Социально – психологический климат в трудовом коллективе. Общение – основа межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:37, реферат

Описание работы

Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда.

Содержание работы

Введение
I. Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива
Социальная группа, коллектив: сущность понятия, типы
Социально-психологический климат группы. Факторы, влияющие на социально-психологический климат группы
II. Изучение социально-психологического климата трудового коллектива
2.1 Организация исследования социально-психологического климата коллектива
Социометрические индексы
Заключение

Файлы: 1 файл

Новый текстовый документ (3).docx

— 49.54 Кб (Скачать файл)

Принято считать, что удовлетворенность  межличностными отношениями членов группы может регулироваться посредством  двух различных феноменов: совместимостью партнеров, порождающей межличностную  привлекательность, и срабатываемостью, порождающей удовлетворенность  результатами совместной деятельности.

Сплочение группы - это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения - в формировании особого  типа связей в группе, которые позволяют  формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной  притягательности и взаимопривязанности  членов группы, и в стремлении их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей  участников группового общения.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности.

В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более  опосредованных проявлений социально- психологического климата.

То обстоятельство, что  отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение  к самому себе (самосознание, самоотношение  и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.

Действительно, отношения  человека к миру формируются в  рамках его

образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается  предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.

Аналогичным образом обстоит  дело и с отношением к самому себе.

Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а  самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса  в трудовом коллективе, но нередко  в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.

Это, разумеется, не снимает  возможности рассмотрения самооценки и

самочувствия индивида в  данном конкретном коллективе и в  зависимости от него. На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения  личности к определенной группе в  целом, степень удовлетворенности  своей позицией и межличностными отношениями в группе.

Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров

психологического климата  вырабатывает в себе соответствующее  этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в  рамках данной конкретной общности людей.

Самочувствие личности в  определенной мере может служить  и известным показателем степени  развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается  психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного  коллектива.

С этой точки зрения саму самочувствие личности может рассматриваться  как один из наиболее общих показателей  социально-психологического климата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Изучение социально-психологического  климата трудового коллектива

 

2.1 Организация  исследования социально-психологического  климата коллектива

Объектом исследования является коллектив. Состоящий из 11 человек, коллектив является гомогенным (только женщины). Для удобства членам коллектива присвоены порядковые номера от 1 до 11.

Цель диагностики - определить социально-психологический климат в коллективе. Под социально-психологическим  климатом в данном случае понимается характер взаимоотношений и взаимодействий между сотрудниками.

Для реализации данной цели нами были отобраны следующие методики:

1.  Экспресс диагностика  социально-психологического климата  в коллективе;

2.  Методика «Социометрия».

Обе методики направлены на диагностику социально-психологического климата в коллективе, однако первая методика позволит нам определить, каким видят и чувствуют атмосферу  коллектива сами члены группы, с  помощью второй методики можно определить структуру взаимоотношений в  группе, определить степень сплоченности коллектива. Также сопоставление  результатов обеих методик позволит выявить наиболее полную картину  относительно социально-психологического климата группы.

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе ( О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто)

Методика позволяет выявить  эмоциональные, поведенческий и  когнитивный компоненты отношений  в коллективе. В качестве существенного  признака эмоционального компонента рассматривается  критерий привлекательности - на уровне понятий “нравится - не нравится”, “приятный - не приятный”. При конструировании  вопросов, направленных на измерение  поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание - не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием  когнитивного компонента избранна переменная “знание - не знание особенностей членов коллектива”.

Инструкция

Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо: внимательно  ознакомится с вариантами ответов; выбрать один из них наиболее соответствующий  вашему мнению (приложение № 1).

Обработка результатов

Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и  когнитивный компоненты отношений  в коллективе. Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса - причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная оценка (к  этой категории относятся сочетания в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак);

- отрицательная оценка (сочетания,  содержащие три отрицательных  ответа, или два ответа отрицательные,  а третий может выступать с  любым другим знаком);

- неопределенная, противоречивая  оценка (когда на все три вопроса  дан неопределенный ответ; ответы  на два вопроса неопределенны,  а третий ответ имеет любой  другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные  знаки).

Полученные по всей выборке  данные можно свести в таблицу. В  каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, - , 0.

На следующем этапе  обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться  в интервале от - 1 , 0, +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой  ответов классифицируются полученные средние.

Методика Социометрия

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Цель - определить социально-психологический  климат в коллективе; степень сплоченности – разобщенности группы, наличие  «лидеров» и «отвергнутых». Таким образом, социометрия позволит выявить структуру группы, кто в какой роли оказался.

Надежность процедуры  зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы

Исходя из целей и задач  исследования и учитывая основные признаки благоприятного психологического климата  в группе, мы выделяем следующие  критерии выбора:

1.    Назовите наиболее  приятного для Вас члена группы;

2.    Назовите наихудшего  для вас члена группы.

Количество выборов: членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии. Инструкция: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под  цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 —  кого бы Вы выбрали, если бы не было первого  и второй».

Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее  описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для  определения мотивов тех или  иных выборов одних членов группы другими. В связи с этим необходимо выявить мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях. Под  мотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующая психологическую  основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании.( Содержание мотивационного ядра представлено в приложении № 2).

Социометрические индексы

Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют  индивидуальные социально-психологические  свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают  свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического  статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и  концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.

Индекс социометрического  статуса i-члена группы определяется по формуле:

Индекс социометрического  статуса

где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом  соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. Статусные категории делятся на «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «отвергнутые».

Элементы социометрической структуры — это личности, члены  группы. Каждый из них в той или  иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время  каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого  воздействия протекает через  различные социально-психологические  формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном  и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность  человека к лидерству. Чтобы высчитать  социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс психологической  взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:

Индекс сплоченности группы

где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.

Индекс конфликтности  в группе (U) выражает относительное  количество отмечавшихся в группе взаимных отрицательных выборов:

       a A-ij

U= ———— ,

     N (N – 1)    где a A-ij — количество взаимных отрицательных выборов, N — количество членов в группе.

2.2 Результаты  исследования социально-психологического  климата группы, интерпретация полученных  результатов

Результаты экспресс-диагностики социально-психологического климата в коллективе

Информация о работе Социально – психологический климат в трудовом коллективе. Общение – основа межличностных отношений