется именно при решении
этих проблем и требует развития одних
способностей за счёт других, а также приобретение
конкретных навыков.
Хебб (1974) с несколько иных позиций выдвигает
представление об интеллекте А и В.
- Интеллект А – это потенциал, который создаётся в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных особенностей личности.
- Что касается интеллекта
В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального
интеллекта с окружающей средой.
1. творческий интеллект - подразумевает способность
мыслить неординарно, быть оригинальным
и, когда это необходимо, думать "не
как все".
2. личностный интеллект
- проявляется в том, насколько хорошо
вы знаете себя, и ваша удовлетворенность
собой.
3. социальный интеллект
- это ваша способность использовать все
другие виды интеллекта для того, чтобы
создавать и поддерживать хорошие отношения
с другими людьми.
4. духовный интеллект
- представляет собой часть некой огромной
системы и открывает перед нами "картину
мира".
5. физический интеллект
- это гармоничнее развитое человеческом
теле и мозг. Танцоры, актеры, хирурги,
все, кто используют свое тело, также тем
или иным образом применяют этот интеллект.
6. чувственный интеллект
- предполагает способность пользоваться
всеми пятью физическими чувствами (плюс
"шестое чувство" - интуиция) в полную
меру их потрясающей силы.
7. математический интеллект- это способность вашего мозга
"жонглировать" "алфавитом"
чисел
8. пространственный
интеллект- это способность понимать
взаимосвязи различных фигур и предметов
в пространстве.
9. речевой интеллект-
это способность выучить язык, писать
и говорить на нем. основан на вашей способности,
используя все буквы алфавита, составлять
из них слова, фразы, предложения, параграфы
и главы и т д .
- Тест на
интеллект – тест Векслера, где находится коэффициент IQ
- Сознание - это особое личностное образование, позволяющее человеку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от
самого этого мира и ощущать её как часть
самого себя.
- Разница
эгоцентрическая и неэгоцентрическая
позиция
- Бессознательная структура
- Самосознание - Сознание может быть направлено не только на окружающий мир, но и на самого субъекта, в таком случае оно принимает
форму самосознания. Его содержание составляет
всевозможные качества человека. И при
этом происходит своеобразное раздвоение
человека на познаваемого и познающего.
- Компоненты
самосознания: когнитивный, аффективный,
регулятивный, оценочный
- ПЗМ – набор психологически защитных механизмов, он индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности.
- Схема возникновения
ПЗМ: КОНФЛИКТ-ЭМОЦИИ-ПЗМ
- Виды ПЗМ: