Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:12, творческая работа
Цель тренинга:
- Коррекция агрессивного поведения у детей 7-8 лет.
Задачи:
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей.
Формирование позитивных качеств личности детей.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА
Тренинг
«Снижение агрессивности
у детей 7-8 лет»
Студентка 51 группы
Ничипорчик Кристина
Марина Вадимовна
Красноярск 2013
Пояснительная записка.
Цель тренинга:
- Коррекция агрессивного
Задачи:
Обоснование необходимости тренинга:
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Ученые
определили, что агрессивность значительно
помолодела. Если раньше речь
шла о начальных проявлениях
агрессивности преимущественно
в подростковом возрасте, то теперь
данная проблема стала
В последние годы учителя начальных классов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Статистика фиксирует как общее увеличение правонарушений несовершеннолетних, так и количество тяжких преступлений в этой возрастной группе. Да и вообще вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе подростков.
Исследования и многолетние
наблюдения показывают: агрессивность,
сложившаяся в детстве, остается
устойчивой чертой и сохраняется
на протяжении дальнейшей жизни человека.
Можно полагать, что уже в дошкольном
возрасте складываются определенные внутренние
предпосылки, способствующие ее проявлению.
Дети, склонные к насилию, существенно
отличаются от своих миролюбивых
сверстников не только внешним поведением,
но и психологической
Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных мероприятий следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению.
Продолжительность тренинговых занятий: общее время – 8 встреч; 2 раза в неделю. 45 минут.
Категория участников: учащиеся 7-8 лет.
Теоретическая часть.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
• ухудшением социальных условий жизни детей;
• кризисом семейного воспитания;
• невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
• увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.
• социокультурными
факторами, такими как средства массовой
информации, кино и видеоиндустрия,
которые регулярно
Увеличение числа детей с агрессивным поведением также связано с расслоением общества, с огромным негативным влиянием средств массовой информации, со снижением заинтересованности государства (снижение числа бесплатных секций, кружков - детям нечем заняться) в развитии детей. Растет агрессия в семьях – негатив родители выплескивают на детей.
Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых в современном обществе. В настоящее время дети имеют возможность ежедневно наблюдать сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Родители жалуются педагогам и психологам на их повышенную агрессивность, раздражительность, а педагоги обращаются к психологам с запросами о выборе средств педагогического воздействия на данную категорию учащихся.
Отечественные специалисты выделили следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей:
- недостаточное
развитие интеллекта и
- сниженный уровень саморегуляции;
- неразвитость игровой деятельности;
- сниженная самооценка;
- нарушения в отношениях со сверстниками.
Американский психолог М. Раттер установил у детей тесную связь между расстройствами поведения и серьезными отставаниями в усвоении школьных знаний.
Закреплять
агрессивное поведение у детей,
посещающих образовательные учреждения,
может и неправильно выбранный
педагогический стиль взаимоотношений:
авторитарно-отчужденный или
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства школьников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т.д. Обычно с усвоением норм и правил поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим более миролюбивым формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников.
Тренинговая матрица
Область психологической реальности |
Задачи | ||
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. |
Обучение детей приемам |
Отработка навыков
общения в возможных | |
Система представлений (когнитивная) |
Осознать причины появления |
Развивать представления о саморегуляции, о владении собой. |
Осознать навыки общения в конфликтных ситуациях. |
Система отношений (эмоциональная) |
Формирование мотивации к выражению гнева в приемлемой форме. |
Научиться владеть собой. |
Формирование мотивации |
Система умений (поведение) |
Научиться вербализировать свои чувства, научиться способности выражать свое эмоциональное состояние. |
Повышать саморегуляцию и научиться владеть собой. Учиться навыкам релаксации. |
Научиться распознавать эмоции по внешним сигналам. Сформировать адекватные формы поведения, и навыки общения в возможных конфликтных ситуациях. |
Выделение блоков и занятий на каждый этап.
Блок |
Цель |
Количество занятий |
Цель занятия |
Задачи занятия |
Психотехники | |
Блок 1 |
Обучение агрессивных детей |
Занятие 1. |
Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; Снижение эмоционального напряжения; Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние. |
Сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать и понимать невербальные методы общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев; развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные зажимы; снять эмоциональное напряжение, агрессию. |
*Приветствие. *Обсуждение правил проведения тренинга. *Разминка. *Упражнение «Разговор с руками». *Упражнение «Маленькое привидение». *Упражнение «Эмоциональный словарь». *Упражнение « Улитка». *Упражнение «Лепка из пластилина». *Обратная связь. *Прощание. | |
Занятие 2. |
Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; Снижение эмоционального напряжения; Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние. |
Научить использовать и понимать невербальные методы общения; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять мышечное напряжение; сплотить детскую группу; отработать навыки взаимодействия ребенка со взрослым; развивать навыки ориентации в пространстве; снять эмоциональное напряжение, агрессию; научить выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме; снять эмоциональные и мышечные зажимы. |
*Приветствие. *Разминка. *Беседа о договоре с пальчиками. *Упражнение «Липучка». *Упражнение «Зеркало». *Упражнение « Снежки из бумаги ». *Упражнение « Добрый бегемотик». *Обратная связь. *Прощание. | |||
Занятие 3. |
Тренировка психомоторных Обучение навыкам релаксации; Обучение навыкам самоконтроля; Снижение эмоциональное напряжение; Создание положительное эмоциональное настроение; Развитие самосознание; Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. |
Научить чувствовать настроение группы; способствовать возникновению доверия к окружающим; развивать умения владеть мышцами лица, рук, ног; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; сплотить детскую группу; установить положительный эмоциональный настрой в группе. |
*Приветствие. *Разминка. *Упражнение «Серебряное копытце». *Упражнение «Котик». *Упражнение «Драка». *Упражнение «Пузырь». *Упражнение «Рисование». *Обратная связь. *Прощание. | |||
Блок 2 |
Обучение детей приемам |
Занятие 1. |
Тренировка психомоторных Обучение навыкам релаксации; Обучение навыкам самоконтроля; Снижение эмоциональное напряжение; Создание положительное эмоциональное настроение; Развитие самосознание; |
установить положительный |
*Приветствие. *Разминка. *Упражнение «Скульптура». *Упражнение «Дождик». *Упражнение «Ласковый мелок». *Упражнение «Волшебные шарики». *Обратная связь. *Прощание. | |
Занятие 2. |
Привитие новых форм поведения; Обучение самостоятельному принятию верных решений; Обучение распознаванию эмоций по внешним сигналам; Формирование адекватных форм поведения; Работа над выразительностью движений; Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. |
Установить положительный |
*Приветствие. *Разминка. *Упражнение «Постарайся отгадать». *Упражнение «Пушинка». *Упражнение «Клубочек». *Упражнение «Мой хороший попугай». *Обратная связь. *Прощание. | |||
Занятие 3. |
Привитие новых форм поведения; Обучение самостоятельному принятию верных решений; Обучение распознаванию эмоций по внешним сигналам; Формирование адекватных форм поведения; Работа над выразительностью движений; Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. |
Развивать эмпатию, навыки общения, понимание чувств другого человека; научить контролировать свое поведение; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; обучать приемам саморегуляции. |
*Приветствие. *Разминка. *Упражнение «Настроение». *Беседа по мотивам сказки «Винни-Пух и все, все, все…..». *Упражнение «Уходи, злость, уходи!». *Обратная связь. *Прощание. | |||
Блок 3 |
Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. |
Занятие 1. |
Формирование одобренных в обществе моральных представлений; Обучение осознанию своего поведения; Обучение регулированию поведения в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе; Формирование адекватных форм поведения; Формирование у детей таких качеств, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание. |
Создать положительный эмоциональный климат в группе; научить ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; обучать приемам саморегуляции; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; развивать мышечный контроль. |
*Приветствие. *Разминка. *Упражнение «Разговор с телом». *Упражнение «Это я. Узнай меня». *Упражнение «Счет». *Упражнение «Археология». *Обратная связь. *Прощание. | |
Занятие 2. |
Формирование одобренных в обществе моральных представлений; Обучение осознанию своего поведения; Обучение регулированию поведения в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе; Формирование адекватных форм поведения; Формирование у детей таких качеств, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание. |
создать положительный эмоциональный климат в группе; побудить членов группы к проявлению творческой активности; развивать воображение; увеличить словарный запас; развить умение слушать и слышать другого человека; научить ориентироваться в состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других; научить принимать на себя ответственность за свои поступки; отреагировать отрицательные эмоции и агрессию; снять эмоциональное напряжение; развивать умение взаимодействовать со сверстниками. |
*Приветствие. *Разминка. *Упражнение «Бездомный заяц». *Упражнение «Карабас Барабас». *Упражнение «Злые – добрые кошки». *Упражнение «Иголочка и ниточка». *Обратная связь. *Прощание. |
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
1 занятие.
Тема: Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Цель:
Задачи: сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать и понимать невербальные методы общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев; развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные зажимы; снять эмоциональное напряжение, агрессию.
Оборудование: мяч, листы белой бумаги А4 по количеству участников, дидактический материал к упражнениям № 6, №7 ( изображения лиц, изображение улитки и лягушки), пластилин по количеству участников, карандаши, фломастеры, магнитофон, записи классической музыки,
просторное помещение, ковровое покрытие.
Время занятия: 45 мин.
1. Приветствие
Цель: сплочение группы
Инструкция группе: Группа придумывает ритуал приветствия, с помощью которого все будут приветствовать друг друга каждый день.
2. Обсуждение правил проведения тренинга.
Цель: обсуждение правил и норм, используемых на тренинге.
Оборудование: стулья, поставленные по кругу
Инструкция группе: Группа участников обсуждает правила проведения занятий.
Инструкция ведущему: После завершения этапа знакомства целесообразно провести обсуждение правил проведения тренинга, которые называет либо тренер, либо участники. Правила могут быть самыми разнообразными, например: «На занятия приходить без опозданий», «Быть активными» и др.
Желательно, чтобы все формулировки были в позитивном ключе: без отрицаний и без частицы «не». Так, правило «не опаздывать» можно сформулировать по-другому: «Приходить вовремя»; «Не перебивать» — «Один говорит — все слушают»; «Не критиковать» — «Выступать без критики» и т. д.
3. Разминка.
Цель: активизировать детей, включить в работу. Научить использовать и понимать невербальные методы общения
Оборудование: стулья, поставленные по кругу