Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 09:31, курсовая работа
Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области.
Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.
Введение
1Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.1.Специфика работы социального педагога со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.2. Стадии развития алкоголизма
1.3. Профилактические мероприятия с семьей, страдающей алкоголизмом
Выводы по разделу 1
2Выявление зависимости как проблемы алкоголизации среди школьников и способы ее решения
2.1. Этапы диагностирования алкогольной зависимости
2.2.Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики алкоголизма среди подрастающего поколения
Выводы по разделу 2
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования и науки российской федерации
федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова»
Кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования
Курсовая работа
по дисциплине «Технология социальной работы»
на тему__________________________
______________________________
Исполнитель:___________ студент ___________курса, группы
(Ф.И.О.)
Руководитель:_________________
Работа допущена к защите ''____'' ____________20___г. ______________
Работа защищена ''____'' _________20____ г. с оценкой ________ ________
Магнитогорск, 20___
Министерство образования и науки российской федерации
федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова»
Кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования
Задание на курсовую работу
Тема: ______________________________
______________________________
Студенту
______________________________
Исходные
данные: ______________________________
______________________________
Срок сдачи: ''_________
'' __________________________20__
Руководитель: __________________ / _____________________________/
Задание получил: __________________/ __________________________/
Магнитогорск, 20__
Содержание
Введение
1 Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.1. Специфика работы социального педагога со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.2. Стадии развития алкоголизма
1.3. Профилактические мероприятия с семьей, страдающей алкоголизмом
Выводы по разделу 1
2 Выявление зависимости как проблемы алкоголизации среди школьников и способы ее решения
2.1. Этапы диагностирования алкогольной зависимости
2.2. Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики алкоголизма среди подрастающего поколения
Выводы по разделу 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области.
Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.
В связи с актуальностью проблемы, целью нашего исследования является изучение социально-педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди школьников, как одного из направлений работы социального педагога.
Для решения данной цели были реализованы следующие задачи:
1. Изучение стадий алкоголизма.
2. Рассмотрены особенности подросткового алкоголизма.
3. Изучена структура социально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.
4. Изучены содержание и особенности работы социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
5. Рассмотрена профилактика алкоголизма.
6. Рассмотрена работа с семьей, страдающей алкоголизмом.
7. Апробирована практическая часть исследования.
Гипотезой исследования является предположение, что социально-педагогическая деятельность по решению проблемы алкоголизации среди школьников приводит к уменьшению уровня употребления алкогольных напитков среди школьников.
Объектом нашего исследования служит проблема алкоголизации среди школьников.
Предметом же исследования является изучение социально-педагогической деятельности как одного из направлений работы социального педагога по решению данной проблемы.
В изучении данной проблемы мы использовали следующие методы:
База исследования: школа №4 города Еманжелинска Челябинской области
Выборка: 2 класса :
9а в количестве 13 человек
11а в количестве 15 человек.
Возраст – 14-17 лет, пол смешанный.
Методы обработки информации:
- статистический и качественный анализ полученной информации;
Практическая значимость заключается в использовании данного исследования в деятельности социального педагога при работе с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
1 Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.
Социально- педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребёнком; выявления средств, помогающих ребёнку самостоятельно решить свою проблему. [4.c 22].
Социально- педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, также путём организации различных сфер жизнедеятельности детей, и опирается на следующие принципы:
Целью социально- педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.
1. Индивидуально – психологический: искажение личностных черт, деформация мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическая запущенность, задержка психического развития.
2. Индивидуально – соматический: предполагает наличие у ребёнка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.
3. Социальный, внешкольный: включающий нарушение прав ребёнка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребёнком, либо гиперопека, вовлечение ребёнка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.
4. Социально школьный, где в качестве
составляющих включены
Это основные факторы, влияющие на развитие и ведущие к развитию у подростка алкогольной зависимости. Поэтому социально- педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребёнка. [8.c76-78].
Цель социально- педагогической деятельности может быть реализована путём решения следующих задач:
1. Создание форм активной, действенной
социально-педагогической
2. Формирование у подростка
3. Вовлеченье школьников в
4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.
5. Укрепление физического и
6. Формирование основ правовой культуры ребёнка.
7. Формирование навыков «
Второй компонент структуры деятельности – это её субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но, кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалисты по социальной работе, валеолог, нарколог, родители.
Третий компонент- это объект, для которого и организованна вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются школьники в алкоголизации.
Четвёртый компонент - функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности. [5.c67-68].
У социального педагога такими основными функциями являются три:
1. Социально – педагогическая,
заключающаяся в оказании
2. Социально - обучающая функция
направлена на овладение
3. Правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребёнка, склонного к алкоголизму.
Воспитательную функцию, способствующую формированию и развитию личности ребёнка, в полной мере должны реализовать родители, как наиболее значимые субъекты деятельности. Остальные функции (социально-бытовая, социально-экономическая, социально-медицинская) реализуют такие специалисты, как: специалист по социальной работе, валеолог, психолог. . [22.c45-47].
Следующим компонентом деятельности являются методы. Они зависят от специфической деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня вовлеченности ребенка в алкоголизацию.
Методы социально-педагогической деятельности, так или иначе, связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально-значимые качества личности школьника, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма. [3.c51].
Последний компонент структурной деятельности – формы реализации методов, которые определяются в соответствии с конкретными методами.
Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специалистов, а в данном случае деятельность социального педагога, направленная на достижение одной цели.
Из всего многообразия функций, методов, форм применяемых в рамках этой технологии, рассмотрим собственно содержание деятельности социального педагога со школьниками склонными к алкоголизму, и ее характерные особенности[9.c24].
Основными направлениями в деятельности социального педагога при работе со школьниками, склонными к употреблению спиртных напитков, можно считать:
1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьника, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития.