Социально-психологическая диагностика в профессиональной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 20:48, творческая работа

Описание работы

Представительной группой тестов, используемых в целях профессионального отбора, являются тесты общих способностей, или интеллектуальные тесты. Тесты общих способностей направлены на определение уровня развития познавательных психических процессов: мышления, памяти, воображения. Как правило, они используются в тех случаях, когда профессия требует высокого общего интеллектуального развития. Известна, например, практика использования при наборе персонала в финансово-инвестиционную компанию широко известных тестов Айзенка по определению коэффициента интеллектуального развития (IQ).

Содержание работы

Направленность психодиагностических методик на выявление особенностей психических процессов профессиональных действий.
Психодиагностика в профотборе и профориентации.
Связь работоспособности с темпераментом.
Тесты выявления предпочитаемых форм деятельности.
Тесты установления принадлежности человека к определенному психологическому типу. ДДО – дифференциально-диагностический опросник (Е. Л. Климов), опросник Холланда.

Файлы: 1 файл

Тема 12.docx

— 59.14 Кб (Скачать файл)

Кеттеллом и его сотрудниками, помимо двух основных форм "Ш. л. ф." о., разработаны эквивалентные формы для обследования лиц с различным образовательным уровнем; имеются варианты опросников для детей и подростков. Существует специальное "патологическое" дополнение к "Ш. л. ф." о., которое состоит из 12 клинических факторов — шкал. Возможно групповое обследование. 
2. Локатор большой пятерки 
    Создан Дж. Ховардом, П. Медина и Ж. Ховард в 1996 г. и предназначен для экспресс-диагностики пяти больших факторов личности. Теоретический фундамент методики - популярная пятифакторная модель личности, которая сформировалась за рубежом на основе многолетних эмпирических исследований. Адаптация: Л.Ф.Бурлачук, Д.К.Королев (2000), созданы русскоязычная и украиноязычная версии.

Методика состоит из 25 заданий. Каждое задание представляет собой числовую биполярную 5-балльную шкалу, полюса которой заданы противоположными по смыслу личностными характеристиками. Все шкалы прямые, т. е. выбор левого полюса шкалы всегда свидетельствует  о выраженности данного фактора, скажем экстраверсии, у испытуемого, а выбор правого полюса указывает  на наличие противоположной черты - интроверсии. 
Описывает личность с помощью пяти больших факторов: экстраверсии, нейротизма, склонности к согласию, добросовестности и открытости опыту.

Негативная эмоциональность, нейротизм, проявляется в чувствительности индивидуума к стрессогенным  ситуациям. На одном полюсе этого  фактора находятся "реактивные" личности, отличающиеся легкостью возникновения  отрицательных эмоций. Они испытывают большое количество негативных переживаний, тревожны, раздражительны, подвержены плохому настроению, склонны все  видеть в черном свете, также менее  удовлетворены жизнью, чем остальные  люди. На другом полюсе находятся индивиды, имеющие тенденцию относиться к  жизни более рационально и  спокойно, чем большинство людей. Подобные люди кажутся невозмутимыми, их как бы не волнуют происходящие вокруг события. Между назваными  полюсами находится обширный "средний" диапазон степени выраженности данного  фактора. Люди, попадающие в "середину", наделены как эмоциональной устойчивостью, так и реактивностью.

Экстраверсия - фактор, проявляющийся  в направленности на внешний или  внутренний мир. Экстраверты отличаются общительностью, активностью, импульсивностью, поиском новой мощной внешней  стимуляции. Экстраверты склонны  к лидерству, более физически  и вербально активны, дружелюбны, веселы, оптимистичны. Другой полюс  фактора представлен интровертом, для которого характерна тенденция  к независимости, самостоятельности, индивидуализм. Между двумя описанными полюсами находится амбиверт, человек  способный как к жизни в  состоянии изоляции, так и к  активной деятельности в социуме.

Открытость опыту - фактор, проявляющийся в открытости, восприимчивости  к любому виду знаний. Здесь присутствует интерес как к внутреннему  миру личности, так и к тому, что  происходит в мире внешнем. Открытые опыту люди имеют широкие интересы, развитую фантазию, гибкий ум, оригинальность и эстетическую чувствительность, их привлекает все новое, необычное. В  самом широком смысле их можно  назвать исследователями. Они открыты  для новых подходов, путей решения  проблем, отличаются склонностью к  самоанализу и рефлексии. Противоположность  этим людям составляют закрытые опыту  индивиды. Их отличают ограниченные интересы. Такие личности воспринимаются как  заурядные, "удобные", консервативные. В середине континуума располагаются  люди, могущие с интересом относиться к чему-либо, но полагающие постоянное "исследование" себя и окружающей реальности утомительным. Они способны, подобно "консерваторам", длительное время уделить знакомой работе. Однако в конечном счете у них, как  и у "исследователей", возникает  потребность в новом. Описанные  полюса фактора - не показатель интеллекта, поскольку "исследователь" и "консерватор" получают одинаково хорошие результаты по традиционным тестам интеллекта. В  то же время открытость новому опыту  может рассматриваться как важный компонент творческого потенциала.

Склонность (готовность) к  согласию (сотрудничество)- мера социоцентризма (часто говорят - альтруизма) как  противоположности эгоцентризма. На одном конце этого континуума располагается "конформист", склонный подчинять личные потребности потребностям группы, скорее принимающий нормы  группы, чем настаивающий на собственных  принципах. Другой конец континуума представляет человек, "бросающий  вызов". Он более занят своими персональными принципами и потребностями, чем нормами и интересами группы. В середине континуума располагается "лицо, ведущее переговоры", такой человек способен переходить от управления ситуацией до покорности ее требованиям.

Добросовестность (сознательность) - фактор, выражающий степень сознательного  контроля со стороны субъекта за своим  поведением и деятельностью. Один его  полюс представлен такими качествами, как высокое самообладание, упорство, организованность, дисциплинированность, ответственность, тщательность, точность в работе, ориентация на задачу. Другой полюс представлен "изменчивым" человеком, легко отвлекающимся, неорганизованным, спонтанным, любящим экспериментировать, мало сосредоточенным на цели, часто  гедонистом, и в целом отличающимся низким уровнем целенаправленного  поведения. В середине данного континуума - "сбалансированный" индивид, сочетающий тенденции постоянства и изменчивости..

Для диагностики вышерассмотренных  факторов предлагалось немало личностных опросников. К наиболее распространенным относится предложенный Р. Мак-Креем  и П. Костой НЭО личностный опросник. Авторы Б. п. л. поставили задачу создания такого диагностического инструмента, который мог бы использоваться в  ситуациях, требующих быстрой оценки общей структуры личности. 
 
3. НЭО личностный опросник 
    NEO PI 
аббревиатура в названии расшифровывается как «нейротизм», «экстраверсия», «открытость».

Разработан П. Коста и Р. Мак-Креем в 1992 г. на основе более ранних версий: NEO Inventory (1978), дополненного и пересмотренного NEO Inventory (1983) и NEO Personality Inventory (1985, 1990). Предназначен для измерения 5 глобальных факторов личности и 6 лежащих в основе каждого из них параметра личности, у здоровых лиц в возрасте от 20 до 80 лет.

Теоретической основой опросника  является концепция «Большая пятерка». Опросник состоит из 240 утверждений и 3 контрольных заданий («лживость»), на которые должны быть даны ответы по 5-балльной шкале от «полностью не согласен» до «полностью согласен».

Помимо измерения 5 факторов методика дифференцирует 6 лежащих  в основе каждого из них параметров, что может иметь значение для  ряда исследований личности.

Имеется 3 варианта NEO-PI-R: форма  для самооценки (S), форма для оценки со стороны наблюдателя (R) и сокращенная  форма S, названная «НЭО пятифакторный опросник».

Сокращенная форма может  быть использована только для обследования взрослых в тех случаях, когда  необходимо быстро получить диагностические показатели.

Надежность ретестовая (интервал 6 месяцев) — от 0,86 до 0,91 для факторов личности и от 0,66 до 0,92 — для их составляющих параметров; В 2002 г. А. Г. Шмелевым и Е. И. Рыхлевской был предложен компьютеризированный опросник B5s-plus («Большая Пятерка», сокращенная версия), который предназначен для экспресс-диагностики уровня выраженности «больших» факторов. В последнем варианте (2005) опросник состоит из 90 вопросов. Варианты ответа: «да», «затрудняюсь ответить» и «не знаю». Помимо основных шкал введена шкала социальной желательности. Результаты могут быть представлены в виде графического профиля, текстовых сообщений-интерпретаций факторов и табличных данных, включающих сырые баллы, стены и процентили. Авторы сообщают о том, что надежность по внутренней согласованности колеблется, в зависимости от шкалы, от 0,75 до 0,85. Опросник рекомендуется использовать в целях профотбора, профконсультации, определения направления психологической помощи и т. д. Ярославским НПЦ «Психодиагностика» опубликован русскоязычный, адаптированный и стандартизированный вариант опросника (2004).

 
Диагностика типа личности.

 
1. Минесотский  многоаспектный личностный опросник (MMPI)

Авторы: С.Хатуэй и Дж.Маккинли, 1940 
является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях 
возраст: от 18 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80. 
2. СМИЛ

(Собчик многостороннее  исследование личности) 
Автор: Л.Н.Собчик, 1971 
диагностирование свойств личности, а не психопатологий. 
3. Индикатор типа Майерс-Бриггс

Авторы: И.Майерс, К.Бриггс, 1962 
Классификация испытуемых по типологии К.Юнга со старшего школьного возраста.

 

ДДО – дифференциально-диагностический опросник (Е. Л. Климов), опросник Холланда.

При решении проблем психологии труда типологический подход обычно используется для целей профессиональной ориентации лиц, в этом нуждающихся. Это объясняется существованием огромного количества различных профессий и специальностей, не позволяющим соотнести каждую из них с психологическими особенностями претендента. То есть возникает необходимость объединения разных профессий по психологическим признакам в относительно небольшое количество групп. В качестве таких психологических признаков достаточно эффективно используются и психологические типологии. Как примеры приведем типологии Е. А. Климова и Дж. Холланда, которые в полной мере можно рассматривать как реализацию типолого-гностического направления типологического подхода в дифференциальной психологии.

По различию в предмете труда Климов выделил профессии типа:

  • «человек-техника»;
  • «человек-человек»;
  • «человек-знаковая система»;
  • «человек-природа»;
  • «человек-художественный образ».

Вероятно, этот набор в  принципе соотносим с набором  первичных потребностей, в который  часто включают потребности в  других людях, познании, эстетическую потребность. Поэтому типология  Климова определила набор шкал методики «Дифференциально-диагностический  опросник» (ДДО), который можно отнести  к категории тест-опросников (см. Приложение 1). То есть, это опросник с взаимозависимыми шкалами, вопросами, предполагающими необходимость  выбора из возможных, предполагаемых ситуаций. В результате, осуществляя эти  выборы, обследуемый сам определяет, к какому типу он относится.

Схоже устроен опросник Холланда (см. Приложение 2). С его помощью  определяется отношение к следующим  типам профессий:

  • практические (токарь, инженер-технолог, агроном и т. п.);
  • социальные (психиатр, учитель, медицинская сестра и т. п.);
  • предпринимательские (адвокат, дипломат, завхоз и т. п.);
  • конвенциальные (машинистка, счетовод, ревизор и т. п.);
  • исследовательские (философ, метеоролог, работник музея и т. п.);
  • художественные (дизайнер, актер, художник и т. п.).

Заметно сходство набора шкал методики ДДО и опросника Холланда, свидетельствующее об их методологической однородности.

Контрольные вопросы:

  1. Какие группы тестов используются при профессиональном отборе?
  2. Для диагностики каких личностных качеств используется личностный опросник Айзенка?
  3. Назовите отличия понятий «профотбор», «профориентация» и «профконсультация».
  4. В чем заключается смысл каждого из этапов профессионального отбора?
  5. Представитель какого типа темперамента обладает повышенной ранимостью?
  6. Какими методами определяется пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности?
  7. Сколько вопросов содержит в себе Шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Кеттелла?
  8. Назовите авторов методики «Локатор большой пятерки».
  9. Какие типы профессий выделяет Климов в ДДО?
  10. На основе каких типов профессий построен опросник Холланда?

 


Информация о работе Социально-психологическая диагностика в профессиональной сфере