Социально-психологический климат коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование отличительных черт социально- психологического климата в коллективе.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) описать теоретические основы, напрямую касающиеся темы социально-психологического климата в коллективе;
2) провести исследование анализ СПК в коллективе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КЛИМАТУ ОРГАНИЗАЦИИ………………..
1.1 Основные понятия………………………………………………………..
1.2 Основные показатели СПК, характеристики благоприятного и неблагоприятного СПК, признаки, определяющие атмосферу в группе, факторы, определяющие СПК………………………………………………
1.3 Проблема формирования и совершенствования социально-психологического климата в организации…………………………………
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ………………………………………………
2.1 Анализ группы и описание этапов исследования………………………
2.2 Описание используемых методов и методик…………………………...
2.3 Обработка полученных данных………………………………………..
2.4 Рекомендации…………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по психодиагностике.docx

— 66.33 Кб (Скачать файл)

В данной работе был проведен теоретический анализ понятий трудового  коллектива, социально-психологического климата коллектива.

Трудовой коллектив - это  малая группа людей, объединенных общей  целью в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Социально-психологический  климат - это психологический настрой  в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий  тон общественного настроения, уровень  управления, условия и особенности  труда и отдыха в данном коллективе.

Было проведено экспериментальное  исследование, включавшее наблюдение за поведением членов трудового коллектива, методику О.Немова «социально-психологическая  самооценка коллектива», диагностику  стратегий поведения в конфликтной  ситуации членов трудового коллектива по методике К. Томаса,

В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический  климат в данном трудовом коллективе умеренный. По методике О. Немова было установлено, что социально-психологический  климат по всем критериям соответствует  средней оценке, но правдивость оказалась  на низком уровне. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения  в конфликтной ситуации в коллективе является избегание, а руководителю свойственно противоборство.

В результате проведенного анализа была обнаружена взаимосвязь  между выбором стратегии избегания  и социально-психологическим климатом в коллективе. Высокая потребность  в одобрении со стороны руководства  у членов данного коллектива ведет  к формированию у них избегательной  тактики поведения в конфликтной  ситуации, что в свою очередь  ведет к накоплению негативных эмоций,  взаимных негативных оценок, неспособности  отстоять свое мнение, что отражается на социально психологическом климате  коллектива.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. 

2. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА – М.

3. Генкин Б. М. Эффективность труда и качества жизни: Учебное пособие. – СПб: СПб ГИЭА.

4. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007.

5. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. ч. 2.: Управление персоналом / под ред. Сергеюка П.И. – М.: «Ника».

6. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. ч. 2.: Управление персоналом / под ред. Сергеюка П.И. – М.: «Ника».

7. Лабунский Л.В. О развитии персонала // Управление персоналом. — 2003. — № 7.

8. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. – М.: Дело.

9. Миллер С. Психология развития: методы исследования. - СПб., 2002.

10. Паповян С.С. Исследования «организационного климата» в американской психологии // Вопросы психологии. 1978.

11. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.

12. Социальное управление: словарь-справочник - М.: МГУ, 1994

13. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства. Учебное пособие. – М.: ИНФРА–М.

14. www.onlinedics.ru

15. www.hr-portal.ru

16. www.donskix.ru

 

 

 

 

Приложение №1

«СПСК» — социально-психологическая  самооценка коллектива (методика О. Немова)

Предлагаемая методика позволяет  делать периодические «срезы» с  целью диагностики состояния  психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех  или иных мероприятий и их влияние  на психологический климат. Такие  измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести  кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

Инструкция. Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.

Варианты ответов: 
«все» — 6 баллов; 
«почти все» — 5 баллов; 
«большинство» — 4 балла; 
«половина» — 3 балла; 
«меньшинство» — 2 балла; 
«почти никто» — 1 балл; 
«никто» — 0 баллов.

Выбранные оценки записывайте в  опросном листе напротив порядкового  номера соответствующих суждений.

Опросный лист

 

Суждения

 

оценка

1

Свои слова подтверждают делом

 

2

Осуждают проявления индивидуализма

 

3

Имеют сходные убеждения

 

4

Радуются успехам друг друга

 

5

Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений

 

6

Умело взаимодействуют друг с другом

 

7

Знают задачи, стоящие перед коллективом

 

8

Требовательны друг к другу

 

9

Все вопросы решают сообща

 

10

Едины в оценках проблем, стоящих  перед коллективом

 

11

Доверяют друг другу

 

12

Делятся опытом работы с новичками  и членами других подразделений

 

13

Бесконфликтно распределяют обязанности  между собой

 

14

Знают итоги работы коллектива

 

15

Никогда и ни в чем не ошибаются

 

16

Объективно оценивают свои успехи и неудачи

 

17

Личные интересы подчиняют интересам  коллектива

 

18

Одному и тому же посвящают свой досуг

 

19

Защищают друг друга

 

20

Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений

 

21

Взаимно дополняют друг друга в  работе

 

22

Знают положительные и отрицательные  стороны работы коллектива

 

23

Работают над решением задач и  проблем с полной отдачей

 

24

Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива

 

25

Одинаково оценивают правильность распределения  обязанностей

 

26

Помогают друг другу

 

27

К новичкам, старым членам коллектива и  представителям других подразделений  предъявляют одинаково справедливые требования

 

28

Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе

 

29

Знают правила поведения в коллективе

 

30

Никогда и ни в чем не сомневаются

 

31

Не бросают начатое дело на полпути

 

32

Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения

 

33

Одинаково оценивают интересы коллектива

 

34

Искренне огорчаются при неудачах коллег

 

35

Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и  представителей других подразделений

 

36

Быстро разрешают конфликты и  противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при  решении коллективных задач

 

37

Хорошо знают свои обязанности

 

38

Сознательно подчиняются дисциплине

 

39

Верят в свой коллектив

 

40

Одинаково оценивают неудачи коллектива

 

41

Тактично ведут себя в отношении  друг друга

 

42

Не подчеркивают своих преимуществ  перед новичками и представителями  других подразделений

 

43

Быстро находят между собой  общий язык

 

44

Хорошо знают приемы и методы совместной работы

 

45

Всегда и во всем правы

 

46

Общественные интересы ставят выше личных

 

47

Поддерживают полезные для коллектива начинания

 

48

Имеют одинаковые представления о  нормах нравственности

 

49

Доброжелательно относятся друг к  другу

 

50

Тактично ведут себя по отношению  к новичкам и членам других подразделений

 

51

Берут на себя руководство коллективом, если потребуется

 

52

Хорошо знают работу товарищей  по коллективу

 

53

По-хозяйски относятся к имуществу  фирмы

 

54

Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции

 

55

Дают одинаковые оценки социально  значимым качествам личности

 

56

Уважают друг друга

 

57

Тесно сотрудничают с новичками и  членами других коллективов

 

58

Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости

 

59

Знают черты характера друг друга

 

60

Все умеют делать

 

61

Ответственно выполняют любую  работу

 

62

Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив

 

63

Одинаково оценивают правильность распределения  поощрений

 

64

Поддерживают друг друга в трудные  минуты

 

65

Радуются успехам новичков и представителей других подразделений

 

66

Действуют слаженно и организованно  в сложных ситуациях

 

67

Хорошо знают привычки и склонности друг друга

 

68

Активно участвуют в общественной работе

 

69

Постоянно заботятся об успехах коллектива

 

70

Одинаково оценивают справедливость наказаний

 

71

Взаимно относятся друг к другу

 

72

Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений

 

 

Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.

Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.

Показатель

Вопросы

1

Стремление к сохранению целостности  группы

2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69

2

Сплоченность (единство отношений)

3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70

3

Контактность (личные взаимоотношения)

4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71

4

Открытость

4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72

5

Организованность

4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73

6

Информированность

4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74

7

Ответственность

4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68


 

0-20 баллов – низкий  уровень

20-40 баллов – средний  уровень

40-60 баллов – высокий  уровень

 

 

 

Приложение №2 Тест К.Томаса

 

Инструкция:

В каждой из предложенных пар суждений выберите то, которое наиболее типично для  вас. На листе ответов обведите кружочком  цифру или букву соответствующую  вашему ответу. Не пропускайте ни одной  пары.

 

1а. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

1б. Чем  обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание  на то, с чем мы оба согласны.

2а. Я стараюсь найти компромиссное решение.

2б. Я  пытаюсь уладить дело с учётом  интересов другого и моих собственных.

3а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

3б. Я  стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши  отношения.

4а. Я стараюсь найти компромиссное решение.

4б. Иногда  я жертвую своим собственными  интересами ради интересов другого  человека.

5а. Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого.

5б. Я  стараюсь сделать всё, чтобы  избежать бесполезной напряженности.

6а. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

6б. Я  стараюсь добиться всего 

7а. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с целью, чтобы со временем решить его окончательно

7б. Я  считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего 

8а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

8б. Я  первым делом стараюсь ясно  определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  вопросы

9а. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

9б. Я  прилагаю усилия, чтобы добиться  своего

10а. Я твердо стремлюсь достичь своего

10б. Я  пытаюсь найти компромиссное  решение 

11а. Первым делом я пытаюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

11б. Я  стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши  отношения 

12а. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры

12б. Я  даю возможность другому в  чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу

13а. Я предлагаю среднюю позицию

13б. Я  настаиваю, чтобы было сделано  по-моему

14а. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах

14б. Я  пытаюсь показать другому логику  и преимущества моих взглядов 

15а. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения

15б. Я  стараюсь сделать все необходимое,  чтобы избежать напряженности 

16а. Я стараюсь не задеть чувств другого

16б. Я  пытаюсь убедить другого в  преимуществах моей позиции 

17а. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего

17б. Я  стараюсь сделать все, чтобы  избежать бесполезной напряженности 

18а. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность

18б. Я  даю возможность другому в  чем-то настоять на своем, если  он также идет мне на встречу

19а. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

19б. Я  стараюсь отложить решение спорного  вопроса с целью, чтобы со  временем решить его окончательно

20а. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия

20б. Я  стараюсь найти наилучшее сочетание  выгод и потерь для нас обоих 

21а. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого

21б. Я  всегда склоняюсь к прямому  обсуждению проблемы

22а. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека

22б. Я  отстаиваю свои желания 

23а. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас

23б. Иногда  я предоставляю возможность другим  взять на себя ответственность  за решение спорного вопроса 

24а. Если позиция другого кажется мне очень важной, я пойду навстречу его желаниям

24б. Я  стараюсь убедить другого прийти  к компромиссу

25а. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества своих взглядов

25б. Ведя  переговоры, я стараюсь быть внимательным  к желаниям другого 

26а. Я предлагаю среднюю позицию

26б. Я  всегда озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого  из нас 

27а. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры

27б. Если  это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять  на своем 

28а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

28б. Улаживая  ситуацию, я обычно стараюсь найти  поддержку у другого 

29а. Я предлагаю среднюю позицию

29б. Думаю,  что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий 

30а. Я стараюсь не задеть чувств другого

30б. Я  всегда занимаю такую позицию  в спорном вопросе, чтобы мы  совместно с другим заинтересованным  человеком могли добиться успеха.

 

Лист  ответов

11а

10б

11б

10а

14а

12б

15а

13б

19а

13а

12а

16а

14б

20а

18б

15б

18а

16б

21б

20б

17б

21а

17а

23а

22а

19б

24а

22б

26б

24б

23б

         25б

25а

28б

26а

27а

27б

28а

30б

29а

29б

30а

Информация о работе Социально-психологический климат коллектива