Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:14, курсовая работа
На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем сейчас не сушествовало. Дети в то время быстро взрослели, и "игрой" у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались (подражали) всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки и общества.
С развитием науки и прогресса возникла необходимость в серьёзном обучении, появились сложные социальные отношения между людьми, а следовательно и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни. И при этом ребёнок ещё восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и др.
Введение. .......................................................................... 3
- Филосовское понятие игры. ................................................ 3
- Причины возникновения игры. ............................................ 3
- Что даёт игра детям? .......................................................... 4
Обзор сложных игр. ............................................................ 6
- Ролевые: ................................................................................. 6
- I. Постановка проблемы. ..................................................... 6
- II. Классификация ролевых игр и уровней участия в них. ...... 6
- III. Теория построения ролевых игр. .................................... 11
- IV. Проведение игры. ......................................................... 16
- V. Анализ игры. ................................................................. 17
- Огранизационно-деятельностные игры. ...................................... 19
- Огранизационно-обучающие игры. ............................................ 23
- Деловые. ................................................................................ 26
- Что такое деловые игры ..................................................... 26
- Основные направления применения деловых игр. ................. 27
- Деловые игры в психологии. ............................................... 27
- Деловая игра как метод исследования в психологии. ............. 28
- Структура деловой игры. .................................................... 29
- Сравнение игр: положительные и отрицательные стороны. .......... 31
Практическое использование теории. ................................... 34
Литература. ....................................................................... 36
Вышеизложенное позволяет объяснить еще один любопытный факт: будто бы случайное различие в областях применения деловых и ролевых игр. Его объясняют тем, что деловые игры предложены экономистами и военными, поэтому основная область приложения метода - экономика и политика, военное дело, а ролевые игры предложены социальными психологами, поэтому основная область их применения - это тренинг коммуникативных навыков. Хотелось бы подчеркнуть не случайность этого явления. Попробуйте организовать деловую игру, имитирующую собственно процессы общения! Это очень непросто прежде всего потому, что в психологии отсутствуют теоретические представления о процессах общения, достаточные для описания полной ориентировочной основы данной деятельности, которые могли бы быть положены в основу имитационной модели, С другой стороны, именно та или иная экономическая, управленческая и ряд других деятельностей и конкретных развитых предметных областей знания легче поддаются рефлексии и моделированию, и в действительности в конструкцию деловых игр закладываются те реальные модельные представления (часто математические модели) об экономических и социальных процессах, которые существуют в современной науке.
Сравнение организационных и деловых игр
Широко распространенные
в настоящее время деловые
игры оказываются
Вместе с тем следует
отметить, что современные деловые
игры, несмотря на недостатки, все-таки
дают обучающий эффект благодаря
присутствию почти во всех играх
момента дискуссии, обсуждения и
анализа участниками своих
Существенные отличия ОДИ от игр других типов.
Во-первых, это относительно менее жесткий сценарий (в отличие от четкого алгоритма в большинстве деловых игр);
во-вторых, разнообразный подбор состава участников игры в зависимости от специфики решаемой проблемы;
в-третьих, ориентация игры на поиск решения проблем, требующих новых нетривиальных подходов (в отличие от деловых игр, где участники отрабатывают действия в стандартных ситуациях и стремятся к достижению некоторого устанавливаемого знатоками-экспертами эталона);
и наконец, ОДИ преследует цель разработки и внедрения новых методов осуществления коллективной творческой деятельности, в частности, организаторской.
ОДИ обладают гораздо большей неопределенностью, чем деловые игры, как в процедуре проведения, содержании обсуждения, так и в предсказуемости получаемых результатов. Если деловые игры формируют тип мышления (педагогического, управленческого), ориентированный на анализ и сопровождение деятельности, то ОДИ направляют мышление на анализ и прогнозирование развития социокультурных, педагогических и других процессов.
практическое использование теории.
Диагностические Малые Ролевые игры (ДМИГ).
Методика.
Метод ДМИГа позволит нам
оценить группу людей или социум,
выявить социальные роли каждого
члена коллектива, и, главное с
большой долей вероятности
Сверхзадача.
Прежде чем приступить к дальнейшему описанию методики, надо дать понятие сверхзадачи игры. Если мы проводим игру не для того, что бы просто поиграться, то обязательно существует мастерская сверхзадача, то ради чего мы проводим ДМИГ. Потому что для простого выяснения социальной структуры группы вовсе не обязательно проводить ДМИГ, можно ограничится социограммой и структурным анализом. Но если мы предполагаем дальнейшие изменения в коллективе, то нам необходим ДМИГ. Эта сверхзадача и определяет всю разработку игры, а все лишнее, не относящиеся к этой идее должно быть из игры исключено.
Выбор темы (жанра).
Темой или жанром ДМИГа является культурное пространство в котором проходит игра. Выбор игрового культурного пространства определяется типам человеческих отношений, который существует в выбранном коллективе. Если в группе существует ярко выделенный лидер, его окружение, тайная оппозиция, и этот лидер радикальным методом изменяет глубинные устои коллектива, а за сопротивление следует жесткая кара, то близкой темой для ДМИГа будет Россия Петра I или время Наполеона. Для более точного выбора темы ДМИГа я посоветовал определить параметры, символ той субкультуры, которая существует в поле пересечения людей коллектива и подыскать наиболее близкий символ существующих или существовавших культур. Тогда и станет ясно, что лучше выбрать Петра или Наполеона, русский тип отношений или французский. Выявить тип человеческих отношений можно анализируя социограмму и в ходе личных бесед. Полезно знать историю возникновения группы, потрясения, происходящие с ней.
Итак, перед нами группа людей, каким либо образом связанных между собой. Прежде чем приступать к разработке игры, необходимо узнать побольше о этих людях, а, точнее, о том, что представляет собой на данный момент коллектив как социум. Воспользуемся для этого социометрическим тестом.
Социометрический тест.
Всем участникам предлагается заполнить следующую таблицу
Работа |
Отдых |
|||
+ |
- |
+ |
- | |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
В первом варианте участник пишет справа с кем из группы он хотел совместно работать, слева - с кем не хотел. Вариант 2 - то же в совместном отдыхе. В обоих вариантах это надо делать в порядке убывания. Мы можем изменять и дополнять социометрический тест другими вопросами в зависимости от ваших начальных знаний о социуме. Например, “С кем бы вы пошли в разведку?” Обработав социометрический тест, можем составить социограмму, которая выглядит следующим образом:
Из данной социограммы можно много выяснить о социуме. При первом, поверхностном взгляде, ясно что лидеров в группе три: это номера 1, 4 и 5; 1 и 4 являются центрами соответственно мужского и женского внимания соответственно. 9 находится вне социума, а 5 держится только за счет крепкой дружбы с лидером 1. При более полном рассмотрении социограммы можно уловить более тонкие детали.
Теперь, когда мы узнали кое-что о коллективе, можем приступить к разработке игры: выбору темы (жанра), подбору начальных условий, разработке цепи событий и динамики игры.
Литература:
1. Крюков М.М., Крюкова Л.И.
"Принципы отражения
экономической
2. Третьяков В.
"Деловая игра как средство творения образа", Almamater №3 - 91.
3. Айламазьян А.М.
"Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра", уч.пособ. д.студ., МГУ-89.
4. Вербитский А.А., Борисова Н.В.
"Методологические
5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.
"Психология малой группы", МГУ-91.
6. Обухова Л.Ф.
"Детская психология: теории, факты, проблемы",М.,95.
7. Эльконин Д.Б.
"Психология игры", М.,78.
8. Анисимов О.С., Данько Т.П.
"Игровой тренинг мыслительной деятельности", уч.пособ., М.,92.
9. Ананьева Е.Г., Алексеев В.Е., Губенков С.Ю. и др.
"Методологические
М.,91.
10. "Педагогические игры", уч.пособ., Пермь, 91.
Никитин И.Г., Шубина Л.С. и др.
11. Чуракова Р.Г.
"Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх", Сб.ролевых игр, М.,91.
12. "Игровое моделирование: методология и практика", Сб.п.рук. Ладенко И.С.,
Новосибирск: Наука, 87.
13. Венгер Л.А.
"Игра как вид деятельности", Вопр.псих, №3 - 78, стр. 163-165.
14. Габай Т.В.
"Педагогическая психология", МГУ.
15. Цзен И.В., Пахомов Ю.В.
"Психотренинг: игры и упражнения", М.,88.
16. "Игры - обучение, тренинг, досуг"
Под ред. Петрусинского В.В., книги 1-7, М.,94-95.
17. Андреева Г.М.
"Социальная психология", М.,80.
18. Донцов А.И.
"Психология коллектива", МГУ - 84.
19. Материалы ассоциации ролевых игр.
План:
Введение.
- Филосовское понятие игры. (Playprog.doc)
Общая постановка вопроса: что есть игра?
- Откуда идёт начало игры: фило- и онтогенез. (из Обуховой) ???
- Причины возникновения игры. (Teig.doc - часть)
- Что даёт игра детям. (Playprog.doc)
Сложные игры.
Игры: Ролевые, Огранизационные и Деловые. Сложность определения. Общее.
Обзор игр.
- Ролевые:
- Постановка проблемы. (Teig.doc)
- Классификация. (Roleplay.doc)
- Организация кабинетной и настольной игры. (Playprog.doc)
- Теория построения ролевых игр. (Teori.doc)
- Проведение игры. (Roleplay.doc)
- Анализ игры. (Roleplay.doc)
- Огранизационно-деятельностные. (Org_det.doc)
- Огранизационно-обучающие. (Org_oby.doc)
- Деловые. (Delovay1.doc)
- Сравнение игр: положительные и отрицательные стороны.
- Огранизационные и Деловые. (Org&del.doc, Org1&del.doc, Del&rol.doc)
Теория игры.
- Игра как модель. (Teorgame.doc)
Применение игр.
В психологии.
Что такое деловые игры.
В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для речения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.
При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой ( business game ), реже - управленческой ( management game ) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра" (simulation game ). Наиболее распространенным и общим, пожалуй, на Западе является термин "имитационная игра", или "игровая имитация", хотя единого мнения по вопросам терминологии среди специалистов нет. Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Предполагается, что "игровая имитация" или "имитационная игра" объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также' подчеркивание того факта, что деловые или имитационные игры являются "серьезными" играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т.п.