Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 20:48, творческая работа
Представительной группой тестов, используемых в целях профессионального отбора, являются тесты общих способностей, или интеллектуальные тесты. Тесты общих способностей направлены на определение уровня развития познавательных психических процессов: мышления, памяти, воображения. Как правило, они используются в тех случаях, когда профессия требует высокого общего интеллектуального развития. Известна, например, практика использования при наборе персонала в финансово-инвестиционную компанию широко известных тестов Айзенка по определению коэффициента интеллектуального развития (IQ).
Направленность психодиагностических методик на выявление особенностей психических процессов профессиональных действий.
Психодиагностика в профотборе и профориентации.
Связь работоспособности с темпераментом.
Тесты выявления предпочитаемых форм деятельности.
Тесты установления принадлежности человека к определенному психологическому типу. ДДО – дифференциально-диагностический опросник (Е. Л. Климов), опросник Холланда.
Кеттеллом и его сотрудниками,
помимо двух основных форм "Ш. л. ф."
о., разработаны эквивалентные формы для
обследования лиц с различным образовательным
уровнем; имеются варианты опросников
для детей и подростков. Существует специальное
"патологическое" дополнение к "Ш.
л. ф." о., которое состоит из 12 клинических
факторов — шкал. Возможно групповое обследование.
2. Локатор большой
пятерки
Создан Дж. Ховардом, П. Медина
и Ж. Ховард в 1996 г. и предназначен для экспресс-диагностики
пяти больших факторов личности. Теоретический
фундамент методики - популярная пятифакторная
модель личности, которая сформировалась
за рубежом на основе многолетних эмпирических
исследований. Адаптация: Л.Ф.Бурлачук,
Д.К.Королев (2000), созданы русскоязычная
и украиноязычная версии.
Методика состоит из 25
заданий. Каждое задание представляет
собой числовую биполярную 5-балльную
шкалу, полюса которой заданы противоположными
по смыслу личностными характеристиками.
Все шкалы прямые, т. е. выбор левого
полюса шкалы всегда свидетельствует
о выраженности данного фактора,
скажем экстраверсии, у испытуемого,
а выбор правого полюса указывает
на наличие противоположной черты
- интроверсии.
Описывает личность с помощью пяти больших
факторов: экстраверсии, нейротизма, склонности
к согласию, добросовестности и открытости
опыту.
Негативная эмоциональность,
нейротизм, проявляется в чувствительности
индивидуума к стрессогенным
ситуациям. На одном полюсе этого
фактора находятся "реактивные"
личности, отличающиеся легкостью возникновения
отрицательных эмоций. Они испытывают
большое количество негативных переживаний,
тревожны, раздражительны, подвержены
плохому настроению, склонны все
видеть в черном свете, также менее
удовлетворены жизнью, чем остальные
люди. На другом полюсе находятся индивиды,
имеющие тенденцию относиться к
жизни более рационально и
спокойно, чем большинство людей.
Подобные люди кажутся невозмутимыми,
их как бы не волнуют происходящие
вокруг события. Между назваными
полюсами находится обширный "средний"
диапазон степени выраженности данного
фактора. Люди, попадающие в "середину",
наделены как эмоциональной
Экстраверсия - фактор, проявляющийся
в направленности на внешний или
внутренний мир. Экстраверты отличаются
общительностью, активностью, импульсивностью,
поиском новой мощной внешней
стимуляции. Экстраверты склонны
к лидерству, более физически
и вербально активны, дружелюбны,
веселы, оптимистичны. Другой полюс
фактора представлен
Открытость опыту - фактор,
проявляющийся в открытости, восприимчивости
к любому виду знаний. Здесь присутствует
интерес как к внутреннему
миру личности, так и к тому, что
происходит в мире внешнем. Открытые
опыту люди имеют широкие интересы,
развитую фантазию, гибкий ум, оригинальность
и эстетическую чувствительность, их
привлекает все новое, необычное. В
самом широком смысле их можно
назвать исследователями. Они открыты
для новых подходов, путей решения
проблем, отличаются склонностью к
самоанализу и рефлексии. Противоположность
этим людям составляют закрытые опыту
индивиды. Их отличают ограниченные интересы.
Такие личности воспринимаются как
заурядные, "удобные", консервативные.
В середине континуума располагаются
люди, могущие с интересом относиться
к чему-либо, но полагающие постоянное
"исследование" себя и окружающей
реальности утомительным. Они способны,
подобно "консерваторам", длительное
время уделить знакомой работе. Однако
в конечном счете у них, как
и у "исследователей", возникает
потребность в новом. Описанные
полюса фактора - не показатель интеллекта,
поскольку "исследователь" и "консерватор"
получают одинаково хорошие результаты
по традиционным тестам интеллекта. В
то же время открытость новому опыту
может рассматриваться как
Склонность (готовность) к
согласию (сотрудничество)- мера социоцентризма
(часто говорят - альтруизма) как
противоположности
Добросовестность (сознательность) - фактор, выражающий степень сознательного контроля со стороны субъекта за своим поведением и деятельностью. Один его полюс представлен такими качествами, как высокое самообладание, упорство, организованность, дисциплинированность, ответственность, тщательность, точность в работе, ориентация на задачу. Другой полюс представлен "изменчивым" человеком, легко отвлекающимся, неорганизованным, спонтанным, любящим экспериментировать, мало сосредоточенным на цели, часто гедонистом, и в целом отличающимся низким уровнем целенаправленного поведения. В середине данного континуума - "сбалансированный" индивид, сочетающий тенденции постоянства и изменчивости..
Для диагностики вышерассмотренных
факторов предлагалось немало личностных
опросников. К наиболее распространенным
относится предложенный Р. Мак-Креем
и П. Костой НЭО личностный опросник.
Авторы Б. п. л. поставили задачу создания
такого диагностического инструмента,
который мог бы использоваться в
ситуациях, требующих быстрой оценки
общей структуры личности.
3. НЭО личностный
опросник
NEO PI
аббревиатура в названии расшифровывается
как «нейротизм», «экстраверсия», «открытость».
Разработан П. Коста и Р. Мак-Креем в 1992 г. на основе более ранних версий: NEO Inventory (1978), дополненного и пересмотренного NEO Inventory (1983) и NEO Personality Inventory (1985, 1990). Предназначен для измерения 5 глобальных факторов личности и 6 лежащих в основе каждого из них параметра личности, у здоровых лиц в возрасте от 20 до 80 лет.
Теоретической основой опросника является концепция «Большая пятерка». Опросник состоит из 240 утверждений и 3 контрольных заданий («лживость»), на которые должны быть даны ответы по 5-балльной шкале от «полностью не согласен» до «полностью согласен».
Помимо измерения 5 факторов методика дифференцирует 6 лежащих в основе каждого из них параметров, что может иметь значение для ряда исследований личности.
Имеется 3 варианта NEO-PI-R: форма для самооценки (S), форма для оценки со стороны наблюдателя (R) и сокращенная форма S, названная «НЭО пятифакторный опросник».
Сокращенная форма может быть использована только для обследования взрослых в тех случаях, когда необходимо быстро получить диагностические показатели.
Надежность ретестовая (интервал 6 месяцев) — от 0,86 до 0,91 для факторов личности и от 0,66 до 0,92 — для их составляющих параметров; В 2002 г. А. Г. Шмелевым и Е. И. Рыхлевской был предложен компьютеризированный опросник B5s-plus («Большая Пятерка», сокращенная версия), который предназначен для экспресс-диагностики уровня выраженности «больших» факторов. В последнем варианте (2005) опросник состоит из 90 вопросов. Варианты ответа: «да», «затрудняюсь ответить» и «не знаю». Помимо основных шкал введена шкала социальной желательности. Результаты могут быть представлены в виде графического профиля, текстовых сообщений-интерпретаций факторов и табличных данных, включающих сырые баллы, стены и процентили. Авторы сообщают о том, что надежность по внутренней согласованности колеблется, в зависимости от шкалы, от 0,75 до 0,85. Опросник рекомендуется использовать в целях профотбора, профконсультации, определения направления психологической помощи и т. д. Ярославским НПЦ «Психодиагностика» опубликован русскоязычный, адаптированный и стандартизированный вариант опросника (2004).
Диагностика типа
личности.
1. Минесотский
многоаспектный личностный
Авторы: С.Хатуэй и Дж.Маккинли,
1940
является реализацией типологического
подхода к изучению личности и занимает
ведущее место среди других личностных
опросников в психодиагностических исследованиях
возраст: от 18 лет и старше с коэффициентом
интеллекта не ниже 80.
2. СМИЛ
(Собчик многостороннее
исследование личности)
Автор: Л.Н.Собчик, 1971
диагностирование свойств личности, а
не психопатологий.
3. Индикатор типа
Майерс-Бриггс
Авторы: И.Майерс, К.Бриггс, 1962
Классификация испытуемых по типологии
К.Юнга со старшего школьного возраста.
ДДО – дифференциально-
При решении проблем психологии труда типологический подход обычно используется для целей профессиональной ориентации лиц, в этом нуждающихся. Это объясняется существованием огромного количества различных профессий и специальностей, не позволяющим соотнести каждую из них с психологическими особенностями претендента. То есть возникает необходимость объединения разных профессий по психологическим признакам в относительно небольшое количество групп. В качестве таких психологических признаков достаточно эффективно используются и психологические типологии. Как примеры приведем типологии Е. А. Климова и Дж. Холланда, которые в полной мере можно рассматривать как реализацию типолого-гностического направления типологического подхода в дифференциальной психологии.
По различию в предмете труда Климов выделил профессии типа:
Вероятно, этот набор в
принципе соотносим с набором
первичных потребностей, в который
часто включают потребности в
других людях, познании, эстетическую
потребность. Поэтому типология
Климова определила набор шкал методики
«Дифференциально-
Схоже устроен опросник Холланда (см. Приложение 2). С его помощью определяется отношение к следующим типам профессий:
Заметно сходство набора шкал методики ДДО и опросника Холланда, свидетельствующее об их методологической однородности.
Контрольные вопросы:
Информация о работе Социально-психологическая диагностика в профессиональной сфере