Социально-психологическая диагностика в профессиональной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 20:48, творческая работа

Описание работы

Представительной группой тестов, используемых в целях профессионального отбора, являются тесты общих способностей, или интеллектуальные тесты. Тесты общих способностей направлены на определение уровня развития познавательных психических процессов: мышления, памяти, воображения. Как правило, они используются в тех случаях, когда профессия требует высокого общего интеллектуального развития. Известна, например, практика использования при наборе персонала в финансово-инвестиционную компанию широко известных тестов Айзенка по определению коэффициента интеллектуального развития (IQ).

Содержание работы

Направленность психодиагностических методик на выявление особенностей психических процессов профессиональных действий.
Психодиагностика в профотборе и профориентации.
Связь работоспособности с темпераментом.
Тесты выявления предпочитаемых форм деятельности.
Тесты установления принадлежности человека к определенному психологическому типу. ДДО – дифференциально-диагностический опросник (Е. Л. Климов), опросник Холланда.

Файлы: 1 файл

Тема 12.docx

— 59.14 Кб (Скачать файл)

Выделяют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности и формирования индивидуального стиля большинства видов деятельности. Первый путь − профессиональный отбор, одна из задач которого − не допустить к той или иной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Его реализуют лишь при отборе на специальности, предъявляющие повышенные требования к профессионально значимым свойствам исполнителя.

Второй путь − приспособление темперамента к деятельности — заключается в развитии адаптационно-компенсаторных механизмов организма, приобретении профессиональных навыков и опыта работы.

Третий путь заключается в преодолении влияния тех или иных неадекватных свойств темперамента посредством формирования и закрепления положительного отношения к деятельности, доминирующей мотивации и установок, ценностных ориентаций.

Четвертый, ведущий и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к деятельности − это формирование индивидуального стиля деятельности.

Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью способны отдаваться делу, увлечься им. В это время они готовы преодолеть и действительно преодолевают трудности и препятствия на пути к цели. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они ничего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

Сангвинический темперамент. Представитель этого типа темперамента характеризуется как горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым.

Для сангвиника обычна большая  подвижность, легкая приспособляемость  к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой  обстановке. В коллективе сангвиник  весел, жизнерадостен, с охотой берется  за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как  и быстро увлечься, если дело перестает  его интересовать, если оно требует  кропотливости и терпения, если оно  имеет будничный характер.

Флегматический темперамент. Флегматик – спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни, системе в работе, не отвлекаться по незначительным поводам.

Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, нерешительны в трудных обстоятельствах, испытывают сильный страх в опасных ситуациях.

Слабость процессов возбуждения  и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение) приводит к тому, что всякое сильное воздействие  затормаживает деятельность меланхолика  и у него возникает запредельное торможение. Специфично действует на меланхолика и слабое раздражение, субъективно оно переживается им как сильное воздействие, а потому меланхолик склонен отдаваться переживаниям по незначительному поводу.

 

  1. Тесты выявления предпочитаемых форм деятельности.

 

Пригодность человека к конкретному  виду трудовой деятельности определяется методами профессиональной  ориентации и профессионального отбора.

Методики для профотбора и профориентации.

1. Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова). На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.

2. "Дифференциально-диагностичекий опросник" (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

3. "Карта интересов", опросник разработан А. Е. Голомштоком. Тест используется в целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности (биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт).

4. "Карта интересов", модификация О.Г. Филимоновой. Опросник А.Е. Голомштока представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило автора к некоторому его усовершенствованию. В новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес.

5. "Матрица выбора профессии". Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.

6. Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности (искусства, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфера материальных интересов).

7. Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек).

8. "Ориентация" анкета И.Л. Соломина. Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие.

9. Оценка профессиональной направленности личности учителя. Методика разработана для определения степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности.

10. "Профассоциации". Профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе. Испытуемый дает ассоциации на профессии. Оценивается профессиональная направленность. Может применяться как в индивидуальной, так и групповой профориентационной работе.

11. "Профессиональные намерения". Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы).

12. "Цель - Средство - Результат" методика А.А.Карманова (ЦСР). Методика рассчитана на исследование особенностей структуры деятельности.

13. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров.

14. "Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации. Можно использовать для профессиональной ориентации подростков и взрослых.

 

 

  1. Тесты установления принадлежности человека к определенному психологическому типу. ДЦО – дифференциально-диагностический опросник (Е. Л. Климов), опросник Холланда.

 

Диагностика черт личности.

 
1. 16PF-тест Р.Кеттелла (Шестнадцатифакторный личностный  опросник)  
"Шестнадцать личностных факторов" опросник 
личностный опросник, впервые опубликованный Р. Кэттеллом в 1950 г, последняя пятая редакция опросника опубликована в 1993. Эта редакция существует в одной форме, включающей 185 вопросов, большая часть которых отобрана из предыдущих форм.

Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией  подхода к ее исследованию на основе теории черт.

Разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А  и В) — по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей  с образованием не ниже 8—9 классов). В обеих формах Ш.л.ф. по 3 буферных вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся  к каждому из измеряемых факторов. По результатам обследования строится "профиль личности", при интерпретации  которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями  их взаимодействия, а также нормативными данными.

Формы С и D для лиц, имеющих  более низкий уровень образования. (105 заданий)

Форма Е используется для  обследования тех, кто малограмотен.

При разработке "Ш. л. ф." о. Кэттелл первоначально исходил из так называемых L-данных, т.е. данных, полученных путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факторов. В дальнейшем Кэттелл осуществил переход (обусловленный трудностями экспертного оценивания) к Q-данным, т.е. данным, полученным с помощью опросников. При этом сбор Q-данных координировался с имеющимися L-данными. Р.Кэттеллом созданы разные модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной является 16-факторная, соотнесенная с "Ш. л. ф." о.

Факторы личности, диагностируемые "Ш. л. ф." о., обозначаются буквами  латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для тех факторов, которые выделены на основе "Q"-данных. Факторы имеют "бытовые" и "технические" названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов.

Например, фактор А –сердечность, доброта-обособленность, отчужденность. Технические названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. При этом часто используются искусственно созданные названия, напр.тот же фактор А будет определяться как аффектотимия-сизотимия. Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной форме, чем устраняется двусмысленность в определении их содержания.

Обычно описание каждого  фактора у Р.Кэттела состоит  из следующих разделов:

1) буквенный индекс фактора;  разработана также система универсальной  индексации, включающая сведения  о принципе выделения того  или иного фактора и его  порядковом номере;

2) техническое и бытовое  название;

3) список наиболее значимых  характеристик в L-данных;

4)интепретация фактора 
 
Полный перечень факторов, измеряемых "Ш. л. ф." 
(15 черт+интеллект) 
(положительный и отрицательный полюс) 
A-общительность-Аффектотимия (сердечность, доброта)-Сизотимия (обособленность, отчужденность) 
B-интеллектуальность-Высокий интеллект (умный)-Низкий интеллект (глупый) 
C-Сила "Я" (эмоциональная устойчивость)-Слабость "Я" (эмоциональная неустойчивость) 
E-Доминантность (настойчивость, напористость)-Конформность (покорность, зависимость) 
F-Сургенсия (беспечность)-Десургения (озабоченность) 
G-моральная нормативность -Сила "Сверх-Я" (высокая совестливость)-Слабость "Сверх-Я" (недобросовестность) 
H-Пармия (смелость)-Тректия (робость) 
I-Премсия (мягкосердечность, нежность)-Харрия (суровость, жестокость) 
L-Протенсия (подозрительность)-Алаксия (доверчивость) 
M-Аутия (мечтательность)-Праксерния (практичность) 
N-дипломатичность -Искусственность (проницательность, расчетливость)-Безыскусственность (наивность, простота) 
O-тревожность - Гипотимия (склонность к чувству вины)-Гипертимия (самоуверенность) 
Q1-Радикализм (гибкость)-Консерватизм (ригидность) 
Q2-Самодостаточность (самостоятельность)-Социабельность (зависимость от группы) 
Q3-дисциплинированность-Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения)-Импульсивность (низкий самоконтроль поведения) 
Q4-Фрустрированность (напряженность)-Нефрустрированность (расслабленность) 

Информация о работе Социально-психологическая диагностика в профессиональной сфере