Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:57, курсовая работа
Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
Введение 3
Общая характеристика работы 5
Глава 1. Организация межличностных отношений в спортивной команде 6
1.1 Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе 6
1.2 Социально-психологический феномен лидерства 10
1.3 Основные концепции лидерства 13
1.4 Стили лидерства 17
1.5 Лидерство в спорте 20
1.5.1 Лидерство в спортивной команде 20
1.5.2 Дифференциация лидерских ролей 24
Выводы 26
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления лидерских качеств в спортивной группе футболистов. 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Анализ психодиагностических данных 28
2.3. Проявления лидерских качеств в спортивной группе 35
Заключение 36
Список литературы 38
Курсовая работа
по дисциплине «Социальная психология»
на тему: «Социально-психологический феномен лидерства
в спортивных командах»
Содержание
Введение 3
Общая характеристика работы 5
Глава 1. Организация
межличностных отношений в
1.1 Возникновение
и формирование
1.2 Социально-психологический феномен лидерства 10
1.3 Основные концепции лидерства 13
1.4 Стили лидерства 17
1.5 Лидерство в спорте 20
1.5.1 Лидерство в спортивной команде 20
1.5.2 Дифференциация лидерских ролей 24
Выводы 26
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления лидерских качеств в спортивной группе футболистов. 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Анализ психодиагностических данных 28
2.3. Проявления
лидерских качеств в
Заключение 36
Список литературы 38
Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
Создать хороший социально-
На формирование взаимоотношений
между спортсменами в спортивной
команде влияет воздействие объективных
и субъективных факторов, а также
роль социально-психологических
Изучение феномена лидерства началось
в начале 20 века. Ряд ученых-психологов
внесли огромный вклад в изучение
данного явления. Так начали формироваться
концепции происхождения
Кроме разработки концепций лидерства ученые исследовали стили лидерства. Американские ученые К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт провели ряд экспериментов, в результате которых было выделено 3 основных стиля лидерства – авторитарного, демократического и либерального, которые стали традиционные для социальной психологии.
В отечественной социальной психологии развитие проблемы лидерства имело достаточно сложный и подчас противоречивый характер. Первыми работами в этой области были исследования С. О. Лозинского, Е. А. Аркина, А. С. Залужнога, П. Л. Здгоровского и др. В этих работах рассматривались вопросы вожачества, лидерства главным образом в детских группах и коллективах, организованных и стихийных. Более поздние работы по лидерству принадлежат Г. К. Ашину, И. П. Волкову, Н. С. Жеребовой, Р. Л. Кричевскому, Б. Д. Парыгину, Л. И. Уманскому и др.
Актуальность темы исследования
Знание социально-
Объект исследования
Объектом исследования является группа футболистов Воронежского государственного политехнического университета, состоящая из 10 человек различной спортивной квалификации (от 1 до 3 разряда) и различной возрастной группы (от 17 лет до 22 лет).
Предмет исследования
Предметом исследования являются особенности проявления лидерских качеств спортсменов футболистов.
Цель исследования
Выявить особенности и возможности проявления лидерских качеств в группе футболистов.
Гипотеза исследования
Основные лидерские качества подтверждаются
преобладанием тенденций
Задачи исследования:
1. Определить потенциальные
2. Выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в данной группе.
Методы исследования
1. Методика Q-сортировка.
2. Социометрия.
Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив.
Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые (формальные) контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных (деловых) отношений. «...В ходе этого процесса (общения) устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности».
В процессе формализованных совместных действий благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т. е. возникают неформальные отношения.
Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:
Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень), или взаимоотношения в системе «спортсмен – спортсмен», и отношения спортсменов с тренером (вертикальный уровень), или взаимоотношения в системе «тренер – спортсмен».
Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальный и неформальный.
Формальная структура
Одной из главных особенностей формальной организации является то, что она способствует объединению индивидов в группу, создает основу для личного контакта. В то же время она регулирует частоту этих контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной организации по отношению к развитию неформальной организации. Подобные «карантинные» меры не всегда удаются, так как порой неформальная структура связей почти полностью совпадает с формальной или даже перекрывает ее, становится ведущей. В таких случаях наблюдается «размывание» формальной структуры, характеризующееся нарушением субординации в системе «тренер – спортсмен», дисциплины, снижением критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц, корпорации.
Если же члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и, в конечном счете, к конфликту. Два типа структур – формальная и неформальная – всегда сосуществуют, образуя сложное соотношение между собой.
Формальные отношения в
Установление правильных взаимоотношений в системе «тренер – спортсмен» – дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств, как самого тренера, так и ею учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства, время занятий у данного тренера) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.). [5. 17-20]
Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит на мысль о том, что все ее члены равны между собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т. д.
И все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Этого равенства и не может быть, так как все члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личностных качеств, ситуации и т.д. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена.
Ряд исследований, проведенных в
спортивных командах, позволили установить,
что в них есть лица, пользующиеся
значительно большими симпатиями, уважением
и авторитетом у своих
Лидерство – это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей.
Лидер же – это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе. [2. 43]
Люди следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности. [8. 123-124]
Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах