Социализация детей в сфере досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

По истине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и
юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов,
гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, представляющие феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.

Содержание работы

Введение.
I. Социализация как социально – педагогическое явление
1.1. Понятие «социализация».
1.2. Этапы социализации.
1.3. Функции социализации.
1.4. Уровни социализации.
1.5. Стадии и формы социализации.
II. Социализация подростков (11-15 лет)
2.1 Психолого-физиологическая характеристика подростков.
2.2 Сензитивные периоды актуализации сущностных сил подростков.
2.3. Типы досугового общения.
III. Досуг как среда социализации
3.1 Понятие досуга.
3.2 Характеристики досуга.
3.3. Функции, задачи и особенности досуга подростков.
3.4. Принципы досуга.
3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков.
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

в сфере досуга.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

 

Резюмируя вышесказанное, социализация – это сложный непрерывный    процесс,

протекающий на биологическом, психологическом и  социальном уровнях, при

котором, с одной  стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к

потребностям  общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не

пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид

добровольно и  творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и

совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С

другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически

целесообразные  формы общежития, отношения между  людьми в семье, школе, в

досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.

Социализация  как поэтапный процесс протекает  в сознании и поведении детей во

множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к

своему логическому  завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот

процесс повторяется  вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном

уровне.

Функции социализации раскрывают, и определяют процесс развития индивида и

общества. Функции  направляют активность индивида, определяя  более или менее

перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают

возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.

Включение в  уровни (биологический, психологический, социально-

педагогический) обуславливает пространственно-временную  непрерывность

процесса социализации на протяжении всей  жизни человека

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом

социализации  являются все новые и новые  качества, приобретаемые в процессе

социальной  жизни, благодаря завязыванию все  новых связей, отношений с другими

людьми, общностями, системами.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и

юношеством  фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга

ребенку гораздо  проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные

недостатки  можно преодолеть посредством досуговой  активности. Досуг в

существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в

частности таких  качеств как инициативность, уверенность  в себе, сдержанность,

мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.

Творческое  самоосуществление личности подростка – актуализация генетически

запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе

социальной  деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое

время, сущностью  которого является свободная творческая деятельность.

Досуг – это  зона активного общения, удовлетворяющая  потребности подростков в

контактах.

В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более  открыты для влияния и

воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с

максимальной  эффективностью воздействовать на их нравственный облик и

мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения

происходит  упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации,

стимулирование  трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение

нормам поведения  в обществе.

Досуг может  стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены

его прогрессивные  возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую

личность, деформирующую  сознание и поведение, привести к  ограничению

духовного мира и даже к таким проявлениям  ассоциальности как пьянство,

наркомания, проституция, преступность.

В этой связи  особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между

направленным  процессом социализации и количественно  преобладающим стихийным

воздействием  на индивида. К сожалению, чаще всего  социализирующее воздействие

на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в

целостную систему  в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в

досуговых учреждениях.

Возможность вбирать  в себя функции всех социальных институтов, способствующих

формированию  и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых

учреждений  привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою

очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает

возможность широким  массам школьников развивать свои творческие способности и

открывает пути самореализации личности. В своих  высших формах досуговая

деятельность  служит целям воспитания, просвещения  и самовоспитания

подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении

своеобразно, в  ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными

развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический  настрой  и

облегчает процесс  социализации подрастающего поколения.

    

    

                               БИБЛИОГРАФИЯ                              

1.      Андреев В.И. диалектика воспитания  и самовоспитания творческой

личности. Казань. 1988 г.

2.      Анищук В.В. Рост социальной  активности молодежи. Киев, Одесса. 1989г.

3.      Артемьев Т.И. Развитие личности  и ее способностей. М., 1982г.

4.      Асеев В.Б. Мотивация поведения  и формирования личности. М., 1976г.

5.      Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный  подросток. Практическое

руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991г.

6.      Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка.  М., 1984г.

7.      Буева Л.П. Социальная  среда  и сознание личности. М., 1968г.

8.      Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое  консультирование. М., 1991г.

9.      Верб Л.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л.,

1981г.

10.  В мире  подростка. М., 1980г.

11.  Внешкольные  учреждения. М., 1978г.

12.  Воспитание  увлечением: формирование и деятельность  клубных объединений.

М., 1978г.

13.  Гилинский  Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество

(проблемы социализации  индивида). Л., 1971г.

14.  Еремин  В.А. Улица-подросток- воспитатель.  М., 1991г.

15.  Ерошенков  И.Н. Работа клубных учреждений  с детьми и подростками. М., 1982г.

16.  Жуганов  А.В. Творческая активность личности: содержание, пути

формирования  и реализации. Л., 1991г.

17.  Из опыта  формирования эстетического отношения  к искусству в подростковом

возрасте. М., 1987г.

18.  Колесов  Д.В., Мягков И.Ф. О психологии  и физиологии подростка – учителю.

М., 1986г.

19.  Кондрашенко  В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам  души подростка. Минск.,

1991г.

20.  Краковский  А.П. О подростках. Содержание  возрастного, полового и

типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1970г.

21.  Махов Ф. С. Когда  подростку интересно. Подросток в школе и в клубе. М.,

1986г.

22.  Махов Ф.С. Подросток  и свободное время. Л., 1982г.

23.  Мудрик А.В. Социализация  и воспитание подрастающего поколения.  М., 1990г.

24.  Мудрик А.В. Социальная  педагогика. Академия. М., 2000г.

25. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997г.

26.  Стрельцов Ю.А. Общение  в сфере свободного времени.  М., 1991г.

27.  Титов Б. А. Социализация  детей, подростков и юношества  в сфере досуга.

СПб, 1997 г.

28.  Трегубов Б.А. Свободное  время молодежи: сущность, управление. СПб., 1991г.

    


Информация о работе Социализация детей в сфере досуга