Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области.
Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.

Содержание работы

Введение
1Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.1.Специфика работы социального педагога со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.2. Стадии развития алкоголизма
1.3. Профилактические мероприятия с семьей, страдающей алкоголизмом
Выводы по разделу 1
2Выявление зависимости как проблемы алкоголизации среди школьников и способы ее решения
2.1. Этапы диагностирования алкогольной зависимости
2.2.Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики алкоголизма среди подрастающего поколения
Выводы по разделу 2
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Атрошкина А.В.docx

— 96.60 Кб (Скачать файл)

Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.

В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.

Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на употребление алкоголя, особенности поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят.

Начало употребления алкоголя подростками,— явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:

 

  • воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к алкоголю как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
  • недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог—переход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к алкоголю. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших.

Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на алкоголь. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним. . [19.c29].

Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.

Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

В процессе сбора первичной информации имеется возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

 

Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел - учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антиалкогольных мероприятиях.

В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:

 

«Правильное питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.

«Здоровое поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7 и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.

«Твой выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.

Цели таких програм:

  • привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
  • профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
  • создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

Задачи же заключаются в следующем:

  1. снижение уровня заболеваемости учащихся;
  2. соблюдение валеологических требований на занятиях;
  3. формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
  4. формирование системы спортивно- оздоровительной работы;
  5. проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
  6. организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
  7. профессиональная ориентация учащихся

 

Краткое обоснование выбранных програм:

Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в п. Пионерский. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники Еманжелинской амбулатории, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.

 

Ожидаемые результаты

  • Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
  • Создание действующей системы работы с социумом села и города с другими организациями по формированию здорового образа жизни.
  • Формирование здорового образа жизни в семье.
  • Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях.
  • Улучшение организации питания учащихся.
  • Повышение уровня материально-технического оснащения школы.

  Для реализации этих программ необходимо:

  • улучшение материально-технического обеспечения школы

использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе;

  • диагностика, коррекция и развитие учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены);
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
  • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
  • контроль за инфекционными заболеваниями;

 

Таким образом, необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма школьников – проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по разделу 2

 

Профилактика алкоголизма — это система комплексных общественных и государственных, социально-экономических и медико-санитарных, педагогических-психолого и психогигиенических, мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья.

Целью антиалкогольного воспитания школьников с отклонениями в поведении является возврат их к норме. Для социальной нормы характерны социальная приспособленность личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и при алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить различные потребности, нагружать детей различными полезными делами, организовать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах.

 Следует делать акцент не  только на последствия алкоголизма, сколько на безнравственность  самого факта употребления алкоголя. Необходимо обратить внимание  на моральный урон, который наносит  алкоголик окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя –  это признак выносливости и  возмужания

Таким образом,  важно грамотно выстроить социально-педагогическую деятельность со школьниками, тем самым повысить уровень знаний об алкоголизме, а уровень алкоголизма школьников уменьшить..

 

 

Заключение

В ходе проделанной нами работы, мы рассмотрели такую проблему, как деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников.

В процессе работы мы пришли к следующим выводам:

1. Проблема алкоголизма имеет  глубокие исторические корни. Алкоголь  насильно прививался населению. Борьбу с алкоголизмом начали  вести почти с момента его  появления, но пока безуспешно. На  современном этапе проблема алкоголизма  стоит очень остро, особенно подросткового  алкоголизма.

2. Алкоголь негативно влияет  на все органы человека. Он  нарушает деятельность сердечно- сосудистой системы, функцию дыхания, деятельность пищеварительной системы, деятельность почек, деятельность иммунной системы, деятельность нервной системы.

3. Алкоголь не появляется сразу, он проходит ряд стадий. Всего  выделяют три стадии развития  алкоголизма. С каждой стадией  человек деградирует, организм всё  больше истощается, что может  привести к смерти.

4. Выделяют ряд особенностей  подросткового алкоголизма: быстрое  привыкание к алкоголю; быстрое  развитие алкоголизма; злокачественное  течение алкоголизма; низкая эффективность  лечения.

5. Целью социально- педагогической деятельности со школьниками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации: индивидуально-психологического, индивидуально-соматического, социально-внешкольного, социально- школьного. Содержание социально-педагогической деятельности со школьниками склонными к употреблению алкоголя, реализуется в следующих направлениях:

- Деятельность по повышению  уровня социальной адаптации  школьника склонного к употреблению  спиртных напитков.

- Деятельность по профилактике алкоголизма включающая против алкогольное обучение и воспитание школьников с формированием у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.

- Деятельность по просвещению  родителей.

- Деятельность по реабилитации  школьников, имеющих психическую  или физическую зависимость.

- Посредническая деятельность  между школьником и окружающим  его социумом.

В результате анализа практической части данного исследования мы пришли к следующим выводам: в 9а и 11а преобладает средний уровень знаний об алкоголизме. После проведения комплекса мероприятий уровень знаний значительно возрос. Наиболее восприимчивым к повышению уровня знаний является 11а класс. Уровень алкоголизма среди учащихся 9а и 11а классов снизился. Наиболее восприимчивым к социально-педагогической деятельности по данному направлению является 9а класс и девушки обоих классов по сравнению с юношами.

В свою очередь, чтобы решить проблему алкоголизма, необходимо действовать комплексно, систематично в деятельности всех субъектов социального взаимодействия. Для этого нужно:

1. Укомплектовать штат образовательного учреждения социальным педагогом, психологом, которые подготовлены к работе со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.

2. Привлекать к решению проблемы  алкоголизации среди школьников  другие службы: социальные (органы  опеки и попечительства, реабилитационные  центры и т. д), правоохранительные (отделение милиции, комиссию по  делам несовершеннолетних и т.д.) и медицинских работников (нарколога, психотерапевта).

3. Организовать комплексную и  систематическую профилактическую  работу в образовательном учреждении, с привлечением семьи и лиц, специализированных на проблеме  алкоголизации.

4.Разработать и внедрить в  учебно-воспитательный процесс методики  организации свободного времени  учащегося.

5.Организовать работу по преодолению  алкоголизации школьников по средством взаимодействия с семьёй.

Таким образом, мы доказали, что социально-педагогическая деятельность по решению проблемы алкоголизации среди школьников приводит к уменьшению уровня употребления алкогольных напитков среди школьников, и при учёте педагогическим коллективом данных рекомендаций, эта деятельность будет более эффективной.

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Андреева Л. Подростки группы  риска.// Воспитание школьников. №4. М., 2012г.

2. Андреева Л. Шаг к погибели.// Воспитание школьников. №3. М., 2010г.

Информация о работе Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя