Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 04:08, дипломная работа
Цель исследования: формирование социально-педагогической деятельности по диагностике и коррекции девиантного поведения в средней общеобразовательной школе.
Задачами нашего исследования являются:
Охарактеризовать девиантное поведение как предмет социально-педагогической деятельности.
Рассмотреть особенности и динамику развития девиантного поведения в подростковом возрасте.
Рассмотреть технологию работы социального педагога с девиантными подростками в условиях школы.
Провести диагностику девиаций среди подростков в условиях школы.
Составить модель по диагностике и коррекции девиантного поведения в условиях школы.
Обработка результатов и интерпретация:
Ответы, не совпадающие с ключом, свидетельствуют о наличии у ребенка проявлений тревожности. При обработке результатов подсчитывается:
1) Общее число несовпадений по всему тесту: если она больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если более 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.
2) Число совпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется по той же схеме, что и в первом случае.
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального
стресса – эмоциональное
3. Фрустрация потребности
в достижении успеха - неблагоприятный
психический фон, не позволяющий
ребенку развивать свои
4. Страх самовыражения - негативные
эмоциональные переживания
5. Страх ситуации проверки
знаний - негативное отношение и
переживание тревоги в
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу - особенности
психофизиологической
8. Проблемы и страхи
в отношениях с учителями - общий
негативный эмоциональный фон
отношений со взрослыми в
Факторы |
№ вопросов |
|
2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49,
50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; |
|
5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; |
|
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; |
|
27, 31, 34, 37, 40, 45; |
|
2, 7, 12, 16, 21, 26; |
|
3, 8, 13, 17, 22; |
|
9, 14, 18, 23, 28; |
|
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; |
Таблица 4
Результат диагностики на школьную тревожность по Филипсу 7 «В» класс
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
Общая тревожность |
Общая тревожность в школе |
Переживание социального стресса |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
Страх самовыражения |
Страх ситуации проверки знаний |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
Низкая физическая сопротивляемость стрессу |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |||||||||
001 |
45 |
78% |
19 |
86% |
9 |
82% |
7 |
54% |
5 |
83% |
4 |
67% |
5 |
100% |
4 |
80% |
5 |
62% | |
002 |
28 |
48% |
9 |
41% |
6 |
55% |
3 |
38% |
5 |
83% |
3 |
50% |
4 |
80% |
1 |
20% |
9 |
25% | |
003 |
31 |
53% |
5 |
23% |
10 |
91% |
5 |
38% |
6 |
100% |
3 |
50% |
3 |
60% |
2 |
40% |
4 |
50% | |
004 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
005 |
31 |
53% |
13 |
59% |
6 |
55% |
6 |
46% |
3 |
50% |
6 |
100% |
4 |
80% |
3 |
60% |
4 |
50% | |
006 |
35 |
60% |
17 |
77% |
5 |
45% |
5 |
38% |
5 |
83% |
5 |
83% |
4 |
80% |
4 |
80% |
5 |
62% | |
007 |
21 |
36% |
7 |
32% |
4 |
36% |
3 |
32% |
4 |
67% |
2 |
33% |
1 |
20% |
2 |
40% |
3 |
38% | |
008 |
27 |
47% |
5 |
23% |
8 |
73% |
7 |
54% |
4 |
67% |
1 |
17% |
5 |
100% |
1 |
20% |
4 |
50% | |
009 |
17 |
29% |
6 |
27% |
3 |
27% |
4 |
31% |
2 |
33% |
2 |
40% |
0 |
0 |
3 |
38% |
2 |
25% | |
010 |
21 |
36% |
9 |
41% |
3 |
27% |
4 |
31% |
4 |
67% |
3 |
50% |
0 |
0 |
1 |
20% |
2 |
25% | |
011 |
24 |
41% |
5 |
23% |
9 |
82% |
6 |
46% |
3 |
50% |
2 |
33% |
3 |
60% |
1 |
20% |
3 |
38% | |
012 |
29 |
50% |
10 |
45% |
5 |
45% |
6 |
46% |
5 |
83% |
3 |
50% |
4 |
80% |
1 |
20% |
4 |
50% | |
013 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
014 |
27 |
47% |
7 |
32% |
8 |
73% |
7 |
54% |
3 |
50% |
1 |
17% |
2 |
40% |
2 |
40% |
5 |
62% | |
015 |
38 |
66% |
17 |
77% |
7 |
64% |
6 |
46% |
6 |
100% |
4 |
67% |
4 |
80% |
3 |
60% |
4 |
50% | |
016 |
31 |
53% |
12 |
55% |
5 |
45% |
6 |
46% |
6 |
100% |
5 |
83% |
4 |
80% |
1 |
20% |
6 |
75Е% | |
017 |
10 |
17% |
2 |
9% |
2 |
18% |
6 |
46% |
0 |
0 |
1 |
17% |
1 |
20% |
0 |
0 |
4 |
50% | |
018 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
019 |
14 |
24% |
7 |
32% |
3 |
27% |
1 |
8% |
3 |
50% |
1 |
17% |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
12% | |
020 |
9 |
16% |
2 |
9% |
3 |
27% |
2 |
15% |
1 |
17% |
1 |
17% |
0 |
0 |
1 |
20% |
3 |
38% | |
021 |
9 |
16% |
3 |
14% |
2 |
18% |
4 |
31% |
0 |
0 |
3 |
50% |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
75% | |
022 |
9 |
16% |
3 |
14% |
2 |
18% |
1 |
8% |
2 |
33% |
1 |
17% |
3 |
60% |
0 |
0 |
5 |
62% | |
023 |
27 |
47% |
11 |
50% |
6 |
55% |
6 |
46% |
6 |
46% |
4 |
67% |
3 |
50% |
3 |
60% |
1 |
20% | |
024 |
25 |
46% |
9 |
41% |
5 |
45% |
7 |
54% |
3 |
50% |
2 |
33% |
4 |
80% |
0 |
0 |
5 |
62% | |
025 |
28 |
48% |
14 |
64% |
4 |
36% |
6 |
46% |
3 |
50% |
4 |
67% |
3 |
60% |
3 |
60% |
4 |
50% | |
026 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
027 |
24 |
41% |
8 |
36% |
5 |
45% |
6 |
46% |
3 |
50% |
5 |
83% |
2 |
40% |
1 |
20% |
5 |
62% | |
028 |
42 |
72% |
18 |
82% |
9 |
82% |
7 |
54% |
5 |
83% |
4 |
67% |
4 |
80% |
3 |
60% |
4 |
50% | |
029 |
27 |
47% |
12 |
55% |
6 |
55% |
3 |
23% |
2 |
33% |
3 |
50% |
2 |
40% |
4 |
80% |
4 |
50% | |
030 |
10 |
17% |
0 |
0 |
4 |
36% |
4 |
31% |
2 |
33% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
50% |
Тест Шмишека детский вариант
Описание методики:
Содержит 10 шкал в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей.
Инструкция:
Ответьте на 88 вопросов, касающихся различных сторон Вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+», если Вы согласны, или «—», если Вы не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь.
Текст вопросника (детский вариант)
1. Ты обычно спокоен, весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли ты можешь расплакаться?
4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?
6. Легко ли ты переходишь от радости к грустии наоборот?
7. Любишь ли ты быть главным в игре?
8. Бывают ли дни, когда без всяких причин ты на всех сердишься?
9. Серьезный ли ты человек?
10. Всегда ли ты стараешься
добросовестно выполнять
11. Умеешь ли ты придумывать новые игры?
12. Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?
13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези?
15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции,: в кружке?
16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?
17. Считают ли тебя ребята
чересчур старательным и
18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?
19. Можно ли сказать, что
большинство твоих знакомых
20. Бывает ли у тебя беспокойно на душе?
21. Тебе обычно немного грустно?
22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?
23. Тебе трудно оставаться на одном месте?
24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?
25. Приходилось ли тебе стрелять из рогатки в кошек?
26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?
27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?
28. Бывает ли тебе весело или грустно без причины?
29. Ты -- один из лучших учеников в классе?
30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
31. Легко ли ты можешь рассердиться?
32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
33. Умеешь ли ты веселить ребят?
34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?
35. Боишься ли ты крови?
36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
37. Заступишься ли ты за тех, с
кем поступили несправедливо?
38. Тебе неприятно войти в темную пустую комнату?
39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?
40. Легко ли ты знакомишься с людьми?
41, Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?
42. Ты когда-нибудь убегал из дома?
43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями так, что не мог пойти в школу?
44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?
45. Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой?
46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?
47. Любишь ли ты животных?
48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?
49. Кажется ли тебе иногда,
что с тобой или твоими
50. Твое настроение зависит от погоды?
51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос?
52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?
53. Нравится ли тебе быть среди ребят?
54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?
55. Можешь ли ты организовать игру, работу?
56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?
57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?
58. Бывает ли тебе трудно
уснуть из-за каких-нибудь
59. Подсказываешь ли ты, даешь списывать?
60. Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?
61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?
62. Бывает ли, что ты
ложишься спать с хорошим
63. Свободно ли ты себя
чувствуешь с незнакомыми
64. Бывает ли у тебя головная боль?
65. Часто ли ты смеешься?
66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?
67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?
69. Любишь ли ты природу?
70. Уходя из дома, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?
71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?
72. Меняется ли твое
настроение за праздничным
73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли читать стихи со сцены?
74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе не хочется ни с кем говорить?
75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?
76. Бывают ли у тебя
неожиданные переходы от
77. Умеешь ли ты развлекать гостей?
78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?
80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?
81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?
82. Часто ли тебе снятся страшные сны?
83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?
84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?
85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?
86. Совершаешь ли ты поступки, неожиданные для самого себя?
87. Обычно ты немногословен, молчалив?
88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене.
«Ключ»
При совпадении ответа на вопрос с «ключом», ответу присваивается один балл.
Максимальная сумма баллов после умножения — 24. Признаком акцентуации является величина, превосходящая 12 баллов.
Интерпретация:
Выделенные Шмишеком 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимный, аффективный, эмотивный).
Таблица 5
Код ребенка |
Демонстративность |
Застревание |
Педантичность |
Возбудимость |
Гипертимность |
Дистимичность |
Тревожность |
Экзальтированность |
Эмотивность |
Циклотимность |
001 |
6 |
8 |
4 |
12 |
9 |
12 |
4 |
24 |
18 |
9 |
002 |
20 |
14 |
12 |
18 |
15 |
9 |
8 |
12 |
12 |
18 |
003 |
18 |
12 |
6 |
12 |
18 |
12 |
8 |
24 |
21 |
18 |
004 |
14 |
18 |
12 |
12 |
15 |
12 |
8 |
12 |
12 |
21 |
005 |
8 |
10 |
14 |
18 |
9 |
6 |
12 |
6 |
21 |
24 |
006 |
16 |
8 |
10 |
15 |
12 |
9 |
6 |
18 |
18 |
15 |
007 |
4 |
12 |
6 |
18 |
9 |
6 |
18 |
6 |
18 |
21 |
008 |
18 |
8 |
18 |
9 |
9 |
18 |
0 |
12 |
6 |
3 |
009 |
10 |
6 |
4 |
9 |
12 |
6 |
4 |
24 |
18 |
9 |
010 |
8 |
14 |
10 |
18 |
18 |
3 |
6 |
18 |
12 |
6 |
011 |
6 |
14 |
8 |
15 |
24 |
9 |
6 |
18 |
15 |
24 |
012 |
20 |
18 |
16 |
21 |
21 |
9 |
12 |
18 |
18 |
21 |
013 |
8 |
14 |
4 |
15 |
9 |
21 |
18 |
6 |
9 |
3 |
014 |
12 |
8 |
8 |
3 |
21 |
6 |
4 |
12 |
15 |
15 |
015 |
16 |
20 |
16 |
18 |
15 |
10 |
6 |
24 |
15 |
21 |
016 |
12 |
8 |
14 |
9 |
12 |
3 |
8 |
12 |
15 |
24 |
017 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
018 |
6 |
10 |
8 |
3 |
9 |
9 |
12 |
18 |
21 |
6 |
019 |
6 |
8 |
4 |
15 |
21 |
3 |
14 |
18 |
12 |
18 |
020 |
2 |
0 |
6 |
18 |
18 |
3 |
0 |
12 |
18 |
15 |
021 |
4 |
6 |
10 |
12 |
9 |
3 |
2 |
24 |
15 |
3 |
022 |
6 |
8 |
8 |
3 |
15 |
6 |
6 |
24 |
12 |
9 |
023 |
12 |
18 |
12 |
9 |
18 |
3 |
8 |
18 |
15 |
21 |
024 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
025 |
8 |
14 |
12 |
15 |
18 |
0 |
12 |
24 |
9 |
18 |
026 |
16 |
12 |
14 |
21 |
15 |
3 |
0 |
18 |
12 |
21 |
027 |
14 |
12 |
18 |
4 |
18 |
12 |
3 |
18 |
15 |
24 |
028 |
6 |
16 |
2 |
15 |
18 |
15 |
8 |
12 |
15 |
21 |
029 |
6 |
14 |
8 |
12 |
24 |
9 |
12 |
18 |
12 |
15 |
030 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |