Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 08:36, курсовая работа
По истине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и
юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов,
гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, представляющие феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.
Введение.
I. Социализация как социально – педагогическое явление
1.1. Понятие «социализация».
1.2. Этапы социализации.
1.3. Функции социализации.
1.4. Уровни социализации.
1.5. Стадии и формы социализации.
II. Социализация подростков (11-15 лет)
2.1 Психолого-физиологическая характеристика подростков.
2.2 Сензитивные периоды актуализации сущностных сил подростков.
2.3. Типы досугового общения.
III. Досуг как среда социализации
3.1 Понятие досуга.
3.2 Характеристики досуга.
3.3. Функции, задачи и особенности досуга подростков.
3.4. Принципы досуга.
3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков.
Заключение.
Библиография.
Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности, часто необъяснимые
чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как позитивное, так и
негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно
прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной информации.
Другой фактор,
оказывающий сильное
микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это может быть двор,
друзья, класс, но чаще всего это семья и, когда новая информация вступает в
противоречие с установками, полученными ребенком в этой среде, наступает
внутренний
конфликт, который ему предстоит разрешит
Отсюда третий этап – выработка установки на принятие или отторжение
полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном
этапе выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе,
поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации все
труднее привести ребенка к своим ценностям.
В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных ориентаций и
установка на действие. В качестве ведущего фактора благоприятствующего
положительному исходу этого этапа выступает идеал.
Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система
поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют
сразу за получением информации словно «взрывная реакция», и, только потом
прорабатываются второй – четвертый этапы, в других они возникают лишь в
результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя
через этап обобщения и закрепления.
На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс
происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное
качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в
шестнадцать – отстаивать свои и других честь и достоинство.
Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности.
Из данного пункта можно сделать следующий вывод. Социализация как поэтапный
процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по
поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому
завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется
вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.
Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:
- нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая
жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него
специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества
во временном контексте;
- личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека
посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и
установок человека в системе социальных отношений;
- ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей
определяющих образ жизни человека;
- коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с
другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с
целью формирования его образа жизни;
- прокреативная
функция, порождающая
образом;
- творческая
функция, в процессе
творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и
преобразовывать мир вокруг себя;
- компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических,
психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.
Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития
индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более
или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе,
дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.
Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.
1. Биологический уровень.
Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно как и
любое растение или животное является частью космоса. Человек подвержен
влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.
2. Психологический уровень.
В процессе социализации выделяется две стороны личности – как субъекта, так и
объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало
индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на
окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс
социализации человека в существенной мере выступает как результат двух
процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй –
логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.
3. Социально-педагогический уровень.
Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных
групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального
поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.
Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние
социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект,
так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также общественных
институтов на личность.
Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-
временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни
человека.
Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом
социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе
социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими
людьми, общностями, системами.
Стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную периодизацию. Так
как каждому
возрастному этапу
ощущения, особенности и т. д., то можно выделить шесть стадий
социализации.
1.
Биоэнергетическая (
развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха)
происходит «освоение» ребенком мира.
2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления себя
со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы, папы, животных,
растительного мира. Это период становления и функционирования так называемого
«сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся
психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и
моторных реакций на него.
3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно
предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения
целенаправленной совместной деятельности детей в процессе которой
приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.
4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка
расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все
поры своего существования. Это период конкретных операций. У ребенка
формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к
самому себе.
5. Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется «взрывоопасностью».
Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках
ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым,
устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди
которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей. Потребность в
самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания
товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и
убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными
установками. Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его
положение в семье, которое при благоприятном морально-психологическом климате
может активно на него воздействовать.
6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в
самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость
самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане. Юношеский
возраст выгодно отличается от всех предыдущих самостоятельностью в
формировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и
установок.
На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется определенным образом,
направленно или спонтанно. Но чаще всего эти две формы воздействия дополняют
друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.
Выделяют две формы социализации подрастающего поколения: направленная
(целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).
Направленная форма социализации – это специально разработанная
определенным
обществом система средств
сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.
Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это автоматическое
формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием
индивида в непосредственном социальном окружении.
Резюмируя вышесказанное можно отметить, что любой социальный институт, будь
то школа, семья
или любительское объединение могут воздействова
как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы деятельности
того или иного социального института.
2.1
Психолого-физиологическая характеристика подростков.
Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными
социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в
обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром
взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое
психологическое
новообразование этого
1. Характерной чертой самосознания является проявление у подростка
способности и потребности познать самого себя как личность, с ее
специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к
самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые
обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей
младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к
подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых
определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими
чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать