Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:24, курсовая работа
• Цель исследования: изучить роль социально-психологических факторов, влияющие на процесс принятия групповых решений.
• Объект исследования: группа как социально-психологическое явление.
Введение
Глава I. Социально-психологические особенности группы как детерминанты качества группового принятия решения
1.1. Специфика процесса принятия группового решения
1.2. Групповой подход к принятию решений.
1.3. Особенности группы как детерминанты качества группового решения
Глава II. Методология, методы и методики исследования:
2.1. Цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования
2.2. Методологические принципы
2.3. Методы и методики исследования
2.4. Обоснование выборки
2.5. Этапы исследования
Глава III. Анализ и интерпретация результатов социально – психологического исследования
3.1. Данные полученные с помощью методики “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”.
3.2. Данные полученные с помощью методики “ Диагностика уровня развития малой группы”.
3.3. Данные полученные с помощью методики “Изучение психологического климата в учебной группе”.
3.4. Парный корреляционный анализ.
Заключение
Выводы
Литература
Данная методика была использована в нашей работе для исследования групповой сплоченности. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность и единство. Данная методика позволяет определить сплоченность группы, не только путем расчета соответствующих социометрических индексов, а с помощью специального опросника, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах, а затем легко переводиться на индексы.
4. Диагностика уровня развития малой группы
Методика дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы, что и было сделано в нашем исследовании.
Обработка данных может
производиться двумя способами.
Первый способ заключается в дифференцированн
Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме:
А - 3 балла;
Б - 2 балла;
В - 1 балл;
Г - 0 баллов.
После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин);
67- 81 - коллектив - «Горящий факел».
66-50 - автономия - «Алый парус».
49-34 - кооперация - «Мерцающий маяк».
33-20 - ассоциация - «Мягкая глина».
19 и менее - диффузная группа - «Песчаная россыпь».
5. Методика «Изучение психологического климата в учебной группе».
Назначением данной
методики является –
Опросник состоит из
12 утверждений, которые характеризует
отдельные параметры
Математико-статистическая обработка данных проходила в два этапах. На первом этапе проводилась описательная статистика, заключающаяся в определении средных значений, моды и медианы для выявления особенностей распределения.
На втором этапе для выявления достоверно значимых различий использовались статистический U-критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ Спирмена. Наиболее частые случаи применения U-критерия Манна-Уитни связаны с проверкой равенства средних рангов в двух выборках. Данный критерий применяется в нашей работе, т.к. исходные данные имеют ненормальное распределение и использован с целью статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на сравнении с распределением Манна-Уитни.
Корреляционный анализ
Спримена в нашей работе использован
для выявления взаимосвязи
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями признаков (Сидоренко, 2000).
2.4. Обоснование выборки.
В выборку нашего исследования, которое было направленно на изучение социально-психологических факторов, влияющих на процесс группового принятия решения, вошли 2 учебные группы – учащиеся 10 «А» и 10 «Б» классов средней школы №55 г. Бишкек. В целом приняло участие 28 человек (9 мальчиков и 19 девочек) в возрасте 15-16 лет. Причинной выбора школьников старшего подросткового возраста является то обстоятельство, что данные учебные группы существуют как учебные коллективы в течение длительного времени и обладают опытом совместного взаимодействия, а поскольку эти факторы являются немаловажными при исследовании процессов группового принятия решения, то учет их уже на стадии определения выборки испытуемых является обязательным.
2.5. Этапы исследования
Проводился анализ актуальности и разработанности различных аспектов психологической действительности, в результате была сформулирована гипотеза, положенная в основу данного исследования.
На этом этапе работы проводился сбор
и анализ доступной литературы по изучаемой
проблеме. Собранная информация была проанализирована
методом теоретического сравнительного
анализа литературы. В результате получилась
теоретическая модель изучаемого явления,
на основе которой было спланировано экспериментально-
На данном этапе работы был непосредственно проведен сам эксперимент. Он заключался в сопоставлении двух выборок: реально существующих групп, различающихся уровнем групповой сплоченности. Обоим выборкам давались одинаковые методики.
В качестве
независимой переменной
4. Анализ и интерпретация данных, полученных эмпирическим путем.
Для анализа и интерпретации результатов данного исследования применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни, выявляющий различия в уровне исследуемого признака между двумя выборками. Помимо данного критерия, использовался корреляционный анализ Спирмана, позволяющий выявлять соотношение между различными показателями.
Глава III. Анализ и интерпретация результатов социально – психологического исследования
Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе исследования была определена выборка испытуемых на основании двух методик. Сперва, была проведена методика “Экспертная оценка сплоченности учебной группы”, заполнявщаяся классными руководитлями 10-х учебных классов (10 “А” и 10 “Б”) средней школы №55 г. Бишкек для выявления учебных групп, различающихся уровнем сплоченности.
Сравнительный анализ данных по методике “Экспертная оценка сплоченности учебной группы” для учителей представлен в таблице №1.
Данные по методике “Экспертная оценка сплоченности учебной группы” в 1-ой и 2-ой группах.
Экспертная оценка сплоченности |
Средний ранг М |
U |
Группа №1 (n=16) |
17,5 |
13* |
Группа №2 (n=12) |
7,5 | |
*- различия достоверны при р <0,05 |
Из таблицы №1 мы видим, что по методике “Экспертная оценка сплоченности учебной группы” выявлены статистически достоверные различия между 1-ой и 2-ой группами (U=13, при р=0,05), что указывает на то, что по оценке классных руководителей, 1-группа – 10 “А” класс более сплоченная, чем 2-группа – 10 “Б” класс.
Помимо этого, была проведена деловая игра “Катастрофа в пустине” с целью сравнить эффективность группового решения, в выбранных учебных группах. В соответствии со сценарием игры каждый участник игры сначала индивидуально принимает решения, затем идут этапы совместного (группового) решения и общего обсуждения хода игры и полученных результатов.
Сравнительный анализ данных по игре “Катастрофа в пустине” для двух групп представлен в таблице №2.
Данные по игре “Катастрофа в пустине” в 1-ой и 2-ой группах.
Групповое решение |
Средний ранг М |
U |
Группа №1 (n=16) |
20,5 |
15** |
Группа №2 (n=12) |
6,5 | |
**- различия достоверны при р <0,01 |
Анализируя полученные результаты по игре “Катастрофа в пустыни”, мы можем сказать, что выявлены статистически достоверные различия между 1-ой и 2-ой группами в принятии группового решения (U=15, при р=0,01), следовательно, учащиеся 2-ой группы лучше справляются с групповым решением задачи, чем учащиеся 1-ой группы.
Таким образом, на основании методики “Экспертная оценка сплоченности учебной группы” и игры “Катастрофа в пустине” в соотвествии цели и гипотезе исследования была определена выборка испытуемых, состоящая из 2-х учебных групп, различающихся уровнем сплоченности и качеством, принятого группового решения. Первую группу составили 16 подростков (9 девочек и 7 мальчиков) 15-16 лет, обучающиееся в 10 “А” классе (средней школы №55 г. Бишкек), принявщие менее эффективное групповое решение и характеризующееся высоким уровенем групповой сплоченности. Во вторую группу вошли 12 учеников в возрасте 15-16 лет (10 девочек и 2 мальчика) 10 “Б” класса (средней школы №55 г. Бишкек), принявщие более эффективное групповое решение и характеризующееся низким уровнем групповой сплоченности. Всего в исследовании приняли участие 30 человек.
На втором этапе исследования были проведены методики опроса испытуемых. Опросники для обеих групп участников были идентичны. Набор тестов включал в себя: методики “Определение индекса групповой сплоченности Сишора” и “Диагностики уровня развития малой группы”, а также опросник “Изучение психологического климата в учебной группе”. Зачитывалась инструкция к определенной методике, а после завершения одной методики осуществлялся переход к новой методике или опроснику.
По завершению этапа психодиагностики проводилась математическая и статистическая обработка данных. Был использован пакет для анализа SPSS 16.0. Математическая и статистическая обработка заключалась в подстчете U-критерия Манна-Уитни и проведении корреляционного анализа Спирмена.
3.1. Данные полученные
с помощью методики “
Сравнительный анализ данных по методике «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» для двух групп представлен в таблице №3
Таблица №3.
Средние ранги по методике “Определение индекса групповой сплоченности Сишора” в 1-ой и 2-ой группах.
Индекс групповой сплоченности Сишора |
Средний ранг М |
U |
Группа №1 (n=16) |
19,2 |
19,5** |
Группа №2 (n=12) |
8,1 | |
**- различия достоверны при р <0,01 |
При сопоставлении результатов двух групп по данному тесту были выявлены значимые различия по индексу групповой сплоченности (U=19,5, при р=0,01). Это указывает на то, что учащиеся 1-ой группы более сплочены, чем учащиеся 1-ой группы.
Следовательно, учащиеся
10 “А” класса характеризуются более
высоким уровнем групповой
3.2. Данные полученные с помощью методики “ Диагностика уровня развития малой группы”.
Сравнительный анализ данных по методике “Диагностика уровня развития малой группы” для двух групп представлен в таблице №4
Таблица № 4.
Средние ранги по методике “Диагностика уровня развития малой группы” в 1-ой и 2-ой группах.
Уровень развития малой группы |
Средний ранг М |
U |
Группа №1 (n=16) |
19,3 |
18,5* |
Группа №2 (n=12) |
8,04 | |
* - различия достоверны при р <0,05 |