Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:00, курсовая работа
Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными.
Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.
Введение
1. Коммуникативные барьеры, причины их возникновения……………..
2. Виды коммуникативных барьеров
2.1. Основные характеристики фонетического барьера и пути его преодоления
2.2. Основные характеристики семантического барьера и пути его преодоления
2.3. Основные характеристики стилистического барьера и пути его преодоления
2.4. Основные характеристики логического барьера и пути его……. преодоления.
3. Социально - психологические основания возникновения
коммуникативных барьеров……………………………………………….
3.1. Барьеры взаимодействия…………………………………………...
3.2. Барьеры восприятия и понимания…………………………………
3.3. Основные правила предотвращения конфликтов
и некоторых барьеров общения ……………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………
Эти приемы позволяют перенести
неблагоприятное воздействие
Чтобы не возникал барьер невежливости в общении с вами, будьте внимательны к партнеру с первой же минуты разговора.
Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.
Психологическая защита, выстраиваемая деловым партнером, - серьезный барьер общения. Осознав, что барьер в общении с неудобным сотрудником или партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут. Б. Поршнев выделяет три формы коммуникативных барьеров, которые различаются по степени прозрачности: избегание, авторитет, непонимание. Речь идет о том, что по своей психологической природе коммуникативный барьер является механизмом защиты от нежелательной информации. Психологическая преграда, которую реципиент устанавливает на пути нежелательной, утомительной или опасной информации, может быть разной степени прозрачности.
Практически непрозрачным барьером является избегание. Убежать от нежелательной информации и ее влияния возможно как физически (избегать не предусматривает контакт с самим носителем такой информации), так и психологически (забывание информации или «углубление в себя» во время слушания).
Второй барьер - авторитет - действует следующим образом: информация поступает в сознание, но на этом пути она существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становится ненадежной и малозначимой.
Третий барьер - непонимание, тончайший способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла.
Барьер установки. Ваш деловой партнер может обладать негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь. Если вы столкнулись с барьером установки, лучше не пытаться переубеждать партнера. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.
Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками. Чтобы барьер двойника не возникал, нужно развивать способности к децентрации ( механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной ).
3.3. Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения
Как преодолеть барьеры в общении? Прежде всего – вырабатывать чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем.
Наши типичные ошибки:
· неправильные ожидания в отношении партнера (неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом);
· нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т.д.);
· не улавливаем подтекст разговора (часто мы не предполагаем, что партнер тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение);
· если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может быть совсем в другом; людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что мы сами и провоцируем конфликт);
· мы стараемся оправдать ожидания собеседника (в общении с хорошим человеком это приводит к неестественности отношений, которая нередко обнаруживается в самый неподходящий момент; если же мы идем на поводу у манипулятора, последствия еще хуже.).
Исследователи указывают - поскольку
конфликты часто порождают
1. Помните, что в конфликте
у человека доминирует не
2. Придерживайтесь
3. Осознайте значимость
4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар". Но разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
5. Ориентируйтесь на
6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите:
"Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?" Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
7. Не преувеличивайте свои
8. Не обвиняйте и не
9. Независимо от результатов
разрешения противоречий
Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.
Заключение
Анализируя процесс общения, можно убедиться в том, что общение это и есть коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и др. Другими словами, под этой стороной общения понимается - как правило - процесс обмена информацией. Но такой подход будет несколько упрощенным, так как мы акцентируем внимание лишь на формальной стороне проблемы. На самом деле информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Формы межличностного общения разнообразны. К ним можно отнести и мимолетный разговор накоротке, и обстоятельную беседу «по душам», и разъяснение своих требований, и спор по ряду вопросов, и попытку добиться согласия по какой-либо проблеме.
Однако в процессе общения нередко возникают затруднения, непонимание. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения.
Невозможность достижения взаимного понимания между участниками общения,
являясь одной из причин появления коммуникативных затруднений, обусловлена отсутствием следующих факторов:
- адекватного образа партнера,
- адекватной ориентировки в собеседнике, способности принятия роли партнера по общению;
- способности моделирования внутреннего мира личности на основе внешних признаков;
- способности к интракоммуникации (организация взаимодействия между общающимися индивидами), овладению ее механизмами;
- пониманию мотивов поведения партнера;
- психологической совместимости коммуникатора и реципиента;
- общности ситуационного контекста.
Наиболее распространенные барьеры - фонетический, семантический, стилистический, логический, барьеры взаимодействия, восприятии и понимания и др. - возникают в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения.
Психологические барьеры условно можно разделить на два вида: барьеры отношения и барьеры навыков общения.
Возникновение психологических барьеров отношения, прежде всего, связано с явлением перцепции (познания, восприятия коммуникатором и реципиентом друг друга). На положительно направленную перцепцию влияет много факторов (симпатия и антипатия, ситуация общения, уровень сформированности коммуникативных умений и др.) Часто барьеры отношения — возникновение чувства неприязни, недоверия к коммуникатору, также распространяются и на передаваемую информацию. К барьерам отношения можно отнести барьеры, связанные с физическим и эмоциональным состоянием человека (болезненное состояние человека, состояние страдания или горя, состояние гнева, отвращение или брезгливость, презрение, страх, стыд и вина).
К социально-культурным барьерам можно отнести социальные, политические, религиозные и профессиональные барьеры. Люди одновременно существуют в социальной и культурной среде. Люди различных этнических, социальных, профессиональных, религиозных и иных групп создают свою собственную культуру, собственные знаковые системы (языки), стереотипы мышления и стандарты поведения, которые становятся очевидны при столкновении с другими культурами. Многообразие мира возможно только за счет множества культур и субкультур. Но это создает серьезные коммуникативные барьеры, связанные с несовпадением, а порой и конфликтом норм, ценностей, стереотипов сознания и поведения. Барьеры понимания можно охарактеризовать как чисто коммуникационные. Если предыдущие барьеры возникали по поводу разных элементов процесса коммуникации, то эти барьеры связаны непосредственно с самим процессом коммуникации.
Знание и понимание особенностей межличностной коммуникации определяют основные направления ее совершенствования.
Условиями эффективной коммуникации являются: наличие адекватной психологической обратной связи; отсутствие коммуникативных барьеров; соответствие типа коммуникативного влияния целям и задачам общения; установление общих уровней передачи информации; преодоление искажений информации.
Коммуникативные способности включают:
- умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
- умение предупреждать
- умение вести себя так, чтобы
быть правильно понятым и
- умение вести себя так, чтобы
дать возможность другому
Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана — при своеобразном срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку. В противном случае мозг и психика человека просто не выдержали бы обвала информации. Однако иногда барьеры играют и отрицательную роль.
Вывод :
Коммуникационные барьеры
1. трудностями восприятия;
2. семантическими барьерами;
3.
невербальными барьерами(выраже
4. плохой обратной связью.
Таким образом, коммуникативный барьер - это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации при общении.
Барьеры не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации. Их действие противоречиво. Например, тяжело изложенная, но нужная информация не воспринимается или воспринимается с искажениями, неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан. Разрешить это противоречие позволяет знание социально-психологических особенностей перечисленных барьеров и способов их преодоления.
В завершение нужно отметить, что умение общаться важно для всех людей, важно всем, чтобы их понимали, чтобы их слушали и слышали. Для людей, чьи профессии связаны с умением общаться, знание коммуникативных барьеров и навыки по их преодолению должны стать частью их профессии.
Список использованной литературы
1. Андриенко Е.В. Социальная
2. Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения // Психология влияния / сост. A.B. Морозов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.
3. Скаженик Е.Н. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ:
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,
2006.( http://www.scribd.com/doc/
Информация о работе Социально - психологические основания возникновения коммуникативных барьеров