Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:21, курсовая работа
Целью этой работы является изучение психологических особенностей деятельности руководителя, необходимых для его успешной управленческой деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы психологических особенностей деятельности руководителя
Власть и лидерство в процессе управления персоналом
Авторитет руководителя
Имидж руководителя
Глава 2. Анализ психологических особенностей деятельности руководителя на предприятии
2.1 Анализ составляющих авторитета и имиджа руководителя
2.2 Анализ эффективности влияния авторитета и имиджа на подчиненных
Глава 3. Эксперементальная часть
3.1 Описание методик, использованных в работе
Заключение
Список использованной литературы
В современных условиях наблюдаются тенденции к ослаблению власти в ее конкретном понимании, на ее место приходит сотрудничество. Оно налаживается гораздо дольше, но имеет большую эффективность, потому что руководитель обеспечивает подчиненному участие в делах организации, удовлетворение его потребностей и самореализации.
Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.
Люди следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.
Власть
лидера основывается на хорошем знании
подчиненных, умении поставить себя
на их место, анализировать ситуацию,
определять ближайшие и отдаленные
последствия своих действий, стремлении
к самосовершенствованию, способности
вселять в подчиненных
Лидер
прекрасно чувствует и понимает
психологические особенности
Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему.
Так что же нужно человеку, для того, чтобы успешно реализовать все эти потребности? Прежде всего, это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант свойственно не многим. Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.
Наконец,
претендент на лидерство на высоком
уровне должен накопить значительный
опыт выполнения разнообразных функций
и «созреть» как крупный
Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем - увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на «пьедестал почета», можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые «дебри», принятие решений и улаживание конфликтов.
Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.
«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.[7]
Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, не мешающим работе.
Авторитет
завоевывается долго, а теряется
быстро. И главные причины этого
- бездеятельность и
Обычно авторитетный лидер - руководитель от природы. Но что же делать, если этого нет? Единственный ответ - настойчивое стремление к совершенствованию своего профессионального мастерства, подчинение цели "развития выдающихся способностей у ординарных людей", руководствуясь принципами японской народной педагогики, провозглашающей, что "усидчивость и интенсивная работа над собой всегда ведут к успеху".
Для этого нужно знать качества, которые менеджеру в обязательном порядке должны быть присущи. Существует три группы таких качеств:
К
личным качествам в первую очередь
относят честность и
Профессиональные
качества - компетентность, т.е. система
специальных знаний и практических
навыков. Она бывает специальной
и управленческой. Это культура -
общая, техническая, экономическая, правовая,
информационная, психолого-педагогическая.
Важен и ряд других моментов. Прежде
всего, современного руководителя отличает
хорошее знание действительности как
внутренней, так и внешней, понимание
целей фирмы и своего подразделения,
умение видеть проблемы, выделять в
них наиболее существенные стороны,
быть восприимчивым к новизне
и изменениям. Это невозможно без
обладания умственными
Очередной
группой качеств менеджера, являются
организаторские и деловые
Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.
К этим качествам относят:
-
Целеустремленность. Характер современной
жизни требует от менеджера
ясных и обоснованных целей.
Без них он может испытывать
недостаток твердости и
-
Деловитость. Она заключается
в умении четко и своевременно
ставить задачи, принимать обоснованные
решения, контролировать их
- Энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.
-
Дисциплину и контроль над
собой. Без этого он не сможет
ни призвать к порядку других,
ни контролировать их
-
Работоспособность, умение
-
Коммуникабельность, контактность. Руководитель
должен быть общительным,
Эффективность
руководящей деятельности во многом
зависит от авторитета руководителя.
Мнение о том, что с получением
определенного поста
Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.
Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.
Мощная
поддержка сотрудников - это ключ
к эффективному руководству. Быть хорошим
руководителем - это, прежде всего, быть
в хороших отношениях с подчиненными.
Они имеют самое верное представление
о стиле вашего руководства. То, как
вы выглядите в их глазах, и объясняет
все ваши успехи и неудачи. Подчиненные
прекрасно отдают себе отчет в
том, какая разница в работе с
плохим и хорошим руководителем.
При хорошем руководстве
Проанализировав
данную таблицу можно сделать
вывод, что для приобретения авторитета
и улучшения социально-
На
авторитет руководителя оказывает
огромное влияние наличие высокой
культуры общения, которая выражается
в нормах профессиональной этики. К
ним относятся демократизм
Часть культуры делового общения составляет создание привлекательного имиджа. Без этого наивно рассчитывать на достойную репутацию в обществе. Несмотря на то, что это понятие прочно вошло в наш язык, некоторые руководители до сих пор не уделяют своему имиджу должного внимания или вовсе не задумываются о нем. Это свидетельствует о низком уровне их культуры. О таких людях социальный психолог Г. Лебон писал: «более серьезным недостатком демократии является возрастающая посредственность людей, стоящих во главе управления. Им нужно только одно существенное качество: всегда быль наготове. Говорить тот час о чем бы то ни было, находить правдоподобные или, по крайней мере, громкие аргументы в ответ своим противникам».
Обретение профессионального имиджа не самоцель для делового человека, лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.
Понятие имиджа близко к понятию персонификации. Но включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о психологическом типе.
Информация о работе Социально-психологические аспекты имиджа руководителя