Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 08:36, курсовая работа
По истине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и
юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов,
гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, представляющие феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.
Введение.
I. Социализация как социально – педагогическое явление
1.1. Понятие «социализация».
1.2. Этапы социализации.
1.3. Функции социализации.
1.4. Уровни социализации.
1.5. Стадии и формы социализации.
II. Социализация подростков (11-15 лет)
2.1 Психолого-физиологическая характеристика подростков.
2.2 Сензитивные периоды актуализации сущностных сил подростков.
2.3. Типы досугового общения.
III. Досуг как среда социализации
3.1 Понятие досуга.
3.2 Характеристики досуга.
3.3. Функции, задачи и особенности досуга подростков.
3.4. Принципы досуга.
3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков.
Заключение.
Библиография.
- Досуг, как
свободное время, время выбора.
Это время может быть
различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности
связанной с
работой или не связанно с ней.
Досуг рассматривается как
когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
- Досуг интегрирует
три предыдущих концепции,
«не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение.
Включает в себя понятия времени и отношения к времени.
Макс Каплан считает, что досуг- это гораздо больше, чем просто свободное
время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг
следует понимать
как центральный элемент
связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и
юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга
ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные
недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в
существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в
частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность,
мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.
Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического
развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное
здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и,
наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной
отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга
заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать
то лучшее, что в нем есть.
Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый
(асоциальный, личностно значимый) досуг.
Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так
и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из
необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над
обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг ,обусловлен
неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее
к асоциальным поступкам.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и
юношества:
- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и
социальный аспекты;
-
досуг основан на
активности;
-
досуг предполагает не
деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
-
досуг способствует
личности через свободно выбранные действия;
-
досуг формирует потребность
детей в свободе и
- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению
полезных для жизни умений и навыков;
- досуг стимулирует творческую инициативу детей;
-
досуг есть сфера
-
досуг способствует
- досуг детерминирован внутренне и внешне;
-
досуг выступает как
взрослых»;
-
досуг способствует
- досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;
- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и
персональное удовольствие;
-
досуг способствует
-
досуг формирует социально
поведения в обществе;
- досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;
- природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг
(как часть внеучебного времени);
-
детский досуг подразделяется
на собственно досуг и
- детский досуг широк в своем понимании.
Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга
является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей,
подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени
активности пространственно-временной среде, детерминированный
внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов
поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими
для определения его функций.
Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически
запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе
социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое
время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Детский
досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для
самопроверки, оценке собственного «Я». Досуг для подростков – это сфера, в
которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они
особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в
свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким
образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.
Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую
«он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе
обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении
детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти
процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального
восприятия
и переживания подростки
творческой деятельности. Которые, закрепляются в их сознании и поведении и
откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу
свойственна творческая функция.
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в
контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам,
массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств,
достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
Такие формы
досуга как самостоятельные
программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания
себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны,
ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно
вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие
детям, подросткам
и юношеству возможность
социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского
досуга – коммуникативную.
В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и
воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с
максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и
мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения
происходит
упрочение чувства
стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение
нормам поведения в обществе.
Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация.
Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его
переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее
жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования
возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
Досуговое время
подрастающего поколения
познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге
происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания:
расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического
творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец,
осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что
детскому досугу свойственна просветительская функция.
Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого
периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об
избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного
поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует
все возрастные группы подрастающего поколения.
Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во
время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи,
где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя профессиональный
путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности,
навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец,
досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную
деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление
профориентационной функции.
Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно
насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших
затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский
досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности,
помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени
происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть,
реализуется рекреационная функция.
Более того, заложенное от природы стремление человека к получению
удовольствия
также преимущественно
подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых
занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой
основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна
гедонистическая функция.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые
занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в
кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким образом заданное
досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного,