Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:24, курсовая работа
• Цель исследования: изучить роль социально-психологических факторов, влияющие на процесс принятия групповых решений.
• Объект исследования: группа как социально-психологическое явление.
Введение
Глава I. Социально-психологические особенности группы как детерминанты качества группового принятия решения
1.1. Специфика процесса принятия группового решения
1.2. Групповой подход к принятию решений.
1.3. Особенности группы как детерминанты качества группового решения
Глава II. Методология, методы и методики исследования:
2.1. Цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования
2.2. Методологические принципы
2.3. Методы и методики исследования
2.4. Обоснование выборки
2.5. Этапы исследования
Глава III. Анализ и интерпретация результатов социально – психологического исследования
3.1. Данные полученные с помощью методики “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”.
3.2. Данные полученные с помощью методики “ Диагностика уровня развития малой группы”.
3.3. Данные полученные с помощью методики “Изучение психологического климата в учебной группе”.
3.4. Парный корреляционный анализ.
Заключение
Выводы
Литература
Значительное внимание уделяется проблеме уровня риска в групповых решениях. Полученные результаты разноречивы. Так, имеются экспериментальные данные, свидетельствующие об усреднении крайних позиций в процессе принятия группового решения. В итоге решение оказывается менее рискованным, чем возможное индивидуальное. В соответствии с другими исследованиями, групповые решения отличаются большей долей риска, по сравнению с решениями, предпочитаемыми «средним» членом этой группы (Бем, Коган, Уоллах, 1973). Принимая решения, группа стремится к альтернативам, обеспечивающим более высокий конечный результат, но меньшую вероятность его достижения. Наряду с этим были обнаружены и значительные совпадения между распределениями групповых и индивидуальных решений: групповое решение несет в себе большую степень риска, чем решение «среднего» члена группы («феноменом групповой поляризации», открытый С. Московичи и М. Заваллони, 1969), однако любое групповое решение не рискованнее индивидуальных решений отдельных членов данной группы. Явление увеличения уровня риска в решениях, принимаемых группой, получило название «сдвига риска» и был открыт в 1961 году Дж. Стоунером. Это явление представляет следствие деиндивидуализации личности в группе и называется «диффузией» ответственности, поскольку ни один из членов группы не наделен всей полнотой ответственности за окончательное решение. Индивид знает, что ответственность возлагается на всех членов группы.
Порой группа может склоняться к самым необоснованным решениям. Особенно это характерно для групп с большой степенью сплоченности. Иногда члены группы в такой степени стремятся к консенсусу (полному единогласию при принятии группового решения), что игнорируют реалистические оценки своих решений и их последствий. Члены подобных групп могут обладать высоким социальным статусом и значимость их решений бывает исключительно велика для многих людей. Единодушие нередко торжествует победу над взвешенным критическим подходом к проблеме. В итоге, достигая консенсуса, члены группы принимают неэффективное решение. Американский психолог И. Джанис (И. Джанис, 1972) назвал это явление «огрупплением мышления».
В 6олее концентрированном виде основные черты группового мышления вслед за И. Джанисом сформулировал польский психолог Ю. Козелецкий (Ю. Козелецкий, 1979) 1) конформистское мышление – отказывающиеся принять решение большинства изгоняются из группы; 2) тенденциозный отбор информации – группа самоизолируется от информации, которая могла бы поставить под сомнение правильность принимаемых ею решений; 3) сверхоптимизм – переоценка вероятности успеха и недооценивание вероятности неудачи; 4) убеждение во всесильности группы – переоценка ее компетентности и недооценка силы конкурентов; 5) обманчивость инициативы – группа считает, что обладает инициативой в решении проблемы, однако это зачастую бывает далеко не так.
Одной из значимых детерминант, как самого процесса группового взаимодействия, так и его результата является ролевая структура группы. Понятие «роль» определяется как набор функций, которые выполняет член группы в процессе решения задач. Различные схемы, включающие главные и второстепенные роли, разрабатывались зарубежными и отечественными исследователями.
На наш взгляд, наиболее полной является схема, предложенная Ярошевским М.Г (Ярошевским М.Г, 1978), она включает следующие роли: организатор (член группы, чья активность направлена на организацию групповой работы), генератор идей (участник, продуцирующий различные варианты решений), критик (чья активность направлена на выявление недостатков предлагаемых решений, а также способствует выработке другого решения), коммуникатор (его задача – разработать и конкретизировать уже высказанные варианты), эрудит (чья активность проявляется в привлечении имеющихся знаний). Существенно то, что в различных схемах ролевые характеристики выделяются в зависимости от процессов, происходящих в группе в ходе обсуждения проблемы, т.е. функций на когнитивном и социальном уровне, а также на основе речевых сообщений.
В ряде работ показано, что роли в группе образуют своего рода иерархию. Так, критик, генератор идей и эрудит, работают над разрешением творческой проблемы, остальные же обеспечивают их эффективное функционирование и реализацию решения. Отсутствие какой-либо функции или роли в процессе обсуждения может повлечь за собой дезорганизацию групповой работы, а в конечном счете – неудачное решение (В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, 1983).
Однако также очевидно, что само по себе наличие всех ролей не гарантирует безошибочного решения, хотя и имеет позитивное влияние на результат совместной деятельности. Скорее всего, не столько набор функций, сколько их распределение – ригидное и жесткое или подвижное и гибкое, детерминирует исход этого процесса.
Важным фактором в принятии совместных решений является наличие лидера в группе. Лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу к намеченной цели. Тот или иной стиль поведения лидера в значительной мере влияет на групповую атмосферу и эффективность принимаемых решений. Демократический и авторитарный стили руководства ассоциируются с более высокими достижениями. В таких группах есть четкая структурная организация работы, тогда как при попустительском стиле никак не ограничивают и не направляют членов группы. Наибольшую удовлетворенность совместной работой члены группы испытывают при демократическом руководстве, тогда как авторитарные руководители могут подавлять индивидуальную волю участников (К. Рудестам, 1975)
Подводя итоги, можно сказать, чтл решения, принятые той или иной реальной группой, на практике всегда имеют социальный характер. В этих решениях неизбежно отражаются цели, ценности и нормы соответствующих социальных групп.
Глава II. Методология, методы и методики исследования
2.1. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования.
Цель исследования: изучить роль социально-психологических факторов, влияющие на процесс принятия групповых решений.
Объект исследования: группа как социально-психологическое явление.
Предмет исследования: социально-психологические факторы, влияющие на эффективность принятия группового решения
Основная гипотеза исследования: качество группового принятия решения может зависить от особенностей самой группы, таких как сполоченность, психологический климат и уровень развития.
Для подтверждения основной гипотезы, необходимо проверить ряд частных гипотез:
Реализация данной цели и гипотезы требуют решения следующих задач:
2.2. Методологические принципы.
«Методология – система
Методологическими принципами, касающимися темы нашего исследования являются: принцип детерминизма, принцип развития и принцип системности.
Принцип детерминизма – один
из главных объяснительных
В данной работе принцип
Принцип системности.
«Принцип системности – необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных» (Юдин Э.Г., 1978).
В данной работе групповой
подход к решению задачи рассматривается,
как целостный процесс
Принцип единства сознания и деятельности. Сам термин принадлежит С. Л. Рубинштейну, которым он в 1940-х годах обозначал свой вариант деятельностного подхода. Суть рубинштейновского варианта деятельностного подхода в том, что деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию деятельности и поведения, являются условием их адекватного выполнения. Основанием единства психики и деятельности является объект (Рубинштейн, 1959).
Данный принцип позволяет
2.3. Методы и методики
Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (Психологический словарь, 1990).
В нашем исследовании в соответствии с целью и задачами применялись следующие методы:
Методика – форма реализации метода, совокупность приёмов и операций для достижения определенной цели (Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. – М ., 1990).
В качестве основных методик исследования использовались:
1. Методика “Экспертная оценка сплоченности учебной группы”.
Методика предназначена
для определения групповой
В методике дается семь психологических характеристик класса. Тестируемые учителя выбирают одно из трех предлагаемых утверждений (а, б, в), которое, по их мнению, наиболее всего отражает действительное состояние изучаемого класса.
Данный тест был использован в нашем исследовании для определения выборки испытуемых на основе экспертных оценок учителей.
2. Игра “Катастрофа в пустине”.
Данная игра используется для исследования процесса принятия группового решения с целью научить эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи и предоставляет информацию относительно паттернов коммуникации, руководства и доминирования в группе, а также может внести вклад в сплоченность членов группы. В основном проводится в рамках занятий по психологическому тренингу (Pfeiffor & Jones, 1975). В нашем исследовании данная игра была использовано для сравнения эффективности групповых решений в исследуемых учебных группах.
В соответствии со сценарием игры каждый участник игры сначала индивидуально принимает решения, затем идут этапы совместного (группового) решения и общего обсуждения хода игры и полученных результатов.
3. Методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора»