Социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 04:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: формирование социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе.
Задачами нашего исследования являются:
Охарактеризовать девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности.
Рассмотреть особенности и динамику развития девиантного поведения в подростковом возрасте.
Рассмотреть технологию работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.
Провести диагностику девиаций среди подростков в условиях школы.
Составить модель по диагностике и коррекции девиантного поведения в условиях школы.

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 228.82 Кб (Скачать файл)

Поэтому работа социального педагога с такими подростками должна заключаться в раннем выявлении причин девиантного поведения (диагностика) и коррекции отклоняющегося поведения.

 

Глава 2. Экспериментальная деятельность по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе

2.1 Диагностика  девиаций среди подростков в  условиях школы

 

Следующим этапом нашего исследования был констатирующий эксперимент. В соответствии с поставленной целью, задачами и гипотезой исследования мы определили  цели констатирующего эксперимента:

  1. Проведение диагностик на выявление девиантного поведения у подростков;
  2. Составление модели по  диагностике и коррекции девиантного поведения в средней школе.

Проведение экспериментальной работы проходило на базе МБОУ СОШ №3 г. Южно-Сахалинска. В нем участвовали ученики 7 «В» класса. Возраст детей 13 - 14 лет. Количество детей, участвующих в эксперименте -30 человек.

Для проведения констатирующего эксперимента были использованы следующие методики:

  1. Метод социометрии55.
  2. Тест на выявление школьной тревожности Филипса56.
  3. Тест Шмишека детский вариант57.
  4. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева)58.
  5. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)59.

 Первым этапом констатирующего  эксперимента было исследование  социометрического статуса каждого  ученика в  классе, выявление референтных групп общения, изучение  эмоциональной атмосферы в  классе и выявление школьной тревожности, определение акцентуаций характера, выявление склонности к враждебности, мстительности, обидчивости и к  отклоняющемуся поведению. Для достижения целей мы использовали следующие диагностики:

  1. Метод социометрии.

Цель исследования:диагностика социометрического статуса каждого ученика в классе, выявление референтных групп общения, изучение  эмоциональной атмосферы в  классе и решения  следующих задач:

  • измерение  степени сплоченности-разобщенности в клаcсе;
  • выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры,  отвергнутые);
  • обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Анализируя результаты, полученные в результате проведения диагностики социометрического статуса, можно сделать вывод о том, что лидеры составляют -0%, предпочитаемые- 17%, принимаемые- 43% и игнорируемые- 40% - Таблица 3 (Приложение3) и рис. 2.1 (Приложение 4).

Из данных социометрии следует, что в данном классе больше всего детей со статусами принимаемые и игнорируемые.

  1. Тест на выявление школьной тревожности Филипса.

Цель исследования: определение уровня и характера тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Описание диагностики представлено в Приложении 5.

Анализируя результаты, полученные в результате проведения диагностики социометрического статусав Таблице 4 (Приложение 6), можно сделать вывод о том, что высокий уровень общей тревожности у -27%, тревожности в школе- 30%, переживания социального стресса- 37%, фрустрации потребности в достижении успеха- 60%, страха самовыражения- 60%, страха ситуации проверки знаний- 50%, страха не соответствовать ожиданиям окружающих- 43%, низкая физическая сопротивляемость стрессу- 27%, проблемы и страхи в отношениях с учителями- 60%.

Основными видами тревожности у детей данного класса являются потребность в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний и страхи в отношения с учителями.

  1. Тест Шмишека детский вариант.

Цель:определение акцентуаций личности.

Описание диагностики представлено в Приложении 7.

Результаты исследования акцентуаций характера  и личности Шмишекапредставлены в таблице 5 (Приложение 8).

Из результатов проведенной диагностики следует, что детей с демонстративным типом- 23%, с застревающим типом- 17%, с педантичны типом- 17%,  с возбудимым типом- 47%,  с гипертимным типом- 53%,  с дистимным типом- 10%, с тревожно-боязливым типом- 7%, саффективно-экзальтированным типом- 57%, с эмотивным типом- 57%, с циклотимным типом- 63%.

Из данных диагностики следует, что основными типами акцентуаций у детей данного класса являются гипертимный, экзальтированный, эмотивный и циклотимный типы.

  1. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева).

Шкалы обидчивости и мстительности

Цель: определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность.

Шкала вспыльчивости

Цель: диагностика уровня эмоциональной возбудимости методом самооценки.

Описание диагностики представлено в Приложении 9.

Из проведенной диагностики мы выявили, что детей с высокой степенью обидчивости- 37%, с высокой степенью мстительности- 47%, враждебности- 47% , вспыльчивости- 77%

Результаты диагностики личностной агрессивности и конфликтности представлены в таблице 6 (Приложение 10).

Из данных этой диагностики следует, что в классе больше всего детей с высокой степенью вспыльчивости.

5. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).

Цель: выявление склонности к отклоняющемуся поведению у подростков.

Описание диагностики представлено в Приложении 11.

Из результатов диагностики склонности к отклоняющемуся поведению мы выявили, что детей с повышенной и высокой степенью склонности к преодолению норм и правил- 30%, склонности к аддиктивному поведению- 37%, с высокой и повышенной  степенью склонности к самоповреждению и саморазрушению- 30%, склонности к агрессии и насилию- 37% , склонности к волевому контролю эмоциональных реакций- 30% ,  склонности к делинквентному поведению –37%.

Из этого следует, что каждый третий ребенок в данном классе склонен к аддиктивному поведению, к агрессии и насилию и к деликвентному поведению.

Результаты исследования склонности к отклоняющемуся поведению представлены в таблице 7 (Приложение 12).

Таким образом, проанализировав результаты диагностики, нами была выявлена группа детей со склонностью к отклоняющемуся поведению. После этого мы перешли к составлению модели социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе.

 

2.2 Модель социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней школе

 

На основе результатов исследования нами была разработана модель социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе.

Цель: формирование целостной структуры работы социального педагога по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе.

Задачи:

  • выявить существующие личностные установки учащихся;
  • подобрать систему методов, диагностирующих склонность к девиантному поведению;
  • систематизировать методы по коррекции девиантного поведения.

Проблема

Механизм решения

Специалисты

Ожидаемые результаты

Диагностический этап

I Работа с подростками

Пропуски занятий

  1. Диагностика уровня школьной тревожности Филипса
  2. Беседа о причинах пропусков уроков
  3. Социальный патронат

Социальный педагог

  1. Получение информации о причинах пропусков.
  2. Изучение социально-бытовых условий жизни.

Конфликты между учениками в классе

  1. Метод социометрии
  2. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева)

Социальный педагог

  1. Получение информации о социометрическом статусе каждого ученика в классе.
  2. Выявление референтных групп общения.
  3. Изучение эмоциональной атмосферы в классе.
  4. Измерение степени сплоченности-разобщенности в клаcсе.
  5. Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, отвергнутые).
  6. Определение склонности человека к враждебности.
  7. Диагностика уровня эмоциональной возбудимости.

Отклонения в поведении на уроках, на перемене, употребление ПАВ

  1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)

Социальный педагог

  1. Выявление склонности к отклоняющемуся поведению у подростков,
  2. Определение акцентуаций личности.

II Работа с родителями

Незнание возрастных особенностей ребенка и стилей семейного воспитания

  1. Проведение родительского собрания с целью выявления взаимоотношений между родителями и детьми и выявления стилей семейного воспитания.

Социальный педагог

  1. Улучшить знания об особенностях подросткового возраста и стилях семейного воспитания.

Аналитический этап

Анализ и обобщение результатов диагностики

Наличие разрозненной информации, полученной в результате диагностики

  1. Анализ
  2. Обобщение информации

Социальный педагог

  1. Постановка социально-педагогического диагноза.
  2. Разработка программы коррекционно-профилактической работы.

Коррекционный этап

I Работа с подростками

Проявления агрессии по отношению к сверстникам и учителям

  1. Проведение тренингов на снятие агрессии, на сплочение коллектива

Социальный педагог

Педагог-психолог

  1. Уменьшение агрессивности
  2. Сплочение коллектива.

Употребление ПАВ

  1. Показ фильмов о вреде ПАВ.
  2. Проведение акций «Меняем сигарету на конфету»
  3. Привлечение детей к внеурочной деятельности:
  • кружки;
  • студии;
  • спортивные секции.

Социальный педагог

Педагог-организатор

  1. Уменьшение количества детей, употребляющих ПАВ
 

Неразвитость социально-приемлемых личностных качеств

  1. Создание личностно-значимой модели «Мои приоритеты»
  2. Тренинг коммуникативного общения

Социальный педагог

  1. Развитие навыков социальной коммуникации.
  2. Осознание личностно-значимой цели обучения.

II. Работа с учреждениями  дополнительного образования и  досуговой деятельности

Организация посредничества между детьми и социумом

  1. Экскурсии в Сахалинском областном зоопарке
  2. Экскурсии в Сахалинском областном краеведческом музее
  3. Посещение мероприятий в Драматическом театре им. А.П. Чехова и в ДК «Родина»
  4. Восхождение на пик им. Чехова.

Социальный педагог

Классные руководители

  1. Расширение кругозора.
  2. Приобщение к общественно-полезным и интересным мероприятиям, проходящим в городе.
  3. Знание культуры и природы своей малой родины.

III. Работа с родителями 

Незнание особенностей возраста ребенка

Родительский лекторий:

  1. «Психологические особенности подростков»;
  2. «Стили семейного воспитания» и др.

Социальный педагог

Педагог-психолог

  1. Повышение уровня знаний об особенностях возраста ребенка
  2. Выбор правильного стиля воспитания.

Недостаточный контроль над поведением детей со стороны родителей

  1. Социальный патронат

Социальный педагог

Классный руководитель

КДН

  1. Осознание родителями своих функций по воспитанию детей
  2. Повышение родительской ответственности

Психолого-педагогическая неграмотность родителей

  1. Индивидуальное консультирование;
  2. Индивидуальные беседы о проблемах воспитания
  3. Тренинговые занятия о стилях семейного воспитания.

Социальный педагог

  1. Повышение уровня знаний о воспитании детей.

Заключительный этап

Оценка эффективности коррекционной работы

  1. Проведение повторной диагностики с иcпользование методов диагностического этапа
  2. Мониторинг результатов

Социальный педагог

  1. Определение эффективности коррекционной работы

 

Краткие выводы по главе 2

 

Мы провели следующие диагностики: Метод социометрии, тест на выявление школьной тревожности Филипса, тест Шмишека детский вариант, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева), методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).

Из диагностик мы выявили, что в классе 40% отверженных, 30% детей с высокой тревожностью в школе,60 % ребят, имеющих проблемы с учителями, 77%  ребят с высокой степенью вспыльчивости и 37% склонны к отклоняющемуся поведению.

Затем мы составили модель диагностики и коррекции девиантного поведения в средней школе, опираясь на которую мы будем в дальнейшем работать с девиантными подростками.

 

 

Заключение

 

На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический.

Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения. Данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступностью – поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.

Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер.

Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

Отклоняющееся поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиантное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но и самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

Информация о работе Социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе