Социально-психологические аспекты имиджа руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение психологических особенностей деятельности руководителя, необходимых для его успешной управленческой деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы психологических особенностей деятельности руководителя
Власть и лидерство в процессе управления персоналом
Авторитет руководителя
Имидж руководителя
Глава 2. Анализ психологических особенностей деятельности руководителя на предприятии
2.1 Анализ составляющих авторитета и имиджа руководителя
2.2 Анализ эффективности влияния авторитета и имиджа на подчиненных
Глава 3. Эксперементальная часть
3.1 Описание методик, использованных в работе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик социальная.docx

— 86.23 Кб (Скачать файл)

     По  результатам тестирования всех методик  мы видим, что руководитель коллектива «Мега Стайл»  Ирина Александровна использует авторитарный стиль в управлении трудовым коллективом. Все, кто находится под властью этого человека, никогда не принимают участия в анализе ситуации, не говоря  уже о её решении. Она всегда находится в стороне, деловая на вид, указывающая всем сверху и не выносящая никаких отступлений от собственных планов. Для этого стиля характерна видимость, делегирования полномочий, но это только для видимости, поручения даются в категоричной форме и всегда ориентированы на достижение цели, которую имеет руководитель. Зачастую власть используется прямо, для того, чтобы достичь цели, воплотить решения и получить их признание персоналом. Данная позиция соответствует такому стилю, при котором производственный результат – всё, а человек в лучшем случае исполнитель.

     Работники отметили, что моральный настрой  в коллективе такого руководителя мало беспокоит.

     По  общим результатам для руководителя данной организации характерно:

  • Преимущественное использование командных методов управления, ориентация на задачу или на себя, централизация полномочий, подавление инициативы, жёсткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, минимальное информирование, малая гласность,, предпочтение наказанием устранения неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, невыдержанность.
  • Чрезмерное преувеличение роли руководителя. Характеризуется централизацией власти, приверженностью к единоначалию; руководитель обычно сам решает все вопросы, не учитывает мнение других. Для этого стиля руководства характерна чрезмерная требовательность к подчинённым, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность.
  • Руководство осуществляется не методами разъяснения и убеждения, а методами принуждения, к сожалению, довольно большое количество руководителей рассуждает именно так, поэтому и выбирают авторитарный стиль.
  • Происходить централизация власти в руках одного руководителя, сознательное ограничение контактов с подчинёнными.
  • Начальник непременно жаждет подчинения людей своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчинённых и жёстко контролирует их действия, требует пунктуального следования его указаниям делать, что велено. Если и проводится совещание, то лишь для соблюдения формальностей, ибо решения у руководителя готовы ещё до совещания.
 

     2.2. Анализ эффективности влияния авторитета и имиджа на подчиненных

     Основным  критерием оценки эффективности  труда руководителя как воспитателя  и организатора являются результаты труда коллектива в целом и каждого его члена в отдельности. Они измеряются различными производственно-экономическими показателями, на которые влияют технические, экономические и организаторские решения. Действия этих же решений наиболее эффективны тогда, когда они одновременно формируют положительное отношение работников к труду, развивают товарищескую взаимопомощь, сплоченность коллектива, повышают удовлетворенность трудом, улучшают социально-психологический климат. Поэтому при характеристике эффективности работы руководителя нельзя ограничиваться только производственно-экономическими показателями труда. Нужно учитывать и тот комплекс показателей жизнедеятельности коллектива, на который оказывает влияние руководитель. Эти показатели выражаются через социально- психологические факторы. Таким образом, результатом эффективности работы руководителя являются производственно- экономические и социально-психологические показатели.

     Производственно-экономические  показатели определяются спецификой отраслей народного хозяйства.

     К социально-психологическим показателям, характеризующим деятельность руководителя можно отнести такие, как: совпадение формального и неформального  лидера, сплоченность (психологическая  совместимость) коллектива, психологический  климат.

     Теперь  более подробно рассмотрим, как влияют на эффективность управления персоналом личностные характеристики руководителей такие как его авторитет и имидж.

     В современном положении российской экономики в целом и малого бизнеса, как его составляющей, очень  сложно уделять достаточное внимание социально – психологическим  аспектам деятельности руководителя и  их влиянием на подчиненных. Эту ситуацию усугубляет постоянная нехватка ресурсов как материальных, так и трудовых, стереотипы о процессе управления сложившиеся  в период плановой экономики, несовершенство правовой базы и отсутствие квалифицированных  руководителей. 
 
 
 

     Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 

     Имидж руководителя, чему посвящена данная работа, понимается нами, как продукт  социального восприятия объекта. Это  означает, что исследование данного  феномена может и должно осуществляться на междисциплинарном уровне – психологическом  и социально-психологическом.  

Цель  исследования: изучить стили руководства в коллективах.

Объектом  исследования  в моей курсовой работе являются три организации:

  1. Аудиторская фирма «Бизнес-Консалт» – В данной фирме 15 человек, 2 мужчин и 13 женщин. Возраст коллектива колеблется от 22 до 65 лет. Руководитель Виктор Александрович (65 лет). Руководит собственной фирмой около 24 лет.
  2. Производственное предприятие «Стиль Проект» – В данной фирме 10 человек, 3-е мужчин и 7 женщин. Возраст коллектива колеблется от 24 до 56. Директор  Ольга Николаевна (32 лет). Руководит около 3 лет.
  3. Салон красоты «Мега Стайл» – В данной фирме 9 человек. Из них 1 – мужчина, остальные женщины. Руководитель Ирина Александровна (49 лет). Руководит собственным салоном около 9 лет.

Предметом исследования различные стили руководства нескольких руководителей

Гипотеза  исследования. Характер управления трудовым коллективами у разных руководителей будет качественно различаться при различных стилях руководства.

Задачи  исследования:

  1. изучить стили руководства в коллективах;
  2. определить влияние стиля руководства на поведение коллектива
 

Методики  исследования

        • «Определение административного стиля управления»
        • «Определение стиля руководства с помощью самооценки»
        • «Диагностика склонности к определённому стилю руководства»
        • «Диагностика управленческих ориентаций»
        • «Определение стиля межличностного взаимодействия»
 

      Описание  аудиторской фирмы  «Бизнес Консалт». Руководитель Виктор Александрович (65лет). Присущие ему деловые качества: дипломатичность ответственность пунктуальность точность трудолюбие знание экономики бухгалтерии и аудита технологии предприимчивость целеустремлённость способность к инновациям. Деятельность директора в основном затрагивает вопросы развития фирмы для достижения поставленных целей. Генеральный директор выполняет следующие функции:

              • Принятие управленческих решений по развитию фирмы.
              • Развитие организационной культуры.
              • Тщательный контроль за работой фирмы.
              • Управление персоналом.
              • Контроль продвижения рекламы услуг, предоставляемых фирмой.

      Описание  производственного предприятия «Стиль Проект». Генеральный директор Ольга Николаевна 32 лет. Имеет высшее образование, занимает пост начальника резерва уже как 3 года. Общительная, жизнерадостная, добрая, всегда готова поддержать в трудную минуту. Деятельность начальника резерва охватывает:

  1. Контроль работы отдела кадров.
  2. Постоянный контакт с начальниками производственных  подразделений.
  3. Контроль расчёта маршрутных листов.
  4. Контроль инструкторов отделов.
  5. Присутствие при разборе различных ситуаций.

      Описание  салона красоты «  Мега Стайл». Ирина Алексеевна 49 лет, учредитель и директор салона красоты, опыт работы на руководящей должности около 9 лет, имеет высшее экономическое образование и несколько курсов: парикмахер, наращивание и дизайн ногтей, косметолог и массаж. Всегда мила и доброжелательна, учтива, пунктуальна. Очень уверена в себе.

      Директор  выполняет следующие функции:

  1. Принятие управленческих решений по развитию салона.
  2. Развитие организационной культуры.
  3. Общий контроль над работой салона.
  4. Управление персоналом.
  5. Организация найма персонала.
  6. Собеседования, отбор и приём персонала.
  7. Организация трудовой дисциплины и нормирование режима работы и отдыха (график работы).
  8. Планирование товарных запасов.
  9. Ведение документации.

В экспериментальном  исследовании приняли участие 3 испытуемых. Один мужчина 65 лет и две женщины  в возрасте 32 и 49 лет.  

     3.1 Описание методик,  использованных в  работе

Для изучения стиля  руководства было использовано 5 методик:

  1. «Определение административного стиля управления» адаптированный вариант Е.Е. Туник.

      Данная  методика предназначена для определения  семи стилей административного управления. Её отличительной особенностью является то, что заключение о ведущем стиле  основано на суждениях, характеризующие  следующие административные сферы.

    • Как я управляю (руковожу) и контролирую.
    • Моё отношение к руководствам и правилам.
    • Моя реакция в кризисной ситуации.
    • Моё отношение к планированию.

Мы имеем заполненный  лист ответов, в каждом его столбце  должны стоять цифры от 1 до 7, причём каждая цифра должна встречаться  только один раз. Дальнейшую обработку  можно проводить с помощью  специального ключа, затем можно  перевести цифры из листа ответов  в таблицу ключ. Цифры из первого  столбца листа ответов переносятся  в первую строку ключа, но в другом порядке. В каждом разделе  букве  соответствует какая-то цифра. Для  проверки: в каждой строке ключа  должны стоять цифры от 1 до 7, ни одна из цифр не должна повторяться.

  1. Методика «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки».

      Специфика данной методики заключается в том, что она позволяет определить стили руководства не экспертным способом, а с помощью самооценки. Вторым её отличием является то, что  она позволяет выявить не только ведущий стиль руководства, но степень  выраженности каждого из трёх классических стилей руководства.

      Подсчитав номера соответствующих утверждений  и войдя в таблицу-ключ, можно  определить степень выраженности авторитарного, либерального или демократического стиля управления.

  1. Методика «Диагностика склонности к определённому стилю руководства (Е.П. Ильин)».

      Методика  представляет собой опросник, с помощью  которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю  руководства. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществили руководство  в изложенных ситуациях. По каждому  пункту опросника из трёх вариантов  ответа (а, б, в) выберите тот, который  в большей степени характеризует  ваш стиль руководства, и соответствующую  букву обведите кружком. За каждый  сделанный выбор проставляются  по 1 баллу.

4. Методика «Диагностика  управленческих ориентаций  Т. Санталайнен»

      Методика  направлена на выявление ориентаций руководителя и на задачу. Опросник содержит 35 утверждений, отражающих особенности  управленческого поведения. Вы  руководить трудового коллектива. При ответе на каждое утверждение теста вы можете выбрать один из возможных ответов: всегда – В, часто – Ч, иногда – И, редко – Р, никогда –  Н. Прочитав утверждение, ставьте соответственно обозначения: В, Ч, И, Р, Н около каждого  номера. Максимальное количество баллов по шкале ориентации на людей – 15. Показатель выше 12 баллов означает, что  имеет место выраженность ориентации на людей. Количество баллов, превышающих 12 по шкале ориентации на задачу, показывает степень её выраженности. Руководители такого типа, как правило, менее всего  считаются с людьми.

Информация о работе Социально-психологические аспекты имиджа руководителя