Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области.
Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.

Содержание работы

Введение
1Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.1.Специфика работы социального педагога со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.2. Стадии развития алкоголизма
1.3. Профилактические мероприятия с семьей, страдающей алкоголизмом
Выводы по разделу 1
2Выявление зависимости как проблемы алкоголизации среди школьников и способы ее решения
2.1. Этапы диагностирования алкогольной зависимости
2.2.Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики алкоголизма среди подрастающего поколения
Выводы по разделу 2
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Атрошкина А.В.docx

— 96.60 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки российской федерации

 федеральное государственное 

бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет

им. Г.И. Носова»

 

 

Кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Технология социальной работы»

 

на тему______________________________________________

                         

           ____________________________________________

 

Исполнитель:___________ студент ___________курса, группы

                               (Ф.И.О.)

Руководитель:___________________________________________________  

                                  (Ф.И.О. должность, уч. степень, уч. звание)

 

Работа допущена к защите ''____'' ____________20___г. ______________

                                                                                                      (подпись)

 

Работа защищена ''____'' _________20____ г. с оценкой ________    ________

                                                                                               (оценка)      (подпись)

 

Магнитогорск, 20___

Министерство образования и науки российской федерации

 федеральное государственное 

бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет

им. Г.И. Носова»

 

Кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования

 

 

Задание на курсовую работу

 

Тема: __________________________________________________

        

         __________________________________________________

 

Студенту ____________________________________________________

                                    (фамилия имя отчество)

 

Исходные данные: ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Срок сдачи: ''_________ '' __________________________20____г.

Руководитель: __________________ / _____________________________/

                                      (подпись)                           (расшифровка подписи)

Задание получил: __________________/ __________________________/

                                       (подпись)                            (расшифровка подписи)

 

Магнитогорск, 20__

Содержание

Введение

1 Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя

1.1. Специфика работы социального педагога со школьниками, склонными к употреблению алкоголя

1.2.  Стадии развития алкоголизма

1.3. Профилактические мероприятия  с семьей, страдающей алкоголизмом

Выводы по разделу 1

2 Выявление зависимости как проблемы алкоголизации среди школьников и способы ее решения

2.1. Этапы диагностирования алкогольной зависимости

2.2. Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики алкоголизма среди подрастающего поколения

Выводы по разделу 2

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

 

Введение

Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области.

Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.

В связи с актуальностью проблемы, целью нашего исследования является изучение социально-педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди школьников, как одного из направлений работы социального педагога.

Для решения данной цели были реализованы следующие задачи:

1. Изучение  стадий алкоголизма.

2. Рассмотрены особенности подросткового алкоголизма.

3. Изучена структура социально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.

4. Изучены содержание и особенности работы социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

5. Рассмотрена профилактика алкоголизма.

6. Рассмотрена работа с семьей, страдающей алкоголизмом.

7. Апробирована практическая часть исследования.

Гипотезой исследования является предположение, что социально-педагогическая деятельность по решению проблемы алкоголизации среди школьников приводит к уменьшению уровня употребления алкогольных напитков среди школьников.

Объектом нашего исследования служит проблема алкоголизации среди школьников.

Предметом же исследования является изучение социально-педагогической деятельности как одного из направлений работы социального педагога по решению данной проблемы.

В изучении данной проблемы мы использовали следующие методы:

  • изучение и анализ научной литературы;
  • наблюдение за учащимися;
  • диагностика учащихся;
  • индивидуальные и групповые беседы с учащимися и их родителями;
  • лекции, доклады о негативном влиянии алкоголя на человека;
  • игра;
  • констатирующий эксперимент;
  • видео метод;
  • анализ результатов.

База исследования: школа №4 города Еманжелинска Челябинской области

Выборка: 2 класса :

9а в количестве 13 человек

11а в количестве 15 человек.

Возраст – 14-17 лет, пол смешанный.

Методы обработки информации:

- статистический и качественный  анализ полученной информации;

Практическая значимость заключается в использовании данного исследования в деятельности социального педагога при работе с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.

    1. Специфика работы социального педагога со школьниками, склонными к употреблению алкоголя

Социально- педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребёнком; выявления средств, помогающих ребёнку самостоятельно решить свою проблему. [4.c 22].

Социально- педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, также путём организации различных сфер жизнедеятельности детей, и опирается на следующие принципы:

  • индивидуально - личностный подход к ребёнку;
  • опора на положительные стороны личности ребёнка;
  • объективность подхода к ребёнку;
  • конфиденциальность.

Целью социально- педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

1. Индивидуально – психологический: искажение личностных черт, деформация мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическая запущенность, задержка психического развития.

2. Индивидуально – соматический: предполагает наличие у ребёнка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

3. Социальный, внешкольный: включающий  нарушение прав ребёнка со  стороны взрослых, отсутствие опеки  над ребёнком, либо гиперопека, вовлечение ребёнка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

4. Социально школьный, где в качестве  составляющих включены следующие  составляющие: негативно влияющий  социально – психологический  климат учебной группы, низкий  статус группы. . [2.c82].

Это основные факторы, влияющие на развитие и ведущие к развитию у подростка алкогольной зависимости. Поэтому социально- педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребёнка. [8.c76-78].

Цель социально- педагогической деятельности может быть реализована путём решения следующих задач:

1. Создание форм активной, действенной  социально-педагогической помощи  и защиты для конкретного ребёнка.

2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентацией в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.

3. Вовлеченье школьников в социально-полезную  деятельность, формирование у него  разносторонних интересов и увлечений.

4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.

5. Укрепление физического и психического  здоровья путём осуществления  комплекса медицинских, психолого-педагогических  и других мероприятий.

6. Формирование основ правовой  культуры ребёнка.

7. Формирование навыков «выживания»  в условиях кризиса современного  общества. . [13.c36-38].

Второй компонент структуры деятельности – это её субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но, кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалисты по социальной работе, валеолог, нарколог, родители.

Третий компонент- это объект, для которого и организованна вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются школьники в алкоголизации.

Четвёртый компонент - функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности. [5.c67-68].

У социального педагога такими основными функциями являются три:

1. Социально – педагогическая, заключающаяся в оказании помощи  ребёнку и в процессе социального  взаимодействия, в налаживании социальных  связей и отношений, создании  благополучной социальной среды  для развития ребёнка, осуществление  контроля за ребёнком.

2. Социально - обучающая функция  направлена на овладение ребёнком  знаниями о проблеме пьянства  и алкоголизма, а также необходимыми  специальными умениями и навыками  противостояния вовлечения в  процесс алкоголизации.

3. Правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребёнка, склонного к алкоголизму.

Воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребёнка, в полной мере должны реализовать родители, как наиболее значимые субъекты деятельности. Остальные функции (социально-бытовая, социально-экономическая, социально-медицинская) реализуют такие специалисты, как: специалист по социальной работе, валеолог, психолог. . [22.c45-47].

Следующим компонентом деятельности являются методы. Они зависят от специфической деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня вовлеченности ребенка в алкоголизацию.

Методы социально-педагогической деятельности, так или иначе, связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально-значимые качества личности школьника, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма. [3.c51].

Последний компонент структурной деятельности – формы реализации методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами.

Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специалистов, а в данном случае деятельность социального педагога, направленная на достижение одной цели.

Из всего многообразия функций, методов, форм применяемых в рамках этой технологии, рассмотрим собственно содержание деятельности социального педагога со школьниками склонными к алкоголизму, и ее характерные особенности[9.c24].

Основными направлениями в деятельности социального педагога при работе со школьниками, склонными к употреблению спиртных напитков, можно считать:

1. Деятельность по повышению  уровня социальной адаптации  школьника, склонного к употреблению  спиртных напитков, посредством  его личностного развития.

Информация о работе Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя