Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 04:08, дипломная работа
Цель исследования: формирование социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе.
Задачами нашего исследования являются:
Охарактеризовать девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности.
Рассмотреть особенности и динамику развития девиантного поведения в подростковом возрасте.
Рассмотреть технологию работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.
Провести диагностику девиаций среди подростков в условиях школы.
Составить модель по диагностике и коррекции девиантного поведения в условиях школы.
Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик и даже рукоприкладство), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя.
Диагностическое исследование показало, что проблема девиантного поведения в средней общеобразовательной школе является весьма актуальной. Для того, чтобы помочь детям с отклоняющимся поведением, необходимо как можно раньше провести диагностику, а затем по результатам проводить коррекционные мероприятия.
Задача социального
педагога состоит именно в
том, чтобы установить
№ |
Понятие |
Определение |
1. |
Аддиктивное поведение |
- одна из форм деструктивного
(разрушительного) поведения, стремление
уйти от реальности путем |
2. |
Асоциальное поведение |
- это такое поведение,
которое не соответствует |
3. |
Аутоагрессивное поведение |
- это действия, направленные
на нанесение какого-либо |
4. |
Девиантное поведение |
- это поведение, отклоняющееся
от общепринятых, социально одобряемых,
наиболее распространенных и
устоявшихся норм в |
5. |
Деликвентное поведение |
- это поведение, нарушающее
правовые нормы, угрожающее общественному
порядку и благополучию |
6. |
Психологическая коррекция |
- это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели. |
7. |
Метод |
- способ достижения какой-либо
цели, решения конкретной задачи;
совокупность приемов или |
9. |
Профилактика |
- совокупность |
10. |
Социальная дезадаптация |
- это частичная или
полная утрата человеком |
11. |
Социально-педагогические технологии |
- совокупность воздействующих
на сознание, поведение и деятельность
человека как члена социума
в процессе его социализации,
адаптации, в новых социальных
условиях и в социально- |
12. |
Суицидальное поведение |
- это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. |
13. |
Технология |
- это способ осуществления
деятельности на основе ее
рационального расчленения на
процедуры и операции с их
последующей координацией и |
14. |
Трудновоспитуемость |
- это стойкая форма
делинквентного поведения, при которой
нарушена социальная адаптация,
вне связи с болезненным |
Таблица 1
Классификация социальных технологий
Основания классификации |
Виды социальных технологий |
1.Сферы применения |
Глобальные. Универсальные. Региональные. |
2. Объекты |
Групповые. Общинные. Индивидуальные. |
3.Характер решаемых задач |
Организационные. Обучающие (информационные). Инновационные (поисковые). Социальное моделирование. Социальное прогнозирование. |
4.Область заимствования методов |
Социально-медицинские. Социально-психологические. Социально-педагогические: социально-педагогическая профилактика; социально-педагогическая поддержка; психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации развития ребенка; социальная защита детства; социально-педагогическая реабилитация детей и подростков. |
5.Направления социальной защиты |
Собственно социальные работы: социальная диагностика (экспертиза); социальная профилактика; социальный контроль (надзор); социальная реабилитация; социальная адаптация; социальный патронаж (опека); социальное обеспечение; социальная терапия; социальное консультирование. |
Таблица 2
Классификация основных методов, используемых социальным педагогом
Методы | ||
Социальной работы |
Психологические |
Педагогические |
Методы социальной диагностики Интервью Мониторинг Социологический опрос Экспертная оценка Экспертный прогноз Биографический метод Методы социальной профилактики Превентивный метод Социальная терапия Социодрама Группа поддержки Методы социального контроля Социальный надзор Социальная опека Социально-медицинский уход Социальное обслуживание Методы социальной реабилитации Трудотерапия Статусное перемещение Групповая терапия Кризисная интервенция Социально-экономические методы Метод льгот и пособий Метод компенсаций Социальный патронаж Медицинский патронаж Социально-экономические санкции Организационно- Регламентирование Нормирование Инструктирование Критика Контроль и проверка исполнения |
Психодиагностические Тесты интеллекта и способностей Личностные опросники Тесты достижений Проективные тесты Рисуночные тесты Социометрия Психокоррекционные ПсихогимнатискаИгровая коррекция Игротерапия Арттерапия Диагностический обучающий эксперимент Социально-психологический тренинг Тренинг поведения Методы психологического консультирования Эмпатическое слушание Интерпретация Идентификация Фасилитация Выдвижение гипотез Методы психотерапии Суггестия Самовнушение Рационализация Транзактный анализ Групповая терапия Поведенческая терапия Семейная психотерапия |
Организационные Педагогический эксперимент Педагогической диагностики Педагогическое наблюдение Естественный эксперимент Обучения Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция) Наглядные (иллюстрация,демонстрация, работа с учебником) Практические (упражнения, лабораторные и практические работы, дидактические игры, творческие задания и проблемные ситуации) Воспитания Положительный пример Убеждение Приучение Поощрение и наказание Внушение Упражнение Перспектива Игра Доверие Организация успеха Самовоспитание |
Социально-педагогические методы | ||
Методы как элемент социального воспитания Метод мотивирования и приобщения к действию Метод репродуцирования Метод закрепления и обогащения Метод содействия и сотворчества |
Методы воздействия Методы, воздействующие на сознание Методы, воздействующие на чувства Методы, воздействующие на поведение |
Методы организации социально-педагогического взаимодействия Методы целеполагания Методы ценностного ориентирования Методы организации деятельности Методы общения Методы оценки Методы самореализации |
Таблица 3
Социометрия 7 «В»
Код ребенка.
7 «В» класс |
1. 001 |
2. 002 |
3. 003 |
4. 004 |
5. 005 |
6. 006 |
7. 007 |
8. 008 |
9. 009 |
10. 010 |
11. 011 |
12. 012 |
13. 013 |
14. 014 |
15. 015 |
16. 016 |
17. 017 |
18 . 018 |
19. 019 |
20. 020 |
21. 021 |
22. 022 |
23. 023 |
24. 024 |
25. 025 |
26. 026 |
27. 027 |
28. 028 |
29. 029 |
30. 030 |
|
4 |
4 |
4 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
4 |
4 |
1 |
4 |
4 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
4 |
2 |
3 |
4 |
1 |
4 |
1 |
3 | |
|
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 | |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 | |
|
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
1 |
2 |
4 |
4 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
1 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 | |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
2 | |
|
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 | |
|
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 | |
|
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 | |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
1 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 | |
|
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 | |
|
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
1 |
4 |
3 |
1 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
1 |
4 |
4 | |
|
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
4 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 | |
|
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 | |
|
1 |
3 |
4 |
4 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
4 |
3 |
4 |
3 |
1 |
4 |
2 |
3 | |
Код ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29. 029 |
30. 030 |
|
1 |
4 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 | |
|
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
1 | |
|
2 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
1 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
1 |
1 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 | |
|
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
2 |
4 | |
|
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
2 |
4 |
1 |
1 |
4 |
4 |
4 |
1 |
4 |
3 |
4 |
1 |
2 |
4 |
4 |
1 |
4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 | |
|
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
1 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
1 |
3 | |
|
4 |
1 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
1 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 | |
|
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 | |
|
1 |
3 |
3 |
4 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
4 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 | |
|
4 |
2 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 | |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
4 |
4 |
4 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
4 |
1 |
4 |
4 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
- звезды | |
- предпочитаемые | |
- принимаемые | |
- игнорируемые |
Рис. 2.1 Социограмма
Тест на выявление школьной тревожности Филипса
Инструкция: Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны.
Опросник: