- отрицание – это игнорирование потенциальной
тревожной информации, уклонение от нее, проявляется как
невнимательность чел. к тому, что может
его травмировать. Чел. НЕ: видит, слышит,
воспринимает.
- вытеснение – блокирование неприятной ИНФО при ее выводе из памяти в сознание, проявляется как забывчивость.
- Регрессия – это перевод поведения в ранние низшие детские формы, т.е. возвращение к более ранним стадиям развития собственного я. Регрессия включается в тот момент, когда человек не выдерживает ответственности, которые на него возлагают взрослые формы поведения;
- замещение – неосознаваемый перенос действий с недоступного объекта на доступный.
- рационализация – осознание и использование в мышлении только той части, благодаря которой собственное поведение выглядит как хорошо контролируемое объективное обстоятельство.
- проекция – неосознаваемый перенос собственных неприемлемых чувств. желаний на другое лицо или приписывание др. того в чем сам не можешь себе признаться.
- сублимация – переориентация сексуального и агрессивного потенциала человека реализация, которых входит в конфликт с личностными и социальными
нормами в приемлемые формы общественной
и творческой деятельности.
- отчуждение - изоляция внутри сознания человека
травмирующего фактора, при этом нарушается
связь между содержанием неприятной информации
и ее эмоциональной оценкой
- компенсация-
- реактивное образование
- отказ, замена на противоположное,
т.к. наши моральные нормы нам мешают.
- Эмоция – это особые психические явления, которые содержат в себе объективную оценку значимости для человека всевозможных событий, предметов, явлений, и людей в форме переживаний.
- Предмет эмоции - это любое значимое для человека событие (явление), в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание.
- Окраска эмоции - качественная характеристика, которая придаёт неповторимость каждому переживанию.
- Знак эмоции - является субъективным показателем полезности или вредности. В зависимости от знака различают:
положительные, отрицательные, нейтральные
или двойственные эмоции.
66) Интенсивность эмоции - количественная характеристика,
количественная характеристика.
Она определяется
двумя факторами:
1. Степень неудовлетворённости
соответствующей потребности;
2. Степень неожиданности
обстоятельств, влияющих на её
удовлетворение.
- Длительность эмоции - переменная характеристика. Зависит от продолжительности
контакта человека с эмоциональной ситуацией
и от времени, которого потребность
находится в состоянии неуд.
- Настроение – более или менее одинаковое эмоциональное переживание на определенном отрезке времени.
- Страсть – очень продолжительное эмоциональное состояние растянутое на многие дни, недели, годы с участием волевого компонента.
- Аффект – бурное кратковременное выражение
эмоций с двигательным возбуждением.
- 10 эмоций по Изарду:
- Интерес – переживается как чувство захваченности и любопытства по
отношению к чему-то и к кому-то. Возникает
желание исследовать, узнать, расширить
свой кругозор.
- Радость – возникает в ситуации реализации
основных значимых потребностей и возможностей
человека. Переживается как состояние
удовольствия, как чувство удовлетворенности
собой, другими людьми и окружающим миром
- Гнев – возникает в ответ на препятствие
достижения человеком страстно желаемых
жизненных целей.
- Страдание - состояние унылости, пассивности, одиночества, депрессии (горе).
- Стыд – возникает, когда человек обнаруживает не соответствие поступков, взглядов, мыслей, желаний, отношений, социальный характеристик, разделяемых или самыми с нравственно – этическими нормами.
- Гордость - возникает когда человек находится на высоте нравственно этических
требований, самоуважения, чувства собственного
достоинства, собственной ценности.
- Отвращение – возникает по отношению к объектам, людям в значимой степени не соответствии нравственно – эстетических требований субъекта.
- Призрение – возникает в отношении
людей, когда личные качества
не соответствуют нравственным требованиям
субъекта.
- Вина – возникает когда человек осознаёт ответственность за какой либо ущерб, страдание, неудобства других людей.
- Страх – возникает в ситуациях опасности, угрозы
физическому или личностному существованию
человека.
- Чувства – устойчивые эмоционально
окрашенные личностные образования, в
которых выражается отношение человека
к кому или чему-либо.
Содержанием чувств: может быть
конкретный человек, социальные группы,
общности, государства, Родина, Бог, знания,
предметы культуры и т.д. В соответствии
с содержание выделяют нравственные чувства,
патриотические чувства, эстетические
чувства, интеллектуальные.
- Эмоциональная
окраска чувств
- Сила чувств
- Устойчивость
чувств
- Стресс - особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. Или: Состояние повышенного нервного напряжения, вызванное каким-л. сильным воздействием
- Дистресс - это такое психическое состояние (или психический
процесс), когда у человека постоянно (или
на какой-то период времени) происходит
сбой равновесия между требованиями, которые
предъявляет жизнь, и ресурсами личности.
- Стадии стресса
по Селье (3)
- Потребность – субъективно переживаемое состояние нужды
в чем-либо, побуждающее человека к соответствующей
активности.
- Эмоциональная окраска
потребности -субъективно переживаемое состояние нужды в чем-либо.
81) Предмет потребности составляют те факторы, объекты
или условия, в которых нуждается человек
для своего благополучного социального
бытия. (Пищевые продукты, информация,
комфорт, уважение, красота). Предметы
потребности могут быть вещественными,
духовными, функциональными.
- Способ удовлетворения
потребности – система специальных приемов и действий, приводящих к насыщению.
- Иерархия потребности
по Маслоу:
1-физиологические потребности
(пища, секс)
2-потребность безопасности
(стабильность, защита, порядок)
3-потребность принадлежности
и любви (общение)
4-потребность признания,
которая выражается в потребности
самоуважения (достижения, личностный
рост)
5-потребность к самоактуализации
(реализация собственного потенциала)
- Мотив – непосредственное побуждение
к деятельности, связанное с удовлетворением
потребности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих
активность субъекта и определяющих её
направление. Мотив можно определить также
как желательное состояние, к которому
человек стремится и представление о котором
складывается под влиянием текущей потребности.
- Мотивация – это побудительная основа психической
жизни человека, совокупность причин психологического
характера, определяющие ее начало, направленность
и уровень активности поведения человека.
- Внешняя
и внутренняя мотивация
- Мотивация
успеха и избегание неудач
- Воля – способность человека к сознательной
намеренной активности или саморегуляции
через работу во внутреннем плане, обеспечивающая
дополнительное побуждение к действию
на основе произведенной формы мотивации.
- Структура
волевого акта
- Личность – это конкретный человек, взятый в системе его Личность
занимает определенное положение в обществе
и выполняет определенную общественную
роль.
- Индивид – каждый человек представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности.
Индивид характеризует понятие человека, как носителя определенных
биологических свойств.
- Индивидуальность – это личность в ее своеобразии, оригинальность личности, какая либо главенствующая особенность личности, делающие ее непохожей на окружающих.
- Задатки – анатомо - физиологические и психические свойства, которые
обнаруживает ребенок в самой ранней фазе
овладения деятельностью, а иногда и взрослый,
еще не занимающийся систематически определенной
деятельностью. Под задатками понимают
первичную природную основу способности
еще не развитую , но дающее знать при первых пробах деятельности.
- Способности - это возможности человека в тех или иных видах деятельности. Это скорость преобразования знаний, навыков умений.
- Виды: общие и специальные
способности, одаренность, талант, гениальность
Одаренность – сочетание способностей
обеспечивающие быстрое и успешное овладение
деятельности. Талант – всегда
связан с группой способностей и деятельность
талантливого человека. Гениальность
– творческие достижения человека составляет
целую эпоху в жизни общества в развитии
культуры (Аристотель)
- Характер и его виды
- Темперамент (виды темперамента) – подлежащее соотношение черты – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психики (темп, быстрота, ритм, интенсивность).
Виды: холерический(желчь), сангвистический(кровь),
флегматический(слизь), мелонхолический
(черная желчь)
Сангвиник – сильный, уравновешанный,
подвижный
Холерик – сильный, неуравновешанный,
подвижный
Флегматик – сильный, уравновешанный,
малоподвижный
Меланхолик – слабый, неуравновешанный, слабоподвижный
- Направленность личности – система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.
- Форма направленности: влечение, желание, интересы, мировоззрение, убеждение, идеалы, склонности.
Мировоззрение – это высший регулятор, поведения
на его основе складывается нравственный
идеал.
Убеждение – это глубокая и обоснованная
вера человека принципы и идеалы к которым
он следует в жизни.
- Акцентуация личности
и ее виды
Акцентуация личности, прежде всего, определяется
в общении, и учитывая стиль общения, можно
выделить определенные типы акцентуации.
Типы акцентуации по Леонгарду:
Из положительных
черт: энергичные, жажда деятельности,
оптимизм, инициативность.
Вместе с тем
обладают некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, прожектерством,
недостаточно серьёзное отношение к своим
обязанностям, склонность к аморальным
поступкам, повышенной раздражительностью.
Трудно переносят условия жесткой дисциплины,
монотонную деятельность и вынужденное
одиночество.
Привлекательные
черты личности для партнёров по общению: серьёзность, добросовестность,
обостренное чувство справедливости.
Отталкивающие
черты: пассивность, замедленность
мышления, неповоротливость, индивидуализм.
- Циклоидный тип.
- Возбудимый тип
- Застревающий тип.
- Педантичный тип.
Привлекательные
черты: добросовестность, аккуратность,
серьёзность, надежность в делах.
Отталкивающие
черты: формализм, занудливость и брюзжание.
Привлекательные
черты: дружелюбие, самокритичность,
исполнительность, нередко служат «козлами
отпущения» в обществе.
Привлекательные
черты: доброта, сострадательность,
обостренное чувство долга, исполнительность.
Отталкивающие
черты для партнеров по общению: чрезмерная чувствительность,
слезливость.
Привлекательные
черты для партнеров по общению: обходительность, артистичность, способность
увлечь других, неординарность мышления
и поступков. Их не привлекает быть незамеченными.
Отталкивающие
черты для партнеров по общению: эгоизм, лицемерие, хвастовство,
отлынивание от работы.
Отрицательные
черты: паникерство, подверженность
сиюминутным настроениям.
- Гармоничный и дисгармоничный
характер и их различие.
Характер формируется в процессе
воспитания и общественной деятельности. Гармоничный характер
– комплекс двух групп психологических
параметров – адаптивности и самоактуализации.
Гармоничному характеру свойственны :
зрелость, адаптивность, гибкость, здравомыслие,
реализм самооценки и оценки окружающих,
простота, естественность, самоуважение,
рациональное сочетание эгоистических
и альтруистических целей.
Дисгармоничный характер: инфантилизм, дезадаптивность,
нездравомыслие, нереальность самооценки
и оценки окружающих, зависимость, несамостоятельность,
самовосхваление, эгоцентризм.
- Общение (вербальное
и невербальное)
Общение – это процесс установления
и поддержания прямого. Непосредственного
или опосредованного теми или иными средствами
контактов между людьми.Общение – это
осуществляемое знаковыми средствами
взаимодействие субъектов, вызванное
потребностями совместной деятельности. Общение – это
взаимодействие двух и более людей, состоящее
в обмене между ними информаций познавательного
или аффективно-оценочного характера.
Вербальное общение – это словесная передача информации;
Невербальное общение – это неречевая форма общения,
включающая в себя жесты, мимику, позы,
визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения
и передающая образное и эмоциональное
содержание.