Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:37, реферат
Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда.
Введение
I. Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива
Социальная группа, коллектив: сущность понятия, типы
Социально-психологический климат группы. Факторы, влияющие на социально-психологический климат группы
II. Изучение социально-психологического климата трудового коллектива
2.1 Организация исследования социально-психологического климата коллектива
Социометрические индексы
Заключение
Принято считать, что удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться посредством двух различных феноменов: совместимостью партнеров, порождающей межличностную привлекательность, и срабатываемостью, порождающей удовлетворенность результатами совместной деятельности.
Сплочение группы - это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения - в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, и в стремлении их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения.
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности.
В результате создается определенная
структура ближайших и
То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.
Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его
образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.
Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе.
Самосознание человека складывается
в течение всей его жизни, а
самочувствие находится в существенной
зависимости не только от его статуса
в трудовом коллективе, но нередко
в еще большей мере от семейно-бытового
положения и физического
Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и
самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него. На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.
Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров
психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Самочувствие личности в
определенной мере может служить
и известным показателем
С этой точки зрения саму самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей социально-психологического климата.
II. Изучение социально-
2.1 Организация
исследования социально-
Объектом исследования является коллектив. Состоящий из 11 человек, коллектив является гомогенным (только женщины). Для удобства членам коллектива присвоены порядковые номера от 1 до 11.
Цель диагностики - определить
социально-психологический
Для реализации данной цели нами были отобраны следующие методики:
1. Экспресс диагностика
социально-психологического
2. Методика «Социометрия».
Обе методики направлены на
диагностику социально-
“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе ( О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто)
Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий “нравится - не нравится”, “приятный - не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание - не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание - не знание особенностей членов коллектива”.
Инструкция
Целью исследования является
диагностика существующего
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо: внимательно ознакомится с вариантами ответов; выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению (приложение № 1).
Обработка результатов
Анализируются 3 компонента:
эмоциональный, поведенческий и
когнитивный компоненты отношений
в коллективе. Каждый из них тестируется
3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному
компоненту; II, V и VIII - к поведенческому;
когнитивный компонент
- положительная оценка (к
этой категории относятся
- отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);
- неопределенная, противоречивая
оценка (когда на все три вопроса
дан неопределенный ответ;
Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, - , 0.
На следующем этапе
обработки для каждого
Методика Социометрия
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Цель - определить социально-психологический климат в коллективе; степень сплоченности – разобщенности группы, наличие «лидеров» и «отвергнутых». Таким образом, социометрия позволит выявить структуру группы, кто в какой роли оказался.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы
Исходя из целей и задач исследования и учитывая основные признаки благоприятного психологического климата в группе, мы выделяем следующие критерии выбора:
1. Назовите наиболее
приятного для Вас члена
2. Назовите наихудшего для вас члена группы.
Количество выборов: членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии. Инструкция: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй».
Однако социометрический
анализ может дать лишь самое общее
описание этой коммуникативной сети.
И его нельзя использовать для
определения мотивов тех или
иных выборов одних членов группы
другими. В связи с этим необходимо
выявить мотивационное ядро выбора
в межличностных отношениях. Под
мотивационным ядром здесь
Социометрические индексы
Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
Индекс социометрического статуса
где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. Статусные категории делятся на «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «отвергнутые».
Элементы социометрической
структуры — это личности, члены
группы. Каждый из них в той или
иной мере взаимодействует с каждым,
общается, непосредственно обменивается
информацией и т. д. В то же время
каждый член группы, являясь частью
целого (группы), своим поведением воздействует
на свойства целого. Реализация этого
воздействия протекает через
различные социально-
Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:
Индекс сплоченности группы
где Gg — взаимность в группе
по результатам положительных
Индекс конфликтности в группе (U) выражает относительное количество отмечавшихся в группе взаимных отрицательных выборов:
a A-ij
U= ———— ,
N (N – 1) где a A-ij — количество взаимных отрицательных выборов, N — количество членов в группе.
2.2 Результаты
исследования социально-
Результаты экспресс-