Социализация детей в сфере досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

По истине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и
юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов,
гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, представляющие феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.

Содержание работы

Введение.
I. Социализация как социально – педагогическое явление
1.1. Понятие «социализация».
1.2. Этапы социализации.
1.3. Функции социализации.
1.4. Уровни социализации.
1.5. Стадии и формы социализации.
II. Социализация подростков (11-15 лет)
2.1 Психолого-физиологическая характеристика подростков.
2.2 Сензитивные периоды актуализации сущностных сил подростков.
2.3. Типы досугового общения.
III. Досуг как среда социализации
3.1 Понятие досуга.
3.2 Характеристики досуга.
3.3. Функции, задачи и особенности досуга подростков.
3.4. Принципы досуга.
3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков.
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

в сфере досуга.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

- Досуг, как  свободное время, время выбора. Это время может быть использовано

различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности

связанной с  работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время,

когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

- Досуг интегрирует  три предыдущих концепции, стирает  грань между «работой» и

«не работой» и  оценивает досуг в терминах описывающих  человеческое поведение.

Включает в  себя понятия времени и отношения к времени.

Макс Каплан считает, что досуг- это гораздо  больше, чем просто свободное

время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг

следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные

связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

Досуг является благоприятной почвой для испытания  детьми, подростками и

юношеством  фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга

ребенку гораздо  проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные

недостатки  можно преодолеть посредством досуговой  активности. Досуг в

существенной  степени ответственен в части  формирования характера ребенка, в

частности таких  качеств как инициативность, уверенность  в себе, сдержанность,

мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.

Досуг при известных  обстоятельствах может стать  важным фактором физического

развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное

здоровье. Досуг  способствует выходу из стрессов и  мелких беспокойств, и,

наконец, досуг  признается значительным орудием в  предупреждении умственной

отсталости  и реабилитации умственно больных  детей. Особая ценность досуга

заключается в  том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать

то лучшее, что  в нем есть.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый

(асоциальный,  личностно значимый) досуг.

     Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так

и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из

необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

     Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над

обществом, и  как результат разрушение себя и  общества. Мнимый досуг ,обусловлен

неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее

к асоциальным  поступкам.

    

3.1. Характеристики досуга.

 

Можно вывести  следующие основные характеристики досуга детей, подростков и

юношества:

-         досуг имеет ярко выраженные  физиологический, психологический и

социальный  аспекты;

-         досуг  основан на добровольности  при выборе рода занятий и  степени

активности;

-         досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую

деятельность;

-         досуг формирует и развивает личность;

-         досуг способствует самовыражению,  самоутверждению и саморазвитию

личности через  свободно выбранные действия;

-         досуг формирует потребность  детей в свободе и независимости;

-         досуг способствует раскрытию  природных талантов и приобретению

полезных для  жизни умений и навыков;

-         досуг стимулирует творческую  инициативу детей;

-         досуг есть сфера удовлетворения  потребностей личности;

-         досуг способствует формированию  ценностных  ориентаций;

-         досуг детерминирован внутренне и внешне;

-         досуг выступает как своеобразная  «зона ограниченного вмешательства

взрослых»;

-         досуг способствует объективной  самооценке детей;

-         досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

-         досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и

персональное  удовольствие;

-         досуг способствует самовоспитанию  личности;

-         досуг формирует социально значимые  потребности личности и нормы

поведения в  обществе;

-         досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;

-         природе детского досуга чужда  оппозиция «учебное время» - досуг

(как часть  внеучебного времени);

-         детский досуг подразделяется  на собственно досуг и полудосуг;

-         детский досуг широк в своем  понимании.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью  детско-юношеского досуга

является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей,

подростков  и юношества в свободной для  выбора рода занятий и степени

активности  пространственно-временной среде, детерминированный

внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов

поведения) и  внешне (факторами, порождающими поведение).

    

3.3. Функции, задачи  и особенности досуга.

 

Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими

для определения  его функций.

Творческое  самоосуществление личности подростка  – актуализация генетически

запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе

социальной  деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое

время, сущностью  которого является свободная творческая деятельность. Детский

досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая  для

самопроверки, оценке собственного «Я». Досуг для  подростков – это сфера, в

которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они

особенно остро  и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в

свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким

образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Творческая  деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую

«он преобразует  мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе

обнаруживаются  в детской игре, в узнавании  окружающего мира, в присвоении

детьми самых  разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти

процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального

восприятия  и переживания подростки максимально  активно усваивают элементы

творческой  деятельности. Которые, закрепляются в  их сознании и поведении и

откладывают отпечаток  на всю последующую жизнь. Стало  быть, детскому досугу

свойственна творческая функция.

Досуг – это  зона активного общения, удовлетворяющая  потребности подростков в

контактах. Такие  формы досуга как самодеятельное объединение по интересам,

массовые праздники  – благоприятная сфера для  осознания себя, своих качеств,

достоинств  и недостатков в сравнении  с другими людьми.

Такие формы  досуга как самостоятельные объединения  по интересам, игровые

программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания

себя, своих  качеств, достоинств и недостатков  в сравнении с другими людьми.

Дети оценивают  себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны,

ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно

вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие

детям, подросткам и юношеству возможность выступать  в самых разнообразных

социальных  амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского

досуга –  коммуникативную.

В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и

воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с

максимальной  эффективностью воздействовать на их нравственный облик и

мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения

происходит  упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации,

стимулирование  трудовой активности, выработка жизненной  позиции, научение

нормам поведения  в обществе.

Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация.

Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его

переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто  намного острее

жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования

возвышенных идеалов  и выработки системы ценностных предпочтений.

Досуговое время  подрастающего поколения оказывает  огромное влияние на

познавательную  деятельность детей, подростков и юношества. В досуге

происходит  узнавание нового в самых разнообразных  областях знания:

расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического

творчества; происходит знакомство с историей спорта и так  далее; наконец,

осуществляется  вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что

детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого

периода детства  до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об

избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного

поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует

все возрастные группы подрастающего поколения.

Большинство детей  находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во

время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли  и телепередачи,

где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя профессиональный

путь, преимущественно  на досуге, приобретают знания и  развивают способности,

навыки специфические  для того или иного вида деятельности. И, наконец,

досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную

деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление

профориентационной  функции.

Жизнедеятельность современных детей, подростков и  юношества предельно

насыщена и  относительно строго регламентирована, а потому требует больших

затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский

досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой  деятельности,

помогает снять  создавшееся напряжение. Именно в  рамках досугового времени

происходит  восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть,

реализуется рекреационная  функция.

Более того, заложенное от природы стремление человека к  получению

удовольствия  также преимущественно реализуется  в сфере досуга. Дети,

подростки и  юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых

занятий: игры и  победы в ней; узнавание нового и  возможность творить на этой

основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна

гедонистическая функция.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной  насыщенности досуговые

занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в

кругу друзей и  знакомых, в классе и семье, порождая таким образом заданное

досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного,

Информация о работе Социализация детей в сфере досуга