Смысловая наполненность понятия «любовь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать теоретические подходы к пониманию любви, провести системный анализ понятия «любовь».
Задачи:
1. Выделить сущность понятия любви в различных науках;
2. Осуществить системный анализ основных психологических теорий любви;
3. Определить сущность понятия любви в психологической науке;
4. Анализ представлений о любви в разные исторические эпохи и в разных культурах.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………......... …...3
1. Анализ понятия «любовь» в разных науках
1.1. Этимологический анализ понятия «любовь».……………...………...4
1.2. Системный анализ определений любви.……………...………..….…...5
1.3. Любовь с точки зрения философии………..……………...……….…...8
1.4. Любовь с точки зрения педагогики. ….…………...………..…...…....10
2. Место категории "любовь" в системе психологических категорий…...11
3. Анализ психологических теорий любви. ………….……………...………..14
4. Культурно-исторический анализ представлений о любви…………..….35
Заключение………………………………………………………………………40
Литература………………………………………..……………………..……….42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Луканина ))) измен..doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)
     

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет профессиональной переподготовки педагогических кадров

Кафедра практической психологии

 

Курсовая работа на тему:

 

«Смысловая наполненность понятия «любовь» »

 

 

 

Практическая работа студентки                              Преподаватель:

                                                                                    доцент кафедры

1 курса                                                                        практической психологии                                                                     

                                                                                    Московского института

                                                                                    открытого образования

                                                                                  

Луканиной Наталии Владимировны                                   Подпругина В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

 Содержание      

Введение  ………………………………………………………………......... …...3    

1. Анализ понятия  «любовь» в разных науках

        1.1.   Этимологический анализ понятия «любовь».……………...………...4

        1.2.  Системный анализ определений любви.……………...………..….…...5

        1.3.   Любовь  с точки зрения философии………..……………...……….…...8

        1.4.  Любовь  с точки зрения педагогики. ….…………...………..…...…....10

    2. Место  категории "любовь" в системе  психологических категорий…...11    

3. Анализ психологических теорий любви. ………….……………...………..14     

4. Культурно-исторический  анализ представлений о любви…………..….35      

Заключение………………………………………………………………………40     

Литература………………………………………..……………………..……….42 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  
  Введение      

На современном этапе развития общества идет становление новых жизненных ценностей, новых жизненных смыслов, которые еще не полностью утвердились в общественном сознании и поведении людей. Одной из таких ценностей является любовь. Любовь как психологическая категория является одной из наиболее важных составляющих ценностно-смысловой сферы человека. На протяжении столетий любовь была и остается предметом острых дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в обыденном сознании. Любовь является основой внутреннего мира личности, ее духовного «Я» как совокупности смысловых значимостей.

На  сегодняшний момент данное понятие  наполняется новым смыслом и  содержанием. Если раньше представления  о любви ассоциировались с пониманием, уважением, доверием, то в современном обществе данное понятие настолько искажается, что сужается до понимания любви как сексуальных отношений.

Долгое  время тема любви игнорировалась психологией, в отношении данного  психологического явления исследователи  занимали позицию агностицизма. В  немногочисленных эмпирических исследованиях в центре данного феномена были сексуальное поведение и изучение когнитивных составляющих (З. Фрейд, Э. Фромм Э. Берн). На современном этапе развития психологической науки предметом исследований становятся все более сложные явления внутреннего мира личности, набирает силу гуманитарный подход (К. Изард, Р. Мей, Л. Я. Гозман и др.). Недостатком исследований понимания любви является недостаточная проработанность практического инструментария и небогатый теоретический обзор данной проблематики в психологической науке в юношеском возрасте. Поэтому обращение к изучению любви как психологического явления вполне закономерно.     

Исходя  из всего вышесказанного, мы поставили  следующую цель нашего исследования:     

Цель: проанализировать теоретические подходы к пониманию любви, провести  системный анализ понятия «любовь».        

Задачи:

  1. Выделить сущность понятия любви в различных науках;
  2. Осуществить системный анализ основных психологических теорий любви;
  3. Определить сущность понятия любви в психологической науке;
  4. Анализ представлений о любви в разные исторические эпохи и в разных культурах.

 

 

 

 

 

 

1. Анализ понятия  «любовь» в разных науках.

1.1     Этимологический анализ понятия «любовь»     

Глагол  любить по своему происхождению и  форме – каузативный, т. е. означает «вызывать в ком-то или чем-то соответствующее действие, заставлять кого-то или что-то делать это». По своей форме – любити - он в точности соответствует древнеиндийскому lobhauati – «возбуждать желание, заставлять любить, влюблять». Также возможно провести параллели к глаголу лыбнуться, корни которого мы находим в русском языке: у-лыбнуть (обмануть), у-лыбнуться (пропасть), лыбить, лыбиться, у-лыбиться, «улыбаться». (http://ru.wiktionary.org/wiki/)

В значении этого русского глагола видны компоненты «обмануть», «исчезнуть», которые можно объединить в одном – «сбить со следа». Глагол лъбнуть в такой форме долго не существовал, а стал по форме приближаться к другому глаголу – льнути, лнути, лнуть «льнуть телом и душой к кому-либо».

Словарь Д. Н. Ушакова определяет его так: «Испытывая нежное, дружеское влечение, стремится быть ближе к кому-либо». Каузативный глагол любить, покинув свое исходное место и значение (вызывать любовь, влюблять), занял место глагола лъбнуть и, в сочетании с приставкой по-, принял его значение – «впасть в состояние любви, полюбить». Глагол лъбети «пребывать в состоянии любви, влечения к чему-либо или кому-либо», сохранялся дольше в виде любети. С приставкой у- он означал «понравится, полюбиться». Улюбити был активным глаголом действия «полюбить кого-либо, что-либо», а улюбети глаголом неактивного состояния «понравится, полюбиться». Фонетическое сходство любити и любети способствовало тому, что последний по форме и семантике как бы влился в первый. Таким образом, глагол любить занял место остальных глаголов и вобрал в себя их значения, были стерты смысловые различия.     

Ближайшую и единственно точную параллель  к славянскому дает готский язык, где имелось прилагательное liufs «милый, любимый» и производные от того же корня. Однако это качество было лишь одним из значений данного корня. Косвенным образом, по семантическим следам восстанавливают еще два значения: «надежный» - готское ga-laubjan; «верить», «ценный» - готское ga-laufs; все эти значения как бы совмещены в древне-верхне-немецком ga-laub - «возбуждающий доверие, приятный».     

Глагол  любить, первоначально означал, что  некто, «сам» возбуждает желание, чувство любви в «другом», после чего наступает «состояние любви». Это заставляет обратить внимание на элемент «попеременного сравнения», взаимного уподобления двух лиц.     

Резюмируя, следует сказать, что внутренняя, языковая форма слова «любовь» складывается из трех компонентов:     

- «взаимное подобие» двух  людей;     

- «установление, или вызывание  этого подобия действием»;     

- осуществление этого действия.  

 

 

1.2. Системный анализ  определений любви.

Частотные словари современных языков свидетельствуют о том, что "любовь" - одно из самых употребляемых слов [22]. При этом не существует единого точного определения любви, многозначность употребления этого понятия приводит к размыванию семантических границ любви и утрате специфического содержания данного слова. Системный анализ определений "любви" через уровень потребностной сферы и вид потребностей позволит вскрыть семантику любви, заложенную в данных определениях.

В соответствие с типом словаря рассмотрим определения любви в толковых, энциклопедических, философских и психологических словарях.

Толковые и энциклопедические словари:

Любовь - страсть, сердечная привязанность, склонность [22].

Любовь - чувствование чрезвычайно разнообразное по содержанию и силе. Гл. виды любви: половая Л. - влечение существа одного пола к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни.Л. кровная, родственная, имеет своим источником половую Л. (стремление родителей найти продолжение своей жизни в детях), жалость к нуждающимся в защите и заботе, беспомощным и слабым существам (родительская Л), чувство благодарности, привязанности за заботы и ласки (детская Л), привычку общей жизни (Л. братская).Л. общечеловеческая - продукт позднейшего социального развития; путем воспитания и наследственности сознание общности интересов людей и равноценности человеческой личности превращается в прочное чувство альтруистической Л., способное в своем высшем напряжении доходить до аффектов самопожертвования. Л., как высшая духовная эмоция, выражается в чувствах благоговения и восторга при умственном созерцании образа, олицетворяющего высшее совершенство и красоту [5].

Любовь - Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Л. к родине. Материнская л. Горячая л. Взаимная л. Склонность, пристрастие к чему-н. Л. к музыке. Л. к искусству [5].

Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Платоническая Л. - Л., свободная от чувства влечения. Половая Л. в совр. ее форме индивиуально-избират. чувства - результат длит. ист. развития человеческой личности [22].

Любовь - чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдавать свои силы общему делу (Л. к родине), на взаимном расположении, симпатии, близости (братская Л., Л. к людям), на инстинкте (материнская Л), на половом влечении (половая Л); отношение двух лиц, взаимно связанных этим чувством; склонность, расположение или влечение к чему-н. (Л. к искусству, Л. к работе) [5].

Философские словари

Любовь - в широком смысле, стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. Перенесенная на человека Л. означает:

телесно-душевный принцип продолжения рода

душевно-духовный принцип "платонической любви", свободной от всякого желания обладания.

В этике Л. - добродетель личности в отношении к другой личности, представляющая собой частичку ценности личности любящего и направленная на ценность личности любимого, преданность ему.

В теории познания Л. - предпосылка и начало процесса познания [41].

Любовь к ближнему - чувство и стремление, рассматривающее другую личность как некую ценность, когда одна личность заступается за другую личность как за саму себя (альтруизм), не рассуждая о правах, заслугах или достоинствах этой личности [41].

Любовь к дальнему - подчас неведомый иным людям идеал, осуществление которого подняло бы человечество на более высокую ступень развития. Любовь к дальнему отличается от любви к ближнему величием морального мужества и душевной щедрости [41].

Любовь - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему, а также субъект-субъектное отношение, по средством которого реализуется данное чувство [20].

Любовь - обращенность чувства и воли на другую личность, человеческую общность или идею, сопровождаемая потребностью "отдать себя" любимому предмету и одновременно сделать его "своим", в эмоциональном пределе слиться с ним [40].

Любовь - влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни [38].

Психологические словари:

Любовь –

1. интенсивное чувство  сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к  некоторой конкретно вещи или  человеку

2. устойчивое чувство  к человеку, вызывающее желание  быть с этим человеком и  озабоченность счастьем и удовольствием этого человека [5].

Любовь - чувство, выражающее эмоционально-ценностное отношение к тому или иному объекту (человеку, родине, семье, городу, истине, человечеству, религии и т.д.); стремление быть с максимальной полнотой представленным своими личностно значимыми чувствами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности и устойчивости [11].

Любовь:

высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Л. к родине, к матери, к детям, к музыке и т.д.)

интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно - значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости [14, 22, 34].

Любовь:

градационно - повышенное чувственно-эмотивное состояние психики индивида, сынтенционироанное на предмет своей симпатии, обожания, эмпатии, поклонения

сублимативная модальность-степень чувственно-эмоционального респектположительного, эгосимпатизированного отношения одного субъекта к другому субъекту, объекту - в основном противоположного пола - когда один из субъектов связывает другого со своими жизненно-онтологическими потребностями-интересами-желаниями-стремлениями

константно-интенсивно устойчивое чувство субъекта, детерминируемое физиологическо-сексуальными потребностями, личностно-значимыми эгоустановками, связуемое индивидом с чувствами, жизнедеятельностью, потребностями другого субъекта, с целью вызвать-пробудить у него реверс-потребность в эросочувствах-эросоэмоциях [48].

Итак, в толковых, энциклопедических, философских, психологических словарях "любовь" определяется через такие понятия как "чувство", "отношение", "состояние психики", "стремление", "влечение", "эмоция", "склонность". Во всех определениях любви подчеркивается такая ее характеристика как направленность: некоторые понятия, через которые определяется любовь сами по себе предполагают наличие субъекта и объекта (например, влечение, стремление, склонность, привязанность, отношение), в ряде определений направленность подчеркивается придаточными конструкциями. Во многие определения включены факторы, обусловливающие возникновение любви: сексуальные инстинкты, половое влечение, благодарность за заботу, привычка общей жизни, взаимное расположение, симпатия, близость. В ряде определений подчеркиваются такие характеристики любви как интенсивность и устойчивость.

Информация о работе Смысловая наполненность понятия «любовь»