Социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 04:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: формирование социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе.
Задачами нашего исследования являются:
Охарактеризовать девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности.
Рассмотреть особенности и динамику развития девиантного поведения в подростковом возрасте.
Рассмотреть технологию работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.
Провести диагностику девиаций среди подростков в условиях школы.
Составить модель по диагностике и коррекции девиантного поведения в условиях школы.

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 228.82 Кб (Скачать файл)

Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик и даже рукоприкладство), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя.

Диагностическое исследование показало, что проблема девиантного поведения в средней общеобразовательной школе является весьма актуальной. Для того, чтобы помочь детям с отклоняющимся поведением, необходимо как можно раньше провести диагностику, а затем по результатам проводить коррекционные мероприятия.

 Задача социального  педагога состоит именно в  том, чтобы установить доверительные  отношения с "трудным" подростком  и способствовать его развитию, а также создать благоприятные  условия для саморазвития и  становления самосознания.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. «О национальной стратегиии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»[Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  2. «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  3. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. От 07.05.2013). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  4. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. От 05.04.2013). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  5. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников.2009. № 2.С.15-20.
  6. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М.: Просвещение, 2000. 440 с.
  7. Воронцова М.В. Профилактика и коррекция девиантного и делинквентного поведения. Таганрог : Рос. Гос. Соц. Ун-т, 2009. 290 с.
  8. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. / Под ред. Рожкова М.И.  М.: Академия, 2001. 240 с.
  9. Зикратов В. Социальная педагогика // Девиантно-делинквентное поведение детей и подростков. 2008. №1.С.32-34.
  10. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер, 2011. 351 с.
  11. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2003. 288 с.
  12. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод. Пособие. М.: Академия, 2002. 191 с.
  13. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. М.: Академия, 2009. 275 с.
  14. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Книга для учителя. М.: Академия, 2009. 304 с.
  15. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. 252 с.
  16. Краткий словарь современных понятий и терминов. М.: Республика, 2007. 1218 с.
  17. Липунова О.В. Девиантное поведение подростков Комсомольск-на-Амуре :Амурский гуманитарно-пед. Гос. Ун-т, 2007. 135 с.
  18. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: из-во МГУ, 1983. 318 с.
  19. Методика и технология работы социального педагога./Под ред. Галагузовой М.А. М.: Академия, 2002. 192 с.
  20. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Просвещение, 2003. 272 с.
  21. Натанзон Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся: Пособие для учителей. Кишинев,  2004. 126 с.
  22. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.  М.: Сфера, 2001.482 с.
  23. Протасова И. Социальная педагогика // Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях образовательного учреждения. 2008г. №3.С. 23-25.
  24. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. / Под ред. Фоминой А.Б. М.: Академия, 2007. 375 с.
  25. Социальная педагогика./Под ред. Галагузовой М.А. М.: Академия , 2000. 416 с.
  26. Социально-педагогические, психологические и этнические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях./Под общ. Ред. Ю.И. Юрички, В.Я. Бабенко. Уфа: Моск. Гос. Открытый пед. Ун-т. Фил. В г. Уфе, 2002. 199 с.
  27. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 2006. 192 с.
  28. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.272 с.
  29. Энциклопедический словарь социальной работы. /Под ред. Кунельского Л.Э. и Мацковской М.С.  М: Просвещение, 2008. 939 с.

 

 

Глоссарий

 

Понятие

Определение

1.

Аддиктивное поведение

- одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление  уйти от реальности путем изменения  своего психического состояния  приемом некоторых веществ или  постоянной фиксацией внимания  на определенных предметах или  активностях (видах деятельности), сопровождающихся  развитием интенсивных эмоций.

2.

Асоциальное поведение

- это такое поведение, которое не соответствует существующим  в обществе социальным и правовым  нормам, идет вразрез с обычаями  и традициями той социальной  или национальной группы, к которой  принадлежит человек.

3.

Аутоагрессивное поведение

- это действия, направленные  на нанесение какого-либо ущерба  своему психическому или соматическому  здоровью.

4.

Девиантное поведение

- это поведение, отклоняющееся  от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и  устоявшихся норм в определенных  сообществах в определенный период  их развития.

5.

Деликвентное поведение

- это поведение, нарушающее  правовые нормы, угрожающее общественному  порядку и благополучию окружающих  людей.

6.

Психологическая коррекция

- это деятельность, направленная  на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели.

7.

Метод

- способ достижения какой-либо  цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций  практического или теоретического  освоения (познания)действительности.

9.

Профилактика

- совокупность предупредительных  мероприятий.

10.

Социальная дезадаптация

- это частичная или  полная утрата человеком способности  приспосабливаться к условиям социальной среды.

11.

Социально-педагогические технологии

- совокупность воздействующих  на сознание, поведение и деятельность  человека как члена социума  в процессе его социализации, адаптации, в новых социальных  условиях и в социально-ориентированных  видах деятельности.

12.

Суицидальное поведение

- это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

13.

Технология

- это способ осуществления  деятельности на основе ее  рационального расчленения на  процедуры и операции с их  последующей координацией и выбора  оптимальных средств и методов их выполнения.

14.

Трудновоспитуемость

- это стойкая форма  делинквентного поведения, при которой  нарушена социальная адаптация, вне связи с болезненным изменением  психики.


 

 

Приложение 1

Таблица 1

 

Классификация социальных технологий

Основания классификации

Виды социальных технологий

1.Сферы применения

Глобальные. Универсальные. Региональные.

2. Объекты

Групповые. Общинные. Индивидуальные.

3.Характер решаемых задач

Организационные. Обучающие (информационные). Инновационные (поисковые). Социальное моделирование. Социальное прогнозирование.

4.Область заимствования  методов

Социально-медицинские. Социально-психологические.

Социально-педагогические:

социально-педагогическая профилактика; социально-педагогическая поддержка; психолого-педагогическая коррекция социальной ситуации развития ребенка; социальная защита детства; социально-педагогическая реабилитация детей и подростков.

5.Направления социальной  защиты

Собственно социальные работы:

социальная диагностика (экспертиза); социальная профилактика; социальный контроль (надзор); социальная реабилитация; социальная адаптация; социальный патронаж (опека); социальное обеспечение; социальная терапия; социальное консультирование.


 

 

Приложение 2

Таблица 2

Классификация основных методов, используемых социальным педагогом

Методы

Социальной работы

Психологические

Педагогические

Методы социальной диагностики

Интервью

Мониторинг

Социологический опрос

Экспертная оценка

Экспертный прогноз

Биографический метод

Методы социальной профилактики

Превентивный метод

Социальная терапия

Социодрама

Группа поддержки

Методы социального контроля

Социальный надзор

Социальная опека

Социально-медицинский уход

Социальное обслуживание

Методы социальной реабилитации

Трудотерапия

Статусное перемещение

Групповая терапия

Кризисная интервенция

Социально-экономические методы

Метод льгот и пособий

Метод компенсаций

Социальный патронаж

Медицинский патронаж

Социально-экономические санкции

Организационно-распорядительные методы

Регламентирование

Нормирование

Инструктирование

Критика

Контроль и проверка исполнения

Психодиагностические

Тесты интеллекта и способностей

Личностные опросники

Тесты достижений

Проективные тесты

Рисуночные тесты

Социометрия

Психокоррекционные

ПсихогимнатискаИгровая коррекция

Игротерапия

Арттерапия

Диагностический обучающий эксперимент

Социально-психологический тренинг

Тренинг поведения

Методы психологического консультирования

Эмпатическое слушание

Интерпретация

Идентификация

Фасилитация

Выдвижение гипотез

Методы психотерапии

Суггестия

Самовнушение

Рационализация

Транзактный анализ

Групповая терапия

Поведенческая терапия

Семейная психотерапия

Организационные

Педагогический эксперимент

Педагогической диагностики

Педагогическое наблюдение

Естественный эксперимент

Обучения

Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция)

Наглядные (иллюстрация,демонстрация, работа с учебником)

Практические (упражнения, лабораторные и практические работы, дидактические игры, творческие задания и проблемные ситуации)

Воспитания

Положительный пример

Убеждение

Приучение

Поощрение и наказание

Внушение

Упражнение

Перспектива

Игра

Доверие

Организация успеха

Самовоспитание

Социально-педагогические методы

Методы как элемент социального воспитания

Метод мотивирования и приобщения к действию

Метод репродуцирования

Метод закрепления и обогащения

Метод содействия и сотворчества

Методы воздействия

Методы, воздействующие на сознание

Методы, воздействующие на чувства

Методы, воздействующие на поведение

Методы организации социально-педагогического взаимодействия

Методы целеполагания

Методы ценностного ориентирования

Методы организации деятельности

Методы общения

Методы оценки

Методы самореализации


 

 

 

Приложение 3

Таблица 3

Социометрия 7 «В»

Код ребенка.

 

7 «В» класс

1.  001

2. 002

3.  003

4.  004

5.  005

6.  006

7.  007

8.  008

9.  009

10.  010

11.  011

12.  012

13.  013

14.  014

15.   015

16.  016

17.  017

18 .  018

19.   019

20.  020

21.  021

22.  022

23.  023

24.  024

25.  025

26.  026

27.  027

28.  028

29.  029

30. 030

  1. 001
 

4

4

4

2

1

3

3

2

1

4

4

1

4

4

2

3

1

1

1

3

1

4

2

3

4

1

4

1

3

  1. 002

2

 

2

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

3

4

4

3

4

3

1

4

3

3

3

3

  1. 003
                                                           
  1. 004
                                                           
  1. 005

3

3

2

3

 

3

2

2

3

4

4

4

2

4

1

3

1

2

3

3

1

3

1

2

2

4

2

2

2

2

  1. 006

1

3

3

3

4

 

4

3

2

1

4

1

2

4

4

3

4

1

2

3

2

2

4

1

4

4

3

4

2

2

  1. 007
                                                           
  1. 008

3

3

4

4

2

2

3

 

1

2

4

4

2

4

4

3

2

1

3

4

2

4

3

2

4

4

2

4

4

2

  1. 009

2

2

3

2

3

2

2

1

 

3

3

3

2

3

3

3

2

1

3

3

2

2

2

2

3

2

2

3

2

2

  1. 010

2

3

3

3

3

1

3

3

3

 

4

4

4

4

4

1

3

3

3

3

3

1

4

4

3

4

3

4

2

4

  1. 011

3

4

4

4

2

3

2

3

3

4

 

4

2

4

4

3

4

3

4

4

2

4

2

4

4

4

4

4

4

4

  1. 012
                                                           
  1. 013

2

2

2

2

2

1

4

2

2

4

4

4

 

4

4

4

4

2

4

4

1

4

2

4

2

4

4

4

4

4

  1. 014

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

 

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

  1. 015

4

2

2

2

2

4

2

2

4

4

2

4

1

4

 

3

1

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

1

4

4

  1. 016

2

3

3

4

3

1

3

2

3

1

3

4

3

4

4

 

3

3

3

3

2

1

4

2

3

4

4

4

2

2

  1. 017

3

3

3

3

2

3

3

2

2

3

4

4

2

3

1

3

 

2

3

3

2

3

3

3

2

4

3

2

3

3

  1. 018

1

3

4

4

3

1

2

2

1

3

4

2

4

4

4

4

2

 

3

1

3

1

4

3

4

3

1

4

2

3

Код ребенка

  1. 001
  1. 002
  1. 003
  1. 004
  1. 005
  1. 006
  1. 007
  1. 008
  1. 009
  1. 010
  1. 011
  1. 012
  1. 013
  1. 014
  1. 015
  1. 016
  1. 017
  1. 018
  1. 019
  1. 020
  1. 021
  1. 022
  1. 023
  1. 024
  1. 025
  1. 026
  1. 027
  1. 028

    29. 029

30. 030

  1. 019

1

4

4

2

3

2

3

3

3

2

2

4

4

4

4

3

3

1

 

2

2

3

4

3

3

4

3

4

2

3

  1. 020

2

4

4

4

4

2

3

2

1

2

4

2

2

4

4

2

2

1

2

 

2

1

4

2

2

2

3

4

2

1

  1. 021

2

4

4

4

2

2

3

2

2

4

3

4

1

4

3

2

3

2

3

3

 

3

4

1

1

4

3

4

2

2

  1. 022

1

3

3

3

3

1

3

3

2

1

2

2

3

4

4

1

3

1

2

2

3

 

4

2

3

3

2

4

2

4

  1. 023

1

4

1

2

1

2

4

1

1

4

4

4

1

4

3

4

1

2

4

4

1

4

 

4

1

2

3

3

3

1

  1. 024

1

3

3

3

3

1

4

2

2

4

4

1

2

4

4

2

2

1

2

1

2

2

4

 

3

4

2

4

1

3

  1. 025

4

1

3

4

4

4

2

4

4

4

4

3

4

4

1

4

3

4

4

4

4

4

3

4

 

4

4

4

4

3

  1. 026

3

4

3

3

3

3

2

1

1

3

3

4

3

4

3

3

3

2

3

3

2

2

2

3

3

 

3

3

3

2

  1. 027

1

3

3

4

3

1

3

3

3

1

4

2

3

4

4

2

3

1

1

1

1

1

3

2

1

3

 

3

1

3

  1. 028

4

2

4

2

3

2

3

4

3

3

4

3

2

3

2

2

2

1

3

4

2

4

4

4

4

4

4

 

4

3

  1. 029
                                                           
  1. 030

4

4

4

1

2

1

1

1

1

2

4

4

1

4

4

4

1

1

2

1

1

1

2

3

2

2

3

2

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4


 

- звезды

- предпочитаемые

- принимаемые

- игнорируемые



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1 Социограмма

Приложение 5

 

Тест на выявление школьной тревожности Филипса

Инструкция: Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны.

Опросник:

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Информация о работе Социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе