Снижение агрессивности у детей 7-8 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:12, творческая работа

Описание работы

Цель тренинга:
- Коррекция агрессивного поведения у детей 7-8 лет.
Задачи:
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей.
Формирование позитивных качеств личности детей.

Файлы: 1 файл

МОЙ ТРЕНИНГ..docx

— 78.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 


РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. В.П. АСТАФЬЕВА

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

Тренинг

«Снижение агрессивности

у детей 7-8 лет»

 

 

 

 

                                                                                                           Выполнила:

Студентка 51 группы

Ничипорчик  Кристина

 

                                                                                          Проверила:

                                                                            Сафонова

Марина Вадимовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

Пояснительная записка.

Цель тренинга:

- Коррекция агрессивного поведения  у детей 7-8 лет. 

Задачи: 

  1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей.
  4. Формирование позитивных качеств личности детей.

Обоснование необходимости  тренинга:

 Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Учителя в школе отмечают, что  агрессивных детей становится с  каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя  просто не знают, как справиться с  их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время  становятся сдержаннее, и их поведение  начинает соответствовать требованиям  взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности  таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или  стойкому изменению поведения к  лучшему.

          Ученые  определили, что агрессивность значительно  помолодела. Если раньше речь  шла о начальных проявлениях  агрессивности преимущественно  в подростковом возрасте, то теперь  данная проблема стала актуальной  и для начальной школы, а  зачатки агрессивности в поведении  детей все чаще наблюдаются  уже в дошкольном возрасте. Агрессивный  ребенок приносит массу проблем  не только окружающим, но и  самому себе.

В последние годы учителя начальных  классов отмечают тенденцию к  увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Статистика фиксирует как общее увеличение правонарушений несовершеннолетних, так и количество тяжких преступлений в этой возрастной группе. Да и вообще вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе подростков.

Исследования и многолетние  наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется  на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно  отличаются от своих миролюбивых  сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно  важно, чтобы понять природу явления  и своевременно преодолеть опасные  тенденции.

Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних  проявлений нарушенного развития. При  построении коррекционных мероприятий  следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и  отношение ребенка к своему поведению.

Продолжительность тренинговых  занятий: общее время – 8 встреч; 2 раза в неделю. 45 минут.

Категория участников:  учащиеся 7-8 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть.

Повышенная  агрессивность детей является одной  из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число  детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией  целого ряда неблагоприятных факторов:

• ухудшением социальных условий жизни детей;

• кризисом семейного воспитания;

• невниманием  школы к нервно-психическому состоянию  детей;

• увеличением  доли патологических родов, оставляющих  последствия в виде повреждений  головного мозга ребенка.

• социокультурными факторами, такими как средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, которые регулярно пропагандируют культ насилия.

Увеличение  числа детей с агрессивным  поведением также связано с расслоением  общества, с огромным негативным влиянием средств массовой информации, со снижением  заинтересованности государства (снижение числа бесплатных секций, кружков - детям нечем заняться) в развитии детей. Растет агрессия в семьях –  негатив родители выплескивают на детей.

Проблема  агрессии и насилия является одной  из наиболее острых в современном обществе. В настоящее время дети имеют возможность ежедневно наблюдать сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Родители жалуются педагогам и психологам на их повышенную агрессивность, раздражительность, а педагоги обращаются к психологам с запросами о выборе средств педагогического воздействия на данную категорию учащихся.

Отечественные специалисты выделили следующие  психологические особенности, провоцирующие  агрессивное поведение детей:

- недостаточное  развитие интеллекта и коммуникативных  навыков;

- сниженный  уровень саморегуляции;

- неразвитость  игровой деятельности;

- сниженная  самооценка;

- нарушения  в отношениях со сверстниками.

Американский  психолог М. Раттер установил у детей тесную связь между расстройствами поведения и серьезными отставаниями в усвоении школьных знаний.

Закреплять  агрессивное поведение у детей, посещающих образовательные учреждения, может и неправильно выбранный  педагогический стиль взаимоотношений: авторитарно-отчужденный или стратегия  нападения. Демократическая атмосфера  дает самое низкое количество детей  с асоциальным поведением, хотя и  при таком типе воспитания 26,5% детей  могут проявлять скрытую агрессию.

Повышенная  агрессивность детей является одной  из наиболее частых проблем в детском  коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства школьников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т.д. Обычно с усвоением норм и правил поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим более миролюбивым формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинговая матрица

 

Область психологической   реальности

Задачи

 Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных  ситуациях.

Отработка навыков  общения в возможных конфликтных  ситуациях.

Система представлений (когнитивная)

Осознать причины появления гнева.

Развивать представления о саморегуляции, о владении собой.

Осознать навыки общения в конфликтных  ситуациях.

Система отношений (эмоциональная)

Формирование мотивации к выражению гнева в приемлемой форме.

Научиться владеть собой.

Формирование мотивации получению навыков.

Система умений (поведение)

Научиться вербализировать свои чувства, научиться способности выражать свое эмоциональное состояние.

Повышать саморегуляцию и научиться владеть собой.

Учиться навыкам релаксации.

Научиться распознавать эмоции по внешним сигналам.

Сформировать адекватные формы поведения, и навыки общения в возможных конфликтных ситуациях.


 

 

 

 

 

 

 

 

Выделение блоков и занятий на каждый этап.

Блок

Цель

Количество занятий

Цель занятия

Задачи занятия

Психотехники

Блок 1

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Занятие 1.

Обучение  детей  вербализации  своих  мыслей  и  чувств;

Снижение эмоционального  напряжения;

Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы  принятия   каждого;

Развитие   способности   выражать свое  эмоциональное  состояние.

Сплотить детей; создать атмосферу  группового доверия и принятия; научить  использовать  и  понимать  невербальные  методы  общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать  накопившийся  гнев;  развивать эмоциональную сферу  ребенка; снять  эмоциональные  и  мышечные  зажимы; снять эмоциональное напряжение,  агрессию.

*Приветствие.

*Обсуждение  правил  проведения  тренинга.

*Разминка.

*Упражнение  «Разговор  с  руками».

*Упражнение  «Маленькое   привидение».

*Упражнение  «Эмоциональный  словарь».

*Упражнение  « Улитка».

*Упражнение  «Лепка  из  пластилина».

*Обратная  связь.

*Прощание.

Занятие 2.

Обучение  детей  вербализации  своих  мыслей  и  чувств;

Снижение эмоционального  напряжения;

Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы  принятия   каждого;

Развитие   способности   выражать свое  эмоциональное  состояние.

Научить  использовать  и  понимать  невербальные  методы  общения; развивать умение   взаимодействовать со сверстниками; снять  мышечное  напряжение; сплотить детскую группу; отработать навыки  взаимодействия   ребенка   со  взрослым; развивать навыки  ориентации в пространстве; снять эмоциональное напряжение, агрессию; научить выбрасывать отрицательные эмоции  в косвенной форме; снять эмоциональные и мышечные  зажимы.

*Приветствие.

*Разминка.

*Беседа  о  договоре  с  пальчиками.

*Упражнение  «Липучка».

*Упражнение  «Зеркало».

*Упражнение   « Снежки из  бумаги ».

*Упражнение  « Добрый  бегемотик».

*Обратная  связь.

*Прощание.

   

Занятие 3.

Тренировка психомоторных функций;

Обучение  навыкам  релаксации;

Обучение навыкам  самоконтроля;

Снижение эмоциональное  напряжение;

Создание положительное  эмоциональное настроение;

Развитие  самосознание;

Обучение  агрессивных  детей  способам  выражения  гнева  в  приемлемой  форме.

Научить  чувствовать  настроение  группы; способствовать  возникновению  доверия к окружающим; развивать  умения  владеть  мышцами  лица, рук, ног; снять излишнее мышечное  и  эмоциональное  напряжение; сплотить детскую группу; установить положительный эмоциональный настрой в группе.

*Приветствие.

*Разминка.

*Упражнение  «Серебряное  копытце».

*Упражнение «Котик».

*Упражнение  «Драка».

*Упражнение  «Пузырь».

*Упражнение «Рисование».

*Обратная  связь.

*Прощание.

 

Блок 2

Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных  ситуациях.

Занятие 1.

Тренировка психомоторных функций;

Обучение  навыкам  релаксации;

Обучение навыкам  самоконтроля;

Снижение эмоциональное  напряжение;

Создание положительное  эмоциональное настроение;

Развитие  самосознание;

установить положительный эмоциональный настрой в группе; развивать  умения  владеть  мышцами  лица, рук, ног; снять излишнее мышечное  и  эмоциональное  напряжение; развивать мышечный контроль; развивать  навыки  ориентации в пространстве; развивать умение   взаимодействовать со сверстниками; развивать  тактильные  ощущения.

*Приветствие.

*Разминка.

*Упражнение  «Скульптура».

*Упражнение  «Дождик».

*Упражнение «Ласковый  мелок».

*Упражнение  «Волшебные  шарики».

*Обратная  связь.

*Прощание.

Занятие 2.

Привитие  новых форм  поведения;

Обучение  самостоятельному  принятию  верных решений;

Обучение  распознаванию эмоций по внешним сигналам;

Формирование  адекватных форм  поведения;

Работа  над выразительностью движений;

Обучение  детей  приемам  саморегуляции, умению  владеть  собой  в  различных  ситуациях.

Установить положительный эмоциональный настрой в группе; побуждать  участников быть внимательными к  действиям   других; побуждать  участников искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим; развивать эмпатию, умение соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения;  развивать двигательную активность, координацию движений, умение контролировать свои действия; способствовать  расширению     поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию.

*Приветствие.

*Разминка.

*Упражнение   «Постарайся  отгадать».

*Упражнение «Пушинка».

*Упражнение «Клубочек».

*Упражнение  «Мой  хороший  попугай».

*Обратная  связь.

*Прощание.

   

Занятие 3.

Привитие  новых форм  поведения;

Обучение  самостоятельному  принятию  верных решений;

Обучение  распознаванию  эмоций по внешним сигналам;

Формирование  адекватных форм  поведения;

Работа  над выразительностью движений;

Обучение  детей  приемам  саморегуляции, умению  владеть  собой  в  различных  ситуациях.

Развивать эмпатию, навыки общения, понимание чувств  другого человека; научить  контролировать  свое  поведение;  способствовать  расширению     поведенческого репертуара детей;  снять эмоциональное напряжение, агрессию; обучать  приемам  саморегуляции.

*Приветствие.

*Разминка.

*Упражнение «Настроение».

*Беседа  по  мотивам  сказки  «Винни-Пух и  все, все, все…..».

*Упражнение «Уходи, злость, уходи!».

*Обратная  связь.

*Прощание.

Блок 3

Отработка навыков общения в возможных  конфликтных ситуациях.

Занятие 1.

Формирование одобренных  в  обществе  моральных представлений;

Обучение   осознанию  своего  поведения;

Обучение регулированию  поведения в коллективе  в  соответствии  с  нормами  и  правилами  принятыми в коллективе;

Формирование  адекватных форм  поведения;

Формирование  у  детей  таких качеств, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание.

Создать  положительный эмоциональный  климат  в группе; научить ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои  действия с действиями других; научить  принимать  на себя  ответственность за свои  поступки; обучать  приемам  саморегуляции; способствовать  расширению     поведенческого репертуара детей;  снять эмоциональное напряжение, агрессию;  развивать мышечный контроль.

*Приветствие.

*Разминка.

*Упражнение  «Разговор  с  телом».

*Упражнение  «Это  я. Узнай  меня».

*Упражнение  «Счет».

*Упражнение «Археология».

*Обратная  связь.

*Прощание.

Занятие 2.

Формирование одобренных  в  обществе  моральных представлений;

Обучение   осознанию  своего  поведения;

Обучение регулированию  поведения в коллективе  в  соответствии  с  нормами  и  правилами  принятыми в коллективе;

Формирование  адекватных форм  поведения;

Формирование  у  детей  таких качеств, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание.

создать  положительный эмоциональный  климат  в группе; побудить  членов группы к проявлению творческой активности; развивать  воображение; увеличить   словарный  запас; развить  умение  слушать  и  слышать  другого  человека; научить ориентироваться  в  состоянии других людей, согласовывать  свои  действия с действиями других; научить  принимать  на себя  ответственность  за свои  поступки; отреагировать  отрицательные  эмоции  и  агрессию; снять эмоциональное напряжение; развивать умение   взаимодействовать со сверстниками.

*Приветствие.

*Разминка.

*Упражнение «Бездомный  заяц».

*Упражнение  «Карабас Барабас».

*Упражнение «Злые – добрые  кошки».

*Упражнение  «Иголочка и ниточка».

*Обратная  связь.

*Прощание.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

 

1 занятие.

 

Тема:  Обучение  агрессивных детей способам  выражения гнева в приемлемой  форме.

 

Цель:

  • Обучение  детей  вербализации  своих  мыслей  и  чувств;
  • Снижение эмоционального  напряжения;
  • Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия   каждого;
  • Развитие   способности   выражать свое  эмоциональное  состояние.

 

Задачи: сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать  и понимать  невербальные  методы  общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать  накопившийся  гнев;  развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные  зажимы; снять эмоциональное напряжение,  агрессию.

 

Оборудование: мяч,  листы белой бумаги  А4  по  количеству  участников, дидактический материал  к упражнениям № 6, №7 ( изображения  лиц, изображение  улитки  и  лягушки), пластилин по  количеству  участников, карандаши, фломастеры, магнитофон, записи  классической  музыки, 

просторное  помещение, ковровое  покрытие.

 

Время  занятия: 45 мин.

 

1. Приветствие

Цель: сплочение группы

Инструкция  группе:  Группа  придумывает ритуал  приветствия,  с помощью которого  все будут приветствовать  друг  друга каждый  день.

2. Обсуждение  правил  проведения  тренинга.

Цель: обсуждение  правил  и норм, используемых  на  тренинге.

Оборудование: стулья,  поставленные  по  кругу

Инструкция  группе:  Группа  участников  обсуждает правила проведения  занятий.

Инструкция  ведущему:  После завершения этапа знакомства целесообразно провести обсуждение правил проведения тренинга, которые называет либо тренер, либо участники. Правила могут быть самыми разнообразными, например:  «На занятия приходить без опозданий», «Быть активными» и др.

Желательно, чтобы все формулировки были в позитивном ключе: без отрицаний и без частицы «не». Так, правило «не опаздывать» можно сформулировать по-другому: «Приходить вовремя»; «Не перебивать» — «Один говорит — все слушают»; «Не критиковать» — «Выступать без критики» и т. д.

3. Разминка.

Цель:  активизировать  детей, включить  в работу.  Научить использовать  и понимать  невербальные  методы  общения

Оборудование: стулья,  поставленные  по  кругу

Информация о работе Снижение агрессивности у детей 7-8 лет