Социально-психологические факторы, влияющие на эффективность принятия группового решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

• Цель исследования: изучить роль социально-психологических факторов, влияющие на процесс принятия групповых решений.
• Объект исследования: группа как социально-психологическое явление.

Содержание работы

Введение
Глава I. Социально-психологические особенности группы как детерминанты качества группового принятия решения
1.1. Специфика процесса принятия группового решения
1.2. Групповой подход к принятию решений.
1.3. Особенности группы как детерминанты качества группового решения
Глава II. Методология, методы и методики исследования:
2.1. Цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования
2.2. Методологические принципы
2.3. Методы и методики исследования
2.4. Обоснование выборки
2.5. Этапы исследования
Глава III. Анализ и интерпретация результатов социально – психологического исследования
3.1. Данные полученные с помощью методики “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”.
3.2. Данные полученные с помощью методики “ Диагностика уровня развития малой группы”.
3.3. Данные полученные с помощью методики “Изучение психологического климата в учебной группе”.
3.4. Парный корреляционный анализ.
Заключение
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовой проект - Социально-психологические факторы, влияющие на эффективность принятия группового решения.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

 

По результатам, представленным в  таблице №4 (U=18,5, при р=0,05) можно сделать выводы, что 1-группа стоит на более высоком уровне развития, а если точнее на уровне “автономной группы”, когда межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности, в то время как 2-группа стоит на уровень ниже, точнее на уровне “группы-кооперации”, когда межличностные отношения опосредуются общественно ценным и значимым содержанием совместной деятельности.

Таким образом, учащиеся 10”А” класса, характеризуясь более высоким уровнем групповой сплоченности находятся на более высоком уровне развития малой группы, но при этом принимают менее эффективные решения. А 10 “Б” класс, характеризуюясь более низким уровнем групповой сплоченности и находясь всего на один уровень ниже по развитию малой группы принимают более эффективные решения.   

 

3.3. Данные полученные с помощью методики “Изучение психологического климата в учебной группе”.

Сравнительный анализ данных по методике “Изучение психологического климата в учебной группе” для двух групп представлен в таблице №5

 Таблица №5.

Средние ранги по методике “Изучение психологического климата в учебной группе” в 1-ой и 2-ой группах.

            

Шкалы

Группа № 1

(n=16)

Группа № 2

(n=12)

 

U

М

М

 Ученики нашего  класса любят и хотят учиться

16,7

11,4

59,5

 Ученики хорошо  относятся друг к другу

19,4

8

18**

 Ученики готовы  выполнить любую общественную  работу

17,5

10,5

48*

Ученики редко ссорятся друг с другом.

15,5

13,1

79,5

Ученики всегда помогают друг другу в учебе

18,4

9,3

34*

Ученики часто бывают вместе в свободное от занятий  время

19,3

8,1

19**

Ученики активно участвуют  в общественной работе

18,8

8,6

26**

Ученики довольны результатами своей работы

18,5

9,2

32*

Ученики всегда считаются с мнением товарищей

19,7

7,5

12,5**

Внеклассные мероприятия  у нас проходят весело и оживленно

20,1

7

6**

Ученики нашего класса остро  реагируют на успехи и неудачи  друг друга в учебе

16,5

11,75

63*

Ученики нашего класса дружны и доброжелательны

18,5

9,1

31**

Общий психологический  климат 

20,1

7

6**

**- различия достоверны  при р <0,01

* - различия достоверны  при р <0,05


Анализируя результаты, полученные при сравнении данных по методике «Изучение психологического климата в учебной группе», для двух групп, мы видим, что значимые различия между группами были выявлены по следующим шкалам: по шкале «Ученики хорошо относятся друг к другу» (U=18 при р=0,01) это означает, что учащееся 1-ой группы очень хорошо относятся к друг другу; шкала «Ученики готовы выполнить любую общественную работу» (U=48, при р=0,05) указывает на то, что ученики 1-ой группы охотнее готовы выполнять любую общественную работу; шкала «Ученики всегда помогают друг другу в учебе» (U=34, при р=0,05) свидетельствует о том, что учащиеся 1–ой группы чаще помогают друг другу; шкала «Ученики часто бывают вместе в свободное от занятий время» (U=19, при р=0,01) указывает на то, что подростки 1-ой группы чаще бывают вместе в свободное от занятий время; шкала «Ученики активно участвуют в общественной работе» (U=26, при р=0,01) показывает, что ученики 1-ой группы активно участвуют в общественной работе; шкала «Ученики довольны результатами своей работы» (U=32, при р=0,05) свидетельствует о большей удовлетворенности подростков 1-ой группы результатами своей работы; шкала «Ученики всегда считаются с мнением товарищей» (U=12,5, при р=0,01) указывает на то, что ученики 1-ой группы всегда считаются с мнением товарищей; шкала «Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно» (U=6, при р=0,01) показывает, что внеклассные мероприятия у 1-ой группы проходят весело и оживленно; шкала «Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе» (U=63, при р=0,05) свидетельствует об острой реакции учащихся 1-ой группы на успехи и неудачи одноклассников в учебе; шкала «Ученики нашего класса дружны и доброжелательны» (U=31, при р=0,01) указывает на то, что подростки 1-ой группы, характеризуются дружелюбностью; шкала «Общий  психологический климат» (U=6, при р=0,01) показывает то, что в 1-ой группе преобладает благоприятная психологическая обстановка, в то время как наличие таких особенностей по всем выше указанным шкалам у учащихся 2-ой группы не наблюдается.

Следовательно, учащиеся 10 “А” класса, находясь на уровне “автономной группы”, характеризуясь высоким уровнем сплоченности

Следовательно, в 10 “А”  классе преобладает более благоприятный  психологический климат, выражающийся в теплых, дружеских отношениях, в совместном времяпровождении, взаимовыручке  и в активной готовности выполнять любую общественную работу, в то время как в 10 “Б” классе этих особенностей не наблюдается.

3.4. Парный корреляционный анализ.

Кроме того был проведён парный корреляционный анализ показателей  по методикам  “Определение индекса групповой сплоченности Сишора” и “Диагностика уровня развития малой группы”, а также по опроснику “Изучение психологического климата в учебной группе” для 1-ой  и 2-ой группы, результаты которого представлены в таблице №6                                              

                                                                      Таблица №6

Анализ парных корреляций для 1-ой и 2-ой группы между  методиками “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”, “Изучение психологического климата в учебной группе”, “Диагностика уровня развития малой группы”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкалы методики “Изучение психологического климата в учебной группе»

Показатель  «Групповое решение» по игре «Катастрофа  в пустыне»

Методика «Индекс  групповой сплоченности Сишора»

Методика «Диагностика уровня  развития малой  группы»

Ученики нашего класса любят  и хотят учиться

n=16

     

n=12

     

Ученики хорошо относятся  друг к другу

n=16

   

0,690**

n=12

 

0,708**

 

Ученики готовы выполнить  любую общественную работу

n=16

   

0,574*

n=12

-0,588*

   

Ученики редко ссорятся друг с другом.

n=16

-0,503*

   

n=12

     

Ученики довольны результатами своей работы

n=16

   

0,717**

n=12

 

0,693*

 

Ученики всегда считаются  с мнением товарищей

n=16

 

0,511*

 

n=12

 

0,613*

 

Внеклассные мероприятия  у нас проходят весело и оживленно

n=16

   

0,676**

n=12

     

Ученики нашего класса остро  реагируют на успехи и неудачи  друг друга в учебе

n=16

-0,577*

 

0,570*

n=12

     

Ученики нашего класса дружны и доброжелательны

n=16

   

0,543*

n=12

 

0,652*

 

Общий психологический  климат 

n=16

   

0,579*

n=12

     

** r=0,64, при р <0,01 и *r=0,50, при р <0,05 в I группе

** r=0,73, при р <0,01 и *r=0,58, при р <0,05 в II группе


 

На основании проведённого парного  корреляционного анализа для 1-ой и 2-ой групп по методикам “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”, “Изучение психологического климата в учебной группе”, “Диагностика уровня развития малой группы”, мы можем указать на положительную корреляционную связь между показателями – “Индекса групповой сплоченности Сишора” и   шкалами “Ученики хорошо относятся друг к другу” (r=0,708, при р=0,01), “Ученики довольны результатами своей работы” (r=0,693, при р=0,05), “Ученики нашего класса дружны и доброжелательны” (r=0,652, при р=0,05) во 2-ой группе, а также со шкалой “Ученики всегда считаются с мнением товарищей” (r=0,613, при р=0,05) в 2-ой и 1-ой группах (r=0,511, при р=0,05) по методике “Изучение психологического климата в учебной группе”. Эта корреляционная связь показывает, что чем выше индекс групповой сплоченности у обследуемых 1-ой и 2-ой группы, тем больше они считаются с мнением товарищей, и тем лучше учащиеся 2-ой группы относятся друг к другу, более дружны и доброжелательны, а также довольны результатами своей работы.

  Следовательно, выше уровень сплоченности в обоих классах, тем больше они считаются с мнением товарищей и тем лучше учащиеся 10 “А” класса относятся  друг к другу, более дружны и довольны результатами своей работы.

Показатель методики “Диагностика уровня развития группы” также положительно коррелирут с показателями шкал “Ученики хорошо относятся друг к другу” (r=0,690, при р=0,01), “Ученики готовы выполнить любую общественную работу” (r=0,574, при р=0,05), “Ученики довольны результатами своей работы” (r=0,717, при р=0,01), “Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно” (r=0,676, при р=0,01), “Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе” (r=0,570, при р=0,05), “Ученики нашего класса дружны и доброжелательны” (r=0,543, при р=0,05), “Общий психологический климат” (r=0,579, при р=0,05) в 1-ой группе по методике “Изучение психологического климата в учебной группе”, что указывает на то что, чем выше уровень развития группы, тем лучше испытуемые 1-ой группы относятся и остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе, проводят внеклассные мероприятия весело и оживленно, более дружны и дружелюбны, а  также тем более довольны результатами своей работы, охотнее готовы выполнить любую общественную работу и тем более благоприятней психологический климат в группе.                        

Таким образом, чем выше 10 “А” класс находится по уровню развития, тем более благоприятней психологический климат в группе, что выражается в том, что учащиеся будут лучше относиться и остро реагировать

на успехи и неудачи  друг друга в учебе, проводить больше внеклассных мероприятий весело и оживленно, станут более дружны и дружелюбны, а  также более довольны результатами своей работы и охотнее готовы выполнить любую общественную работу.

Выявлена отрицательная  корреляционная зависимость между показателем  – “Групповое решение” по игре “Катастрофа в пустыне” и показателем “Ученики готовы выполнить любую общественную работу” (r= -0,588, при р=0,05) во 2-ой группе, а также показателями  “Ученики редко ссорятся друг с другом” (r=-0,503, при р=0,05), “Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе” (r=-0,577, при р=0,05) в 1-ой группе по методике “Изучение психологического климата в учебной группе”. Следовательно, чем более эффективно групповое решение, тем меньше подростки 2-ой группы  готовы выполнять любую общественную работу, а подростки 1-ой группы тем реже ссорятся и менее остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе. 

Это указывает на то, что  чем более эффективно оба класса решают групповые задачи, тем меньше учащиеся 10”А” класса ссорятся и остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе, а учащиеся “Б” класса тем меньше готовы выполнять любую общественную работу.

Таким образом, социально-психологическое  исследование показало, что:

  1. Первая учебная группа – 10 “А “ класс, находится на высоком уровне развития, характеризуется высокой сплоченностью, благоприятным психологическим климатом в группе,  выражающемся в теплых, дружестких отношениях, в совместном времяпровождении свободного времени, взаимовыручке, в активности и готовности выполнения любой общественной работы, но при этом принимают менее эфффективные решения. Причем эффективность группового решения будет выше, чем меньше представители группы ссорятся и остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе.
  2. Вторая учебная группа – 10 “Б” класс, находятся на среднем уровне развития, характеризуется низкой групповой сплоченностью и неблагоприятным психологическим климатом в группе, но при этом принимают более эффективные решения. И чем выше эффективность группового решения, тем

меньше учащиеся 10 “Б” класса готовы выполнять любую общественную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Заключение

             В практической деятельности  нередко встречаются ситуации, когда  все члены группы, так или иначе, принимают участие в выработке и принятии решений. Предпочтение группы, а не индивида, объясняется тем, что в ней потенциально может быть найдено большее число альтернатив, хранится разнородная информация, а различный опыт и ролевые особенности ее членов, – позитивно сказываются на качестве исхода. Кроме того, потенциальная цена ошибочного решения в современном обществе слишком высока, поскольку касается весьма значимых общественных явлений: экономического кризиса, массовой гибели людей, загрязнения окружающей среды, снижения уровня обучения и др. В истории любой страны можно найти множество примеров, подтверждающих справедливость сказанного выше.

Информация о работе Социально-психологические факторы, влияющие на эффективность принятия группового решения