Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 09:31, курсовая работа
Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области.
Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.
Введение
1Социально - педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.1.Специфика работы социального педагога со школьниками, склонными к употреблению алкоголя
1.2. Стадии развития алкоголизма
1.3. Профилактические мероприятия с семьей, страдающей алкоголизмом
Выводы по разделу 1
2Выявление зависимости как проблемы алкоголизации среди школьников и способы ее решения
2.1. Этапы диагностирования алкогольной зависимости
2.2.Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики алкоголизма среди подрастающего поколения
Выводы по разделу 2
Заключение
Список использованных источников
1. непреодолимое влечение к алкоголю;
2. потребность в физическом комфорте;
3. алкогольный абстинентный синдром.
Возникает многодневное пьянство, которое называется запоем. На этой стадии возникает алкогольный делирий (белая горячка) – острый алкогольный психоз, характеризующийся помрачнением сознания, зрительными галлюцинациями, бредом, страхом и возбуждением. Сон постепенно исчезает, и затем наступает полная бессонница. Постепенно нарастает алкогольная деградация личности. Ухудшается память, интеллектуальные способности резко ослабевают, больной не способен к интеллектуальным видам деятельности, к обучению. На этой стадии может наступить смерть больного – в состоянии тяжелой абстинненции (похмелье), при длительном запое, при тяжелом алкогольном делирии. Многие на этой стадии кончают жизнь самоубийством.
Третья стадия алкоголизма.
Эту стадию так
же называют конечной или
Форма потребления алкоголя систематическая или запой. В промежутках между запоями человек испытывает слабость, разбитость, настроение сниженное с преобладанием беспричинное злобное или тоскливого. В течение запоя нарастают непереносимость алкоголя и отвращение к нему. Попытки выпить вызывают рвоту, и общее состояние после приема спиртного еще больше ухудшается. Возникают судорожные припадки, напоминающие эпилептические, а так же алкогольные психозы.
На третьей стадии запой обрывается из-за того, что наступает непереносимость спиртного и больной больше не может пить. Похмельный синдром на этой стадии гораздо тяжелее, чем на второй стадии.
Происходит нравственное огрубление. Полностью утрачиваются эмоциональные привязанности. Грубость, цинизм, безудержная злоба и агрессия – обычные черты для алкоголиков этой стадии. Теряется интерес ко всему, что не связано с выпивкой.
Появляются и усиливаются признаки алкогольной энцефалопатии. Это поражение головного мозга, характеризующееся дистрофическими изменениями и стойкими необратимыми психическими нарушениями. Прогрессируют расстройства памяти и интеллектуальной функции, интеллект снижается. Нарастают пассивность, вялость, безразличие ко всему кроме выпивки [11.c84-89].
Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро - через 1-3 года систематического пьянства.
У взрослых алкоголиков
похмельный синдром
Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти.
Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем, физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления - некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.[14, с.28-34]
В заключение, хотелось бы отметить, что люди не становятся алкоголиками сразу, им необходимо пройти ряд стадий для того, чтобы стать алкоголиком. На первой стадии человек может еще сам сказать себе «нет», на второй стадии нужна помощь нарколога, на третьей она просто необходима, так как смертность на последней стадии очень велика из-за истощения организма. Вовремя заметить и остановить дальнейшее развитие алкоголизма – вот цель окружающих больного людей.
1.3 Профилактические мероприятия с семьей, страдающей алкоголизмом
В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают своё влияние на ребёнка, и всё большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус ребёнка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы [6.c64-66].
Для эффективной профилактической работы по снижению уровня потребления алкоголя необходимо:
Также важную роль играют:
Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников.
В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное [7.c74].
Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников.
Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа. Методы, которые запугивают детей, применять не целесообразно.
Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлеченья подростка и помочь организовать ему содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков конкретные групповые формы досуга.
Следует учитывать, что наибольший интерес подростки проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания и другое. [18.c 55].
Важно для социального педагога обращать внимание не сколько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане – в плане взаимоотношений школьника с окружающим миром.
На основе знакомства с
образовательными программами
Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам, были примером трезвого образа жизни, отрицательно относились к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни. [21.c30].
5. Посредническая деятельность социального педагога- подключение к профессиональной работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников ближайших предприятий, общественности.
6. Преодоление социально- педагогической запущенности школьника, проявляющегося в виде ограниченного словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности различных навыков. [23.c71].
Успех борьбы с пьянством и алкоголизмом в значительной мере зависит от профилактики.
Поэтому для наилучшего результата необходимо:
- разъяснить родителям и их детям причины возникновения пристрастия к алкоголю и распространенности злоупотребления спиртными напитками;
- на убедительных примерах
- воспитывать отношение к
- воспитывать нетерпимое
- широко информировать о мерах
профилактики и методах
- помочь в организации режима труда, досуга.
Антиалкогольной пропагандой должны быть охвачены такие семьи, которые любит выпивать по поводу и без повода, и при этом не считает себя пьяницами.
Очень важно разъяснить,
к каким опасным последствиям
для здоровья приводит
Особое внимание следует
уделить необходимости раннего
выявления и лечения
Антиалкогольное воспитание должно проводиться не только среди школьников, но и среди их родителей на родительских собраниях.
Очень важно разъяснить родителям, что отношение детей к жизни, их отношение к пьянству во многом зависит от того, как к ним относятся сами родители. Дети, как правило, во всем стараются подражать родителям. Последние должны помнить об этом и не подавать детям дурных примеров.
Алкоголизм-болезнь в основном семейная. Во- первых, она может встречаться у нескольких членов одной семьи, передаваясь из поколения в поколение. Во- вторых, даже если в семье только один алкоголик, все остальные члены семьи страдают психологически, они как бы со зависят от него. Со зависимость – это психологическое состояние родственников больного алкоголизмом, живущих или живших с ним.
Родители иногда бывают инициаторами выпивок своих детей. Во многих «благополучных» семьях подчас не считается преступным дать ребенку сухого вина или пива, а иногда потчевать его водкой. «Пусть лучше начнет пить дома», - говорит иной отец, наливая своему сыну-подростку. Да и сами дети, подражая взрослым, нередко наливают себе в рюмку, находясь за общим столом. Такое подражание взрослым может закончиться плачевно.
Родителям, особенно молодым, следует разъяснить вредное влияние алкоголя на потомство, на растущий организм ребенка. Необходимо убедительно показать, что истоки употребления алкоголя детьми в неблагополучии семьи, неправильных взаимоотношений родителей, их ссорах, пьянстве и др. [26.c 68-69].
Особо хотелось бы отметить, что в России вплоть до настоящего времени помощь при лечении алкоголизма в большинстве случаев оказывается только самому больному. Для них действуют наркологические диспансеры, антиалкогольные клиники, кабинеты анонимного лечения. В этом направлении работали и печально известные лечебно-трудовые профилактории. Существует обильная информация различных целителях, которые кодируют от алкоголизма. Помощь, однако, нужна не только больным; она крайне необходима и членам их семей.
Организация социально-педагогической помощи семьям, имеющим алкогольную со зависимость, строится по следующим направлениям:
- выявление алкогольной
- работа по профилактике
- работа с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, но решившими сделать шаг к выздоровлению. [20.c 49].
При работе с семьей существует ряд препятствий: