Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 04:08, дипломная работа
Цель исследования: формирование социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе.
Задачами нашего исследования являются:
Охарактеризовать девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности.
Рассмотреть особенности и динамику развития девиантного поведения в подростковом возрасте.
Рассмотреть технологию работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.
Провести диагностику девиаций среди подростков в условиях школы.
Составить модель по диагностике и коррекции девиантного поведения в условиях школы.
Поэтому работа социального педагога с такими подростками должна заключаться в раннем выявлении причин девиантного поведения (диагностика) и коррекции отклоняющегося поведения.
Следующим этапом нашего исследования был констатирующий эксперимент. В соответствии с поставленной целью, задачами и гипотезой исследования мы определили цели констатирующего эксперимента:
Проведение экспериментальной работы проходило на базе МБОУ СОШ №3 г. Южно-Сахалинска. В нем участвовали ученики 7 «В» класса. Возраст детей 13 - 14 лет. Количество детей, участвующих в эксперименте -30 человек.
Для проведения констатирующего эксперимента были использованы следующие методики:
Первым этапом
Цель исследования:диагностика социометрического статуса каждого ученика в классе, выявление референтных групп общения, изучение эмоциональной атмосферы в классе и решения следующих задач:
Анализируя результаты, полученные в результате проведения диагностики социометрического статуса, можно сделать вывод о том, что лидеры составляют -0%, предпочитаемые- 17%, принимаемые- 43% и игнорируемые- 40% - Таблица 3 (Приложение3) и рис. 2.1 (Приложение 4).
Из данных социометрии следует, что в данном классе больше всего детей со статусами принимаемые и игнорируемые.
Цель исследования: определение уровня и характера тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.
Описание диагностики представлено в Приложении 5.
Анализируя результаты, полученные в результате проведения диагностики социометрического статусав Таблице 4 (Приложение 6), можно сделать вывод о том, что высокий уровень общей тревожности у -27%, тревожности в школе- 30%, переживания социального стресса- 37%, фрустрации потребности в достижении успеха- 60%, страха самовыражения- 60%, страха ситуации проверки знаний- 50%, страха не соответствовать ожиданиям окружающих- 43%, низкая физическая сопротивляемость стрессу- 27%, проблемы и страхи в отношениях с учителями- 60%.
Основными видами тревожности у детей данного класса являются потребность в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний и страхи в отношения с учителями.
Цель:определение акцентуаций личности.
Описание диагностики представлено в Приложении 7.
Результаты исследования акцентуаций характера и личности Шмишекапредставлены в таблице 5 (Приложение 8).
Из результатов проведенной диагностики следует, что детей с демонстративным типом- 23%, с застревающим типом- 17%, с педантичны типом- 17%, с возбудимым типом- 47%, с гипертимным типом- 53%, с дистимным типом- 10%, с тревожно-боязливым типом- 7%, саффективно-экзальтированным типом- 57%, с эмотивным типом- 57%, с циклотимным типом- 63%.
Из данных диагностики следует, что основными типами акцентуаций у детей данного класса являются гипертимный, экзальтированный, эмотивный и циклотимный типы.
Шкалы обидчивости и мстительности
Цель: определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность.
Шкала вспыльчивости
Цель: диагностика уровня эмоциональной возбудимости методом самооценки.
Описание диагностики представлено в Приложении 9.
Из проведенной диагностики мы выявили, что детей с высокой степенью обидчивости- 37%, с высокой степенью мстительности- 47%, враждебности- 47% , вспыльчивости- 77%
Результаты диагностики личностной агрессивности и конфликтности представлены в таблице 6 (Приложение 10).
Из данных этой диагностики следует, что в классе больше всего детей с высокой степенью вспыльчивости.
5. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).
Цель: выявление склонности к отклоняющемуся поведению у подростков.
Описание диагностики представлено в Приложении 11.
Из результатов диагностики склонности к отклоняющемуся поведению мы выявили, что детей с повышенной и высокой степенью склонности к преодолению норм и правил- 30%, склонности к аддиктивному поведению- 37%, с высокой и повышенной степенью склонности к самоповреждению и саморазрушению- 30%, склонности к агрессии и насилию- 37% , склонности к волевому контролю эмоциональных реакций- 30% , склонности к делинквентному поведению –37%.
Из этого следует, что каждый третий ребенок в данном классе склонен к аддиктивному поведению, к агрессии и насилию и к деликвентному поведению.
Результаты исследования склонности к отклоняющемуся поведению представлены в таблице 7 (Приложение 12).
Таким образом, проанализировав результаты диагностики, нами была выявлена группа детей со склонностью к отклоняющемуся поведению. После этого мы перешли к составлению модели социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе.
На основе результатов исследования нами была разработана модель социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе.
Цель: формирование целостной структуры работы социального педагога по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе.
Задачи:
Проблема |
Механизм решения |
Специалисты |
Ожидаемые результаты | ||||
Диагностический этап | |||||||
I Работа с подростками | |||||||
Пропуски занятий |
|
Социальный педагог |
| ||||
Конфликты между учениками в классе |
|
Социальный педагог |
| ||||
Отклонения в поведении на уроках, на перемене, употребление ПАВ |
|
Социальный педагог |
| ||||
II Работа с родителями | |||||||
Незнание возрастных особенностей ребенка и стилей семейного воспитания |
|
Социальный педагог |
| ||||
Аналитический этап Анализ и обобщение результатов диагностики | |||||||
Наличие разрозненной информации, полученной в результате диагностики |
|
Социальный педагог |
| ||||
Коррекционный этап | |||||||
I Работа с подростками | |||||||
Проявления агрессии по отношению к сверстникам и учителям |
|
Социальный педагог Педагог-психолог |
| ||||
Употребление ПАВ |
|
Социальный педагог Педагог-организатор |
|
||||
Неразвитость социально-приемлемых личностных качеств |
|
Социальный педагог |
| ||||
II. Работа с учреждениями дополнительного образования и досуговой деятельности | |||||||
Организация посредничества между детьми и социумом |
|
Социальный педагог Классные руководители |
| ||||
III. Работа с родителями | |||||||
Незнание особенностей возраста ребенка |
Родительский лекторий:
|
Социальный педагог Педагог-психолог |
| ||||
Недостаточный контроль над поведением детей со стороны родителей |
|
Социальный педагог Классный руководитель КДН |
| ||||
Психолого-педагогическая неграмотность родителей |
|
Социальный педагог |
| ||||
Заключительный этап | |||||||
Оценка эффективности коррекционной работы |
|
Социальный педагог |
|
Мы провели следующие диагностики: Метод социометрии, тест на выявление школьной тревожности Филипса, тест Шмишека детский вариант, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева), методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).
Из диагностик мы выявили, что в классе 40% отверженных, 30% детей с высокой тревожностью в школе,60 % ребят, имеющих проблемы с учителями, 77% ребят с высокой степенью вспыльчивости и 37% склонны к отклоняющемуся поведению.
Затем мы составили модель диагностики и коррекции девиантного поведения в средней школе, опираясь на которую мы будем в дальнейшем работать с девиантными подростками.
На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический.
Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения. Данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступностью – поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.
Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер.
Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.
Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.
Отклоняющееся поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиантное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но и самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.