Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 09:31, курсовая работа
Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области.
Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.
Введение
1Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.1.Специфика работы социального педагога со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.2. Стадии развития алкоголизма
1.3. Профилактические мероприятия с семьей, страдающей алкоголизмом
Выводы по разделу 1
2Выявление зависимости как проблемы алкоголизации среди школьников и способы ее решения
2.1. Этапы диагностирования алкогольной зависимости
2.2.Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики алкоголизма среди подрастающего поколения
Выводы по разделу 2
Заключение
Список использованных источников
Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.
В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.
Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.
Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).
Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на употребление алкоголя, особенности поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят.
Начало употребления алкоголя подростками,— явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:
Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к алкоголю. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших.
Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на алкоголь. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним. . [19.c29].
Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.
Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.
В процессе сбора первичной информации имеется возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).
Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел - учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антиалкогольных мероприятиях.
В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:
«Правильное питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.
«Здоровое поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7 и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.
«Твой выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.
Цели таких програм:
Задачи же заключаются в следующем:
Краткое обоснование выбранных програм:
Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в п. Пионерский. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.
В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники Еманжелинской амбулатории, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.
Ожидаемые результаты
Для реализации этих программ необходимо:
использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе;
Таким образом, необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма школьников – проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности
Выводы по разделу 2
Профилактика алкоголизма — это система комплексных общественных и государственных, социально-экономических и медико-санитарных, педагогических-психолого и психогигиенических, мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья.
Целью антиалкогольного воспитания школьников с отклонениями в поведении является возврат их к норме. Для социальной нормы характерны социальная приспособленность личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и при алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.
В процессе воспитания необходимо развить различные потребности, нагружать детей различными полезными делами, организовать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.
В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах.
Следует делать акцент не
только на последствия
Таким образом, важно грамотно выстроить социально-педагогическую деятельность со школьниками, тем самым повысить уровень знаний об алкоголизме, а уровень алкоголизма школьников уменьшить..
Заключение
В ходе проделанной нами работы, мы рассмотрели такую проблему, как деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников.
В процессе работы мы пришли к следующим выводам:
1. Проблема алкоголизма имеет
глубокие исторические корни. Алкоголь
насильно прививался населению.
Борьбу с алкоголизмом начали
вести почти с момента его
появления, но пока безуспешно. На
современном этапе проблема
2. Алкоголь негативно влияет
на все органы человека. Он
нарушает деятельность
3. Алкоголь не появляется сразу, он проходит ряд стадий. Всего выделяют три стадии развития алкоголизма. С каждой стадией человек деградирует, организм всё больше истощается, что может привести к смерти.
4. Выделяют ряд особенностей подросткового алкоголизма: быстрое привыкание к алкоголю; быстрое развитие алкоголизма; злокачественное течение алкоголизма; низкая эффективность лечения.
5. Целью социально- педагогической
деятельности со школьниками, склонными
к алкоголизму, является устранение негативных
факторов, способствующих алкоголизации:
индивидуально-
- Деятельность по повышению
уровня социальной адаптации
школьника склонного к
- Деятельность по профилактике алкоголизма включающая против алкогольное обучение и воспитание школьников с формированием у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.
- Деятельность по просвещению родителей.
- Деятельность по реабилитации школьников, имеющих психическую или физическую зависимость.
- Посредническая деятельность между школьником и окружающим его социумом.
В результате анализа практической части данного исследования мы пришли к следующим выводам: в 9а и 11а преобладает средний уровень знаний об алкоголизме. После проведения комплекса мероприятий уровень знаний значительно возрос. Наиболее восприимчивым к повышению уровня знаний является 11а класс. Уровень алкоголизма среди учащихся 9а и 11а классов снизился. Наиболее восприимчивым к социально-педагогической деятельности по данному направлению является 9а класс и девушки обоих классов по сравнению с юношами.
В свою очередь, чтобы решить проблему алкоголизма, необходимо действовать комплексно, систематично в деятельности всех субъектов социального взаимодействия. Для этого нужно:
1. Укомплектовать штат образовательного учреждения социальным педагогом, психологом, которые подготовлены к работе со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.
2. Привлекать к решению проблемы
алкоголизации среди
3. Организовать комплексную и
систематическую
4.Разработать и внедрить в
учебно-воспитательный процесс
5.Организовать работу по
Таким образом, мы доказали, что социально-педагогическая деятельность по решению проблемы алкоголизации среди школьников приводит к уменьшению уровня употребления алкогольных напитков среди школьников, и при учёте педагогическим коллективом данных рекомендаций, эта деятельность будет более эффективной.
Список использованных источников
1. Андреева Л. Подростки группы риска.// Воспитание школьников. №4. М., 2012г.
2. Андреева Л. Шаг к погибели.// Воспитание школьников. №3. М., 2010г.