Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 08:36, курсовая работа
По истине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и
юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов,
гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, представляющие феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.
Введение.
I. Социализация как социально – педагогическое явление
1.1. Понятие «социализация».
1.2. Этапы социализации.
1.3. Функции социализации.
1.4. Уровни социализации.
1.5. Стадии и формы социализации.
II. Социализация подростков (11-15 лет)
2.1 Психолого-физиологическая характеристика подростков.
2.2 Сензитивные периоды актуализации сущностных сил подростков.
2.3. Типы досугового общения.
III. Досуг как среда социализации
3.1 Понятие досуга.
3.2 Характеристики досуга.
3.3. Функции, задачи и особенности досуга подростков.
3.4. Принципы досуга.
3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков.
Заключение.
Библиография.
Резюмируя вышесказанное, социализация – это сложный непрерывный процесс,
протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при
котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к
потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не
пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид
добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и
совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С
другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически
целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в
досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.
Социализация
как поэтапный процесс
множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к
своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот
процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном
уровне.
Функции социализации раскрывают, и определяют процесс развития индивида и
общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее
перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают
возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.
Включение в уровни (биологический, психологический, социально-
педагогический)
обуславливает пространственно-
процесса социализации на протяжении всей жизни человека
Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом
социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе
социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими
людьми, общностями, системами.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и
юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга
ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные
недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в
существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в
частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность,
мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.
Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически
запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе
социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое
время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в
контактах.
В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и
воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с
максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и
мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения
происходит
упрочение чувства
стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение
нормам поведения в обществе.
Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены
его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую
личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению
духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство,
наркомания, проституция, преступность.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между
направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным
воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие
на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в
целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в
досуговых учреждениях.
Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих
формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых
учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою
очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает
возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и
открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая
деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания
подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении
своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными
развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и
облегчает процесс социализации подрастающего поколения.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Андреев В.И. диалектика
личности. Казань. 1988 г.
2. Анищук В.В. Рост социальной активности молодежи. Киев, Одесса. 1989г.
3.
Артемьев Т.И. Развитие
4.
Асеев В.Б. Мотивация
5. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое
руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991г.
6.
Белая Л.Л. Клуб в жизни
7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968г.
8.
Бурменская Г.В. Возрастно-
9. Верб Л.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л.,
1981г.
10. В мире подростка. М., 1980г.
11. Внешкольные учреждения. М., 1978г.
12. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений.
М., 1978г.
13. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество
(проблемы социализации индивида). Л., 1971г.
14. Еремин
В.А. Улица-подросток-
15. Ерошенков
И.Н. Работа клубных
16. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути
формирования и реализации. Л., 1991г.
17. Из опыта
формирования эстетического
возрасте. М., 1987г.
18. Колесов
Д.В., Мягков И.Ф. О психологии
и физиологии подростка –
М., 1986г.
19. Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск.,
1991г.
20. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и
типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1970г.
21. Махов Ф. С. Когда подростку интересно. Подросток в школе и в клубе. М.,
1986г.
22. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982г.
23. Мудрик А.В. Социализация
и воспитание подрастающего
24. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2000г.
25. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997г.
26. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991г.
27. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга.
СПб, 1997 г.
28. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб., 1991г.