Словарь по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 01:46, шпаргалка

Описание работы

Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. (все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека).
Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях.
Медицинская психология – это отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
Дифференциальная психология –отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий.

Файлы: 1 файл

psikhologia_1.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)
    • отрицание – это игнорирование потенциальной тревожной информации, уклонение от нее, проявляется как невнимательность чел. к тому, что может его травмировать. Чел. НЕ: видит, слышит, воспринимает.
    • вытеснение – блокирование неприятной ИНФО при ее выводе из памяти в сознание, проявляется как забывчивость.
    • Регрессия – это перевод поведения в ранние низшие детские формы, т.е. возвращение к более ранним стадиям развития собственного я. Регрессия включается в тот момент, когда человек не выдерживает ответственности, которые на него возлагают взрослые формы поведения;
    • замещение – неосознаваемый перенос действий с недоступного объекта на доступный.
    • рационализация – осознание и использование в мышлении только той части, благодаря которой собственное поведение выглядит как хорошо контролируемое объективное обстоятельство. 
    • проекция – неосознаваемый перенос собственных неприемлемых чувств. желаний на другое лицо или приписывание др. того в чем сам не можешь себе признаться.
    • сублимация – переориентация сексуального и агрессивного потенциала человека реализация, которых входит в конфликт с личностными и социальными нормами в приемлемые формы общественной и творческой деятельности.
    • отчуждение - изоляция внутри сознания человека травмирующего фактора, при этом нарушается связь между содержанием неприятной информации и ее эмоциональной оценкой
    • компенсация-
    • реактивное образование - отказ, замена на противоположное, т.к. наши моральные нормы нам мешают.
  1. Эмоция – это особые психические явления, которые содержат в себе объективную оценку значимости для человека всевозможных событий, предметов, явлений, и людей в форме переживаний.
  1. Предмет эмоции - это любое значимое для человека событие (явление), в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание.
  2. Окраска эмоции -  качественная характеристика, которая  придаёт неповторимость  каждому  переживанию.
  3. Знак эмоции - является субъективным  показателем полезности  или  вредности.  В зависимости от знака различают: положительные, отрицательные, нейтральные или двойственные эмоции.

66) Интенсивность эмоции - количественная  характеристика, количественная характеристика.

Она определяется двумя    факторами:

1. Степень неудовлетворённости  соответствующей потребности;

2. Степень неожиданности  обстоятельств, влияющих на её  удовлетворение.

  1.     Длительность эмоции - переменная  характеристика. Зависит от продолжительности контакта человека с эмоциональной ситуацией и от времени, которого потребность находится в состоянии неуд.
  2. Настроение – более или менее одинаковое эмоциональное переживание на определенном отрезке времени.
  3. Страсть – очень продолжительное эмоциональное состояние растянутое на многие дни, недели, годы с участием волевого компонента.
  4. Аффект – бурное кратковременное выражение эмоций с двигательным возбуждением.
  5. 10 эмоций по Изарду:
  • Интерес – переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-то и к кому-то. Возникает желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор.
  • Радость – возникает в ситуации реализации основных значимых потребностей и возможностей человека. Переживается как состояние удовольствия, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром
  • Гнев – возникает в ответ на препятствие достижения человеком страстно желаемых жизненных целей.
  • Страдание -  состояние  унылости,  пассивности,  одиночества,  депрессии (горе).
  • Стыд – возникает,  когда человек обнаруживает не  соответствие  поступков,  взглядов,  мыслей, желаний, отношений, социальный характеристик,  разделяемых или  самыми с нравственно – этическими  нормами.
  • Гордость -  возникает когда человек находится на  высоте  нравственно этических требований, самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности.  
  • Отвращение – возникает по  отношению к  объектам, людям  в  значимой степени не соответствии нравственно – эстетических требований субъекта.
  • Призрение – возникает в  отношении  людей,  когда  личные  качества не соответствуют нравственным  требованиям  субъекта.
  • Вина – возникает когда  человек осознаёт  ответственность за  какой  либо ущерб, страдание, неудобства других  людей.
  • Страх – возникает в ситуациях опасности, угрозы физическому  или личностному существованию  человека.
  1. Чувства – устойчивые эмоционально окрашенные личностные образования, в которых выражается отношение человека к кому или чему-либо.

Содержанием чувств: может быть конкретный человек, социальные группы, общности, государства, Родина, Бог, знания, предметы культуры и т.д. В соответствии с содержание выделяют нравственные чувства, патриотические чувства, эстетические чувства, интеллектуальные.

  1. Эмоциональная окраска чувств
  2. Сила чувств
  3. Устойчивость чувств
  4. Стресс - особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. Или: Состояние повышенного нервного напряжения, вызванное каким-л. сильным воздействием
  5. Дистресс - это такое психическое состояние (или психический процесс), когда у человека постоянно (или на какой-то период времени) происходит сбой равновесия между требованиями, которые предъявляет жизнь, и ресурсами личности.
  6. Стадии стресса по Селье (3)
  7. Потребность – субъективно переживаемое состояние нужды в чем-либо, побуждающее человека к соответствующей активности.
  8. Эмоциональная окраска потребности -субъективно переживаемое состояние нужды в чем-либо.

81)  Предмет потребности составляют те факторы, объекты или условия, в которых нуждается человек для своего благополучного социального бытия. (Пищевые продукты, информация, комфорт, уважение, красота). Предметы потребности могут быть вещественными, духовными, функциональными.

  1. Способ удовлетворения потребности – система специальных приемов и действий, приводящих к насыщению.
  2. Иерархия потребности по Маслоу:

1-физиологические потребности (пища, секс)

2-потребность безопасности (стабильность, защита, порядок)

3-потребность принадлежности  и любви (общение)

4-потребность признания, которая выражается в потребности самоуважения (достижения, личностный рост)

5-потребность к самоактуализации (реализация собственного потенциала)

  1. Мотив – непосредственное побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направление. Мотив можно определить также как желательное состояние, к которому человек стремится и представление о котором складывается под влиянием текущей потребности.
  2. Мотивация – это побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющие ее начало, направленность и уровень активности поведения человека.
  3. Внешняя и внутренняя мотивация
  4. Мотивация успеха и избегание неудач
  5. Воля – способность человека к сознательной намеренной активности или саморегуляции через работу во внутреннем плане, обеспечивающая дополнительное побуждение к действию на основе произведенной формы мотивации.
  6. Структура волевого акта
  7. Личность  – это конкретный человек, взятый в системе его Личность занимает определенное положение в обществе и выполняет определенную общественную роль.
  8. Индивид – каждый человек представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности. Индивид характеризует понятие человека, как носителя определенных биологических свойств.
  9. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии, оригинальность личности, какая либо главенствующая особенность личности, делающие ее непохожей на окружающих.
  10. Задатки – анатомо - физиологические и психические свойства, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью. Под задатками понимают первичную природную основу способности еще не развитую , но дающее знать при первых пробах деятельности.
  11. Способности - это возможности человека в тех или иных видах деятельности. Это скорость преобразования знаний, навыков умений.
  12. Виды: общие и специальные способности, одаренность, талант, гениальность

Одаренность – сочетание способностей обеспечивающие быстрое и успешное овладение деятельности. Талант – всегда связан с группой способностей и деятельность талантливого человека. Гениальность – творческие достижения человека составляет целую эпоху в жизни общества в развитии культуры (Аристотель)

  1. Характер и его виды
  2. Темперамент (виды темперамента) – подлежащее соотношение черты – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психики (темп, быстрота, ритм, интенсивность).

Виды: холерический(желчь), сангвистический(кровь), флегматический(слизь), мелонхолический (черная желчь)

Сангвиник – сильный, уравновешанный, подвижный

Холерик – сильный, неуравновешанный, подвижный

Флегматик – сильный, уравновешанный, малоподвижный

Меланхолик – слабый, неуравновешанный, слабоподвижный

  1. Направленность личности – система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.
  2. Форма направленности: влечение, желание, интересы, мировоззрение, убеждение, идеалы, склонности.

Мировоззрение – это высший регулятор, поведения на его основе складывается нравственный идеал.

Убеждение – это глубокая и обоснованная вера человека принципы и идеалы к которым он следует в жизни.

  1. Акцентуация личности и ее виды

Акцентуация личности, прежде всего, определяется в общении, и учитывая стиль общения, можно выделить определенные типы акцентуации. Типы акцентуации по Леонгарду:

    • Гипертивный тип.

Из положительных черт: энергичные, жажда деятельности, оптимизм, инициативность.

Вместе с тем обладают некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, прожектерством, недостаточно серьёзное отношение к своим обязанностям, склонность к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью. Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.

    • Дистимный тип.

Привлекательные черты личности для партнёров по общению: серьёзность, добросовестность, обостренное чувство справедливости.

Отталкивающие черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

    • Циклоидный тип.
    • Возбудимый тип
    • Застревающий тип.
    • Педантичный тип.

Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надежность в делах.

Отталкивающие черты: формализм, занудливость и брюзжание.

    • Тревожный тип.

Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность, нередко служат «козлами отпущения» в обществе.

    • Эмотивный тип.

Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность.

Отталкивающие черты для партнеров по общению: чрезмерная чувствительность, слезливость.

    • Демонстративный тип.

Привлекательные черты для партнеров по общению: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Их не привлекает быть незамеченными.

Отталкивающие черты для партнеров по общению: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

    • Экзальтированный тип.

Отрицательные черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

  1. Гармоничный и дисгармоничный характер и их различие.

Характер формируется в процессе воспитания и общественной деятельности. Гармоничный характер – комплекс двух групп психологических параметров – адаптивности и самоактуализации. Гармоничному характеру свойственны : зрелость, адаптивность, гибкость, здравомыслие, реализм самооценки и оценки окружающих, простота, естественность, самоуважение, рациональное сочетание эгоистических и альтруистических целей. 

Дисгармоничный характер: инфантилизм, дезадаптивность, нездравомыслие, нереальность самооценки и оценки окружающих, зависимость, несамостоятельность, самовосхваление, эгоцентризм.

  1. Общение (вербальное и невербальное)

Общение – это процесс установления и поддержания прямого. Непосредственного или опосредованного теми или иными средствами контактов между людьми.Общение – это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности. Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информаций познавательного или аффективно-оценочного характера.

Вербальное общение – это словесная передача информации;

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Информация о работе Словарь по «Психологии»