Социально – психологический климат в трудовом коллективе. Общение – основа межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:37, реферат

Описание работы

Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда.

Содержание работы

Введение
I. Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива
Социальная группа, коллектив: сущность понятия, типы
Социально-психологический климат группы. Факторы, влияющие на социально-психологический климат группы
II. Изучение социально-психологического климата трудового коллектива
2.1 Организация исследования социально-психологического климата коллектива
Социометрические индексы
Заключение

Файлы: 1 файл

Новый текстовый документ (3).docx

— 49.54 Кб (Скачать файл)

Таблица 1

компоненты

№ вопроса

+1 кол-во ответивших

0 кол-во ответивших

-1 кол-во ответивших

итоговый балл

результаты

эмоциональный компонент

1

5

3

2

+1

2/3

4

8

3

 

+1

7

9

2

 

+1

 

поведенческий компонент

2

8

2

1

+1

2/3

5

4

2

5

0

8

7

3

1

+1

когнитивный компонент

3

8

2

1

+1

3

6

9

2

 

+1


 

 

По результатам исследования в коллективе наблюдаются высокие  показатели по всем трем компонентам. Наивысший балл получено когнитивному компоненту. Коллектив сформирован  давно, люди хорошо знают друг друга, привыкли друг к другу. В коллективе преобладают позитивные настроения, люди положительно оценивают своих  коллег, готовы к сотрудничеству. 70% респондентов данный коллектив полностью  устраивает. Остальная часть положительно оценивает климат коллектива, но не расположена к более тесному  общению, данные респонденты находятся  несколько в стороне, но не испытывают дискомфорта и эмоционального давления со стороны других членов группы.

 

 

Результаты, полученные в  ходе социометрического исследования мы проанализировали структуру и межличностные взаимоотношения в данном коллективе. Первое, что следует отметить – в группе наблюдается взаимосвязь деловых и дружеских отношений. Составив матрицу выбора (приложение № 3), мы определили следующие диагностические показатели:

Таблица 2

Статусные категории

кол-во человек

номера сотрудников

1.«звезды» (высокий положительный  статус 0,5-0,4)

3

5, 7,8

2.«предпочитаемые» (средний  положительный статус 0,3)

4

6,9,10,11

3.«принятые» (низкий положительный статус 0, 2 при отрицательном 0,4)

1

4

4.« не принятые» (положительный статус 0-0.1 при отрицательном 0,2-0,6)

3

1,2,3


 

Уровень благополучия отношений  – нормальный, 70% принятых членов группы; уровень взаимности – нормальный, 50% (коэффициент 2,2) 6 взаимных выборов  из возможных 11, однако следует отметить, что были учтены взаимные выборы различной  степени (от 1 до 3).

Индекс конфликтности  – 0,2, низкий; индекс изолированности  – 30%.

Основные мотивы положительных  выборов:

- с этим человеком легко  работать - 9;

- он приятный в общении  человек - 8;

- мы тесно сотрудничаем  по роду своей деятельности- 5;

- у нас дружеские взаимоотношения  - 8.

Выстроив социограмму  межличностных взаимоотношений  в группе (приложение № 4), мы отметили следующее: лидерами коллектива являются члены под номерами 5, 7, 8. их отмечают как людей, с которыми легко работать и приятно общаться. Формальный лидер 8 воспринимается коллективом как  лидер, однако на социограмме самое  высокое положение принадлежит  члену группы под номером 5, так  как № 8 получил большее количество не только положительных, но и отрицательных  выборов. Член группы № 1 не получил  ни одного положительного выбора, а  № 2 и 3 получили очень много отрицательных  выборов, основным мотивом в отрицательном  выборе № 2 являются его личностные качества( «очень сложный, неприятный в общении человек»), при отрицательном выборе № 3 основным мотивом отрицательного выбора являются профессиональные качества ( « с этот человек плохо справляется со своими обязанностями»).

Полученные в ходе социометрического  обследования результаты действительно  говорят о благоприятном климате  в группе, большинство членов коллектива чувствуют себя благополучно. Средний  уровень благополучия взаимоотношений  говорит о некотором равновесии в групповых отношениях. Данная группа относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы  на основе вычисленных взаимных выборов  дает нам представление о характере  отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о достаточной  сплоченности группы, т.е. в группе практически нет деления на разобщенные группировки. Что касается качественной стороны взаимных выборов. Следует отметить. Что практически у всех членов коллектива неплохие взаимоотношения, но особенно тесных дружеских связей немного. Превалирующим мотивом в выборе людей является « с эти человеком легко работать», затем идет «он приятный в общении человек». В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения "завязаны" именно на них, причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований, кроме последнего (тех людей, которые не получили ни одного выбора, хотя и их выборы находят своего адресата во всех статусных уровнях, либо тех, кто получил очень много отрицательных выборов).

Таким образом, если соотнести  результаты обеих методик. Можно  сказать следующее:

В коллективе наблюдается  высокий коэффициент взаимности, хорошие взаимоотношения в целом, нет явного разделения на микрогруппы, группировки, хотя в качестве лидеров  можно выделить членов группы 5,8,7,6, вокруг которых завязано большинство  взаимоотношений. Большинство членов коллектива входят в категории «звезды» и «предпочитаемые».

Характерно совпадение приятельских и деловых интересов, люди, которые  непосредственно вместе заняты в  одном деле, также отмечают друг друга как партнеров по общению  и времяпрепровождению.

В коллективе не выявлено межличностных  конфликтов, атмосфера достаточно благоприятна. Коллектив выступает как одна команда, однако не имеет самых высоких  показателей сплоченности.

В группе присутствуют люди, которые хотя и не являются явными «изгоями», однако получили отрицательную  оценку со стороны коллег по нескольким показателям – это члены №2 и 3. Причем эти люди сами оценивают атмосферу в коллективе как «нормальную», но в целом не готовы общаться с коллегами вне рабочих отношений. № 2 и № 11 находятся в тесных дружеских отношениях, остальные члены коллектива в основном отдают свои отрицательные выборы №2. № 3 не устраивает коллектив в профессиональном плане. № 1 выступает как «не принятый», несмотря на то, что сам выбирает людей для общения и сотрудничества, в свою сторону не получил ни одного положительного выбора. При оценке коллектива по эмоциональному и поведенческому компоненту именно эти люди давали среднюю оценку, определяя коллектив «не плохим, но и не хорошим». Это говорит о том, что в целом они нормально чувствуют себя в данном коллективе, однако не являются активными участниками в дружеских взаимоотношениях.

В качестве рекомендации по улучшению ситуации можно предложить комплекс тренинговых игр и мероприятий  для коллектива, где члены за номерами 1,2,3, а также 4 имели бы возможность  раскрыть себя и наладить отношения  с коллективом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе был проведен теоретический анализ понятий малой  группы, первичного трудового коллектива, социально-психологического климата  коллектива. Мы отметили, что социально-психологический  климат является важной составляющей, результатом межличностных взаимоотношений  в коллективе. Он оказывает влияние  как на продуктивность деятельности коллектива в целом, так и на эмоциональное  благополучие каждого члена группы.

Было проведено экспериментальное  исследование, включавшее диагностику  социально-психологического климата  коллектива….. по эмоциональному, когнитивному и поведенческому компоненту, а также  изучение структурных составляющих социально-психологического климата  путем проведения социометрического  исследования.

Итак, в данном коллективе наблюдается достаточно высокий  уровень группового развития, члены  его в основном действую сообща, удовлетворены принадлежностью  к данному коллективу, что свидетельствует  о благополучном социально-психологическом  климате.

 


Информация о работе Социально – психологический климат в трудовом коллективе. Общение – основа межличностных отношений