Социально - психологические основания возникновения коммуникативных барьеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными.
Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.

Содержание работы

Введение

1. Коммуникативные барьеры, причины их возникновения……………..
2. Виды коммуникативных барьеров
2.1. Основные характеристики фонетического барьера и пути его преодоления
2.2. Основные характеристики семантического барьера и пути его преодоления
2.3. Основные характеристики стилистического барьера и пути его преодоления
2.4. Основные характеристики логического барьера и пути его……. преодоления.
3. Социально - психологические основания возникновения
коммуникативных барьеров……………………………………………….
3.1. Барьеры взаимодействия…………………………………………...
3.2. Барьеры восприятия и понимания…………………………………
3.3. Основные правила предотвращения конфликтов
и некоторых барьеров общения ……………………………………….

Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Коммуникативные барьеры.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Многие семантические барьеры первоначально рассматривались исследователями именно на фактах отличия делинквентных субкультур от доминирующей общественной культуры на уровне среднего социального слоя (А.К. Коэн, Д. Маца, У. Б. Миллер).

Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово вы использовали.

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Основные характеристики  стилистического барьера и пути  его преодоления.

 

 

Стилистический  барьер (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания) возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента.

Например, партнер может не воспринять критическое замечание собеседника, потому что оно было сказано в  дружественной манере. Т.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать коммуникативной ситуации и намерениям партнера.

Если коммуникатор использует речевые  обороты: «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у реципиента возникает явное или скрытое сопротивление. Такому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит другая философия отношений, которую называют парадигмой возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы», «можно» и др.

Психологи советуют придерживаться двух основных приемов структурирования информации (речь идет прежде всего о деловой сфере): правила рамки и правила цепи.

Сущность правила рамки заключается  в том, что начало и конец (цели, намерения, перспективы, результаты и  выводы) любого разговора следует  четко очертать, ведь они в информационном ряду запоминаются лучше.

Правило цепи определяет «внутреннее» структурирование коммуникативного процесса. Речь идет о том, что необходимая  для анализа проблемы информация должна образовывать цепь, в которой  сообщения объединены по определенным признакам. Очень важным является и последовательность изложения всей информации в целом.

Итак , стилистический барьер между  партнерами в таких условиях порождает  неправильная организация сообщения.

Считается, что сообщение воспринимается лучше, если оно построено таким образом:

- от внимания к интересу;

- от интереса к основным положениям;

- от основных положений до  возражений и вопросов;

- ответы, выводы, резюмирование.

Стилистический барьер может возникнуть и при условии, что форма коммуникации  и ее содержание не соответствуют друг другу. К примеру, пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог, вызывающий у собеседника не только недовольство, но и непонимание самой информации, так как негативные эмоции, которые не позволяют эффективно слушать, мешают сосредоточиться и воспринимать услышанное.

Стилистический барьер возникает  и тогда, когда информация передается научно-канцелярским стилем, понятным во время чтения и вызывающим затруднения  в слуховом восприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Основные характеристики логического барьера и пути его преодоления.

 

Неумение выражать свои мысли (логический барьер) очень мешает общению. Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения».

Логический  барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. Кроме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл, который есть всегда индивидуально-личностным: он зарождается в сознании того, кто говорит, но не обязательно является понятным тому, кто слушает. Более того, сама мысль порождается различными потребностями человека. Вот почему за каждой мыслью стоит мотив, который и является первичной инстанцией в порождение речи.

Поэтому прежде чем произнести мнение, человек сначала «упаковывает» его во внутреннюю речь, а затем выражает словами, вербализирует. Тот, кто слушает, расшифровывает значения слов, постигая таким образом смысл вербального сообщения.

Трудности возникают в связи  с неадекватным пониманием информации. Основная проблема, которая заложена в непонимании, связанна с особенностями мышления реципиента, ведь партнер по общению понимает все по-своему, а не так, как сказал отправитель информации. Логические барьеры возникают тогда, когда логика передаваемой информации сложна либо противоречива. Здесь надо отметить наличие различных логик (детской, женской и проч.)

Зачастую логический барьер возникает  у партнеров с неодинаковым видом  мышления. Например, у одного – абстрактно - логическое, а у другого - наглядно-образное. Логический барьер может возникать на уровне операционной мыслительной деятельности людей. Известно, что такие операции мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, используются людьми с разной степенью глубины.

То есть пока один углубляется в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию, уже имеет готовый ответ. В зависимости от того, какие формы мышления превалируют в интеллекте каждого из партнеров, они общаются на уровне понимания или непонимания, т.е. и здесь имеет место логический барьер. Конечно, логический барьер может возникнуть каждый раз, когда партнеры различаются особенностями мыслительной деятельности и не считают нужным учитывать специфику друг друга.

Преодолеть логический барьер, как считают специалисты, можно только одним путем: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются различия. Необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социально - психологические основания возникновения  коммуникативных барьеров.

 

 

Человек как главное действующее  лицо является причиной возникновения  многих барьеров и они зависят  от его психологических и социально-культурных характеристик.

Так как в процессе общения содержится  элемент воздействия на поведение, установки, мнения участника коммуникации, то противоположная сторона воздвигает коммуникативный барьер в форме психологической защиты от постороннего воздействия.

 Таким образом, коммуникативный  барьер, с одной стороны, это  препятствие, возникающее преднамеренно  или непреднамеренно и зависящее  от различных факторов, с другой, возводимое специально (сознательно  или бессознательно) для собственной  защиты от воздействия.

На характеристику барьеров оказывает  значение среда, в которой развертывается коммуникация. Это могут  быть общие  экономические, политические, культурологические и другие виды человеческой деятельности, а также профессиональные типы разного  рода выполнения работ, каждая из которых образует свои коммуникативные барьеры.

Наличие и специфика барьеров зависит  от использования разных видов и  форм коммуникации: вербальная — невербальная, устная — письменная, межличностная  — групповая — массовая и т.д. Все это еще определяется человеческими характеристиками, поэтому их количество невероятно велико.

    На способность людей  общаться, передавать и воспринимать  информацию сильное влияние оказывают  их психологические черты. Выделяют  две функции психологических  барьеров:

1)  функцию психологического  препятствия, мешающего общению  с другими людьми,  зависит  от особенностей либо ситуации, либо сообщения, либо личностных  характеристик участников коммуникации;

2) функцию  психологической защиты,  которая способствует повышению уровня психологической защищенности личности и обеспечивает ей относительную независимость и индивидуальность.

 Причиной психологического  барьера могут служить социально-культурные  различия между партнёрами по  общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

 В качестве барьера может  выступать и само восприятие  партнёра по общению как лица  определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Причиной затрудненности процесса коммуникации  также могут являться разнообразные барьеры в общении, такие, как компетентность, избирательное слушание, оценочные суждения, достоверность источника, фильтрование, внутригрупповой язык, различие статуса, давление времени, перегрузка общения.

 

    1. Барьеры взаимодействия.

 

 Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.

Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.

Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется.

У каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется  под влиянием воспитания, окружения, профессии. Поэтому в деловом  общении часто может возникать барьер стилей общения. Содержание стиля общения составляют

·        преобладающий  мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника  и т.п.);

·        отношение  к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность и т.п.);

·        отношение  к себе (самолюбование, признание  своих недостатков, отстаивание  «чести мундира», навязывание своего мнения и т.п.);

·        характер воздействия  на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство и т.п.).

Как же сделать так, чтобы стиль  общения партнера не стал препятствием в общении с ним? Необходимо осознать, что стиль поведения человека – это проявление его глубинных  сущностных характеристик, и. если это  не мешает делу, его следует принимать, каким бы ни было наше отношение.

 

    1. Барьеры восприятия и понимания

 

 Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит.

Комфортному общению может препятствовать и разное социальное положение партнеров, особенно если один из них привык испытывать трепет перед начальством. Избавиться от такого отношения помогает следующая установка перед разговором: «Начальник такой же человек, как и я. Ему присущи все человеческие слабости. У меня нет причин для волнения. Я буду говорить спокойно и просто, рассчитывая на понимание. Я уважаю себя и свое дело, и он это почувствует».

 

Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние.

Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью. Бывают ситуации, когда вы вынуждены выслушать справедливое или несправедливое выражение возмущения. Помните, что ваша цель – сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко поставить его на место. Но это может привести к перебранке. Лучше ответить холодным и спокойным тоном. На многих это действует отрезвляюще. Есть и другие способы успокоить возмущенного собеседника:

·        прием «чужая роль»: если собеседник возмущается или кричит, попробуйте войти в его положение, посмотреть на ситуацию его глазами; стоит сказать человеку «Понимаю Вас» - и появляется возможность конструктивно повести разговор;

·        сочувственное  отношение к партнеру: помните, что признание правоты собеседника и сочувствие ему обычно гасят огонь возмущения;

·        напряженную  обстановку можно разрядить и  шуткой, но она даст нужный эффект лишь тогда, когда вы уверены в том, что у вашего партнера есть чувство юмора;

·        прием отстранения: можно ненавязчиво рассматривать  кричащего, сосредоточившись на какой-нибудь мелочи в его костюме или прическе; можно размышлять о его возрасте, семейном положении, любимом занятии; полезно также анализировать  речь: особенности произношения слов, богатство лексики, интонации, удачные речевые обороты, ошибки в произношении слов и построении фраз.

Информация о работе Социально - психологические основания возникновения коммуникативных барьеров