Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.

Содержание работы

Введение 3
Общая характеристика работы 5
Глава 1. Организация межличностных отношений в спортивной команде 6
1.1 Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе 6
1.2 Социально-психологический феномен лидерства 10
1.3 Основные концепции лидерства 13
1.4 Стили лидерства 17
1.5 Лидерство в спорте 20
1.5.1 Лидерство в спортивной команде 20
1.5.2 Дифференциация лидерских ролей 24
Выводы 26
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления лидерских качеств в спортивной группе футболистов. 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Анализ психодиагностических данных 28
2.3. Проявления лидерских качеств в спортивной группе 35
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 80.93 Кб (Скачать файл)

Г.М. Андреева [1. 283-284] предлагает различать в действиях и поведении лидера содержательную и техническую (формальную) стороны. Тогда каждый из трех стилей можно описать следующим образом:

Формальная сторона

Содержательная сторона

Авторитарный стиль

 

Деловые, краткие распоряжения;

Запреты без снисхождения, с угрозой;

Четкий язык, не приветливый тон;

Похвала и порицание субъективны;

Эмоции не принимаются в расчет;

Показ приемов не система;

Позиция лидера – вне группы.

Дела в группе планируются заранее (во всем объеме);

Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны;

Голос руководителя – решающий.

Демократический стиль

 

Инструкции в форме предложений;

Не сухая речь, а товарищеский тон;

Похвала и порицания - с советами;

Распоряжения и запреты –  с дискуссиями;

Позиция лидера – внутри группы.

Мероприятия планируются не заранее, а в группе;

За реализацию предложений отвечают все;

Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Попустительский стиль

 

Тон – договаривающийся;

Отсутствие похвалы, порицаний;


Никакого сотрудничества;

Позиция лидера – не замети в стороне  от группы.

Дела в группе идут сами собой;

Лидер не дает указаний;


Разделы работы складываются из отдельных  интересов или исходят от нового лидера.


 

Л.С. Вечер [2. 45] разделяет стили лидерства следующим образом, характеризуя их наличием определенных признаков:

Стиль, при котором лидер всегда находится в центре:

  1. лидер считает, что в группе только один достойный ум - его;
  2. ориентация на задачу;
  3. отсутствие творческого мышления;
  4. отношение к людям как к роботам;
  5. постоянный надзор за ними;
  6. отсутствие совместного обсуждения/принятия решения;
  7. работа распределяется лидером;
  8. низкая моральная удовлетворенность членов группы;

Сбалансированный стиль:

  1. обсуждение проблем (вовлечение) группы;
  2. совместное принятие решений;
  3. распределение работы обычно в большой степени принадлежит самим членам группы;
  4. задействован весь потенциал людей;
  5. поощряется творческое мышление;
  6. люди чувствуют, что они нужны;
  7. высокая степень удовлетворенности у членов группы;
  8. высокая мораль;
  9. лидер доступен;
  10. работа выполняется хорошо и эффективно;

Стиль, когда в центре находится  группа:

  1. непостоянное лидерство;
  2. трудно найти лидера;
  3. члены рабочей группы должны заботиться о себе сами;
  4. рабочая группа имеет тенденцию избирать собственного лидера (но он не имеет власти за пределами группы);
  5. группа не доверяет лидеру;
  6. тенденция к низкой морали;
  7. тенденция к отходу от ориентации на задачу;
  8. нескоординированная работа;
  9. незавершенная работа.

Накопленный в мировой практике опыт позволяет сделать вывод  о том, что единственно правильного  стиля поведения лидера не существует. Действенный лидер это тот, кто  в состоянии оценить различные  факторы, влияющие на его поведение  в определенной ситуации. Он может  комфортно чувствовать себя и  эффективно действовать на протяжении всего континуума лидерского стиля, т.е. может модифицировать этот стиль, чтобы соответствовать требованиям ситуации. [2. 42]

1.5 Лидерство в  спорте

1.5.1 Лидерство в  спортивной команде

Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Малой она называется из-за своей малочисленности, а социальной потому, что объединяет людей, имеющих  общий социальный признак (отношение  к спорту) и выполняющих общественно  важные функции в общей структуре  общественного разделения труда, а  именно – оздоровительные, воспитательные, подготовительную к другим видам  деятельности, эстетические, сферы общения и др. Прежде всего для малых групп характерна малочисленность их состава. Минимальный состав такой группы 2-3 человека, максимальный - 20-30 человек. Главным психологическим эффектом малочисленности состава группы является то, что ее члены могут непосредственно общаться друг с другом, вступать в личные контакты. В результате этого в группе помимо функциональных, деятельностных, общественных отношений, обусловленных социальными условиями и видом деятельности, возникает сеть эмоционально-психологических отношений, которые тесно переплетаются с деятельностными и придают группе новые социально-психологические качества.

Спортивная команда выступает  не только как объект управления, но и как субъект деятельности. В  этом качестве команда может выступать, если она будет внутренне организована и обладать определенной степенью интеграции. Поэтому интересно, как группа организуется, кто берет на себя функции руководства, насколько они эффективны. В результате самоорганизации в группе устанавливаются  отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Эти отношения  и характеризуют лидерство. Само явление заключается в том, что  в системе межличностных отношений  выдвигается один из ее членов, который  берет на себя функции неформального  руководства группой. [7. 10, 23]

Команда, как система, всегда действует  в окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на действующий  объект определенным набором сбивающих  факторов, который отклоняет поведение  системы от избранной траектории поведения. Для достижения поставленных целей в таких условиях команде  необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как замкнутой  системе, такое управление возможно только в форме самоуправления, т.е. система является самоуправляемой. Известно, что самоуправление в малой  группе реализуется лидерами. Лидер - это член малой группы, выдвигаемый  в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и управлению ею при достижении поставленной цели. Социальная психология достаточно подробно рассматривает каталог качеств и свойств лидера: высокий уровень компетентности, статус в группе, способность к руководству и т.д. Используя эти сведения, были проведены исследования лидерства в ряде видов спорта. Здесь использовались обычные социометрические процедуры и расчеты, принятые в современных исследованиях. В результате исследований выявлено, что некоторые члены команд обладали высоким уровнем необходимых лидеру показателей, но не являлись лидерами группы. С другой стороны, некоторые члены команды имели низкие показатели, но выдвигались на роль лидеров. [11. 144]

Лидерство в спортивных группах  и коллективах следует рассматривать  как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации  взаимодействий и взаимоотношений  между спортсменами в связи с  целями и задачами деятельности. Лидер  как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых, ведомые же принимают, или отвергают эти воздействия. Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении от исполнения его распоряжений. Влияние лидерства и лидера в спорте может быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например через этические или нравственные нормы, бытующие в данной спортивной команде.

В роли лидера спортивной команды, как  показывает практика, выступает обычно наиболее авторитетный, опытный спортсмен. Встречаются, однако, команды, которые  имеют в роли лидеров не самых  авторитетных и опытных членов коллектива. В спорте высших достижений лидером  является почти всегда один из сильнейших спортсменов команды. Возможность  участвовать в управлении спортивной командой у лидеров достаточно широка. Причем если лидер действует в соответствии с планом и задачами тренера, то достигается, как правило, максимальный положительный эффект в организации и координации совместных усилий членов команды. Иногда между официальным руководителем (тренером) и лидером не возникает полного согласия, не устанавливается взаимопонимание. Это может привести к определенной дезорганизации, к нарушению процессов управления в команде. В такой ситуации тренеру не всегда удается сразу найти оптимальный способ управления командой. [4. 27]

Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и  воспитательную.

Организационная функция заключается  в выработке общекомандных целей, разработке планов реализации усилий всех членов команды для достижения поставленных целей. В игровой ситуации эта функция проявляется главным  образом в указаниях, направляющих, ускоряющих или закрепляющих определенные действия товарищей по команде: «Бросок!», «Блок!», «Стоять!», «Быстрей!», «На меня!» и т.п. Часто лидер сознательно временно уступает свои функции одному из спортсменов, находящемуся в более благоприятных условиях, или принуждает, навязывает своим партнерам определенные действия. Этими способами лидер организует и направляет усилия членов команды на осуществление тактической комбинации.

Информационная функция предполагает, что лидер является центром обмена информацией в команде. Он сообщает спортсменам информацию о текущих  задачах команды, способах их решения, распределении функций, ожидаемых  результатах, соперниках и т.п. В игровой ситуации эта функция сводится к налаживанию и поддержанию на оптимальном уровне обмена информацией между спортсменами исходя из тактического замысла и выполняемой комбинации. Лидер сообщает сведения о заменах и перемещениях в своей команде и в команде соперников, информирует о времени, текущем счете, ожидаемых действиях противников и пр.: «Будет бросок», «Нас меньше», «Руки!» и т.п.

Воспитательная функция предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства товарищества, личной ответственности, уважения к социальным нормам и требованиям, дисциплинированности, собранности, надежности и других общественно  значимых характеристик поведения. Эта функция осуществляется лидером  главным образом не на соревнованиях, а в условиях тренировочных занятий  и отдыха. В соревновательной обстановке воспитательные действия лидера ограничены оценочными суждениями: «Правильно!», «Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что делаешь?» и т.п. Их содержание и эмоциональная окраска служат эффективным средством закрепления правильных форм спортивного поведения и устранения ошибок.

1.5.2 Дифференциация  лидерских ролей

Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:

  1. роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи;
  2. роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.

Инструментальных лидеров следует  рассматривать как ближайших  помощников тренера в решении  задач технико-тактической, специальной  подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных  средств и способов совершенствования  мастерства спортсменов, обсуждают  с тренером возникающие идеи.

Экспрессивные лидеры — ближайшие  помощники тренера, прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий. [4. 47]

Б.Дж. Кретти [13] приводит ряд преимуществ и недостатков, свойственных деловому и эмоциональному лидеру:

Преимущества

Недостатки

Лидер, ориентированный на задачу (деловой лидер)

 

Более эффективен, когда усилия группы должны быть направлены главным образом  на решение задач

Хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих  решения четко сформулированных задач

Эффективен в ситуациях, когда  необходимо сильное единоличное  руководство, цели четко определены или между членами группы отсутствуют  дружественные отношения. Хорошо стимулирует  членов группы к активному участию  в делах. Имеет много предложений  и идей по совершенствованию дел

Мало внимания уделяет межличностным  отношениям в команде. Жертвует. личными  интересами и спокойствие членов группы ради достижения успеха в делах

Мало эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся  к общению

Может неудачно взаимодействовать  с членами команды, играющими  важную роль в деятельности, а также  не удовлетворяет потребности в  лидерстве у лиц, стремящихся  к дружественным от ношениям

Лидер, ориентированный на группу (эмоциональный лидер)

 

Заботлив, внимателен в межличностных отношениях

Может снизить тревожность в  ситуациях, когда команду постигла неудача

Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой

Более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных для лидерства  и когда членам группы требуется  большая свобода в поведении  и принятии решений

Не проявляет инициативы и настойчивости  в делах

Менее эффективен при решении задач  с четкой структурой, в напряженных  ситуациях деятельности и когда  лидер должен обладать большим личным влиянием

Может вызвать тревожность у  членов группы с выраженной деловой  ориентацией

Легко уступает групповому давлению, не склонен брать на себя инициативу в ответственных ситуациях

Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах