Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 09:31, курсовая работа
Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области.
Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.
Введение
1Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.1.Специфика работы социального педагога со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.2. Стадии развития алкоголизма
1.3. Профилактические мероприятия с семьей, страдающей алкоголизмом
Выводы по разделу 1
2Выявление зависимости как проблемы алкоголизации среди школьников и способы ее решения
2.1. Этапы диагностирования алкогольной зависимости
2.2.Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики алкоголизма среди подрастающего поколения
Выводы по разделу 2
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, социальная работа с семьями, страдающими от алкогольной зависимости, является делом новым. Не хватает литературы о работе с семьёй, мало квалифицированных специалистов. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация взрослого и детского населения, рост преступности на этой почве, разбитые семьи и брошенные дети- всё это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.
Выводы по разделу 1
Центральное место в деятельности социальных педагогов со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания, нацеленному на формирование у школьников отрицательного отношения к алкоголю.
Социально- педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребёнком; выявления средств, помогающих ребёнку самостоятельно решить свою проблему.
Социально- педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, также путём организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Социально- педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:
индивидуально - личностный подход к ребёнку;
опора на положительные стороны личности ребёнка;
объективность подхода к ребёнку;
конфиденциальность.
Целью социально- педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.
Необходимо выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе со школьниками, склонными к употреблению спиртных напитков.
1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьника, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития.
2. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.
3. Деятельность по просвещению
родителей с целью
4. Деятельность по социальной реабилитации школьника, имеющего алкогольную, психическую или физическую зависимость.
5. Посредническую деятельность
между школьником и
Методы социально-педагогической деятельности, так или иначе, связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности. А поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально-значимые качества личности школьника, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.
Люди не становятся алкоголиками сразу, им необходимо пройти ряд стадий для того, чтобы стать алкоголиком. На первой стадии человек может еще сам сказать себе «нет», на второй стадии нужна помощь нарколога, на третьей она просто необходима, так как смертность на последней стадии очень велика из-за истощения организма. Вовремя заметить и остановить дальнейшее развитие алкоголизма – вот цель окружающих больного людей.
Таким образом, проблема алкоголизма школьников – проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.
2 Выявление
зависимости как проблемы
2.1. Этапы диагностирования
Во время написания курсовой работы нами была проведена исследовательская работа по выявлению зависимости социально- педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди школьников и изменением уровня потребления алкогольных напитков. Целями практического исследования являются:
1. Выявление уровня знаний об
алкоголизме и уровня
2. Повышение уровня знаний и уменьшение уровня алкоголизма у школьников в ходе социально – педагогической деятельности.
Свою практическую деятельность мы построили следующим образом:
Наш выбор обусловлен тем, что это выпускные классы и в них обучаются отдельные учащиеся, замеченные в употреблении спиртного. По статистке в этом возрасте наиболее часто школьники приобщаются к алкоголю.
Нами были разработаны и проведены следующие мероприятия:
1. Беседа по профилактике
2. Коллективный просмотр
3. Участие в организации
4. Организация в школьной
5. Организация конкурса рисунков и плакатов во время недели здоровья и спорта.
6. Индивидуальная работа с
После проведения данного комплекса мероприятий нами было проведено диагностирование. Мы получили следующие результаты:
1. Уровень знаний об алкоголизме
в 9а и 11а значительно возрос. В
9а средний уровень знаний
2. Изменился уровень алкоголизма среди юношей 9а и 11а классов. В 9а нулевой - первый уровни выявлены у 4 учащихся, второй уровень у 2 учащихся. 1 юноша перешел со второго уровня алкоголизма на первый уровень. В 11а ситуация такая же: нулевой - первый уровень выявлен у 2 учащихся, второй уровень у 1 учащегося. 1 юноша перешел со второго уровня на первый уровень [Приложение 4].
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
1. При социально-педагогической деятельности со школьниками уровень знаний об алкоголизме повышается, а уровень алкоголизма школьников уменьшается.
3. 9 класс более восприимчив к социально - педагогической деятельности, чем 11 класс
4. Девушки более восприимчивы к социально - педагогической деятельности, чем юноши.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности. [20.c35-37].
Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии. Растет среди подростков употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.
Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей—задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.
В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению алкоголя.
На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь. [18.c70-73].
Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления алкоголя необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь.
Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником. [1.c20].
Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный
Необходимо показать, что потребление алкоголя сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.
Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения.
Задача учителя — из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять вредным привычкам. [11.c90-93].
В качестве примера, мы использовали муниципальное общеобразовательное учреждение «Еманжелинская средняя общеобразовательная школа №4» расположена п. Пионерский города Еманжелинск Челябинской области.. Школа является сельской, поэтому имеет свою специфику, одной из которых является большая роль педагогического коллектива не только в обучении, но и в воспитании, так как родители большей частью работают вне пределов поселка, возвращаются домой уже поздно и заняты, прежде всего, проблемой зарабатывания денег.
Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.
Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что алкоголизм не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с алкоголем, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.
В школе обучается 123 чел, неполные семьи – 31, многодетные семьи -8 – 15 чел, опекаемые – 1, малообеспеченные семьи – 37, стоят на ВШУ – 9 чел, неблагополучные семьи, стоящие на учёте КДН и ЗП – 3..
В антиалкогольной работе школы принимают участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут,— здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Они стремятся к расширению социальных связей — подключают к этой работе родителей учащихся, сотрудников ОДН ГУ ОВД, КДН и ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую работу.
Главное – это объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:
снижение заболеваемости алкоголизмом.
Остановить поток негативных явлений среди подростков, необходимо через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.
Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.