Смысловая наполненность понятия «любовь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать теоретические подходы к пониманию любви, провести системный анализ понятия «любовь».
Задачи:
1. Выделить сущность понятия любви в различных науках;
2. Осуществить системный анализ основных психологических теорий любви;
3. Определить сущность понятия любви в психологической науке;
4. Анализ представлений о любви в разные исторические эпохи и в разных культурах.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………......... …...3
1. Анализ понятия «любовь» в разных науках
1.1. Этимологический анализ понятия «любовь».……………...………...4
1.2. Системный анализ определений любви.……………...………..….…...5
1.3. Любовь с точки зрения философии………..……………...……….…...8
1.4. Любовь с точки зрения педагогики. ….…………...………..…...…....10
2. Место категории "любовь" в системе психологических категорий…...11
3. Анализ психологических теорий любви. ………….……………...………..14
4. Культурно-исторический анализ представлений о любви…………..….35
Заключение………………………………………………………………………40
Литература………………………………………..……………………..……….42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Луканина ))) измен..doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

На третьем месте понятие «женщина». Это возможно тоже имеет сексуальную основу. Аналогично четвертому месту – понятию «мужчина».

Пятое место поделили понятия «ребенок» и «жизнь». Первое понятие говорит о детско-родительских отношениях, второе – о более «высоком» понимании любви – связанности с жизнью.

На шестом месте «животное» и «дорогие вещи».

Интересно, что понятия «Бог», «отец», «Родина» и «дружба» ни один испытуемый не ассоциировал со словом «любовь». Отсутствие ассоциаций с понятием «Бог» может свидетельствовать о малой религиозности наших респондентов; понятие «отец» в основном ассоциируется с силой, авторитетом, защитой и непониманием; отсутствие ассоциаций с понятием «Родина» может означать то, что с патриотизмом у наших респондентов есть проблемы: встречаются ассоциации «мать», «Россия» и «армия»; с понятием «дружба» встречаются такие ассоциации как «пиво», «привязанность», «верность» и «общение».

2. Результаты метода незаконченное  предложение

Получается, что в обыденном сознании людей на основе жизненной практики можно выделить несколько видов любви.

1) «Идеальную любовь» (32%). Сюда вошли такие понятия: забота, нужность, взаимность, дополнение, понимание, доверие, верность, близость, помощь, бескорыстие  и т.д., т.е. все слова отражают  представление о том, чего хотелось бы, о желаемом.

2) «Сексуальную любовь» (11,11%). Здесь такие понятия, как секс, желание, и так далее – все  связано с половыми отношениями.

3) «Любовь-долг» (8,89%). Сюда  вошли представления о долге  и жертвенности.

4) «Влюбленность» (8%). Волнение, безумие, желание делать другому приятное, энергия добра ко всему миру.

5) «Любовь-Бог» (7,56%). Дар, жизнь, смысл и т.д. – то, что отражает  некое божественное начало, абсолют, приходящесть извне или свыше.

6) «Любовь-семья» (7,56%). Семья, брак, дети, внуки, мать, родители – то, что характеризует семейные отношения.

7) «Любовь-счастье» (7,11). Здесь  все эмоции со знаком «плюс» - радость, счастье, прекрасное, и т.д.

8) «Проходящая любовь», здесь  представление о конечности любви (5,33%). Временное явление, конечность, придуманное и т.д. – некая обыденность, неважность чувства

9) «Любовь-дружба» (4,8%) - уважение, к друзьям, общение.

10) «Несчастная любовь» (4%). - негативные эмоции: боль, обида, страдание  и т.д.

11) «Объектная любовь» (1,78%), здесь любовь к вещам, действиям, поступкам, природе.

12) «Территориальная любовь» (1,33%), здесь любовь к Родине, месту  рождения;

13) «Любовь-идеал» (0,44%), сюда  отнесено только одно – любовь  к свободе.

3. Субъективные оценки  близости представленных понятий к понятию любви.

Более близкими с понятием любви оказались: желаемые понятия (доверие, взаимность, симпатия, интерес, дружба романтика, влюбленность, открытость); понятия, связанные с сексуальными отношениями (близость, желание, страсть, секс интимность); связанные с долгом понятия (ответственность, обязанности); и продолжением рода (ребенок и жизнь).

Средняя связь с понятием любви у наших респондентов получилась: у негативных понятий (страдание, ревность, тревога); желаемых понятий (привлекательность, активность, созидание); связанные с жертвой понятия (долг, самопожертвование); связанных с абсолютом (созидание и Бог).

В категорию слабосвязанных с понятием любви попали в основном негативные понятия (ненависть, потери, напряжение, печаль, смерть, одиночество, неизбежность, самоубийство, страх, самоистязание, месть, пассивность, беспомощность, гнев и злость). Все-таки нашим респондентам свойственно отвергать нежелательные атрибуты любви, хотя и не полностью.

Таким образом, в результате нашего исследования представлений о любви на обыденном уровне сознания людей, мы получили некоторые результаты.

В сознании людей присутствуют такие «виды» любви, как: «идеальная любовь», «сексуальная любовь», «любовь-долг», «влюбленность», «любовь - Бог», «любовь – семья», «любовь-счастье», «проходящая любовь», «любовь-дружба», «несчастная любовь», «объектная любовь», «территориальная любовь», любовь-идеал».

С понятием любви легче всего ассоциируется понятие мамы, затем понятие секса. То есть в сознании наших испытуемых любовь чаще всего воспринимается как отношение мать-дитя, а на втором месте любовь как отношение полов.

Тесно связанными с понятием любви оказались желаемые ее атрибуты; понятия, связанные с сексуальными отношениями; связанные с долгом понятия; и связанные с продолжением рода понятия. В категорию слабосвязанных с понятием любви попали в основном негативные понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В ходе исследования был дан теоретический анализ понятия любви.

Внутренняя, языковая форма слова «любовь» складывается из трех компонентов:     

- «взаимное подобие» двух  людей;     

- «установление, или вызывание  этого подобия действием»;     

- осуществление этого действия.  

Анализ определений любви, представленных в толковых, энциклопедических, философский, психологических словарях, показал, что фактически различные виды любви выделяются авторами по уровням потребностей, в них доминирующих. Так, половая любовь связывается с сексуальными потребностями, влечением, потребностью продолжения рода, т.е. потребностями вида и природного субъекта по классификации В.А. Иванникова. Братская любовь, основанная на общности образа жизни, ассоциируется с потребностями в принадлежности к этносу (уровень социального культурного субъекта). Альтруистическая любовь проявляется в бескорыстии, самопожертвовании, то есть в активности личности и соотносится с нравственными потребностями человека (социальный нравственный субъект). В тех определениях, где различные виды любви не представлены, доминирует интерпретация любви в рамках потребностей одного уровня.

Анализируя  изучение любви в философии и педагогике, стало ясно, что это сложный феномен, который на протяжении многих лет занимал важное место в мыслях ученых. Нет четкого определения любви. Но, тем не менее, отмечаются, что любовь является эмоционально важным и необходимым чувством (причем имеющем разные виды), которое является неотъемлемой составляющей взаимоотношений с окружающим миром.  

Обзор психологических теорий любви показал, что категория "любовь" входит в ядро теоретических представлений в психоаналитическом и гуманистическом подходе: в них от понимания любви зависит понимание других психологических категорий. В остальных психологических школах на любовь переносятся общие объяснительные принципы и схемы теории.

Интересной оказалась эволюция связи в психологических концепциях любви с уровнями потребностной сферы человека. Первые психологические школы: классические варианты психоанализа и бихевиоризма - соотносят любовь с потребностями организма и природного субъекта. Биологизаторские теории любви раскрывают ее смысл через потребности вида (продолжение рода). Позднее любовь связывается с познавательной потребностью субъекта (создание образа мира) в когнитивной психологии (уровень социального культурного субъекта), с потребностью в социальном контакте (уровень социального культурного субъекта) в гештальт-психологии. Наконец, в гуманистической психологии происходит соотнесение любви с потребностями субъекта нравственного: в самоактуализации, самореализации, личностном самосовершенствовании (высший уровень потребностной сферы человека).

Культурно-исторический анализ позволил выделить три переломных момента в осмыслении человечеством феномена "любви", удивительно напоминающие динамику развития представлений о любви в психологии:

1. первобытная культура: возникают первые представления об отношениях между мужчиной и женщиной, тесная связь любви и секса (потребности природного субъекта и вида);

2. эпоха великих цивилизаций: возникает связь любви с потребностями  социального культурного субъекта;

3. античность: любовь становится  формой реализации потребностей  субъекта нравственного.

В ходе культурно-исторического развития происходило расширение смысла любви за счет соединения с любовью новых потребностей и семантического конструирования новых объектов любви.

На теоретическом уровне системный анализ различных подходов к пониманию эмоциональных явлений позволили выделить основные функции эмоциональных явлений: оценка, побуждение, регуляция деятельности, координация процессов в организме, влияние на сохранение опыта, предвосхищение событий, целостное отражение, мобилизация-демобилизация организма, экспрессия, коммуникация, постановка задачи на смысл, компенсация.

Таким образом, в ходе теоретического анализа было дано рабочее определение понятия любовь, исходя из анализа системы понятий "эмоциональное явление - чувство-любовь": любовь - это чувство по отношению к объектам, имеющим устойчивое положительное значение для удовлетворения базовых потребностей индивида.

Исследование предполагается продолжить, включив в него эмпирические исследования понятия любви в разных возрастных группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Список используемой литературы.

 

1.        Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов/ Пер. с англ.А. А. Валеева. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1998. - 448с.

2.         Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования семейных отношений. - М., 1987. - с.13-19.

3.         Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991. - №. - с.74-82.

4.      Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. - М.: Книга. 1991. - 345с.

5.      Большой толковый психологический словарь/ Ребер Артур (Penguin). Том 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000, с.419-420.

6.      Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений/ Под ред. О.В. Овчинниковой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142с.

7.      Витт Н.В. Об эмоциях и их выражении (к проблеме выражения эмоций в речи) // Вопросы психологии. - 1964. - №3. - с.140-153.

8.      Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. - метод. пособиек курсу "Психология человека". - М.: Педагогическое общество России, 1999. - с. 190-202.

9.      Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 174с.

10..    Добрович А.Б., Ясицкая О.А. Милые бранятся... - М.: Моск. Рабочий, 1988. - 174с. - (Семейный круг)

11.    Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. - Мн.: Хэлтон, 1998, с.131-132.

12.    Ковалев А.Г. О чувствах и эмоциях // Вопросы психологии. - 1957. - №4. - с.25-33.

13.    Кошелева Е.В. Возрастная трансформация мотивационного пространства любви // Инновации молодых: тезисы научных работ участников Всероссийского конкурса научно-технических и инновационных работ по гуманитарным наукам среди студентов высших учебных заведений. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. - с.57-58. Кошелева Е.В. Культурно-историческая трансформация представлений о любви // Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов: Сб. мат. Всерос. науч. - практ. Симп. / Отв. ред В.В. Невинский. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. - с.393-399.

14.    Краткий психологический словарь/ Ред. - сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., расш., испр. и доп. - Росто н/Д: Феникс, 1998, с. 192-193.

15.    Левин К. Теория поля в социальных науках: Пер с англ. . - Спб.: Сенсор, 2000. - 368с. (Мастерская психологии и психотерапии.

16.    Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / под ред.В.К. Вилюнаса, Ю.П. Гиппенрейтер. - М.: Издательство Московского университета, 1993. - с.162-171.

17.    Майерс Д. Социальная психология/ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1996. - 684с.: ил.

18.    Мир и эрос: Антология философских текстов о любви/ Сост.Р.Г. Подольный. - М.: Политиздат, 1991. - 335с.

19.    Немов Р.С. Психология: Учеб. для студж. высш. пед. учеб заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. - Кн.1. Общие основы психологии. - с.604-609.

20.    Новейший философский словарь/ Сост.А. А. Грицанов. - Мн.: Изд.В.М. Скакун, 1998, с.384-387.

21.    Популярная психология для родителей/ Под ред.А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989. - 356с.

22.    Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990, с. 198-199.

23.    Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. - 392с.

24.    Розин В.М. Беседы о любви и семейных взаимоотношениях // Социально-политический журнал, 1993. - №4. - с.102-108.

25.    Розин В.М. Беседы о любви и семейных взаимоотношениях // Социально-политический журнал. - 1993. - №4. - с.102-108.

26.    Розин В.М. Беседы о любви и семейных взаимоотношениях // Социально-политический журнал. - 1993. - №7. - с.86-92.

27.    Розин В.М. Беседы о любви и семейных взаимоотношениях // Социально-политический журнал. - 1993. - №9/10. - с.75-81.

28.    Розин В.М. Исторические "качели" страсти // Театральная жизнь. - 1996. - №4. - с.4-5.

29.    Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. Учебное пособие для вузов. - М.: Логос; Высшая школа, 1999. - 208с.

30.    Розин В.М. Представление о родительских и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. - 1990. - №4. - с.91-98.

31.    Розин В.М. Природа сексуальности // Вопросы философии. - 1993. - №4. - с.79-89.

32.    Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / под ред.В.К. Вилюнаса, Ю.П. Гиппенрейтер. - М.: Издательство Московского университета, 1993. - с.152-161.

33.    Рюриков Ю. Любовь на исходе ХХ века. - М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 1998. - 224с. (Серия "Школа любви и взаимопонимания").

34.    Словарь практического психолога/ Сост.С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997, с.271-273.

35.    Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика/ Вст. статья Р. Гальцевой и И. Роднянской. - М.: Искусство, 1991. - с.99-161.

36.    Тхостов А.Ш. Колымба Н.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1999. - №2. - с.3-14.

37.    Тхостов А.Ш. Колымба Н.Г. Психология эмоций // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №4. - с.41-48

38.    Филосовский словарь Владимира Соловьева. - Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 1997, с.248-251.

Информация о работе Смысловая наполненность понятия «любовь»