Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:37, реферат
Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда.
Введение
I. Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива
Социальная группа, коллектив: сущность понятия, типы
Социально-психологический климат группы. Факторы, влияющие на социально-психологический климат группы
II. Изучение социально-психологического климата трудового коллектива
2.1 Организация исследования социально-психологического климата коллектива
Социометрические индексы
Заключение
«Уральский социально - экономический институт» (филиал) образовательного учреждения профсоюзов высшего профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений»
Реферат по психологии
на тему: «Социально – психологический
климат в трудовом коллективе. Общение
– основа межличностных отношений»
Челябинск
2013
Содержание:
Введение
В условиях организации современного
общества постоянно растет интерес
к явлению социально-
Совершенствование социально-психологического
климата коллектива - это задача
развертывания социального и
психологического потенциала общества
и личности, создания наиболее полнокровного
образа жизни людей. Формирование благоприятного
социально-психологического климата
трудового коллектива является одним
из важнейших условий борьбы за рост
производительности труда и качество
выпускаемой продукции. Вместе с
тем, социально-психологический
Эффективность совместной деятельности
во многом зависит от оптимальной
реализации личностных и групповых
возможностей. Благоприятная атмосфера
в группе не только продуктивно влияет
на результаты ее, но и перестраивает
человека, формирует его новые
возможности и проявляет
Целью исследования является социально-психологического климата коллектива.
Цель реализуется следующими задачами:
- провести теоретический
анализ понятий группа, коллектив,
социально-психологический
- определить структуру
и факторы, влияющие на
- подобрать и применить
методики диагностики
Всестороннее изучение природы социально - психологического климата в коллективе позволит выявить проблемы во взаимоотношениях членов коллектива и подобрать методы развития благоприятного социально - психологического климата.
I. Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива
1.1 Социальная группа, коллектив: сущность понятия, типы.
Проблема групп, в которые
объединены люди в процессе своей
жизнедеятельности - важнейший вопрос
социальной психологии. Логика развития
социально-психологической
Исследования малых групп ориентированы на различные сферы социальной практики, и, в частности, призваны способствовать как повышению эффективности функционирования организации в целом, так и непосредственно управлению людьми в них.
В современной социальной
психологии термин «группа» является
едва ли не самым широким и многозначным.
Его применяют при
В отечественной и зарубежной
социально-психологической
Наиболее точный и ёмкий
вариант определения малой
Характерным для отечественной социальной психологии является выделение наивысшего уровня развития группы — коллектива. При этом одним из важнейших факторов превращения группы в коллектив, по мнению большинства отечественных авторов, является «социально значимая, отвечающая как потребностям общества, так и интересам личности совместная деятельность членов коллектива». В настоящем исследовании мы употребляем термины коллектив и малая группа в одном значении, поскольку малые группы, выступающие объектами данного исследования, обладают характерными чертами коллектива, что позволяет с высокой степенью вероятности считать их таковыми.
Группы состоят из людей,
общества - из групп. Индивиды, группы и
общества - это три современные
реальности, они взаимосвязаны. Все
группы более или менее
Различают группы первичные
и вторичные. Первичная группа состоит
из небольшого числа людей, между
которыми устанавливаются
Предметом исследования данной
работы являются группы вторичные. Вторичная
группа образуется из людей, между которыми
практически отсутствуют
Основным типом вторичной группы является организация – большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Организация осуществляет соединение и координацию поведения людей, специализирующихся в разных типах деятельности, включая их в единый трудовой процесс, программируя их деятельность, корректируя поведение и контролируя процессы и результаты труда. Наиболее существенными характеристиками организации считают следующие: специализацию каждого ее члена на какой-либо трудовой операции, синхронность и однонаправленность. Социальная организация всегда стремится к устойчивости, которая обеспечивается единством и строгой иерархичностью. Деятельность всех работников организации протекает в контактах различной тесноты с большим числом коллег. Люди, которые связаны общими целями деятельности и в ходе выполнения производственных задач пересекаются практически постоянно, образуют так называемые малые группы.
Наиболее общими качествами малой социальной группы можно считать следующие[4]:
- направленность группы
– социальная ценность
- организованность группы
(как способность ее к
- микроклимат или социально-
- референтность – степень
принятия членами группы
- лидерство – степень
ведущего влияния каких-то
- интеллектуальная активность
и коммуникативность –
- эмоциональная коммуникативность – межличностные связи эмоционального характера, удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах;
- волевая коммуникативность
– способность группы
Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:
Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.
Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.
Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.
Коллектив - взаимодействия опосредуются
личностнозначимым и
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.
В регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:
внегрупповые (физические и социальные)
внутригрупповые (нормы,
внеличностные (однородность - разнородность
по индивидуально-
внутриличностные (индивидуально-
Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации коллектива.
1.2 Социально-психологический климат группы. Факторы, влияющие на социально-психологический климат группы
Для того, чтобы самым
общим образом охарактеризовать
условия деятельности той или
иной группы, ее внутреннюю обстановку
часто используют понятия "социально-психологический
климат", "морально- психологический
климат", "психологический климат",
"эмоциональный климат". Применительно
к трудовому коллективу иногда говорят
о "производственном" или "организационном"
климате. В большинстве случаев
эти понятия употребляют
"Межличностные отношения
- субъективно переживаемые
В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность - "...ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями...". Анализируя "месторасположение" межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г.М.Андреева отмечает, что их рассматривают прежде всего относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений (Кузьмин, 1967); как отражение в сознании общественных отношений (Платонов, 1974). Сама же она утверждает, что: "...природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений. возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их...".