Социально-психологические аспекты имиджа руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение психологических особенностей деятельности руководителя, необходимых для его успешной управленческой деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы психологических особенностей деятельности руководителя
Власть и лидерство в процессе управления персоналом
Авторитет руководителя
Имидж руководителя
Глава 2. Анализ психологических особенностей деятельности руководителя на предприятии
2.1 Анализ составляющих авторитета и имиджа руководителя
2.2 Анализ эффективности влияния авторитета и имиджа на подчиненных
Глава 3. Эксперементальная часть
3.1 Описание методик, использованных в работе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик социальная.docx

— 86.23 Кб (Скачать файл)
 

ЮЖНОСЛОВЯНСКИЙ  ИНСТИТУТ  ВУЗ

КИЕВСКИЙ  СЛАВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

Кафедра социальной психологии 
 
 

Курсовая  работа

к дисциплине

«Социальная психология» 

    Тема: Социально-психологические аспекты имиджа руководителя. 

студентки заочной формы  обучения 
 

                Выполнила: Грынькив С.С.

                Курс: 2

                Проверил: Грушевский В.А. 
                 

г. Николаев

2011г.

     ПЛАН

Введение

Глава 1. Теоретические основы психологических  особенностей деятельности руководителя

    1. Власть и лидерство в процессе управления персоналом
    2. Авторитет руководителя
    3. Имидж руководителя

Глава 2. Анализ психологических особенностей деятельности руководителя на предприятии

      2.1 Анализ составляющих авторитета и имиджа руководителя

      2.2 Анализ эффективности влияния авторитета и имиджа на подчиненных

Глава 3. Эксперементальная часть

      3.1 Описание методик, использованных в работе 

Заключение

Список  использованной литературы

Приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Откуда  берется потребность в управлении персоналом? Очевидно, что она появляется тогда, когда хотя бы два человека, объединяют свои усилия для достижения какой - либо общей цели. Возникает  задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них  берет на себя. При этом он становится руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем. Абсолютно  не важно, в какой ситуации это  происходит. Договариваясь о месте  встречи или строя дом, люди следуют  именно этому правилу.

     На  всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и  многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

     И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции  на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми  сферами жизни общества. Именно в  это время образовались крупные  фирмы, требовавшие большого числа  руководителей высшего и среднего уровней, которые были бы способны принимать  грамотные рациональные решения, уметь  работать с большими массами людей  и быть свободными в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям  уже не нужно держать своих  подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях  обеспечения наибольшей прибыли  собственникам фирмы. Эти люди стали  называться менеджерами.

     Целью этой работы является изучение психологических особенностей деятельности руководителя, необходимых для его успешной управленческой деятельности.

     В данной курсовой работе проводится анализ ситуации на частных предприятиях, потому что именно там существует множество проблем с управлением персоналом, очень мало внимания уделяется психологическим особенностям деятельности руководителя. И потому, что в настоящие время частные предприятия являются одной из самых многочисленных и, как считают некоторые экономисты, наиболее перспективных форм хозяйственной собственности.

   Основными задачами данной курсовой работы являются:

  1. исследование теоретических аспектов выбранной темы, т.е. с помощью трудов отечественных и зарубежных теоретиков определить основные психологические особенности деятельности руководителя;
  2. изучение стилей руководства в коллективах.

Выборка:

  1. Аудиторская фирма «Бизнес-Консалт» – В данной фирме 15 человек, 2 мужчин и 13 женщин. Возраст коллектива колеблется от 22 до 65 лет. Руководитель Виктор Александрович (65 лет). Руководит собственной фирмой около 24 лет.
  2. Производственное предприятие «Стиль Проект» – В данной фирме 10 человек, 3-е мужчин и 7 женщин. Возраст коллектива колеблется от 24 до 56. Директор  Ольга Николаевна (32 лет). Руководит около 3 лет.
  3. Салон красоты «Мега Стайл» – В данной фирме 9 человек. Из них 1 – мужчина, остальные женщины. Руководитель Ирина Александровна (49 лет). Руководит собственным салоном около 9 лет.

Объект : психологический имидж руководителя.

Предметом исследования являются социально-психологические аспекты имиджа руководителя.

Гипотеза  исследования. Характер управления трудовым коллективами у разных руководителей будет качественно различаться при различных стилях руководства. 

Задачи  исследования:

  1. изучить стили руководства в коллективах;
  2. определить влияние стиля руководства на поведение коллектива
 

     Глава 1. Теоретические  основы психологических  особенностей деятельности руководителя 

     
    1. Власть  и лидерство в  процессе управления персоналом

     Власть- это способность того или иного  лица влиять на окружающих с целью  подчинять их своей воле. Руководителю она позволяет направлять действия починенных в русло интересов  организации, побуждать работать более  эффективно, предотвращать возникающие  конфликты.

     Сегодня реальная власть все больше и больше институтизируется, т.е. переходит от людей к организациям, но при этом всегда остается персонифизированной, осуществляемой конкретными лицами.

     Система власти имеет вид пирамиды, что  обеспечивает единство Действий всех исполнителей. Причем на разных уровнях, в зависимости от конкретных особенностей, имеют место различные типы власти. Степень неравенства власти различных  субъектов получила название ее дистанции.

     Умение  руководителя распоряжаться властью  предполагает изучение ее источников, политической структуры организации, взаимосвязи групп и отдельных субъектов, их интересов, мнений и ролей, которые они играют, а так же понимания стратегии и тактики, с помощью которых приобретается и удерживается власть.

     Власть  бывает формальной и реальной. Формальная власть- это власть должности. Она  обусловлена официальным местом ее обладателя в структуре управления организацией вне связи с его  личными качествами и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо  или косвенно обязаны подчиняться  его распоряжениям, либо объемом  материальных ресурсов, которым данное лицо может без согласования с  другими распоряжаться.

     Реальная  власть, или влияние - это власть, как должности, так и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной системе отношений, но и в неофициальной и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих.

     Руководители, например, зависят от обстоятельств, непосредственного начальства, подчиненных, коллег, без содействия которых не могут нормально осуществлять свои функции, даже если полномочия формально позволяют это. Такая зависимость от факторов, которыми нельзя управлять напрямую показывает, что не существует абсолютной власти. Каждому менеджеру важно четко знать реальные рамки своей власти, которая зависит от уровня должности, авторитета, а так же принадлежности к той или иной группировке.

     Границы формальной и реальной власти совпадают  редко. Чаще их обладатели являются разными  лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет взаимное стремление к ее монополизации. Это является положительным моментом, поскольку, чем больше власти сосредоточено  в руках отдельного человека, тем  выше цена ошибок и злоупотреблений.

     Если  формальная власть реализуется в  принятии официальных решений, то реальная часто заключается в манипулировании  людьми, при котором доверие других используется для достижения собственных  корыстных целей, причем с большим  успехом, чем это делает официальная  власть.[6]

     Существует  несколько видов власти руководителя. Прежде всего, это принуждение или  его потенциальная возможность, когда подчинение возникает в  результате страха, испытываемого соответствующим  лицом, что отказ выполнить требования того, в чьих руках находиться власть, повлечет за собой различного рода последствия.

     Находясь  под воздействием страха, люди сознательно  или бессознательно позволяют властвовать  над собой, но на практике, особенно в современных условиях, такая  власть оказывается малоэффективной, потому что:

     Во-первых, страх заставляет подчиняться только в области непосредственного  контроля руководителя.

     Во-вторых, и это главное падает производительность труда, способность к творчеству и развитию.

     В-третьих, такая власть неактуальна в эпоху  демократии.

     В-четвертых, происходит ухудшение морально-психологического климата.

     Власть, основанная на законном принуждении  или его возможности, называется административной. Она существует во всех организациях, главное чтобы  их деятельность и соответствующие  требования руководителя строго регламентировались.

     Административная  власть во многом основывается на бездумном  подчинении руководителю, отчуждении человека от результатов его деятельности, что является эффективном не во все  организациях.

     Другой  основой власти является собственность  на ресурсы в широком смысле слова, которыми одно лицо располагает, а другое нет, но в них нуждается.

     К таким ресурсам относят:

  • Материальные ресурсы, в том числе финансовые. Нуждающиеся в ресурсах лицо, позволяет властвовать над собой. Но ресурсы не всегда могут совпадать с потребностями, восприниматься как ценные, а поэтому как основа власти являются ограниченными.
  • Связь с влиятельными лицами, в руках которых находятся блага. Огромной властью в этом смысле обладают секретари и помощники крупных руководителей.
  • Информацию, за обладание которой в организации может идти яростная борьба, а она с целью защиты утаивается или искажается. В этом случае лица, обладающие достоверной информацией, могут диктовать свою волю другим.

     Близка  к предыдущей власть, основанная на знаниях и компетентности; лица, обладающие ими, способны указать окружающим пути решения тех или иных проблем, достижения поставленных целей и  т. д.

     Третьей основой власти является добровольное подчинение одних лиц другим. У  такого подчинения может быть три  причины:

  • Традиция. Подчинение должностному лицу передается из поколения в поколение. Ориентация на должность, независимо от личности руководителя, придает ей дополнительную прочность, поскольку недостатки, присущие конкретному лицу, в данном случае не принимаются во внимание. Основана на потребности подчиненного в принадлежности к организации и защищенности.
  • Личная харизма- это привлекательность для окружающих тех или иных качеств и способностей руководителя или его в целом.
  • Убежденность в необходимости подчинятся, и выполнять требования соответствующего лица, сумевшего внушить другому свою точку зрения, считается наиболее прочной основой власти.[15]

Информация о работе Социально-психологические аспекты имиджа руководителя