Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:03, курсовая работа
Цель: проанализировать теоретические подходы к пониманию любви, провести системный анализ понятия «любовь».
Задачи:
1. Выделить сущность понятия любви в различных науках;
2. Осуществить системный анализ основных психологических теорий любви;
3. Определить сущность понятия любви в психологической науке;
4. Анализ представлений о любви в разные исторические эпохи и в разных культурах.
Введение ………………………………………………………………......... …...3
1. Анализ понятия «любовь» в разных науках
1.1. Этимологический анализ понятия «любовь».……………...………...4
1.2. Системный анализ определений любви.……………...………..….…...5
1.3. Любовь с точки зрения философии………..……………...……….…...8
1.4. Любовь с точки зрения педагогики. ….…………...………..…...…....10
2. Место категории "любовь" в системе психологических категорий…...11
3. Анализ психологических теорий любви. ………….……………...………..14
4. Культурно-исторический анализ представлений о любви…………..….35
Заключение………………………………………………………………………40
Литература………………………………………..……………………..……….42
страсть - "сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке, захватывает его, овладевает им" (С.Л. Рубинштейн [32], с.160); "сильное, стойкое, глубокое чувство, захватившее человека, подчинившее себе основную направленность его мыслей и действий" (Г.Х. Шингаров [46], с.142).
настроение - "общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в "строе" всех ее проявлений", эмоциональная оценка: как складывается ситуация для личности (С.Л. Рубинштейн [32], с.160); "длительное эмоциональное переживание, эмоциональный тон, в который окрашены все внешние воздействия на личность в зависимости от ее индивидуальных особенностей, прежде всего темперамента" (Г.Х. Шингаров [46], с.142).
эмоции - достаточно "длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении... имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, выражают оценочное, личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней" (А.Н. Леонтьев [16], с.169); в эмоции объект эмоционального отношения выступает в качестве предмета, имеющего отношение к гомеостазу, к саморегуляции функции отдельного организма и отдельной личности в соответствии с требованиями внешней среды (Г.Х. Шингаров [46]). Эмоции - "это простые переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей" (Л.В. Благонадежина, цит. по Н.В. Витт [7], с.143).
Чувства: имеют предметный характер, "возникают в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном" (А.Н. Леонтьев [16], с.170); "к чувствам следует относить более или менее устойчивые отношения личности, имеющие определенную предметную направленность" (А.Г. Ковалев [12], с.25), чувства могут быть как в актуальном, так и в потенциальном состоянии, чувства актуализируются в виде определенного эмоционального процесса.
Любовь входит в класс чувств, которые в свою очередь являются разновидностью эмоциональных явлений. Именно принадлежность к классу чувств отличает любовь от страсти (любовной), с одной стороны, и от влюбленности, с другой. Влюбленность, как сильное, но неустойчивое переживание, входит в класс аффектов, а любовная страсть (сильная, неподдающаяся контролю, порабощающая человека) в класс страстей. В силу того, что любовь относится к чувствам человека, рассмотрение функций именно этого класса эмоциональных явлений необходимо для системного анализа природы любви.
Анализируя природу чувств, ученые - психологи (С.Л. Рубинштейн [32], А.Н. Леонтьев [16], В.К. Вилюнас [6], А.Ш. Тхостов, Н.Г. Колымба [36, 37], А.Г. Ковалев [12], Г.Х. Шингаров [46], Р.С. Немов [19], М.В. Гамезо, И.А. Домашенко [8]) отмечают следующие их особенности:
предметность, направленность на объект;
устойчивость, относительное постоянство во времени;
связь чувств с социальными потребностями человека, с его жизнью в обществе;
осознанность, опосредованность человеческим познанием, второсигнальность, возможность рефлексии чувств;
культурно-исторический характер, развитие чувств в ходе истории человечества;
формирование чувств в онтогенезе, прижизненно в ходе развития личности (в отличие от инстинктивных эмоций).
Любовь, представляя собой лишь один из видов чувств человека, позволяет еще более конкретизировать те функции эмоциональных явлений, которые ей реализуются. Во - первых, любовь предполагает не просто оценку объекта, а положительную оценку значительной интенсивности. Во-вторых, в силу того, что объект любви обладает положительной валентностью (К. Левин [15]), привлекательностью для субъекта, любовь побуждает к действиям, направленным на сближение с объектом (в реальном или воображаемом плане). "В ходе лабораторных исследований это проявляется, например, в иной структуре общения влюбленных в сравнении с испытуемыми, которых не связывает это чувство - влюбленные два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза" (Л.Я. Гозман [9], с.111). Детально поведенческие признаки любви в речи, манере себя вести, движениях, мыслях описал в трактате "Из ожерелья голубки" Ибн Хазм (994-1064г) [18]: влюбленный часами ходит вокруг дома возлюбленной, стремится прикоснуться к ней или ее вещам, не интересуется в разговоре ни чем, кроме предмета своей любви, но, когда речь заходит о ней, краснеет и уходит и т.д.К. Дайон и К. Дайон, проанализировав описания 240 респондентов, пришли к выводу, что экспрессия, проявление любви связаны с переживаниями эйфории, депрессии, склонностью к фантазиям, нарушением сна, общим возбуждением и трудностью концентрации внимания [9, с.111].
Кроме того, любовь как и другие чувства, предполагает координацию психических процессов на объекте любви, регуляцию деятельности в отношении этого объекта, реорганизацию информации, касающейся объекта (эффективное сохранение, воспроизводство, компенсация недостатка информации, эффект идеализации). Любовь ставит перед субъектом задачу по осмыслению своего отношения к объекту любви и себя, в связи с этой любовью. Итак, любовь выделяет определенный класс объектов как способных устойчиво, длительное время удовлетворять потребности субъекта и организует восприятие этих объектов и деятельность по отношению к ним. Объекты любви определяются в ходе приобретения индивидуального опыта субъектом, но детерминируются культурно-исторически.
3. Анализ психологических теорий любви.
Анализ психологических теорий любви представлен в виде таблицы, в которой освещены положения каждой теории, основные понятия, в ней используемые, представители этой теории, дано определение любви (если оно было предложено в рамках конкретной теории). Теории сгруппированы по принадлежности к определенной психологической школе.
ТЕОРИЯ |
ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЮБВИ |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |
ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
||||
классический психоанализ |
З. Фрейд |
ранние работы: любовь - либидо, психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений человека инстинктивная сила, близкая к сексуальным инстинктам и противоположная инстинктам самосохранения; одна из двух (наряду с голодом) базовых человеческих потребностей. второй этап развития теории: любовь - привязанность, которая формируется в первые годы жизни и базируется на инстинкте самосохранения; в основе данной привязанности лежит благодарность, которую ребенок испытывает к матери. поздние работы: любовь - Эрос, влечение к жизни, противоположное влечению к смерти. |
либидо, Эрос, сексуальность, бисексуальность, сексуальные инстинкты, перверзии, садизм, мазохизм, психосексуальные стадии, сексуальная энергия, Эдипов комплекс, комплекс Электры, сублимация, эрогенные зоны |
любовь уходит корнями в инстинкт самосохранения и первоначально возникает как благодарность, которую ребенок к матери за то, что она кормит его и ухаживает за ним. либидо поддерживает все жизненно важные процессы и обеспечивает размножение вида, а также в результате сублимации реализуется в общественных видах деятельности (искусство, наука и т.д.) развитие человека есть генетически заданная смена психосексуальных стадий; разрешение или неразрешение Эдипова комплекса и комплекса Электры имеет фундаментальное значение для развития человека. неврозы - результат вытеснения сексуальных и агрессивных влечений человек - бисексуальное существо: наряду с признаками своего пола он имеет и признаки противоположного пола |
аналитическая теория личности |
К.Г. Юнг |
любовь - возвращение в коллективное бессознательное, способ достижения самости (единства, гармонии, целостности) путем интеграции различных аспектов души человека. |
анима, анимус, самость, содержащий, содержимый, коллективное бессознательное, архетипы |
каждый человек несет в себе мужское и женское начало гармонизации этих начал в человеке и достижению самости способствует любовь выбор партнера осуществляется инстинктивно; любовь есть возвращение в коллективное бессознательное переход от любви как коллективного переживания к любви как индивидуальному чувству происходит через кризис ролей содержащего и содержимого и обретение каждым из партнеров самости |
индивидуальная теория личности |
А. Адлер |
любовь - элемент социального чувства, одна из трех жизненных задач человека (наряду с социальной и профессиональной), для успешного решения которой необходимо равноправие партнеров и полная самореализация личности каждого из них. |
социальное чувство, брак, бегство от брака |
любовь как социальное чувство возникает до появления сексуальных влечений смысл любви как социального чувства в интеграции общества человек с низким социальным чувством будет иметь трудности в любовных отношениях все три жизненные задачи человека тесно связаны, решение одной из них позволяет приблизиться к решению других существуют различные стратегии бегства от любви (власть над партнером, идеализация любви, страх или недостаток сдержанности), которые неосознанно выгодны человеку |
Социо-культурная теория личности |
К. Хорни |
любовь - способность и желание спонтанно отдаваться другим людям, делу, идее |
потребность в безопасности, защитные стратегии, невротическая потребность в любви, недоверие между полами |
если у ребенка в детстве не была удовлетворена потребность в безопасности, формируются невротические потребности невротическая потребность в любви предполагает ненасытность желание быть любимым и неспособность любить самому, переоценку любви, страх перед одиночеством и перед любовью одновременно симптомы невротической потребности в любви: патологическая ревнивость, поиск абсолютной любви, болезненная чувствительность к отвержению, постоянное его предчувствие. невротические способы получения любви: подкуп, апелляция к жалости, призыв к справедливости, угроза. |
эго-теория личности |
Э. Эриксон |
любовь - положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения кризиса "близость-изоляция" на 6 психосоциальной стадии; желание слить свою идентичность с идентичностью другого; способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют самоотречения и уступок. |
психосексуальные стадии развития, близость, изоляция, идентичность |
способность любить - результат успешного разрешения кризиса "близость-изоляция" в период ранней зрелости для успешного разрешения этого кризиса необходимо разрешение и интеграция предшествующих конфликтов способность любить - основа успешного развития личности на последующих стадиях понятие любовь шире понятия сексуальное влечение и включает взаимную заботу, уважение, ответственность |
гуманистическая теория |
Э. Фромм |
любовь - активная сила в человеке, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; способ преодоления изоляции и отчуждения, единения с другими людьми и обществом без потери индивидуальности и автономии; всеобщая жизненная потребность в единстве; единственный удовлетворительный ответ на проблему существования человека; искусство, которому необходимо учиться. |
искусство любви, позитивная свобода, продуктивный характер |
в процессе развития человечества индивид получает все большую свободу, вместе со свободой растет отчуждение, любовь-эффективный способ обретения единства структура любви включает: заботу, ответственность, уважение, знание существуют различные виды любви: материнская, отцовская, братская, к себе, к Богу, к людям, к жизни |
транзактный анализ |
Э. Берн |
любовь - отношение "Ребенок - Ребенок"; состояние, когда благополучие и счастье другого ценятся выше, чем собственные благополучие и счастье, наиболее благородное из всех отношений, включающее в себя все лучшее из других отношений: уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность, соединяя все это воедино. |
Ребенок, Взрослый, Родитель, игры, |
предельно широкое понимание секса, отождествление секса и половой любви жизненный сценарий, закладываемый родителями до 6 лет, определяет отношение человека к любви боязнь настоящей любви заставляет людей играть в игры, дающие иллюзию контакта и близости |
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ |
||||
И. Польстер, М. Польстер |
контакт, защитные механизмы, смена фигуры и фона |
барьеры выражения чувств, телесные барьеры, барьеры близости затрудняют контакт между людьми защиты не дают людям получать и отдавать столько, сколько они действительно хотят неспособность к смене фигуры и фона приводит к зацикливанию на партнере или его игнорированию | ||
Дж. Рейноутер |
любовь-принятие другого человека таким, какой он есть, без предъявления каких-либо требований и сравнения его с к-л |
ожидания, контроль, секс, ревность, безусловная любовь |
отсутствие у человека чувства безопасности приводит к желанию контролировать другого, ревности человек, не желающий брать ответственность на себя, будет постоянно ожидать всего от партнера завершение старых отношений необходимо, чтобы строить новые умение просить, а не требовать - снижает напряженность в отношениях | |
БИХЕВИОРИЗМ, НЕОБИХЕВИОРИЗМ |
||||
научающе-бихевиоральное направление |
Б.Ф. Скиннер |
реакция, подкрепление |
1. любовь первоначально 2. тактильная депривация ребенка в детстве | |
теория приобретений-потерь |
С. Дак, Дж Харви, Дж. Флойд |
наказание, приобретение |
людям доставляет большее удовольствие, когда чьи-то первоначально отрицательные чувства по отношению к ним постепенно перерастали в положительные, чем когда чувства всегда были неизменно положительными. Приобретение симпатии является более сильной наградой, чем ее постоянный уровень. люди, как правило, больше страдают оттого, что человек, в начале относившийся к ним положительно, постепенно изменял свое отношение на отрицательное, чем, если он всегда относился к ним отрицательно любимый человек является значительным потенциальным источником наказания; именно этот факт цементирует отношения | |
теория общинных отношений |
М. Кларк, Дж. Миллс |
любовь как разновидность общинных отношений |
обменные отношения, общинные отношения, вознаграждения, издержки |
1. люди, состоящие в обменных
отношениях, хотят быть уверенными,
что достигнута какая-то 2. В противоположность обменным отношениям общинные отношения отличаются тем, что никто из партнеров не ведет счет вознаграждениям и издержкам. Скорее, каждый из партнеров будет готов пожертвовать собой ради другого и с готовностью примет помощь партнера, если будет в ней нуждаться. |
пессимистическая модель любви |
С. Каслер |
любовь-сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей |
амбивалентнось чувств, страх потери |
существует три причины, которые заставляют человека влюбляться: 1) потребность в признании; 2) удовлетворение сексуальных потребностей; 3) конформистская реакция (так принято). 2. влюбленность, конструируемая постоянным страхом потерять любимого, делает человека несвободным, зависимым и мешает личностному развитию. 3. влюбленный человек относится к объекту любви амбивалентно. Позитивное эмоциональное состояние связано с благодарностью человека за удовлетворение своих потребностей. Негативные чувства, ненависть к объекту любви возникают, как реакция на то, что другой человек имеет власть и может в любой момент прекратить подкрепление. 4. свободный человек не |
КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ |
||||
двухфакторная модель |
С. Шехтер, Э. Уолтер, Д. Даттон, А. Арон |
любовь - эмоция, возникающая при одновременном сочетании двух факторов: физиологического возбуждения и возможности интерпретировать его как любовь |
возбуждение, интерпретация |
предпосылкой любви могут служить как отрицательные, так и положительные эмоции возможность интерпретации своего состояния как любви, важнее физиологических изменений в организме правила интерпретации закладываются в раннем онтогенезе на всю жизнь объекты любви в течение жизни меняются, сам принцип объяснения остается неизменным |
Д.А. Ли |
стили любви, цвета любви |
1. главная проблема любовных отношений - выбор партнера, который бы разделял наши представления, наши мнения, наши взгляды на жизнь 2. для правильного выбора 3. существует 3 основных и 6 вторичных стилей любви: эрос – страстная любовь-увлечение; людус – гедонистическую любовь-игру с изменами; (Эти два типа любви наиболее присущи мужчинам) сторге – любовь-дружбу; мания – любовь-одержимость с неуверенностью и зависимостью; прагма – любовь по расчету; (сторге, мания и прагма более свойственны женщинам) 6. агапе – бескорыстную любовь- людический эрос сторгический людус | ||
НЛП |
Кэмерон-Бэндлер Л. |
стадии любви, фильтры |
существуют различные стадии любви: привлечение, увлеченность, привыкание, ожидание, разочарование, достижение порога, удостоверение. постепенно при переходе от одной стадии к другой фильтры меняются с розовых, на нейтральные, затем серые и, наконец, черные каждая стадия предполагает определенные методы терапии время прохождения стадий различно как у партнеров, так и у разных пар | |
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ |
||||
теория самоактуализации |
А.Г. Маслоу |
объективное определение любви невозможно, это субъективный феномен, описание которого должно быть феноменологическим |
самоактуализация, идентификация потребностей, здоровая любовь, индивидуализм, секс |
любовь предполагает чувство нежности и привязанности, стремление к близости с любимым, видение в партнере, прежде всего, положительных сторон, сужение восприятия, сексуальное возбуждение, великодушие, стремление к более полному познанию здоровая любовь - это любовь самоактуализирующегося человека, у которого уже удовлетворены потребность в безопасности, принадлежности, любви, уважении и самоуважении; такой человек любит не потому, что нуждается в любви, а потому, что любовь присуща ему характеристики здоровой любви: бестревожность, естественность, спонтанность уже имеется опыт любить и быть любимым неразделимость любви и секса идентификация потребностей любящих радость, веселость, душевный подъем принятие индивидуальности партнера сохранение индивидуальности любящих не имеет цели, нетребовательна, как радость и восхищение чувства и разум синергичны, интуитивно выбирается наиболее подходящий партнер |
феноменологическая теория |
К. Роджерс |
любовь - помогающие отношения, в которых нет угрозы для партнеров, возникающие на основе взаимного принятия и одобрения |
помогающие отношения, конгруэнтность, опыт, внутренний локус контроля |
для создания помогающих отношений необходимо: принимать себя быть открытым опыту, отказаться от масок осознавать свои чувства и выражать их, быть искренним верить в свой организм сформировать внутренний локус контроля принимать другого, не оценивая позволять себе и другому быть свободными уметь слушать |
экзистенциальная теория |
В. Франкл |
любовь-прямая направленность на духовную личность любимого человека; один из двух аспектов самотрансцендентности человеческой экзистенции; переживание человека во всей его единственности и неповторимости |
коэкзистенциальный акт, ценности творчества, переживания, отношения, интенция |
существуют 3 формы эротического: сексуальная установка - от телесного облика одной личности исходит раздражитель, который физически возбуждает другого человека эротическая установка - направленность на душевные качества, психику партнера любовь - направленность на духовную личность человека любовь - коэкзистенциальный акт - отношение человека к человеку, которое делает способным воспринимать партнера во всей его уникальности любовь - интенциональный акт, в ней создается самость другого человека любовь не уничтожается смертью и не зависит от времени, т. к. направлена на сущность другого человека настоящая любовь не нуждается в телесном, но пользуется им для своего пробуждения и удовлетворения; телесное и психическое есть отражение духовного настоящая любовь моногамна человек бежит от ответственности настоящей любви к флирту и сексу, где другой человек-объект, а не субъект ревность-отношение к объекту любви как к собственности любовь развивает любящего и любимого через видение потенциальных возможностей любимого |
БИОЛОГИЗАТОРСКИЕ ТЕОРИИ |
||||
эволюционисткие теории |
Дольник |
любовь - поддержка партнера в период беременности и после родов, защита, питание и воспитание потомства |
эволюционный отбор, выживание вида, |
любовь закономерно возникает в процессе эволюции для наилучшего воспроизводства потомства и заботы о нем любовь обеспечивает пополнение генофонда, сводя генетически различных людей вместе любовь связана с образование доминанты, преувеличивающей положительные и преуменьшающей негативные качества партнера |
психофизиологические теории |
любовь - результат действия ферамонов на человека |
ферамоны, МХС |
ферамоны-летучие вещества передают информацию о закрепленном в хромосомах комплексе МХС(молекулярное соединение) человек по запаху неосознанно выбирает себе партнера, и лишь выбрав, пытается рационально объяснить свой выбор | |
Лейбович |
любовь - результат повышения уровня нейромедиаторов допамина и норепинефрина |
нейромедиаторы, эндорфины |
1. нейромедиаторы допамин и бурная, всепоглощающая любовь включает серотонин, который вызывает психомемические ощущения в союзе по любви человек чувствует себя уверенно, т. к. наркотикоподобные вещества - эндорфины, сопутствующие состоянию влюбленности, дают ощущение спокойствия | |
ЗАРУБЕЖНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛЮБВИ |
||||
теория диадических отношений |
Т. Кемпер |
статус, власть |
два фактора влияют на характер любви: власть-способность заставить к-л делать ч-л и статус - желание индивида идти навстречу партнеру существует 5 основных видов любви: детско-родительская, романтическая, любовь-поклонение, измена в диаде, безответная любовь | |
З. Рубин |
любовь - направленная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным, независимо от его качеств |
любовь, симпатия |
шкалы симпатии и любви различны: симпатия возникает к человеку, обладающему положительными или желательными качествами; в любви это не обязательно структура любви включает: привязанность, заботу, интимность (доверие) | |
В.И. Мустейн |
любовь включает альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно классифицировать по способу выражения: чувство, установка, поведение, здравый смысл |
страстная любовь, романтическая любовь, супружеская любовь |
существует три стадии "любви": а) страстная любовь включает сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть; б) романтическая сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности; в) супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности, на постоянно возрастающем знании друг о друге. | |
Э. Уолстер, Б. Уолстер |
страстная любовь, товарищеская любовь |
различают два основных типа любви: 1. страстная, или романтическая любовь характеризуется сильными эмоциями, сексуальными желаниями и сосредоточенностью человека на предмете своей любви; она возникает быстро, но остывает со временем. 2. товарищеская любовь - более спокойное и стабильное чувство, отмеченное взаимным доверием, возможностью положиться друг на друга и теплотой; длится долго, со временем становится глубже | ||
треугольная любовь |
Р. Дж. Стенберг |
интимность, страсть, обязательства, |
3 компонента образуют структуру любви: интимность, страсть, обязательства комбинация этих компонентов дает 8 типов любви: симпатия (одна интимность) безрассудная любовь (только страсть) пустая любовь (только обязательства) романтическая любовь (интимность и страсть) любовь в браке (интимность и обязательства) совершенная любовь (интимность, страсть, обязательства) нелюбовь (отсутствие всех компонентов) | |
Р. Мей |
секс, эрос, филия, агапе |
1. существует 4 типа любви: секс, вожделение, либидо; эрос, любовь как стремление к воспроизводству или творчеству филия, или дружба, братская любовь; агапе, забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к человеку. 2. эрос спасает секс от 3. чувство подлинной любви у человека является смесью всех четырех типов любви | ||
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛЮБВИ |
||||
Л.Я. Гозман |
любовь - особая психическая реальность, отличающаяся синдромом, связанных с нею чувств (эйфория, депрессия, возбуждение) и поведенческих образцов (влюбленные больше говорят друг с другом, чаще глядят друг другу в глаза) |
аттракция, социальный контекст, структура любви |
1. недостатком большинства 2. социальный контекст 3. связь между склонностью к любви и личными характеристиками опосредуется культурными стереотипами (высокая самооценка приводит к высокоинтенсивному романтическому поведению у мужчин и низкоинтенсивному у женщин) 4. благополучные эмоциональные отношения поднимают самооценку и уровень принятия себя, а, следовательно, и уровень привлекательности, но новые романы человеку не нужны; распад близких отношений, понижает самооценку и привлекательность, но в этот период новые отношения необходимы. | |
А. Афанасьев |
любовь - особое состояние эйфории, вызванное иллюзией обрести счастье в паре с субъектом, наделенным теми психическими свойствами, в которых ощущается недостаток |
эмоции, логика, физика, воля, эрос, филия, агапе |
1. внутренняя архитектура 2. значимый недостаток в существует 3 вида любви (и 24 варианта): Эрос – любовь по принципу противоположности. Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторона другого не прибавляет силы слабой стороне. Любовь – зависть – ненависть. Филия – любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счете оказываются перед своим отражением в зеркале. Статика, скука. Агапе – любовь-эволюция, движущая партнеров от противоположности к тождеству. Плодотворная, настоящая "формула любви", приводит к гармонизации личностей любящих. | |
теория отношений |
В.И. Мясищев |
любовь - эмоционально-оценочная сторона отношения |
отношение, психическая деятельность, интерес, потребность |
отношения связывают человека со всеми сторонами деятельности: явлениями природы и миром вещей; людьми и общественными явлениями; с самим субъектом, личностью любовь как психическое отношение влияет на психическую деятельность человека: запоминание, забывание, восприятие, воображение и т.д. развивающаяся функциональная структура является условием реализации отношения |
М.Т. Кузнецов |
любовь-исторически формируемое сексуальное чувство, направленное на физическое и духовное воспроизведение человека, которое в индивидуальном проявлении характеризуется физиологически обусловленным половым влечением и избирательно-личным устремлением к объекту любви; в своем массовом проявлении в обществе любовь ведет к созданию и укреплению единобрачия как объективно необходимого условия единства семьи для выращивания и воспитания непрерывно воспроизводимых поколений |
чувственный компонент любви (ЧКЛ), личностный компонент любви (ЛКЛ) |
формула половой любви (ПЛ) имеет вид: ПЛ= f (ЧКЛм - - - ЛКЛж) ЧКЛ (половое влечение к противоположному полу) характеризуется быстротой возникновения, полиобъектной направленностью, волнообразным проявлением; ЛКЛ (потребность и готовность к духовной близости) - постепенностью возникновения, избирательной направленностью, постоянно возрастающим проявлением ЧКЛ ускоренно формируется у юношей, замедленно у девушек, ЛКЛ наоборот; уровень развития ЧКЛ и ЛКЛ у мужчин и женщин в период созревания целостного чувства дополняют друг друга | |
Итак, в психологии существуют различные подходы к осмыслению понятию любви. Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны. Психодинамические теории любви в историческом плане впервые сделали любовь предметом психологического анализа, осветили влияние переживаний детства и родителей на формирование способности любить и быть любимым, выделили бессознательный компонент любви и отметили роль бессознательного в любовных отношениях, разработали методы терапии в области психологии любви. Ограниченность этого подхода связана с опорой в построении теории в основном на клинический материал, с переоценкой роли бессознательного и детства в развитии любовных отношений. Гештальт-теории любви преимущественно ориентированы на решение проблем клиента в сфере партнерских отношений, и не имеют развернутой теоретической модели любви. Основные теоретические положения гештальт-психологии просто переносятся в область психологии любви.
Когнитивные теории хорошо объясняют феномены изменения восприятия мира, себя и партнера влюбленным человеком, описывают влияние когнитивных стилей на формирование близких отношений. Однако эти теории, переоценивая когнитивную сферу личности, недооценивают эмоционально-волевую и дают в силу этого односторонний анализ природы любви. Бихевиористский и необихевиористский подход игнорирует субъект - субъектную природу близких отношений, не учитывает влияние социального контекста; модели любви, разработанные в рамках этого подхода, соответствуют американской культуре и рыночным отношениям, в которых ведется счет вознаграждениям и издержкам, и не могут быть распространены на другие типы культур. Гуманистические теории любви, несмотря на всю их привлекательность (ориентированы на человека, верят в его возможности), носят чисто гипотетический, философско-описательный характер.
Плюсом биологизаторских теорий является их ориентация на поиск объективно существующей, материальной основы любви, в контексте эволюции человечества. Очевидными недостатками этих теорий является отрицание собственно психологического аспекта любви, рассмотрение ее как эпифеномена, надстроенного над физиологическими процессами. Зарубежные социально-психологические теории любви, акцентируя внимание на типах и стадиях любви, во многом остаются чисто формальными и непроверенными экспериментально. Проведенные социально-психологические исследования направлены на изучение отдельных аспектов любви и не способны дать целостного понимания этого феномена. Отечественные теории любви не основаны на экспериментальных данных, гипотетичны. Теория Л.Я. Гозмана, включающая ряд социально-психологических исследований, не дает нового понимания самого феномена любви (принимая определение двухфакторной теории эмоций), а лишь вписывает любовь как аттракцию в социальный контекст.
4. Культурно-исторический анализ представлений о любви
Переживая любовь, человек переживает всю историю человечества, начиная от каменного века и кончая возможностями, заложенными в его личности.
М.М. Пришвин
Системный анализ категории "любовь", позволил определить любовь как чувство по отношению к объекту, который имеет устойчивое положительное значение для удовлетворения базовых потребностей индивида. Чувства обладают такими характеристиками как социальность и культурно-историческая детерминированность, что обуславливает необходимость анализа представлений о любви в разные исторические эпохи и в разных культурах.
Представления о любви начинают складываться в архаической культуре. Анимистические верования детерминируют понимание любви в этот период как воздействие души мужчины на душу женщины. При этом охота, война также рассматривались как особая форма воздействия на души животных и врагов. Мужчина, чтобы беречь силы, должен был воздерживаться в такие периоды от общения с женщиной. Формируется уникальный дискурс любви: с одной стороны, охота, война и секс объединяются общим объяснительным принципом - воздействие души мужчины на души женщины, животного, врага. На отношения между мужчиной и женщиной переносятся паттерны поведения, реализуемые на охоте, войне. Мужчина в любви выступает как охотник, который преследует, побеждает, поражает, женщине отводится роль дичи, добычи, жертвы - она убегает, дает себя преследовать, уступает. Аналогия между любовью и охотой отражена в русской свадебной лирике (Н. Ерофееева [29]) и в петроглифах Тиу (Африка), в тюркских языках: Ата - самец, отец, Ат - стрелять, Ана - самка, мать, Ан - дичь - и в русском языке (слова "охота" и "похоть" однокоренные). С другой стороны, любовь противопоставляется охоте и войне, общение с женщиной отнимает у мужчины силы и не дает быть успешным на охоте или войне. Опираясь на классификацию уровней потребностной сферы В.А. Иванникова, отметим, что взаимодействие между полами в архаической культуре строится на уровне организма, вида и природного субъекта. Собственно любви в современном понимании еще нет. Биологической эволюцией у людей разного пола сформированы разные половые органы (уровень организма), действует базовая программа сохранения вида (уровень вида), человек реализует данную программу через сексуальное и родительское поведение, удовлетворяя собственные потребности в удовольствии, безопасности, комфорте.
По мнению В.М. Розина [24,25,26,27,28,29,30,31], в дальнейшем любовь возникает лишь в тех культурах, где есть оптимальная дистанция между полами. Этнографические данные М. Мид [29] показывают, что любви не возникает в племенах, где люди разобщены, супруги находятся в напряженных отношениях, женщины и мужчины относятся к разным группам, спят в разных частях дома, не едят в присутствии друг друга (племя Манус в Новой Гвинеи). Мужчины в таких племенах являются свободными до свадьбы, а после нее должны работать на тех, кто ее оплатил. Нет половой любви и в племенах, где дистанция между мужчинами и женщинами, напротив, практически отсутствует. В племени арапешей (Новая Гвинея) мужчины и женщины объединены общим делом воспитания, в этом племени нет войн, ссоры редки, работа выполняется совместно. Помолвка осуществляется между девочкой 7-8 лет и мальчиком 13-14 лет. После помолвки невесту выращивают в доме жениха. Если она созревает раньше своего суженого, она вполне может стать женой его старшего брата. Фактически муж и жена растут вместе и испытывают друг к другу скорее братские чувства, нежели страсть, влечение.
Информация о работе Смысловая наполненность понятия «любовь»