Социальное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Классики Марксизма существенно развили и углубили тезис о связи мышления и языка: «На духе с самого начала лежит проклятие – быть отягощенным материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка… Язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…».
Материалистическое познание истории человеческого общества позволило глубже понять природу языка как социального явления, оценить его роль в формировании мышления, раскрыть его функции в практической деятельности человека и в познании им окружающего мира. Вопрос о соотношении мышления и языка до сих пор остается одним из традиционных источников, поддерживающих интерес к языку и марксистской философии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Знак. Язык как знаковая система
1.1 Естественные и искусственные языки
1.2 Язык и мышление
1.3. Функции языка
1.4Языковые средства выразительности
Глава 2. Теоретические основы развития коммуникативных навыков в процессе изучения английского языка
2.1 Значение коммуникативных навыков в формировании личности
2.2 Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков
Глава 3. Социальное познание
3.1 Сущность понятия познания
3.2 Характер и специфика различных сторон социального познания
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Язык познание Коммуникация.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Знак. Язык как знаковая система

  1.1 Естественные  и искусственные языки

  1.2 Язык и  мышление

  1.3. Функции  языка

          1.4Языковые средства выразительности

Глава 2. Теоретические  основы развития коммуникативных навыков  в процессе изучения английского  языка

2.1 Значение  коммуникативных навыков в формировании  личности

  2.2 Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков

Глава 3. Социальное познание

3.1 Сущность понятия познания

3.2 Характер и специфика различных сторон социального познания

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек познает  мир с помощью различных средств. Он осваивает мир, в том числе, с помощью языка. Традиционное базисное рассмотрение проблемы «язык и познание»  предполагает, прежде всего, выяснение  его основных и вспомогательных  функций в получении и выражении  знания. В этом случае, на первый план выходят вопросы терминов теории познания, отношения чувственного опыта к эмпирическим понятиям, выявление способов и предназначений в употреблении языка для передачи информации (коммуникации), эмоций, выражения не только индивидуального, но и общего знания, социальных функций – ведения дел с внешним миром по средством знаков (символов), наконец, осуществления самого мышления.

Интерес к  языку был всегда присущ философии. Уже начиная с Платона и  Аристотеля, постепенно все более  четко осознается мысль о связи  языка и мышления, и соответственно повышается внимание к языку как  к орудию мысли.

Классики  Марксизма существенно развили  и углубили тезис о связи мышления и языка: «На духе с самого начала лежит проклятие – быть отягощенным  материей, которая выступает здесь  в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка… Язык есть практическое, существующее и  для других людей и лишь тем  самым существующее также и для  меня самого, действительное сознание…».

Материалистическое  познание истории человеческого  общества позволило глубже понять природу  языка как социального явления, оценить его роль в формировании мышления, раскрыть его функции в  практической деятельности человека и  в познании им окружающего мира. Вопрос о соотношении мышления и  языка до сих пор остается одним  из традиционных источников, поддерживающих интерес к языку и марксистской философии.

Глава 1. Знак. Язык как знаковая система

Язык — это  знаковая, коммуникативно-познавательная система. Коммуникативная — значит система общения. Познавательная — значит средство познания. Что значит знаковая? Что такое знак?

В действительности обмен информации в человеческом обществе строится на прямо противоположном  принципе: адресату сообщения предъявляются  вовсе не предметы, о которых идет речь, не те или иные «реальности», служащие темой сообщения, а некие заместители  этих реальностей, представители их, вызывающие в сознании образ, представлении  или понятие об этих реальностях, в частности, и тогда, когда самих  этих реальностей поблизости нет. Адресату сообщения предъявляется не А, о котором идет речь, а некое Б, являющееся и представителем этого А для сознания адресата. Вот это Б, замещающее и представляющее А, мы и называем знаком. «Знаковая ситуация наличествует всякий раз, когда как говорили в старину по латыни aliquid stat pro aliquo — «что-то стоит вместо другого».

 Но в эту  формулу необходимо внести уточнение.  Нас интересуют знаки, используемые  в процессе человеческого обмена  информацией, осуществляемого его  участниками сознательно, преднамеренно  и целенаправленно. Тучи на  небе можно в каком-то смысле  назвать «представителем» приближающегося  дождя и они могут быть для  человека своего рода «знаком». Восприняв этот знак , человек сделает практические выводы (например: захватит с собой зонт). В этом случае нет ситуации общения: нет «отправителя сообщения», нет и «адресата», для которого сообщение предназначалось. Здесь поэтому правильно говорить не о «знаке», а о признаке или симптоме. Симптом хотя и позволяет наблюдателю делать определенные выводы, но вовсе не предназначен специально для получения таких выводов. Знак же в собственном смысле имеет место лишь тогда, когда что-то (некое Б) преднамеренно ставиться кем-то в место чего-то другого (вместо А) с целью информировать кого-то об этом А. Во всех случаях преднамеренного обмена информацией мы имеем дело с такого рода знаками. Портфель, случайно забытый на стуле в аудитории,- не знак (хотя и признак того, что там кто-то был); портфель же, сознательно положенный на стул, может служить знаком того, что место занято.

 Все системы  средств, используемые человеком  для обмена информацией, являются  знаковыми или семиотическими, т.  е. системами знаков и правил  их потребления. Наука, изучающая  знаковые системы называется  СЕМИОТИКОЙ или семиологией. ( от греч. слова sema — знак). Естественный язык — тоже знаковая система, но он — самая сложная из всех знаковых систем. Примерами относительно простых знаковых систем могут служить железнодорожный семафор, светофоры, дорожные знаки, информирующие водителя о тех или иных особенностях предстоящего отрезка пути, либо предписывающие или запрещающее выполнение каких-то действий. Рассматривая эти и другие подобные системы, мы можем сделать следующие наблюдения:

1. Все знаки  обладают материально, чувственно  воспринимаемой формой, которую  мы будем называть означающим (например: красный, зеленый, желтый  цвета светофора — доступен  зрительному восприятию; короткие  или длинные гудки в телефоне  воспринимаются слухом, записанное  или звучащее слово).

2. С материально,  чувственно воспринимаемым означающим  — в сознание общающихся связывается та или иная идея, то или иное означаемое, то или иное содержание знака.

3. Очень важным  свойством знака является его  противопоставленность другим знакам в рамках данной системы (поднятое или опущенное крыло семафора).

4. Устанавливается  для каждого данного знака  связь между его означающим  и означаемым является условной, основной на сознательной договоренности. Она может быть чисто условной (например цвет светофора, стол- table), либо может быть в той или иной степени мотивированной, внутренних обоснований (например: изображения зигзага дороги, бегущих детей и пр.).

5. Содержание  знака, т. е. его связь с  обозначаемой знаком действительностью  — есть моделирование (конституирование) в сознании людей, использующих этот знак, предметов, явлений, ситуаций действительности, но моделирование обобщенное и схематичное. Например, знак извилистой дороги указывает на реальные извилины данной дороги, но вообще относится к любому классу извилистых дорог, обозначая сам факт извилиности дороги как общую идею, в отвлеченности от частного и конкретного.

 Языковыми  знаками являются (в порядке от  простого к сложному) морфемы, лексемы (слова), предложения, сложное синтаксическое целое, текст и т. д.

 Фонемы —  служат строительным материалом  для знаков (для означающего), но  сами знаками не являются, т.  к. за ними не стоит «означаемое», т. е. язык как система имеет  уровни: фонетический, лексический,  синтаксический: но как в знаковой  системе — фонетический уровень  — неполноценный ( это уровень не имеющий плана содержания).

 Необходимо  различать язык и речь. Речь  — это реализация возможностей  языка в конкретном речевом  акте. Между единицами одного  уровня языка существуют 2 вида  отношений — парадигматические и синтагматические. Парадигматические — это отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. Например: падежная парадигма. Именит., Родит., Дат., Винит., Творит., Падежн.

 Синтагматические  отношения — это отношения в которые вступают единицы одного уровня соединяясь друг с другом в процессе речи. Например: мы можем сказать «студент слушает», но не «студент слушаю».

1.2 Естественные и искусственные  языки

Различают языки  естественные и искусственные.

 Естественный  человеческий язык неразрывно  связан с развитием и присутствием  человека. Различают язык — как  абстрактное представление о  едином человеческом языке, и  т. к. этнические языки (русский,  английский, турецкий и другие). Это  универсальная знаковая система  систем.

 Искусственные  языки — знаковые системы,  создаваемые для использования  в тех областях, где применение  естественного языка менее эффективно  или невозможно. Искусственные языки  различают по специализации и  назначению, а также по степени  сходства с естественными языками.

1. Неспециализированные  искусственные языки — как  правило общего назначения. Например: эсперанто.

2. Специализированные  искусственные языки — языки  символические науки (математики, химии и др.), языки программирования (в частном случае языки управления  базами данных). Общим признаком  специализированных искусственных  языков — является формально  метод их описания путем задания  алфавита (словаря), правил образования  и преобразования выражений (формул) и семантики, т. е. способа  содержательной интерпретации выражений.  В них реализуется ограниченное  число функций естественного  языка, но в то же время  они выполняют функции, не свойственные  естественному языку (например, служить  средством логического вывода). Число таких языков увеличивается во многом за счет языков программирования, которые обладают свойством саморазвития.

 Различают  также первичные и вторичные  языки. Например: язык литературы (поэзия, проза) — является вторичным  по отношению к естественному  языку, но в том смысле, что  это язык более высокого уровня. Поэтому пересказ художественного  текста никогда не может быть  адекватен самому тексту.

(Сходства и  различия между естественным  и искусственным языками —  Маслов  Ю. С. «Введение в  языковедение») стр.30—32

 Для естественного  языка очень важен «литературный  язык» (отличающийся от языка  художественной литературы) — как  вариант общенародного языка,  понимаемый как образцовый. Он  должен функционировать в письменной  речи, в СМИ. Для чего типично  сознательно применяемых правил, т. е. только нормы. Литературный  язык противостоит просторечию  и сниженному стилю.

1.3 Язык и мышление

Язык тесно  связан с мышлением, но язык и мышление не составляют тождества. Мышление человека многокомпонентно, оно есть сложная совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга. Мышление может быть вербальным и невербальным. Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов. Оно представлено в той или иной степени у животных. Вербальное, речевое мышление является одним из компонентов человеческого мышления, и важнейшим при этом. Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т. е. осуществляется в процессах внутренней или внешней речи. Т. е. язык определенным образом организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Сложность структуры человеческого мышления подтверждаются и современными данными о работе человеческого мозга человека. Это связано и с функциональной асимметрией, т. е. специализацией функций левого и правого полушарий.

 У большинства  людей в левом полушарии расположены  зоны порождения и восприятия  речи, т. н. зоны Брока и Вернике. Левое полушарие является «речевым», т. е. обычно доминантным (главенствующим); точнее ответственным за логико-грамматическую расчлененность и связность нашей речи, за ее форму, за абстрактную лексику, за аналитическое абстрактное мышление. При афазиях (нарушениях речи), обусловленных травмами левого полушария, речь теряет грамотную правильность и плавность. В противоположность левому, правое полушарие теснее связано с наглядно-образным мышлением, со зрительными, пространственными, звуковыми и прочими образами, а в области языка — с предметными значениями слов, особенно конкретных существительных. Оно характеризуется нерасчлененным, но зато более целостным восприятием мира и является источником интуиции. При заболеваниях и травмах, порождающих правое полушарие, грамматическая правильность высказываний может сохраняться, но речь становится бессмысленной (…………….). Язык связан со всей психической деятельностью человека: не только с мыслью, но и с чувством и волей. В частности, у ребенка первые проявления речи направлены не только на осуществление познавательной деятельности, сколько на выражение волевых побуждений и требований, обращенных к окружающим.

 Множественность  и разнообразие языков мира  не подрывает единства человеческого  мышления, единства законов логики, но инвентарь понятий в разных  языках — различен. Пример: Клод  Леви — Стросс — структурная антропология — этнолог — утверждает, что логика т. к. первобытных обществ нынесуществующих, основана на органах тотемных животных, на классификации их зубов и пр.

1.4. Функции языка

Главные функции:

 Коммуникативная — орудие общения, обмена мыслями.

 Мыслеформирующая — как говорит Выготский Л. С. — мысль не просто выражается в слове но и совершается в слове.

 Познавательная

 Кроме этого  можно выделить другие частные  функции языка:

 — сохраняющая опыт поколений и передающая его следующим поколениям

 — констатирующая — служит сообщением

 — вопросительная

 — апеллятивная (средство призыва, побуждения)

 — экспрессивная (выражение настроений, эмоций)

 — контактоустанавливающая

 — эстетическая (средство эстетического воздействия)

 — функция индикатора, показателя  принадлежности к определенной  группе людей

1.4 Языковые средства выразительности

 

Те свойства и особенности  речи оратора, которые поддерживают внимание и интерес слушателей, активизируют процесс восприятия, называются выразительными средствами. Их цель - не украшать речь, а управлять процессом активного  мышления слушателей. Выразительность  может быть информационной (предметно-логическое содержание), структурной (композиционная стройность) и эмоциональной. Образно-эмоциональная выразительность речи определяется лингвистическими (языковыми) и экстралингвистическими (кинетическими, психологическими - поведение, мимика, жесты, контакт с аудиторией и т.д.) факторами, особенностями техники речи оратора. Выразительно все, что задевает за живое, выразительным может быть даже молчание. В зависимости от типа речи и индивидуальных ораторских особенностей, выступающий выбирает те или иные средства выразительности.

Информация о работе Социальное познание