Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 22:48, контрольная работа
Целью работы является изучение теоретических основ слушания.
Для достижения указанной цели поставлены следующиезадачи:
1. Раскрыть понятие «слушание».
2. Исследование основных видов и техники слушания.
3. Раскрыть правила эффективного слушания.
Введение 3
1. Слушание 5
1.1.Закономерности восприятия вербальной информации 5
1.2.Правила «хорошего слушания» 7
1.3. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника 8
1.4. Цели собеседников и результативность слушания 10
1.5. Активное слушание 13
1.6. Рефлексивное слушание. Приёмы рефлексивного слушания 16
Вывод по главе 18
2. Интерпретация невербальных средств общения 19
Вывод по главе 24
Заключение 24
Список используемой литературы 25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Образовательное учреждение
высшего профессионального
Коми государственный педагогический институт
Факультет педагогики и методики начального образования
Специальность «Педагогика» (бакалавриат)
Заочное отделение
Кафедра психологии развития
Контрольная работа
по курсу «Психология общения»
Тема: Слушание.
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Слушание 5
1.1. Закономерности восприятия вербальной информации 5
1.2. Правила «хорошего слушания» 7
1.3. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника 8
1.4. Цели собеседников и результативность слушания 10
1.5. Активное слушание 13
1.6. Рефлексивное слушание. Приёмы рефлексивного слушания 16
Вывод по главе 18
2. Интерпретация невербальных средств общения 19
Вывод по главе 24
Заключение 24
Список используемой литературы 25
ВВЕДЕНИЕ.
Ф. Бекон, английский философ сказали: Кто владеет информацией, тот, как говорится, владеет миром. А тот, кто умеет грамотно передавать информацию, владеет тем, кто владеет миром. Грамотная речь во все времена ценилась в человеческом обществе и значительно превышала статус того, кто ей обладал. Информация всегда передается двумя путями: вербально и невербально. И если ваши жесты и мимику прочитать сможет далеко не каждый, то ошибки в том, как вы пишете, и в том, что вы говорите, заметит практически каждый.
Действительно, уметь слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: примерно 25% всей информации об окружающем мире человек получает в устной форме. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10% людей.
Целью работы является изучение теоретических основ слушания.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Объект: слушание как вид коммуникации.
Предмет: основные элементы слушания, его специфика, приёмы эффективного слушания.
Актуальность выбранной темы данной работы обусловливается тем, что она направлена на пополнение знаний о слушании как о виде коммуникации.
Данная проблема интересовала и интересует многих исследователей, в частности Исследование слушания (аудирования) как речевой деятельности было начато работами З. А. Кочкиной, В. И. Ильиной, хотя в понятие деятельности вкладывалось только содержание «активность». В связи с этим возникает необходимость развернутого анализа слушания как вида речевой деятельности в полном смысле этого слова. Изучением темперамента, говорения и слушания занимались (И. А. Зимняя), восприятие и понимание речи образуют единый процесс, подчеркивается во многих работах советских исследователей речи (С. Л. Рубинштейн, В. А. Артемов, Н. И. Жинкин, А. Н. Соколов, Б. В. Беляев и др.).
1. СЛУШАНИЕ.
1.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации [3].
При речевом общении
имеют место два процесса: экспрессия
и импрессия.
Экспрессия
речи (латин. expressio – выразительность)
– это воплощение мысли посредством языка
и донесение её до собеседника.
Импрессия
(от франц. impression – впечатление) – восприятие
информации, полученной от собеседника,
её понимание.
Восприятие – процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формирование образа [12].
Восприятие характеризуется рядом закономерностей:
Когда люди слушают собеседника, они не отдают отчёта в том, что они производят извлечение смысла из звуков. Люди незаметно переходят к смыслу воспринимаемой речи.
Любопытно, что даже если слова содержат ошибки, но напоминают слова, знакомые реципиенту, они и воспринимаются как знакомые. Некоторые сочетания букв, их звуки, особенно в длинных словах, воспринимаются как знакомые, несмотря на то, что они таковыми не являются и воспринимаются быстрее. Появилась гипотеза о том, что знакомые слова опознаются как целостные элементы, а не побуквенно.
Особую проблему восприятия речи составляют фразы, между которыми имеются «скважины». В отличие от разных фраз, части которой соединены союзом «и», между фразами существует разрыв, который должен быть восполнен знаниями реципиента. Тем самым восприятием речи является не просто приписывание им смысла, сколько соотнесение языковых знаков и их звуков, которые организованы в морфологическом и синтаксическом отношении, с представлениями реципиента о действительности.
ВЫВОД: Совершенно очевидно, что при восприятии речи реципиент проявляет активность: он опирается на свой прошлый опыт, осуществляет вероятностное прогнозирование, а также производит эквивалентные замены.
Активность реципиента состоит также и в том, что в процессе восприятия речи он не просто пассивно ждёт того, что ему скажет продуцент, а сам прогнозирует, выдвигает свою гипотезу о том, что он может услышать.
1.2. ПРАВИЛА «ХОРОШЕГО СЛУШАНИЯ».
Эффективное общение возможно, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в принципе в наших силах.
Выслушивание фактов и чувств – это выслушивание сообщения полностью. Поступая так, мы расширяем свои возможности понять ситуацию и даем знать об уважительном отношении к тому, что в действительности говорящий человек пытается передать нам.
Исследователь М. Беркли – Ален [3] выявила «роли» слушателей: 1) «симулянт» - делающий вид, что слушает; 2) «зависимый слушатель» - легко попадающий под влияние мнений и желаний других; 3) «перебивала» - тот, кто неоправданно вмешивается в речь собеседника; 4) «погруженный в себя»; 5) «интеллектуал» - воспринимающий информацию больше разумом, пренебрегающей эмоциональным и невербальным аспектами поведения говорящего.
Профессор Кит Дэвис приводит 10 правил эффективного слушания.
10. Перестаньте говорить! Это наставление идет и первым, и последним, ибо все остальные зависят от него.
Еще философ Зенон утверждал: «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить». А историк Плутарх советовал: «Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
ВЫВОД: Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми. В умении слушать проявляется воспитанность, уважение к другому человеку, т. е. культура.
1.3. КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЛИЯНИЯ НА СОБЕСЕДНИКА.
Конструктивное общение - это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное.
Конструктивное общение состоит из:
Конструктивное общение необходимо для того, чтобы:
Методы конструктивного общения: