Социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 04:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: формирование социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе.
Задачами нашего исследования являются:
Охарактеризовать девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности.
Рассмотреть особенности и динамику развития девиантного поведения в подростковом возрасте.
Рассмотреть технологию работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.
Провести диагностику девиаций среди подростков в условиях школы.
Составить модель по диагностике и коррекции девиантного поведения в условиях школы.

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 228.82 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Южно-Сахалинский педагогический колледж

 

 

Кафедра

психолого-педагогических

дисциплин

 

 

 

выпускная квалификационная работа

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕВИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

 

Беловой Елены

Владимировны

Специальность 050711.52

Социальная педагогика

Курс III, группа 314

 

Научный руководитель:

Ведерникова Алла

Александровна,

преподаватель

 

Допущена к защите: 

Протокол №  

Зав. кафедрой:      

_________________/Н.В. Сухарева/

              (подпись)                    расшифровка подписи   

 

Защита состоялась                                                  Оценка_________________

 

Южно-Сахалинск

2013 
Оглавление

 

 

Введение

 

В настоящее время проблема девиантного поведения подростков становится весьма актуальной в связи с тем, что с каждым годом количество подростков с девиантным поведением увеличивается. Об этом свидетельствует то, что за последние годы принято более двухсот нормативно-правовых актов в защиту детей. Среди них важнейшие нормативные документы РФ: Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»1, «Об образовании в Российской Федерации»2, Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»3, «Национальная стратегия действий в интересахдетей на 2012 - 2017 годы»4. Кроме того, на региональном уровне аспекты обозначенной проблемы находят отражение в областных и краевых программах: «Патриотическое воспитание граждан», «Развитие воспитания и дополнительного образования», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав», «Комплексные меры противодействия наркотиков и их незаконному обороту на территории области» и др. Тем не менее, процент школьников с девиантными формами поведения в общеобразовательных учреждениях не снижается.

Вопросами выявления и коррекции девиантного поведения занимались такие выдающиеся ученые, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др.

В настоящее время значительное внимание проблемам девиантного поведения подростков уделяют С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, Б.Н. Алмазов, Н.А. Закатова, Р.В. Овчарова и многие другие.

В связи с актуальностью нашей проблемы, нами была определена тема«Социально-педагогическая деятельность по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней школе».

Объектом исследования выступает девиация в подростковом возрасте.

Предметом исследования является технология работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.

Цель исследования: формирование социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе.

Задачами нашего исследования являются:

  1. Охарактеризовать девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности.
  2. Рассмотреть особенности и динамику развития девиантного поведения в подростковом возрасте.
  3. Рассмотреть технологию работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.
  4. Провести диагностику девиаций среди подростков в условиях школы.
  5. Составить модель по диагностике и коррекции девиантного поведения в условиях школы.

Гипотеза исследования: предупредить и своевременно скорректировать девиантное поведение у детей в средней общеобразовательной школе возможно при условии:

  • ранней социально-психолого-педагогической диагностики склонности к девиантному поведению;
  • целенаправленной совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

План исследовательской работы включал следующие этапы:

Констатирующий этап проводился с 31.01.2013 г. по 10.02.2013 г.

Цель: подбор и проведение диагностик на выявление девиантного поведения у подростков.

Для реализации данного этапа исследования нами были использованы следующие методы: метод социометрии, тест на выявление школьной тревожности Филипса, тест Шмишека детский вариант, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева), методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).

Формирующий этап проводился с 11.02.2013 г.  по 28.02.2013 г.

Цель: Составление модели социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней школе.

В процессе работы нами использовались следующие методы: Анализ и синтез, опросные методы, сравнение, классификация, социально-экономический метод (социальный патронат), моделирование.

Для решения поставленных задач нам был использован следующий комплекс методов исследования:

  1. Методы эмпирического исследования:
  • эксперимент;
  • опросные методы (анкетирование, беседы, тестирование);
  • праксиметрические методы (анализ нормативных документов);
  • социометрический метод;
  • методы психолого-педагогической диагностики.
  1. Методы теоретического исследования:
  • теоретический анализ и синтез;
  • сравнение;
  • классификацию;
  • обобщение;
  • моделирование.
  1. Специальные методы
  • социально-экономический метод (социальный патронат).

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами модель по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе может быть использована в работе социального педагога общеобразовательной школы.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария и приложения.

Во введении обосновывается актуальность и параметры исследования.

В первой главе рассматривается подростковая девиация как социально-педагогическая проблема.

Во второй главе описывается экспериментальная деятельность по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней школе.

В заключении приведены основные выводы.

Список использованной литературы содержит 29 источников.

Глоссарий содержит 14 терминов.

В приложении содержатся описания методов исследования, 7 таблиц, 1 рисунок.

 

Глава 1. Подростковая девиация как социально-педагогическая проблема

1.1 Девиантное поведение как предмет  социально-педагогической деятельности

 

На сегодняшний день с усилением таких негативных тенденций, как имущественное неравенство, безработица, изменение в содержании ценностных ориентаций молодежи, нарастание процессов деформации семьи и многое другое, остро стоит проблема воспитания девиантных подростков.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудновоспитуемыми или трудными. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим действиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания5.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация6.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Следовательно, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным7.

Отсюда отклоняющееся поведение подростка представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием предполагаемым нравственным и правовым общественным нормативам8.

Проблема отклоняющегося поведения рассматривалась различными школами и направлениями исследований в рамках таких понятий, как «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «аутоагрессивное поведение», «асоциальное поведение трудных подростков» и ряд других.

Ученые и практики различных областей знаний всегда уделяли повышенное внимание вопросам выявления, коррекции и профилактики отклоняющегося поведения в различных его аспектах.

Отклоняющееся поведение подростков исследовали такие отечественные ученые, как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, С.И. Григорьев, В.И. Загвязинский, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Г.Н. Филонов и многие другие9.

Однако ряд авторов дают различные классификации отклоняющемуся поведению. Так, В.Э. Зисс считает, что отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение наиболее соответствует понятию «педагогически вакуумный» подросток, так как включает в себя дисциплинарные, аморальные и противоправные поступки, которые совершаются этой категорией подростков. В качестве распространенных элементов структуры отклоняющегося поведения он выделяет:

  • поступки, связанные с нарушением подростками норм права;
  • поступки, связанные с невыполнением подростками своих основных социальных обязанностей;
  • поступки, связанные с нарушением Уголовного кодекса10.

В классификациях А.Г. Абрумовой, Л.Я. Ждановой, В.В. Ковалева различается девиантное (антидисциплинарное, асоциальное) и делинквентное (криминальное) поведение. В.В. Ковалев определяет Девиантное поведение как отклонение от нравтственных норм данного общества. По его мнению, проявления антиобщественного поведения отличаются многообразием и не всегда легко поддаются систематизации11.

Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

  1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы.
  2. Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.
  3. Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершения мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.
  4. Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.
  5. Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного поля.
  6. Злоупотребление алкоголем.
  7. Употребление наркотических и токсических веществ.
  8. Уходы из дома, бродяжничество.
  9. Азартные игры.
  10. Прочие виды отклоняющегося поведения.

Информация о работе Социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе