Сложные игры. Способы их построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем сейчас не сушествовало. Дети в то время быстро взрослели, и "игрой" у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались (подражали) всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки и общества.
С развитием науки и прогресса возникла необходимость в серьёзном обучении, появились сложные социальные отношения между людьми, а следовательно и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни. И при этом ребёнок ещё восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и др.

Содержание работы

Введение. .......................................................................... 3
- Филосовское понятие игры. ................................................ 3
- Причины возникновения игры. ............................................ 3
- Что даёт игра детям? .......................................................... 4
Обзор сложных игр. ............................................................ 6
- Ролевые: ................................................................................. 6
- I. Постановка проблемы. ..................................................... 6
- II. Классификация ролевых игр и уровней участия в них. ...... 6
- III. Теория построения ролевых игр. .................................... 11
- IV. Проведение игры. ......................................................... 16
- V. Анализ игры. ................................................................. 17
- Огранизационно-деятельностные игры. ...................................... 19
- Огранизационно-обучающие игры. ............................................ 23
- Деловые. ................................................................................ 26
- Что такое деловые игры ..................................................... 26
- Основные направления применения деловых игр. ................. 27
- Деловые игры в психологии. ............................................... 27
- Деловая игра как метод исследования в психологии. ............. 28
- Структура деловой игры. .................................................... 29
- Сравнение игр: положительные и отрицательные стороны. .......... 31
Практическое использование теории. ................................... 34
Литература. ....................................................................... 36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 246.35 Кб (Скачать файл)

При проведении игры важно  организовать отлаженное информационное обеспечение ведущих в течении  всей игры. Полная информированность  о происходящих событиях поможет  грамотно регулировать ход игры и предотвращать возникновение нештатных ситуаций.

Нештатные ситуации возникают  при проведении даже хорошо организованной игры. Игроки могут обнаружить несоответствия в правилах, придумать неординарный ход или нарушить правила. В любом случае, прежде всего необходимо восстановить контроль над ситуацией. Зачастую игроки пытаются оказать давление на ведущих и перехватить инициативу. Этого нельзя допускать. Ведущие должны детально разобраться в сложившейся ситуации и проверить ее на соответствие правилам и картине мира. Если вопрос выше компетентности регионального ведущего, необходимо срочно связаться с координатором, во избежание недоразумений.

В заключение стоит отметить, что необходимо стремиться свести к  минимуму силовое регулирование игры, которое вызывает болезненную реакцию у игроков, а в случае систематического применения силовых методов, может привести к враждебности по отношению к ведущим. Нужно стремиться заложить регулирующие элементы в разработку игры. Главная задача ведущих - сделать игру интересной для игроков.

 

 

V. Анализ игры

 

Последним этапом ролевой  игры является ее анализ. Желательно, чтобы  в нем приняли участие все  игроки и ведущие, так как в  этом случае анализ получается наиболее полным. Если это невозможно, ведущие  должны сами детально проанализировать все этапы организации и проведения игры, учесть все удача и неудачи, разобраться в их причинах.

Лучше всего проводить  полный анализ спустя некоторое время  после окончания игры, когда улягутся эмоции. Но начать его можно уже во время завершающего праздника.

Ведущие должны рассказать игрокам о своем первоначальном замысле, объяснить те или иные действия, предпринятые организаторами и ведущими, дать свою оценку прошедшей игры.

Игроки, в свою очередь, должны проанализировать ход игры в целом  и свои действия в ней, а также  организацию игры.

После этого можно детально проработать ключевые моменты игры, найти ответы на вопрос: "Почему возникла та или иная ситуация, к чему она  привела?". Вот тут как раз  важно получить информацию от возможно большего количества игроков, чтобы  воссоздать как можно более полную картину. Если ведущие обладают достаточным опытом, они должны аргументировано объяснить объективные причины возникновения той или иной ситуации.

Все это способствует накоплению опыта у игроков и повышению  уровня и культуры игры в целом. Даже если игра, по общему мнению, не удалась, нельзя допустить, чтобы анализ ее свелся к разбору взаимных обид или просто к критике действий ведущих. Необходим  спокойный и детальный разбор организации и проведения игры, с учетом всех факторов.

 

 

 

Кроме устного анализа  желательно провести анкетирование  игроков по следующим вопросам:

1. Насколько полно и  понятно была разработана картина  мира?

2. Насколько универсальны  и действенны были правила  игры?

3. Насколько полно Вы  прочувствовали свою роль?

4. Что выбивало Вас  из игрового образа?

5. Смогли ли Вы воплотить  свои игровые планы, и если  нет, то что этому помешало?

6. Какие игровые моменты  Вам больше всего понравились?

7. Какие неудачи и ошибки  были допущены ведущими при  проведении игры?

8. Кто из игроков, с  Вашей точки зрения, лучше всех  сыграл свою роль?

9. Каково Ваше мнение  о технической стороне организации  игры?

10. Что Вы хотели бы  пожелать организаторам игры  на будущее?

 

 

Организационно-деятельностные игры (ОДИ).

 

Организационно-деятельностные игры как особая форма организации  и метод стимулирования коллективной мыслидеятельности, нацеленной на решение  проблем, возникла в 80-х годах и  широко распространилась как в сфере  решения творческих задач, так и  в интеллектуальных системах управления.

В "классическом" варианте ОДИ применяются в качестве инструмента  коллективного поиска оптимальных, содержащих инновационные компоненты решений сложных технических, организационных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

Процедуры игр синхронизируют и координируют творческую мыследеятельность  большой группы специалистов, являющихся ее участниками и заинтересованных в решении проблемы. Таким образом во время игры возникает своеобразный временный научно-исследовательский коллектив, точнее временная творческая система (ТС), общий интеллектуальный потенциал которой значительно превосходит потенциал любого отдельно взятого специалиста. В целом творческий потенциал построенной таким образом ТС зависит и от квалификации участников, и от сочетания их состава по специальностям (специалисты разных профилей работают как сокооперанты), и от профессионализма игропрактиков, организующих и активизирующих коллективную работу.

Подготовку и проведение ОДИ осуществляет группа специалистов, сочетающих (в идеале) знания в области, задаваемой темой игры, в области  методологии, т.е. в проблемной организации  поискового процесса, интеллектики, практической психологии, педагогики.

ОДИ представляет собой, как  уже отмечалось, поисковую деятельность. Многослойность этой деятельности предполагает разработку ряда относительно самостоятельных  подпрограмм, реализуемых целостным образом, интегративно в ходе проведения игры.

 

Выделим следующие ведущие  программы:

 

1. Подпрограмма работы  руководителей игры (включает деятельность  координаторов (ведущих), работу игропрактиков в группах, на пленарных заседаниях и во время рекреационных пауз).

2. Подпрограмма оперативного  управления игрой (включает составление  оргпроекта, планирование временных  норм каждого игрового действия, осуществление воздействия на  команды и отдельных игроков  с помощью социально-психологических  методов управления).

3. Подпрограмма организации  коллективной мыследеятельности  участников игры (включает предварительную разработку (отбор) средств и приемов сплочения группы, создания атмосферы, способствующей продуктивному протеканию творческой деятельности, методов стимулирования творческого процесса).

4. Подпрограмма релаксации (включает в себя отбор средств  и форм компенсации энергетических  затрат, снятия утомления и нервно-психического  напряжения, формирования мажорного,  приподнятого настроения).

5. Подпрограмма решения  проблемы (она включает в себя  предварительный анализ проблемы, путей ее решения, проектирования различных вариантов развертки проблемы во время игры, выдвижение альтернативных вариантов решения, выбор оптимального решения).

Выделение подпрограммы является достаточно условным. Понятно, что в  рамках игры, являющейся многофункциональным коллективным действием одновременно осуществляется многоцелевая деятельность: идет поиск решения проблем, осуществляется интенсивное обучение, проводится коррекция психического состояния участников игры, ведется консультирование, осуществляется внедренческая деятельность, идет развитие творческих способностей участников, коррекция их установок и т.д.

Игра строится на широком  проблемном поле, контуры которого приблизительно обозначены темой игры. Таким образом, ОДИ осуществляются в условиях очень высокой неопределенности, которая органически присуща  этому типу игры. Задача игропрактиков - расширение и поддержание максимально богатой зоны неопределенности, в которой и происходит поиск путей раскрытия темы и решения встающих проблем). Существование зоны неопределенности с позиций концепции интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин, 1986), является одной из важнейших объективных предпосылок осуществления творческого процесса, формирования индивидуального стиля деятельности.

Пониманию сущности ОДИ, как  нам представляется, способствует рассмотрение некоторых ее аспектов с позиций  рефлексивной психологии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, 1986, 1990). Творческое мышление осуществляется в пределах проблемно-конфликтной ситуации, существо которой в противоречии как объективно-содержательного, так и субъективно-смыслового характера. Активизация участников игры достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет. В этом случае преодоление интеллектуально-познавательных затруднений переживается человеком как личностная проблема. Это актуализирует потребность в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, активизирует процесс самомобилизации.

Возможность эффективного решения  многоаспектных проблем появляется за счет погружения участников игры в  особую игровую атмосферу и одновременно их втягивания в решение не учебной, а совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности. Опыт показывает, что игра очень быстро перестает быть для ее участников просто 'игрой. Реальные жизненные столкновения становятся, благодаря специальной работе игротехников, столь интенсивными, что участники ведут себя так, будто игра является самой реальностью.

Таким образом, ОДИ обеспечивает интенсивное развитие каждого участника  игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями. Игра предполагает также совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Итак, ОДИ - это способ (технология) решения проблемы и одновременно, социальная технология. Определить место  ОДИ в социальных процессах можно  следующим образом:

 

- игра может служить  стартовым устройством для запуска  различного рода социальных механизмов (создание команды, коллектива  и т.д.);

- игра может служить  вехой, ориентиром в ходе некоторого  социального процесса, подводить  его итоги, намечать перспективы; 

- игра может задавать  упорядоченные серии других активных  методов, сопровождающих реальную  деятельность и нацеленных на  комплексную детальную проработку  сложной проблемы на разных этапах ее решения.

 

Отметим, что, кроме упомянутых уже концепций интегральной индивидуальности и рефлексивной психологии, ОДИ как  педагогический феномен реализует  интегративным образом концепции системного подхода как методологии анализа и решения проблем, концепцию взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики, социально-психологического тренинга, деятельностного подхода как основы личностной перестройки играющих, детерминации развития человека внешними и внутренними факторами и др.

Для достижения игровых целей  в ОДИ делают чередование организационных  форм деятельности: коллективных, групповых  и др.

Приведем характеристики основных форм деятельности:

 

Общеколлективная  деятельность. Это пленарные заседания, большие рекреационные паузы.

Пленарные заседания, в которых  принимают участие все играющие, преследуют такие цели: а) обмен информацией  между командами; б) координация  конструктивной 'поисковой работы; в) отслеживание основных этапов движения к общей цели; г) стимулирование творческого  процесса путем сопоставления степени продвинутости команд (обострения конфронтации); д) синтезирование идей и решений; е) коллективную рефлексию этапов и общих итогов игры и др.

Пленарное заседание проводится чаще всего методом дискуссии: одна из команд выступает в качестве докладчика, а все остальные в роли конструктивной оппозиции. Следует отметить, что пленарное заседание - наиболее энергоемкая и наименее продуктивная форма коллективной деятельности.

Групповая деятельность (работа в микрогруппах (МГ)). Это основная форма работы в ОДИ. Микрогруппы имеют постоянный состав (оптимально 7-12 человек). МГ комплектуются в зависимости от целей игры, на основе самоопределения, по формальным признакам или случайным образом. Отнюдь необязательно (даже нежелательно), чтобы это была уже сыгранная команда. Наличие устойчивых межличностных доигровых отношений снижает творческий потенциал команды. Человек, вынужденный тесно сотрудничать с незнакомыми людьми и в нестандартной обстановке, уже одним этим обстоятельством освобождается от многих стереотипов, актуализирует свой творческий потенциал.

В группе усилиями руководителя-игротехника  создается особая атмосфера психологического комфорта, раскрепощенной творческой деятельности, защищенности личного  достоинства каждого ее члена. В МГ принимаются специальные законы внутригруппового взаимодействия.

МГ - это основная форма  групповой работы в ходе ОДИ, и  в этом качестве выступает главным  носителем творческого процесса, является тем реактором, в котором генерируются идеи и проекты, т.е. выполняют роль опорного элемента в конструкции игры.

Временные группы смешанного состава ("коктель"-группы - КГ). Комплектуются на определенных этапах игры по принципу делегирования в каждую КГ представителя от каждой группы. Таким образом вместо МГ образуется "коктель"-группа - группа смешанного состава.

Цель их создания - обогащение поля общения, интенсификация информационного  обмена "всех со всеми", что способствует взаимному обогащению разрабатываемых  в МГ проектов, стимулирует творческие процессы.

Информация о работе Сложные игры. Способы их построения