Социально - психологические основания возникновения коммуникативных барьеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными.
Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.

Содержание работы

Введение

1. Коммуникативные барьеры, причины их возникновения……………..
2. Виды коммуникативных барьеров
2.1. Основные характеристики фонетического барьера и пути его преодоления
2.2. Основные характеристики семантического барьера и пути его преодоления
2.3. Основные характеристики стилистического барьера и пути его преодоления
2.4. Основные характеристики логического барьера и пути его……. преодоления.
3. Социально - психологические основания возникновения
коммуникативных барьеров……………………………………………….
3.1. Барьеры взаимодействия…………………………………………...
3.2. Барьеры восприятия и понимания…………………………………
3.3. Основные правила предотвращения конфликтов
и некоторых барьеров общения ……………………………………….

Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Коммуникативные барьеры.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Коммуникативные барьеры, причины их возникновения……………..

2. Виды коммуникативных барьеров

2.1. Основные характеристики фонетического барьера и пути его преодоления

2.2. Основные характеристики семантического барьера и пути его преодоления

2.3. Основные характеристики стилистического барьера и пути его преодоления

2.4. Основные характеристики логического барьера и пути его……. преодоления.

3. Социально - психологические основания возникновения

             коммуникативных барьеров……………………………………………….

3.1. Барьеры взаимодействия…………………………………………...

3.2. Барьеры восприятия и понимания…………………………………

3.3. Основные правила предотвращения конфликтов

и некоторых барьеров общения  ……………………………………….

 

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Понятие коммуникации связано с  информационными обменами, которые  существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

 Действия, целью которых является  смысловое восприятие, называют  коммуникативными.

 Главной задачей межличностной  коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.

В более широком философском  смысле коммуникация рассматривается  как социальный процесс, связанный  либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и т.д., либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983).

 Социологический аспект понимания  коммуникации выявляет специфику  средств связи любых объектов материального и духовного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется применительно к многообразным средствам массовой передачи информации (средства массовой коммуникации). Их широкое распространение и влияние почти на каждого человека, так или иначе связанного с цивилизацией, породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей.

 Как межиндивидный процесс  коммуникация определяет смысловое  поле конкретных взаимодействующих  субъектов.

Коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека.

 Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, человек, воспринимающий ее, - реципиентом. Вполне понятно, что в процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому.

Коммуникации являются важнейшей  составляющей в деятельности психолога, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена

Цель данной работы - рассмотреть  коммуникативные барьеры  и пути их преодоления.

Задачи :

1) дать определение понятию "коммуникативные  барьеры";

2) рассмотреть виды коммуникативных барьеров;

3) показать пути преодоления  барьеров в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Коммуникативные барьеры, причины их возникновения.

 

Сущность процесса психологической  обратной связи состоит в необходимости  субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения.

Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, т.е. интерпретирует. Интерпретация зависит  не только от самой информации, но и  от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т.д. В зависимости от множества причин люди весьма по-разному воспринимают одно и то же сообщение. Более того, они могут давать совершенно противоположные оценки одному и тому же явлению, по-разному осмысляя его. Вот почему продуктивное общение сопровождается обычно уточнениями, некоторыми психологическими стимулами отрицательного или положительного характера, например поддакиванием или нахмуриванием бровей. Люди используют различные способы для того, чтобы показать свое отношение к предмету разговора и сообщить тем самым собственное понимание обсуждаемого вопроса. Отсутствие психологических стимулов свидетельствует о том, что контакт нарушен. Так, во время телефонного разговора один из собеседников обязательно поинтересуется, слышат ли его, если с другой стороны не будет никаких ответных реплик или поддакиваний. При внимательном наблюдении мы можем заметить, что с нарушения психологической обратной связи часто начинается конфликт.

Психологическая обратная связь столь важна для человека, вступающего в общение, что ее прерывание воспринимается как наказание на субъективном уровне восприятия. Педагогические концепции, базирующиеся на принципах бихевиоризма, включают в себя представления о прерывании психологической обратной связи как одной из самых действенных мер влияния на ребенка.

Наличие коммуникативных барьеров также характеризует специфику  межличностного общения.

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи информации : все то, что препятствует эффективному общению и блокирует его.

Чаще всего разногласия и  непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением  или нежеланием почувствовать другого  человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).

"Барьер" общения – психическое  состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.

 В психологии конфликт определяется  как столкновение противоположно  направленных, несовместимых друг  с другом тенденций в сознании  отдельно взятого индивида, в  межличностных взаимодействиях  или межличностных отношениях  индивидов или групп людей,  связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. 

 Человек, как элемент коммуникации - сложный и чувствительный "получатель" информации со своими чувствами  и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может  вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

 Адекватность восприятия информации  во многом зависит от наличия  или отсутствия в процессе  общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера  информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Американский психолог Маршал Розенберг, разрабатывающий принципы “ненасильственной  коммуникации”, считает, что существуют три основные формы общения, которые  препятствуют состраданию, провоцируя при этом непонимание и вынужденную защиту:

1. Слова, воспринимаемые как  требование. Для каждого из нас  дорога автономия – возможность  самостоятельно выбрать себе  цели и действовать в соответствии  с выбором. Требование угрожает этой возможности. Когда мы слышим требование, то часто видим перед собой два пути: подчинение или борьбу. Когда же нас просят, мы чувствуем себя свободными и охотно откликаемся на просьбу, если ожидаемые от нас действия не противоречат нашим ценностям. Если же действия не созвучны нашим целям и ценностям, мы просто говорим о невозможности откликнуться на просьбу.

2. Слова, которые воспринимаются  как диагноз, осуждение. Когда  мы говорим людям, что считаем  их грубыми, эгоистичными или  невнимательными к окружающим, то они, как правило, начинают плохо думать или о себе, или о нас. Если они изменили поведение, которое мы осудили, то сделали это, скорее испытывая стыд, страх или вину, чем из желания действовать в согласии с нами.

3. Слова, не оставляющие выбора. Возможность самостоятельно осуществлять выбор прибавляет нам силы. Особенно необходима для человека возможность выбирать свою цель, свой путь к мечте.

 

“Барьерами” коммуникаций может  быть незнание основных каналов получения  информации и неумение собеседников определять ведущий путь усвоения информации друг другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды коммуникативных барьеров

 

В современной социальной психологии выделяют разные типы коммуникативных  барьеров.

Рассмотрим наиболее распространенные. Прежде всего, это барьеры фонетический, семантический, стилистический, логический, барьеры взаимодействия, восприятии и понимания и др. Такие барьеры возникают в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения.

Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых , по-другому ; во-вторых - по-своему.

В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно специфические барьеры. Причины их появления разные. Для того чтобы дело не дошло до стресса, нужно научиться предупреждать возникновение барьеров в общении, а если уж они возникли, успешно их преодолевать.

Рассмотрим основные барьеры, возникающие  на пути к плодотворному общению.

 

 

2.1. Основные характеристики  фонетического барьера и пути  его преодоления.

 

Фонетический  барьер (фонема — звук), то есть препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.

Чтобы преодолеть фонетический коммуникативный барьер непонимания речи, участникам взаимодействия необходимо как можно больше работать над собой, задумываясь над тем, как произнести слова и фразы, как грамотно расставить акценты, ударения, как выбрать необходимый темп и тембр речи.

Этот барьер могут породить также  невыразительное вещание, злоупотребление  большим количеством звуков-паразитов, язык – скороговорка или очень громкий разговор. Например, специалисты в области психологии доказали, что когда человеку что то сообщать на повышенных тонах, то понимание того, кто слушает, будет заблокировано. И чем более сенситивна (чувственная) личность, тем чаще и быстрее это проявляется.

Психологически причина непонимания  кроется в том, что все внимание индивида, на которого направлен поток  оскорбительных слов, концентрируется  не на смысле объяснения, а в отношении  того, кто говорит, к партнеру. И как результат возникает защитная реакция, т.е. происходит смещение внимания, который блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные партнеру, который слушает, им не осознаются. Вполне понятно, чтобы такого барьера не было, необходимо говорить четко, не очень громко, избегая говорить со скоростью.

 Также психологи советуют  использовать приемы личной психологической  защиты. В частности, можно мысленно  проанализировать особенности партнера  в момент зажигательного оглашения информации: «какие у него стали большие глаза» или «как вены вздулись». Хотя эффективнее будет использовать вербальные средства и сказать, например: «Если вы будете говорить медленнее, тише и спокойнее, то я вас лучше пойму». Эта фраза антипровокационная, так как не вызывает ответную агрессивную реакцию собеседника, а помогает ему перестроиться и корректно объяснить свою проблему. Вообще тон голоса имеет большое значение для понимания контекста.

 

 

2.2. Основные характеристики  семантического барьера и пути его преодоления.

 

 

Семантический барьер (семантика — смысловое значение слов), возникает тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Причины возникновения этого барьеры различны.

Семантический барьер возникает, когда  люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного. Допустим, филолог  слышит узкопрофессиональный разговор двух математиков. Вряд ли он поймет, о  чем идет речь. Такой же барьер возникает  между родителями и детьми-подростками, если последние говорят с использованием жаргона. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова сказано, что жаргон - это «речь какой-нибудь социальной или объединенной общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений». Во многих социальных группах, особенно среди людей, которые давно знают друг друга, может существовать особый язык, несколько отличающийся от общепринятого и понятный только тем, кто знает, какие события скрываются за определенными фразами, словами, намеками. Чем дольше существует группа, тем более обусловленным является язык.

Семантический барьер может возникать  между людьми, являющимися носителями различных субкультур внутри господствующей культуры, они определяют стиль жизни и мышления ее носителей. Субкультуры отличаются по своим обычаям, нормам, ценностям и различным формам социального контроля. Чаще всего выделяют субкультуры молодежи, представителей различных профессиональных групп (профессиональные субкультуры), преступников (делинквентные субкультуры), детские субкультуры и т.д. Профессиональные, делинквентные и детские субкультуры наиболее специфичны в любом обществе. Каждая субкультура имеет свой, отличный от других специфический язык, который может иметь огромное значение не только для обмена информацией в своей среде, но и для способа самоопределения и даже выживания, как это происходит, например, в преступной среде. По образному выражению писателя С.Довлатова, «речь заменяет преступнику все привычные гражданские украшения, а именно: прическу, заграничный костюм, ботинки, галстук и очки. Более того - деньги, положение в обществе, награды и регалии»(см.: Довлатов С.  Заповедник. - М., 1998). Особенно значимой является речь в среде «своих», где она выступает в «качестве оружия, защиты, основы репутации и социального статуса и дает такие же преимущества как и физическая сила» (Там же).

Информация о работе Социально - психологические основания возникновения коммуникативных барьеров