Социализация детей в сфере досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

По истине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и
юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов,
гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, представляющие феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.

Содержание работы

Введение.
I. Социализация как социально – педагогическое явление
1.1. Понятие «социализация».
1.2. Этапы социализации.
1.3. Функции социализации.
1.4. Уровни социализации.
1.5. Стадии и формы социализации.
II. Социализация подростков (11-15 лет)
2.1 Психолого-физиологическая характеристика подростков.
2.2 Сензитивные периоды актуализации сущностных сил подростков.
2.3. Типы досугового общения.
III. Досуг как среда социализации
3.1 Понятие досуга.
3.2 Характеристики досуга.
3.3. Функции, задачи и особенности досуга подростков.
3.4. Принципы досуга.
3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков.
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

в сфере досуга.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности, часто необъяснимые

чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как позитивное, так и

негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно

прислушивается  человек при восприятии и оценке той или иной информации.

Другой фактор, оказывающий сильное воздействие  на этом этапе социализации –

микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это может быть двор,

друзья, класс, но чаще всего это семья и, когда  новая информация вступает в

противоречие  с установками, полученными ребенком в этой среде, наступает

внутренний  конфликт, который ему предстоит разрешить.

Отсюда третий этап – выработка установки на принятие или отторжение

полученной  информации. В качестве факторов, оказывающих  воздействие на данном

этапе выступают  дела, в которые включен ребенок  и которые, так или иначе,

поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации все

труднее привести ребенка к своим ценностям.

В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных ориентаций и

установка на действие. В качестве ведущего фактора благоприятствующего

положительному  исходу этого этапа выступает идеал.

Основой пятого этапа служат поступки, логически  выстроенная система

поведения. При  этом следует отметить, что в одних  случаях поступки следуют

сразу за получением информации словно «взрывная реакция», и, только потом

прорабатываются второй – четвертый этапы, в других они возникают лишь в

результате  неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя

через этап обобщения  и закрепления.

На шестом этапе  формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс

происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное

качественное  состояние. В шесть лет усваивается  норма не драться, а в

шестнадцать –  отстаивать свои и других честь и  достоинство.

Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности.

Из данного  пункта можно сделать следующий  вывод. Социализация как поэтапный

процесс протекает  в сознании и поведении детей  во множестве параллелей по

поводу каждой социальной информации, причем, придя  к своему логическому

завершению  – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется

вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.

    

1.3 Функции социализации.

 

Социализация  осуществляет основополагающие функции  развития индивида и общества:

- нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая

жизнедеятельность человека в обществе посредством  воздействия на него

специальных социальных институтов, определяющих образ жизни  данного общества

во временном  контексте;

- личностно-преобразовательная  функция, индивидуализирующая человека

посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и

установок человека в системе социальных отношений;

- ценностно-ориентационная  функция, формирующая систему  ценностей

определяющих  образ жизни человека;

- коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с

другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с

целью формирования его образа жизни;

- прокреативная  функция, порождающая готовность  действовать определенным

образом;

- творческая  функция, в процессе реализации  которой рождается стремление

творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и

преобразовывать мир вокруг себя;

- компенсаторная  функция, восполняющая дефицит  необходимых физических,

психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития

индивида и  общества. Функции направляют активность индивида, определяя более

или менее перспективные  пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе,

дают возможность  индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.

    

1.4 Уровни социализации.

 

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

1. Биологический  уровень.

Это связь организма  человека с окружающей его средой. Человек, равно как и

любое растение или животное является частью космоса. Человек подвержен

влиянию погоды, фазам луны и другим природным  явлениям.

2. Психологический  уровень.

В процессе социализации выделяется две стороны личности – как субъекта, так и

объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало

индивида, процесс  активного воздействия на себя (самореализация) и на

окружающую  среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс

социализации  человека в существенной мере выступает как результат двух

процессов: первый из них определяется активностью  самого человека, а второй –

логикой развертывания  внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.

3. Социально-педагогический  уровень.

Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных

групп, когда  ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального

поведения, а  общество дает ему свои социальные предписания.

Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние

социальных  институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект,

так и субъект  воздействия личности на себя и общество, а также  общественных

институтов  на личность.

Включенность  в обозначенные выше уровни обуславливает  пространственно-

временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей  жизни

человека.

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом

социализации  являются все новые и новые  качества, приобретаемые в процессе

социальной  жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими

людьми, общностями, системами.

    

1.5. Стадии и формы  социализации.

 

Стадии социализации можно выделить, проанализировав  возрастную периодизацию. Так

как каждому  возрастному этапу соответствуют  определенные потребности, нужды,

ощущения, особенности  и т. д., то можно выделить шесть стадий

социализации.

1.     Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального

развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха)

происходит  «освоение» ребенком мира.

2.     Идентификационная стадия (до 3-х  лет). Этот период отождествления  себя

со всем, что  окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы, папы, животных,

растительного мира. Это период становления и функционирования так называемого

«сенсомоторного,      доречевого, практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся

психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и

моторных реакций  на него.

3.     Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно

предпонятийное  интуитивное мышление ребенка. Это  период зарождения

целенаправленной  совместной деятельности детей в  процессе которой

приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.

4.     Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка

расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все

поры своего существования. Это период конкретных операций. У ребенка

формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к

самому себе.

5.     Конвентивная стадия  (11-15 лет). Характеризуется  «взрывоопасностью».

Подросток ищет выход из постоянно возникающих  конфликтных ситуаций. В поисках

ответа он постоянно  обращается к друзьям, родителям, другим взрослым,

устанавливается система социальных взаимоотношений  с окружающими, среди

которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей. Потребность в

самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания

товарищей подросток  готов на многое: он может поступиться своими взглядами и

убеждениями, совершить  действия, которые расходятся с его  моральными

установками. Вместе с тем существенное значение для  подростков имеет его

положение в  семье, которое при благоприятном  морально-психологическом климате

может активно  на него воздействовать.

6.     Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется  выходом в

самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает  необходимость

самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане. Юношеский

возраст выгодно  отличается от всех предыдущих самостоятельностью в

формировании  целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и

установок.

На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется определенным образом,

направленно или  спонтанно. Но чаще всего эти две формы воздействия дополняют

друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.

Выделяют две формы социализации подрастающего поколения: направленная

(целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).

     Направленная форма социализации – это специально разработанная

определенным  обществом система средств воздействия  на человека с тем, чтобы

сформировать  его в соответствии с целями и  интересами этого общества.

     Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это автоматическое

формирование  определенных социальных навыков в  связи с постоянным пребыванием

индивида в  непосредственном социальном окружении.

Резюмируя вышесказанное  можно отметить, что любой социальный институт, будь

то школа, семья  или любительское объединение могут воздействовать на ребенка

как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит  от программы деятельности

того или  иного социального института.

    

     

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ  ПОДРОСТКОВ (11-15 ЛЕТ).

 2.1

Психолого-физиологическая  характеристика подростков.

Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными

социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка  в

обществе, когда  подросток субъективно вступает в новые отношения с миром

взрослых, что  составляет новое содержание его сознания, формируя такое

психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.

1. Характерной  чертой самосознания является  проявление у подростка

способности и   потребности познать самого себя как личность, с ее

специфическими  качествами. Это порождает у подростка стремление к

самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому  способствуют и те новые

обстоятельства, которые отличают образ жизни  подростка от образа жизни детей

младшего школьного  возраста. Прежде всего это  повышенные требования к

подростку со стороны  взрослых, товарищей, общественное мнение которых

определяется  не столько успехами школьника в  учении, сколько многими другими

чертами его  личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать

Информация о работе Социализация детей в сфере досуга