Сложные игры. Способы их построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем сейчас не сушествовало. Дети в то время быстро взрослели, и "игрой" у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались (подражали) всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки и общества.
С развитием науки и прогресса возникла необходимость в серьёзном обучении, появились сложные социальные отношения между людьми, а следовательно и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни. И при этом ребёнок ещё восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и др.

Содержание работы

Введение. .......................................................................... 3
- Филосовское понятие игры. ................................................ 3
- Причины возникновения игры. ............................................ 3
- Что даёт игра детям? .......................................................... 4
Обзор сложных игр. ............................................................ 6
- Ролевые: ................................................................................. 6
- I. Постановка проблемы. ..................................................... 6
- II. Классификация ролевых игр и уровней участия в них. ...... 6
- III. Теория построения ролевых игр. .................................... 11
- IV. Проведение игры. ......................................................... 16
- V. Анализ игры. ................................................................. 17
- Огранизационно-деятельностные игры. ...................................... 19
- Огранизационно-обучающие игры. ............................................ 23
- Деловые. ................................................................................ 26
- Что такое деловые игры ..................................................... 26
- Основные направления применения деловых игр. ................. 27
- Деловые игры в психологии. ............................................... 27
- Деловая игра как метод исследования в психологии. ............. 28
- Структура деловой игры. .................................................... 29
- Сравнение игр: положительные и отрицательные стороны. .......... 31
Практическое использование теории. ................................... 34
Литература. ....................................................................... 36

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 246.35 Кб (Скачать файл)

 

Сценарий - это базовый элемент  игровой процедуры, в нем находят  отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием  ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

 

Роли и ФУНКЦИИ ИГРОКОВ должны вдэкватно отражать "должностную  картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

 

Правила ИГРЫ. - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих  место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

 

Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций  норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля кразипрофеосиональной деятельности, обеспечивает фopмиpoвaниe игровой, познавательной и профоссиональной мотивации участников ДИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение Деловой и Ролевой  игр.

 

Если сравнить ситуацию деловой  игры с той ситуацией, с которой  человек сталкивается в ролевой  игре, то можно увидеть кардинальные отличия, обусловленные отсутствием  имитационной модели в последней, а  значит, не предполагающей внешней  материализованной (в виде системы  игровых правил) экспликации ориентировочной  структуры и организации деятельности. В ролевой игре человек сталкивается о неопределенной ситуацией, когда при отсутствии естественного стихийного "организма", в котором существует реальны деятельность, необходимо эту деятельность воспроизводить. Дня того, чтобы решить подобную задачу, играющий-исполнитель той или иной роли должен привнести в "пустую" ситуацию содержание реальной деятельности. Такое привнесение, конечно, возможно только на основе глубокого знания воспроизводимой деятельности, социальных ролей, разыгрываемой проблемы и умения осознать, отрефлексировать данную деятельность и ту ситуацию, в которой она осуществляется. По существу, участнику предлагается проделать работу по реконструкции систем ориентиров, на которые он опирается а ходе реальной деятельности. Эти условия повторяют ту задачу, которую решает актер, пытаясь выполнить на сцене (т.е. без естественного оправдания) то или иное действие. К не случайно в ходе ролевых игр часто встречаются похожие на описанные К.С. Станиславским трудности и феномены: действие, которое кажется таким легким и простым в реальной жизни, невозможно выполнить на сцене. Причина понятна: чем действие "легче", т.е. более автоматизированно выполняется, тем меньше мы осознаем процесс его выполнения и те ориентиры, на которые опираемся при его реализации. Понятны и другие отмечаемые в литературе факты: ролевая игра не эффективна, просто "не идет", перерождается в дискуссию, если участники не знакомы непосредственное воспроизводимой деятельностью. Так, при организации переговорных игр студенты не могут наладить естественные переговоры, а начинают как бы излагать теоретический материал по проблеме, превращая "переговоры" в теоретическую дискуссию.

Вышеизложенное позволяет  объяснить еще один любопытный факт: будто бы случайное различие в  областях применения деловых и ролевых  игр. Его объясняют тем, что деловые  игры предложены экономистами и военными, поэтому основная область приложения метода - экономика и политика, военное дело, а ролевые игры предложены социальными психологами, поэтому основная область их применения - это тренинг коммуникативных навыков. Хотелось бы подчеркнуть не случайность этого явления. Попробуйте организовать деловую игру, имитирующую собственно процессы общения! Это очень непросто прежде всего потому, что в психологии отсутствуют теоретические представления о процессах общения, достаточные для описания полной ориентировочной основы данной деятельности, которые могли бы быть положены в основу имитационной модели, С другой стороны, именно та или иная экономическая, управленческая и ряд других деятельностей и конкретных развитых предметных областей знания легче поддаются рефлексии и моделированию, и в действительности в конструкцию деловых игр закладываются те реальные модельные представления (часто математические модели) об экономических и социальных процессах, которые существуют в современной науке.

 

Что такое  деловые игры (ДИ).

 

В последнее время деловые  а имитационные игры находят все  более широкое применение в самых  разных областях: в основном в экономике  и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.

При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой (business game), реже - управленческой (management game) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра" (simulation game). Наиболее распространенным и общим, пожалуй, на Западе является термин "имитационная игра", или "игровая имитация", хотя единого мнения по вопросам терминологии среди специалистов нет. Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Предполагается, что "игровая имитация" или "имитационная игра" объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также' подчеркивание того факта, что деловые или имитационные игры являются "серьезными" играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т.п.

Следует специально отметить, что деловую или имитационную игру необходимо отличать от других активных методов обучения, с одной стороны, и от методов социально-психологического тренинга - с другой. Надо признать, что в этом вопросе существует большая путаница: термины употребляются небрежно и подчас такие разные методы как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе достаточно разнородная область) и деловые игры попадают в одну компанию и обозначаются общим понятием "деловая игра". Трудность заключается как в недостаточной теоретической рефлексии данных эмпирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теоретических критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение подобных практик и их классификацию. Существующие попытки классификации носят или сугубо эмпирический (перечисление разных методов как они исторически сложились в разных областях знания и практики) или квазитеоретический характер.

Как уже отмечалось выше, отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели (ни в так называемых организационно-деятельностных, ни в ролевых играх имитационные модели не строятся). Является ли данный признак достаточно формальным или конституирующим моментом метода? Определяет ли наличие имитационной модели сущность игрового метода? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что психологически "стоит" за понятием имитационной модели и какую роль она играет в организации деятельности человека в игре. Представляется, что с психологической точки зрения имитационная модель может быть рассмотрена как заданная в специфической материальной форме ориентировочная структура воспроизводимой деятельности. Действительно, создатель игры проделывает огромную работу по анализу норм, организующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив скрытые механизмы, пружины, определяющие "законы" функционирования и развития той или иной деятельности, представив ту или иную подлежащую изучению область или проблему как самостоятельно функционирующую систему, разработчик может сконструировать деловую игру; часто для того чтобы создать имитационную модель, приходится провести серьезную исследовательскую работу. Организованная на основе таким образом выделенной имитационной модели игра и позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого, т.е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.

Если представлять себе игру как такую реальность и социальное пространство, в котором не испытывается "сопротивление" материала при реализации замысла и в котором поэтому все возможно, то знакомство с деловыми играми должно сильно поколебать такое убеждение. В отличие от распространенной точки зрения о том, что игра представляет собой царство неограниченной свободы, представленная выше структура, механизм деловой игры показывают, что она воспроизводит особую ситуацию не столько всевозможности, сколько столкновения о жестко детерминированной жизненной реальностью (пожалуй, эта ситуация даже "жестче", чем реальная жизнь, ведь в так называемой реальной жизни часто можно уйти от решения той или иной проблемы, реально или психологически, можно прибегнуть к обману, игру же обмануть нельзя, нельзя отсрочить решение той или иной задачи).

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР 

 

Рассматривая вопрос о  целях конструирования и применения деловых игр, следует выделить три  основных направления:

1) исследования в области  экономики, управления и т.д.;

2) обучение, подготовка и  переподготовка руководящих кадров;

3) профотбор, аттестация  кадров.

 

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПСИХОЛОГИИ

 

Конкретные психологические  работы в области имитационных игр  ведутся в нескольких направлениях. Прежде всего имитационная игра выступила как метод исследования психологических закономерностей. Другой круг работ связан с подходом к деловой игре как объекту исследования. И, наконец, в рамках психологической традиции разрабатываются имитационные игры для решения практических задач психотерапии и диагностики.

 

Деловая игра как метод  исследования в психологии.

 

1. Для психологического  исследования оказывается крайне  важным тот факт, что в деловых  или имитационных играх воспроизводится  некая экономическая или политическая  ситуация и деятельность человека  в ней в ее существенных  компонентах. Игра (определенный  класс деловых игр) воспроизводит  взятые из действительности ситуации, что позволяет исследовать человека  в условиях, максимально приближенных  к жизненным. 

2. Деловые игры задействуют  личность участников. Наличие личностной  вовлеченности участников в разыгрываемые ситуации, выраженность и глубина переживаний в ходе имитаций являются ярким эмпирическим фактом. Практически в каждой работе, посвященной методу деловой или имитационной игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность, эмоциональная напряженность, указывается на повышение мотивации обучения, возбуждение интереса к изучаемому предмету.

3. Воспроизводимая деятельность  осуществляется в условиях относительной  неопределенности в отношении  того решения, которое должно  быть принято. В разных играх  эта неопределенность задается  по-разному. В случае "жесткой"  имитации предполагается выбор  из имеющихся альтернатив решения.  В "свободных" имитациях,  более полно приближенных к  условиям реальной действительности  к воспроизводящих ее более целостно, участники сами формулируют проблемы и не ограничены в своих решениях и действиях. В одних случаях участникам четко задается игровая цель и способ выигрыша в данной игре, в других - ситуации, возникающие в игре, предоставляют игрокам большую свободу; они могут сами поставить перед собой цель и использовать для ее достижения те средства, которые им предоставляют правила игры. Каков характер неопределенности игровых ситуаций, предстоит решать в каждом конкретном случае специально.

4. Деловые игры представляют  собой искусственные ситуации  со специально разработанными  правилами, в которых играющего  постоянно ставят в неожиданные  положения, "загружают" решением  конфликтов, проблем и т.п. Следствия  условности игровых ситуаций  является ненаказуемость поведения участников со стороны социальных институтов, отсутствие санкций и последствий от игровых действий в реальной жизни. Психологическим следствием данных и ряда других особенностей игры является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный контроль личности за своим поведением.

5. Сравнивая имитационную  игру с другими методами исследования  личности, следует отметить, что  деловые игры обладают рядом  преимуществ как по сравнению  с лабораторными методами, так  и с исследованием личности  в естественных условиях.

Имитационная игра предоставляет  возможность наблюдать актуальные проявления личности, ее сиюминутную  жизнь, а не ограничиваться результатами ретроспективного характера.

Игровые ситуации воспринимаются участниками не как особые экспериментальные  ситуации, а как продолжение их обычной жизни, как реальные жизненные  ситуации.

 

Можно выделить следующие  приемы и подходы к использованию  деловой игры в психологическом исследовании:

 

1) Игра выступает как  модель реальных ситуаций и  событий, исход которых известен; в имитациях принимают участие разные группы испытуемых, подобранные на основе предварительно выявленных психологических качеств к черт; исследуется роль тех или иных психологических переменных в формировании реального решения.

2) Игра используется как  модель возможных в будущем  ситуаций, событий; в имитациях  принимают участие психологически разные группы испытуемых; группы подбираются на основе данных тестирования; исследуется роль личностных факторов в формировании конкретных решений, прогнозируется возможный исход моделируемых событий в действительности.

3) Логика самого метода  наталкивает исследователей на  такой подход, когда изучение  личности осуществляется в ходе  ее направленного изменения, воздействия  на нее в ходе имитационной  игры.

4) Ряд исследований посвящен  валидизации метода имитационной  игры, сравнению результатов данного  метода с другими методами  и с поведением в реальной  жизни. 

В других работах, наоборот, именно игровая имитация выступает  как аналог реального поведения  и, таким образом, позволяет проверить  валидность других "вербальных" тестов.

Информация о работе Сложные игры. Способы их построения