Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:24, курсовая работа
• Цель исследования: изучить роль социально-психологических факторов, влияющие на процесс принятия групповых решений.
• Объект исследования: группа как социально-психологическое явление.
Введение
Глава I. Социально-психологические особенности группы как детерминанты качества группового принятия решения
1.1. Специфика процесса принятия группового решения
1.2. Групповой подход к принятию решений.
1.3. Особенности группы как детерминанты качества группового решения
Глава II. Методология, методы и методики исследования:
2.1. Цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования
2.2. Методологические принципы
2.3. Методы и методики исследования
2.4. Обоснование выборки
2.5. Этапы исследования
Глава III. Анализ и интерпретация результатов социально – психологического исследования
3.1. Данные полученные с помощью методики “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”.
3.2. Данные полученные с помощью методики “ Диагностика уровня развития малой группы”.
3.3. Данные полученные с помощью методики “Изучение психологического климата в учебной группе”.
3.4. Парный корреляционный анализ.
Заключение
Выводы
Литература
По результатам, представленным в таблице №4 (U=18,5, при р=0,05) можно сделать выводы, что 1-группа стоит на более высоком уровне развития, а если точнее на уровне “автономной группы”, когда межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности, в то время как 2-группа стоит на уровень ниже, точнее на уровне “группы-кооперации”, когда межличностные отношения опосредуются общественно ценным и значимым содержанием совместной деятельности.
Таким образом, учащиеся 10”А” класса, характеризуясь более высоким уровнем групповой сплоченности находятся на более высоком уровне развития малой группы, но при этом принимают менее эффективные решения. А 10 “Б” класс, характеризуюясь более низким уровнем групповой сплоченности и находясь всего на один уровень ниже по развитию малой группы принимают более эффективные решения.
3.3. Данные полученные с помощью методики “Изучение психологического климата в учебной группе”.
Сравнительный анализ данных по методике “Изучение психологического климата в учебной группе” для двух групп представлен в таблице №5
Таблица №5.
Средние ранги по методике “Изучение психологического климата в учебной группе” в 1-ой и 2-ой группах.
Шкалы |
Группа № 1 (n=16) |
Группа № 2 (n=12) |
U |
М |
М | ||
Ученики нашего класса любят и хотят учиться |
16,7 |
11,4 |
59,5 |
Ученики хорошо относятся друг к другу |
19,4 |
8 |
18** |
Ученики готовы выполнить любую общественную работу |
17,5 |
10,5 |
48* |
Ученики редко ссорятся друг с другом. |
15,5 |
13,1 |
79,5 |
Ученики всегда помогают друг другу в учебе |
18,4 |
9,3 |
34* |
Ученики часто бывают вместе в свободное от занятий время |
19,3 |
8,1 |
19** |
Ученики активно участвуют в общественной работе |
18,8 |
8,6 |
26** |
Ученики довольны результатами своей работы |
18,5 |
9,2 |
32* |
Ученики всегда считаются с мнением товарищей |
19,7 |
7,5 |
12,5** |
Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно |
20,1 |
7 |
6** |
Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе |
16,5 |
11,75 |
63* |
Ученики нашего класса дружны и доброжелательны |
18,5 |
9,1 |
31** |
Общий психологический климат |
20,1 |
7 |
6** |
**- различия достоверны при р <0,01 * - различия достоверны при р <0,05 |
Анализируя результаты, полученные при сравнении данных по методике «Изучение психологического климата в учебной группе», для двух групп, мы видим, что значимые различия между группами были выявлены по следующим шкалам: по шкале «Ученики хорошо относятся друг к другу» (U=18 при р=0,01) это означает, что учащееся 1-ой группы очень хорошо относятся к друг другу; шкала «Ученики готовы выполнить любую общественную работу» (U=48, при р=0,05) указывает на то, что ученики 1-ой группы охотнее готовы выполнять любую общественную работу; шкала «Ученики всегда помогают друг другу в учебе» (U=34, при р=0,05) свидетельствует о том, что учащиеся 1–ой группы чаще помогают друг другу; шкала «Ученики часто бывают вместе в свободное от занятий время» (U=19, при р=0,01) указывает на то, что подростки 1-ой группы чаще бывают вместе в свободное от занятий время; шкала «Ученики активно участвуют в общественной работе» (U=26, при р=0,01) показывает, что ученики 1-ой группы активно участвуют в общественной работе; шкала «Ученики довольны результатами своей работы» (U=32, при р=0,05) свидетельствует о большей удовлетворенности подростков 1-ой группы результатами своей работы; шкала «Ученики всегда считаются с мнением товарищей» (U=12,5, при р=0,01) указывает на то, что ученики 1-ой группы всегда считаются с мнением товарищей; шкала «Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно» (U=6, при р=0,01) показывает, что внеклассные мероприятия у 1-ой группы проходят весело и оживленно; шкала «Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе» (U=63, при р=0,05) свидетельствует об острой реакции учащихся 1-ой группы на успехи и неудачи одноклассников в учебе; шкала «Ученики нашего класса дружны и доброжелательны» (U=31, при р=0,01) указывает на то, что подростки 1-ой группы, характеризуются дружелюбностью; шкала «Общий психологический климат» (U=6, при р=0,01) показывает то, что в 1-ой группе преобладает благоприятная психологическая обстановка, в то время как наличие таких особенностей по всем выше указанным шкалам у учащихся 2-ой группы не наблюдается.
Следовательно, учащиеся 10 “А” класса, находясь на уровне “автономной группы”, характеризуясь высоким уровнем сплоченности
Следовательно, в 10 “А”
классе преобладает более
3.4. Парный корреляционный анализ.
Кроме того был проведён
парный корреляционный анализ показателей
по методикам “Определение индекса групповой сплоченности
Сишора” и “Диагностика уровня развития
малой группы”, а также по опроснику “Изучение
психологического климата в учебной группе”
для 1-ой и 2-ой группы, результаты которого
представлены в таблице №6
Анализ парных корреляций для 1-ой и 2-ой группы между методиками “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”, “Изучение психологического климата в учебной группе”, “Диагностика уровня развития малой группы”.
Шкалы методики “Изучение психологического климата в учебной группе» |
Показатель «Групповое решение» по игре «Катастрофа в пустыне» |
Методика «Индекс групповой сплоченности Сишора» |
Методика «Диагностика уровня развития малой группы» | |
Ученики нашего класса любят и хотят учиться |
n=16 |
|||
n=12 |
||||
Ученики хорошо относятся друг к другу |
n=16 |
0,690** | ||
n=12 |
0,708** |
|||
Ученики готовы выполнить любую общественную работу |
n=16 |
0,574* | ||
n=12 |
-0,588* |
|||
Ученики редко ссорятся друг с другом. |
n=16 |
-0,503* |
||
n=12 |
||||
Ученики довольны результатами своей работы |
n=16 |
0,717** | ||
n=12 |
0,693* |
|||
Ученики всегда считаются с мнением товарищей |
n=16 |
0,511* |
||
n=12 |
0,613* |
|||
Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно |
n=16 |
0,676** | ||
n=12 |
||||
Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе |
n=16 |
-0,577* |
0,570* | |
n=12 |
||||
Ученики нашего класса дружны и доброжелательны |
n=16 |
0,543* | ||
n=12 |
0,652* |
|||
Общий психологический климат |
n=16 |
0,579* | ||
n=12 |
||||
** r=0,64, при р <0,01 и *r=0,50, при р <0,05 в I группе ** r=0,73, при р <0,01 и *r=0,58, при р <0,05 в II группе |
На основании проведённого парного корреляционного анализа для 1-ой и 2-ой групп по методикам “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”, “Изучение психологического климата в учебной группе”, “Диагностика уровня развития малой группы”, мы можем указать на положительную корреляционную связь между показателями – “Индекса групповой сплоченности Сишора” и шкалами “Ученики хорошо относятся друг к другу” (r=0,708, при р=0,01), “Ученики довольны результатами своей работы” (r=0,693, при р=0,05), “Ученики нашего класса дружны и доброжелательны” (r=0,652, при р=0,05) во 2-ой группе, а также со шкалой “Ученики всегда считаются с мнением товарищей” (r=0,613, при р=0,05) в 2-ой и 1-ой группах (r=0,511, при р=0,05) по методике “Изучение психологического климата в учебной группе”. Эта корреляционная связь показывает, что чем выше индекс групповой сплоченности у обследуемых 1-ой и 2-ой группы, тем больше они считаются с мнением товарищей, и тем лучше учащиеся 2-ой группы относятся друг к другу, более дружны и доброжелательны, а также довольны результатами своей работы.
Следовательно, выше уровень сплоченности в обоих классах, тем больше они считаются с мнением товарищей и тем лучше учащиеся 10 “А” класса относятся друг к другу, более дружны и довольны результатами своей работы.
Показатель методики “Диагностика уровня развития группы” также положительно коррелирут с показателями шкал “Ученики хорошо относятся друг к другу” (r=0,690, при р=0,01), “Ученики готовы выполнить любую общественную работу” (r=0,574, при р=0,05), “Ученики довольны результатами своей работы” (r=0,717, при р=0,01), “Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно” (r=0,676, при р=0,01), “Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе” (r=0,570, при р=0,05), “Ученики нашего класса дружны и доброжелательны” (r=0,543, при р=0,05), “Общий психологический климат” (r=0,579, при р=0,05) в 1-ой группе по методике “Изучение психологического климата в учебной группе”, что указывает на то что, чем выше уровень развития группы, тем лучше испытуемые 1-ой группы относятся и остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе, проводят внеклассные мероприятия весело и оживленно, более дружны и дружелюбны, а также тем более довольны результатами своей работы, охотнее готовы выполнить любую общественную работу и тем более благоприятней психологический климат в группе.
Таким образом, чем выше 10 “А” класс находится по уровню развития, тем более благоприятней психологический климат в группе, что выражается в том, что учащиеся будут лучше относиться и остро реагировать
на успехи и неудачи друг друга в учебе, проводить больше внеклассных мероприятий весело и оживленно, станут более дружны и дружелюбны, а также более довольны результатами своей работы и охотнее готовы выполнить любую общественную работу.
Выявлена отрицательная корреляционная зависимость между показателем – “Групповое решение” по игре “Катастрофа в пустыне” и показателем “Ученики готовы выполнить любую общественную работу” (r= -0,588, при р=0,05) во 2-ой группе, а также показателями “Ученики редко ссорятся друг с другом” (r=-0,503, при р=0,05), “Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе” (r=-0,577, при р=0,05) в 1-ой группе по методике “Изучение психологического климата в учебной группе”. Следовательно, чем более эффективно групповое решение, тем меньше подростки 2-ой группы готовы выполнять любую общественную работу, а подростки 1-ой группы тем реже ссорятся и менее остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе.
Это указывает на то, что чем более эффективно оба класса решают групповые задачи, тем меньше учащиеся 10”А” класса ссорятся и остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе, а учащиеся “Б” класса тем меньше готовы выполнять любую общественную работу.
Таким образом, социально-психологическое исследование показало, что:
меньше учащиеся 10 “Б” класса готовы выполнять любую общественную работу.
Заключение
В практической деятельности нередко встречаются ситуации, когда все члены группы, так или иначе, принимают участие в выработке и принятии решений. Предпочтение группы, а не индивида, объясняется тем, что в ней потенциально может быть найдено большее число альтернатив, хранится разнородная информация, а различный опыт и ролевые особенности ее членов, – позитивно сказываются на качестве исхода. Кроме того, потенциальная цена ошибочного решения в современном обществе слишком высока, поскольку касается весьма значимых общественных явлений: экономического кризиса, массовой гибели людей, загрязнения окружающей среды, снижения уровня обучения и др. В истории любой страны можно найти множество примеров, подтверждающих справедливость сказанного выше.