Смысловая наполненность понятия «любовь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать теоретические подходы к пониманию любви, провести системный анализ понятия «любовь».
Задачи:
1. Выделить сущность понятия любви в различных науках;
2. Осуществить системный анализ основных психологических теорий любви;
3. Определить сущность понятия любви в психологической науке;
4. Анализ представлений о любви в разные исторические эпохи и в разных культурах.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………......... …...3
1. Анализ понятия «любовь» в разных науках
1.1. Этимологический анализ понятия «любовь».……………...………...4
1.2. Системный анализ определений любви.……………...………..….…...5
1.3. Любовь с точки зрения философии………..……………...……….…...8
1.4. Любовь с точки зрения педагогики. ….…………...………..…...…....10
2. Место категории "любовь" в системе психологических категорий…...11
3. Анализ психологических теорий любви. ………….……………...………..14
4. Культурно-исторический анализ представлений о любви…………..….35
Заключение………………………………………………………………………40
Литература………………………………………..……………………..……….42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Луканина ))) измен..doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

Анализ определений любви через выделение заложенных в них видов потребностей показал, что фактически различные виды любви выделяются авторами по уровням потребностей, в них доминирующих. Так, половая любовь связывается с сексуальными потребностями, влечением, потребностью продолжения рода, т.е. потребностями вида и природного субъекта по классификации В.А. Иванникова. Братская любовь, основанная на общности образа жизни, ассоциируется с потребностями в принадлежности к этносу (уровень социального культурного субъекта). Альтруистическая любовь проявляется в бескорыстии, самопожертвовании, то есть в активности личности и соотносится с нравственными потребностями человека (социальный нравственный субъект). В тех определениях, где различные виды любви не представлены, доминирует интерпретация любви в рамках потребностей одного уровня.

Интересно, что толковые и энциклопедические словари, рассчитанные на широкую аудиторию, подчеркивают разнообразие видов любви, их связь с разными уровнями потребностей: любовь как влечение, инстинктивная природа любви реализуется в материнской и половой любви; любовь как взаимное расположение отсылает к уровню социального культурного субъекта, любовь как общность идеалов связана с потребностями нравственными. В философских словарях отрыв любви от потребностей вида и природного субъекта максимален. В крайнем случае, философы готовы анализировать любовь на телесно-душевном уровне (но не просто телесном). Наиболее тесно связана любовь в философских определениях с потребностями субъекта нравственного: категории "уважения", "ценности личности", индивидуально-избирательный характер любви, направленность на личность, идею. В психологических словарях отмечается физиологическая обусловленность любви (связь с сексуальными потребностями), но внимание акцентируется на потребностях культурного и нравственного субъекта ("эмоционально-ценностное отношение", "представленность личностно значимыми чувствами"). Подчеркивается связь любви с потребностями субъекта и стремление человека к ответной любви. Показательно, что ни в одном определении любовь не связывается с потребностями организма или исключительно потребностями вида и природного субъекта. Определения любви даются в социальном контексте и выходят на уровень личностной детерминации любви.     

1.3. Любовь  с точки зрения философии.    

В глубокой древности любовь рассматривалась  как некий абсолют, объединяющая сила мироздания или как путь человека приблизиться, слиться с этим абсолютом. Возможно, это и составляет архетипическое содержание понятия «любовь». В классическую эпоху, почти двадцать пять веков назад, появились теории духовной любви — Сократа, Платона и Аристотеля. Например, Платон (Ю. Б. Рюриков; 1986) утверждает, что в любви реализуется не поиск половинки, а стремление к благу и бессмертию, сохранение себя в вечности через продолжение рода. Он считает земную любовь ступенью на пути к любви небесной, не отвергая «низший эрос». По мере обретения мудрости человек начинает ценить душевную красоту выше телесной и «созревает» до любви более высокого порядка, которая есть суть творчество. Отсюда и произошло название «платонической любви» - от платоновской теории эроса.    

Классической  типологией видов любви до сих пор считается античная типология, различающая такие типы любви как: филия, сторге, агапе, эрос.     

филия - (philio - греч. любовь-привязанность, симпатия, дружба) – связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором.     

сторге - (storge-греч. привязанность) означает любовь – привязанность особого семейно-родственного типа, порождает чувство родовой общности.     

агапе - (греч. любовь к ближнему) – разумная любовь, возникающая на основе оценки какой-либо особенности человека, его черт характера и т.д. Эта любовь основана на убеждении, а не на страстном чувстве.     

эрос - (греч. любовь) 1. мифологическое олицетворение любви и сексуальности; 2. персонифицированное обозначение сексуального инстинкта жизни (влечение) и сохранения. Эрос обозначается чувства, направленные на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Любовь-страсть.     

Новые ступени в психологии любви (Ю. Б. Рюриков; 1986) запечатлевают римские  поэты I в. до н.э. – Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий.

Любовь – уже сложное чувство, состоящее как бы из отдельных потоков. Рождение этого чувства – звено в цепи тех огромных психологических и социальных переворотов, которые происходят во времена эллинизма в человеке и обществе. Античная философия практически не знала всепрощающей любви к ближнему, которая, по христианским представлениям, только и делает человека равного Богу. Любовь понимается в Новом завете как любовь к родственникам и всем людям вообще, как добродетельная жизнь, как исполнение всех нравственно этических норм – божественных    заповедей.    

В эпоху Возрождения тема любви  расцвела в обстановке общего интереса ко всему земному и человеческому. Рене Декарт (Л. Б. Шнейдер; 2005) в трактате «Страсти души» утверждает, что «любовь есть волнение души, вызванное движением «духов», которое побуждает душу добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими».    

Апогей  гуманистического толкования любви  был достигнут в творчестве И. В. Гете («Страдания юного Вертера»). Любовь формирует личность, окрыляет ее и вселяет в нее мужество, делая ее способной идти наперекор всему, даже собственной жизни, бросая вызов предрассудкам губит в своей роковой судьбе, но и спасает и очищает.     

Ф. Ницше (под ред. Д. П. Горского; 1990) не принимал любовь, считая ее выражением слабости и самоотрицания. Согласно Ницше, потребность в любви свойственная рабам, не способным бороться за то, чего они хотят, и потому стремящимся обрести желаемой через любовь.    

В свою очередь И. Кант провел различие между «практической» любовью (к ближнему или к богу) и «патологической» (чувственное влечение). Любовь – это благоволение, имеющее своим следствием благодеяние. Любовь у Канта – один из моментов долга и моральной обязанности.     

Л. Фейербах определяет любовь как совершенно земную любовь между полами, и вообще между всеми людьми, она соединяет их наподобие религиозного братства. Любовь у Фейербаха - символ единства человека с человеком и главная социологическая категория.     

Любовь  по Шелеру («Сущность и формы симпатии»), существует независимо от наших представлений о ней. Она материальна, но не в привычном понимании материи, а как начало чувственности. Чтобы любовь стала действительностью, необходимо чтобы был хотя бы один любящий человек. Этот человек не вносит в мир любовь, а своей любовью открывает мир. Шелер выделял три основные ступени развития любви как ориентации на определенные ценности: любовь к добру, любовь к высшим обретениям культуры и любовь к священному.     

В русской философской традиции особое внимание проблеме любви уделяли  В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев.     

По  В. С. Соловьеву (1991) любовь – это средство продолжения рода. Половая любовь в этом смысле является вершиной любви, т. к. затрагивает человека целиком. Человеческой любви предшествует идеал Божьей любви.     

С точки зрения Н. А. Бердяева жалость агапе должна смирить жестокость эроса. Любовь – это раскрытие тайны другого человека в глубине его бытия. Сексуальная активность закрывает эту тайну. Это приводит к отчужденному отношению к сексуальности у Бердяева.    

Таким образом, проанализировав философский взгляд на сущность любви, нужно отметить, что на разных этапах развития общества этому явлению уделялось внимание. При этом, понимание любви в философии всегда было неоднозначно.     

Выделив общее в философских точках зрения можно сказать следующее: понятие «любовь» определяется как нравственно-этическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость.    

1.4. Любовь  с точки зрения педагогики.     

В педагогике феномен любви заслуживает  большего и особого внимания. Здесь данное явление приобретает свою специфику и рассматривается как необходимая составляющая отношений «учитель – ученик». Несмотря на свою значимость, «любовь» лишь сравнительно недавно стали рассматривать как педагогическую категорию.     

Ш. А. Амонашвили (1995), педагог начальной школы, первым принципом педагогической деятельности называет любовь к ребенку. Без нее нельзя воспитать «гуманную душу в человеке». Л. Л. Шевченко (1991)характеризует проявление любви как степень развития нравственного сознания учителя. Доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта характеризуют отношения учителя и учеников в любви. К перечисленным качествам относятся и взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность. О. А. Казанский в своем труде «Педагогика как любовь» (1995) считает, что сотрудничество в отношениях «учитель – ученик» – это и есть проявление любви. Любовь, подчеркивает автор, снимает тревожность и дает ощущение безопасности.     

Белинский отмечает, что чувство играет видную роль в формировании личности и в  воспитании, особенно чувство любви  к детям, которое есть орудие и посредник воспитания. Каждое действие в жизни ребенка должно быть выражением живой, пламенной любви к истине, в которой является Бог. Только такая любовь истинна и достойна называться любовью.     

Особое  внимание любви уделял педагог А. С. Макаренко, который рассматривал данное явление в контексте полового воспитания. В своем труде «О воспитании» он отмечает: «Половое воспитание и должно быть воспитанием именно любви, т. е. большого и глубокого чувства - чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд… В этом деле самое главное место имеет пример. Настоящая любовь между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, открыто допустимые проявления нежности и ласки, если все это происходит на глазах у детей с первого года их жизни, являются самым могучим воспитательным фактором, необходимо возбуждают у детей внимание к таким серьезным и красивым отношениям между мужчиной и женщиной. Вторым важнейшим фактором является вообще воспитание чувства любви у ребенка. Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою Родину, если в его характере воспитаны начала грубого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить…».     

Педагогический  энциклопедический словарь под  ред. Б. М. Бим-Бада трактует любовь как «высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту».     

В педагогическом словаре Г. М. и А. Ю. Коджаспировых любовь к детям  – «специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений». Данное определение приближено к главной сути феномена любви в педагогике.

Итак:

  1. Любовь в педагогике рассматривается как составляющая отношений «учитель – ученик»;
  2. Воспитание в любви и воспитание любви – необходимые факторы развития ребенка;
  3. Любовь – одна из главных характеристик, способствующих развитию ребенка, становлению его как личности.

 

  Вывод:    

Анализируя  изучение любви в философии и педагогике, становится ясно, что это сложный феномен, который на протяжении многих лет занимал важное место в мыслях ученых. Нет четкого определения любви. Но, тем не менее, отмечаются, что любовь является эмоционально важным и необходимым чувством (причем имеющем разные виды), которое является неотъемлемой составляющей взаимоотношений с окружающим миром.  

 

2. Место категории "любовь" в системе психологических категорий

Среди всего многообразия психических явлений в психологии принято выделять эмоциональные явления (или эмоции в широком смысле) как форму отражения (значения объекта для субъекта), а также как форму активного отношения человека к миру (Я. Рейковский [23]). "Эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой - собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается" (В.К. Вилюнас [6], с.43).

Исторически в психологической науке складывается несколько подходов к изучению эмоциональных явлений, по-разному определяющих их природу и функции.

Основной функцией эмоциональных явлений является улучшение адаптационных возможностей субъекта за счет презентации субъекту его потребностей, моментального определения соответствия или несоответствия воздействия, актуальным потребностям, стимулирования полезной для субъекта деятельности, обеспечения комплексной реакции субъекта на различные ситуации.

В силу того, что любовь входит в систему эмоциональных явлений, она должна реализовать базовые для этой системы функции.

Любовь выполняет следующие функции:

оценку некоторого объекта или ситуации, как имеющих высокий положительный личностный смысл;

побуждение к определенной деятельности в отношении этого объекта (ухаживание, стремление быть рядом, забота и т.д.), ситуации и регуляция этой деятельности;

координация всех процессов (физиологических и психических) на объекте любви; ситуации, связанные с любимым человеком, лучше запоминаются, легче воспроизводятся (В.И. Мясищев);

экспрессия: сообщение на невербальном и вербальном уровне о своем отношении к предмету любви;

задание на смысл: объект любви выделяется из фона, деятельность, с ним связанная, приобретает особое значение, что требует осмысления себя, своего отношения к предмету любви и объекта любви;

компенсация: в ряде случаев (любовь к кумиру, "звезде", любовь с первого взгляда) любовь может являться компенсацией недостатка информации о предмете при актуализированных "потребностях в любви, положительных эмоциях, сильных переживаниях".

Эмоциональные явления дифференцируются по происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, по способу выражения во внешнем поведении и по нейрофизиологической основе [19]. В соответствии с этими критериями выделяют:

аффект - "стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиняющуюся волевому контролю разрядку в действии" (С.Л. Рубинштейн [32], с.160); "сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, меняться под влиянием воспитания и самовоспитания" (А.Н. Леонтьев [16], с.168).

Информация о работе Смысловая наполненность понятия «любовь»