Словарь по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 01:46, шпаргалка

Описание работы

Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека).
Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях.
Медицинская психология – это отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
Дифференциальная психология –отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий.

Файлы: 1 файл

psikhologia_1.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)
    • Концентрация — это способность человеческой психики удерживать внимание на каком-либо объекте в течение продолжительного отрезка времени.
    • Объём – определяется  количеством объектов, которых человек может одновременно удерживать в  зоне повышенного внимания.
    • Устойчивость – длительное  время сохраняется внимание, на каком – либо объекте не  отвлекаясь.
    • Распределение – способность человека одновременно выполняет несколько действий, рассредоточивать внимание  между ними, контролировать несколько неравносимых объектов, не  теряя ни одного из них из поля внимания.
    • Переключаемость – процесс преднамеренного переключение внимания с  1 объекта  на  другой.
  1. Память - это запоминание, сохранение   и  воспроизведение обстоятельств жизни и  деятельности личности.
  1. Процессы памяти: сохранение, запоминание, воспроизведение, забывание
    • Сохранение – это  процесс удержание полученного  жизненного  опыта.
    • Запоминание – процесс  фиксирования  информации предоставляемой в  форме  ощущений субъективных  образов, мыслей , эмоциональных  переживаний,  движений.
    • Воспроизведение – процесс  памяти  в  результате, которого происходит актуализация о  закреплении ранее содержания психики путём извлечения  из долговременной  памяти и  перехода в оперативную.
    • Забывание – процесс освобождения человека от ненужного жизни опыта.
  1. Виды памяти : двигательное, эмоциональное, образное, словесно-логическая,  непроизвольное, произвольное, предметная, психологическое, мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная
    • Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных по сложности движений.
    • Эмоциональная память связана с запоминанием переживаний. Эта память может быть причиной эмоциогенных заболеваний. Имеет большое значение в общении.
    • Образная память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение субъективных образов ранее воспринятых предметов и явлений. Различают:

-зрительную

-слуховую

-осязательную

-обонятельную

-слуховую

  • Словесно-логическая проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей. Она формируется в процессе обучения и воспитания и существует только у человека, возникает на основе других видов памяти. В младшем школьном возрасте.
  • Непроизвольная память характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит информацию автоматически, не ставя сознательной цели запомнить или вспомнить.
  • Произвольная память связана с сознательной целью что-то запомнить и воспроизвести, и требует специальных волевых усилий.
  • Предметная память - направлена на субъективное запечатление окружающего предметного мира.
  • Психологическая память – это запоминание, сохранение и воспроизведение людей и их индивидуальности. Она играет большую роль в личностном понимании.
  • Мгновенная память - память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала (действует, как правило, только во время самого процесса восприятия).
  • Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации. 
  • Оперативная память – вид памяти человека, где время хранения информации составляет от нескольких секунд до нескольких дней.
  • Долговременная память - вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения.
  1. Закономерности работы памяти

1. Чем сильнее мотивация, тем выше эффективность работы  памяти.

2. положительные эмоции  способствую припоминанию, а отрицательные  препятствуют.

3. редкие и странные явления запоминаются лучше.

 

Закономерности памяти:

  • Специальные приёмы заучивания
  • Процесс запоминания находится в прямой зависимости от числа повторений
  • Эффект края (лучше запоминается начало и конец)
  • Темпы запоминания информации всегда ограничены (информация должна дозироваться не только по объёму, но и по времени)
  • Психическое состояние, индивидуальных особенностей, времени суток и т.п.
  1. Мышление - это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отображения действительности в её наиболее существенных признаках и взаимосвязях.
  1. Формы мышления:
  • понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии.
  • суждение  - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.
  • умозаключение (дедукция и индукция) - серия  логических связанных высказываний, из которых выводятся  новое  знание.  
  • Индукция – это такое умозаключение, в котором общее заключение выводится из частных посылок или конкретных случаев.
  • Дедукция – это умозаключение позволяющее получить частный вывод на основании общих положений.
  1. Операции мышления:
  • анализ - это мысленное разделение объекта на составляющие его элементы. Он позволяет лучше понять предмет или явление.
  • синтез – соединение  компонентов, на  котором был рассчитан  объект.
  • обобщение - мысленное выделение общего в предметах и явления действительности. Может быть много объектов.
  • абстрагирование — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.
  • сравнение - это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними
  • классификация - мысленное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от их сходства и различия друг с другом.
  • конкретизация - мысленный переход от обобщенного к единичному отдельному. Данная операция обратная обобщению.
  1. Виды мышления:
  • Наглядно-деятельное - актуализируется при решении практических действии.
  • Предметное - восприятие предметов, наши манипуляции с ними и определение принадлежности к той или иной структуре.
  • Наглядно – образное - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
  • Словесно – логическое - это вид мышления, помогающий человеку анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения.
  • предметное
  • психологическое
  • Продуктивное - возникновение в сознании человека идеи, новой для него самого. Связано с открытием принципиально нового, с генерацией творческих идей.
  • непродуктивное
  • Репродуктивное - основано на решении задач по известной схеме. Нового знания при этом не создаётся.
  • Психологически – репродуктивное - на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
  1. Воображение - психологический  процесс создания  новых субъективных  образов на  основе преобразования имеющихся в  личном  опыте. 
  1. Виды воображения:
    • непроизвольное  – соотношение воображаемых образов без  участия  воли.
    • произвольное - человек по  собственному  желанию усилием  воли создаёт новые  образы.
    • творческое - самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
  1. Способы создания образов:
    • агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета.
    • типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Или с тетради - приём  обобщения множества родственных объектов с цель выделить в них общих,  повторных признаков  и воплощающих их  в  новый  образ.
    • аналогия - создание  нового по  сходству с  известным.
    • акцентирование - субъективное выделение каких – то  характерных для объекта качеств. 
    • придача - объекту придаются чаще всего мистические  качества  или  функции. 
    • перемещение - субъективное  помещение объекта в новой  ситуации, которой  он  некогда не был, не  может быть  вообще или  никогда  не  видел.
    • гиперболизация - субъективное преувеличение (приуменьшение) размерах объекта или явления или  количества его отдельных  частей  и элементов.
  1. Интеллект - это интегративная функция психики, заключающая в себе все познавательные способности человека. Это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов.
  1. Виды интеллекта:

(по Р.Стернбергу)

    • Вербальный интеллект (запас слов, умений)
    • Способность решать проблемы
    • Практический интеллект (умение адаптироваться к окружающей обстановке).

 

Потенциальный интеллект – это совокупность врожденных способностей, которые используются индивидуумом для решения проблем адаптации к окружающей среде.

«Кристаллический» интеллект образуется именно при решении этих проблем и требует развития одних способностей за счёт других, а также приобретение конкретных навыков.

Хебб (1974) с несколько иных позиций выдвигает представление об интеллекте А и В.

    • Интеллект А – это потенциал, который создаётся в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных особенностей личности.
    • Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой.

1. творческий интеллект - подразумевает способность мыслить неординарно, быть оригинальным и, когда это необходимо, думать "не как все". 
2. личностный интеллект - проявляется в том, насколько хорошо вы знаете себя, и ваша удовлетворенность собой. 
3. социальный интеллект - это ваша способность использовать все другие виды интеллекта для того, чтобы создавать и поддерживать хорошие отношения с другими людьми. 
4. духовный интеллект - представляет собой часть некой огромной системы и открывает перед нами "картину мира". 
5. физический интеллект - это гармоничнее развитое человеческом теле и мозг. Танцоры, актеры, хирурги, все, кто используют свое тело, также тем или иным образом применяют этот интеллект. 
6. чувственный интеллект - предполагает способность пользоваться всеми пятью физическими чувствами (плюс "шестое чувство" - интуиция) в полную меру их потрясающей силы.

7. математический интеллект- это способность вашего мозга "жонглировать" "алфавитом" чисел 
8. пространственный интеллект- это способность понимать взаимосвязи различных фигур и предметов в пространстве.  
9. речевой интеллект- это способность выучить язык, писать и говорить на нем. основан на вашей способности, используя все буквы алфавита, составлять из них слова, фразы, предложения, параграфы и главы и т д .

  1. Тест на интеллект – тест Векслера, где находится коэффициент IQ
  2. Сознание - это особое личностное образование, позволяющее человеку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать её как часть самого себя.
  3. Разница эгоцентрическая и неэгоцентрическая позиция
  4. Бессознательная структура
  5. Самосознание - Сознание может быть направлено не только на окружающий мир, но и на самого субъекта, в таком случае оно принимает форму самосознания. Его содержание составляет всевозможные качества человека. И при этом происходит своеобразное раздвоение человека на познаваемого и познающего.
  6. Компоненты самосознания: когнитивный, аффективный, регулятивный, оценочный
  7. ПЗМ – набор психологически защитных механизмов, он индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности.
  8. Схема возникновения ПЗМ: КОНФЛИКТ-ЭМОЦИИ-ПЗМ
  9. Виды ПЗМ:

Информация о работе Словарь по «Психологии»