Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 00:40, контрольная работа
Таким образом, цель контрольной работы: сформировать представление о социально-психологическом нормативе как об одном из подходов к оценке результатов психодиагностических испытаний.
Задачи работы:
— проанализировать и обобщить данные литературных источников по теме работы;
— рассмотреть основные положения концепции социально-психологического норматива;
Введение…………………………………………………………………………………3
I Теоретическая часть
1.Концепция социально-психологического норматива…………………..5
2.Специфические особенности тестов, ориентированных
на социально-психологический норматив……………………………….8
II Практическая часть
Тест «Школьный тест умственного развития»…………………………………12
— описание методики
— ход проведения
— обработка и интерпретация результатов
Заключение………………………………………………………………………….........27
Список использованных источников………………………………………...................28
Кафедра прикладной психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ТЕМА: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
I Теоретическая часть
1.Концепция социально-
2.Специфические особенности
на социально-психологический норматив……………………………….8
II Практическая часть
Тест «Школьный тест умственного развития»…………………………………12
— описание методики
— ход проведения
— обработка и интерпретация результатов
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….....
ВВЕДЕНИЕ
Определение степени «нормативности» того или иного человека всегда было камнем преткновения как психологии вообще, так и психологической диагностики в частности. Как совершенно справедливо отмечал К.М. Гуревич, «проблема нормативности диагностики развития далека от своего разрешения и смыкается с проблемой нормативности психического развития в разные возрастные периоды, а она очень сложна и мало разработана».[6]
Интерес к вопросам психологической диагностики в отечественной науке резко возрос в 60—70-е гг. Выяснилось, что к этому времени, накоплен обширный теоретический и эмпирический материал по исследованию психического развития учащихся, сформулированы оригинальные подходы, касающиеся интеллектуального развития, и описаны экспериментальные приемы его оценки. Однако психодиагностических методик, удовлетворяющих специальным критериям их разработки и проверки, пока еще создано не было.[1]
Требовались надежные объективные методы, которыми отечественная наука в то время не обладала. Работы в поисках таких методов стали проводиться двумя принципиально различными способами. Первый подход состоял в заимствовании зарубежных тестов. При этом осуществлялись тщательная адаптация, рестандартизация теста, а также проверка его надежности и валидности на отечественных выборках. Такая работа была проведена по отношению к тестам Д. Векслера, Р. Амтхауэра, Дж. Ваны. В тесты были внесены изменения с тем, чтобы задания стали понятны для отечественных школьников и могли бы дифференцировать их по умственному развитию. Однако при всех своих достоинствах данные тесты не соответствовали требованиям отечественной психодиагностики. Несовершенство такого подхода к интеллектуальной диагностике, основанного на переводе и адаптации иностранных тестов, заключается в невозможности устранить влияние на их результаты фактора культуры. [4,с. 125]
С именем К.М. Гуревича связана наиболее радикальная попытка критической оценки опыта зарубежной тестологии. Данная критика касается не частных вопросов разработки и применения тестов, а обращена к сущности того, что подлежит измерению. К.М. Гуревич отмечает, что при ознакомлении со способами оценивания, вытекающими из ориентации на статистическую норму, прежде всего, возникает вопрос: как выявить, кто из испытуемых обладает или не обладает необходимыми для какой-то деятельности психологическими данными. Поскольку К.М. Гуревич был хорошо знаком с литературой по зарубежной тестологии, он обратил внимание на критериально-ориентированные тесты, и, предположил, что в них заложено нечто такое, чего еще не было в уже известных методиках. Кроме того, он ожидал, что обращение к критериально-ориентированному подходу должно привести к уточнению психологических требований, которые предъявляет критерий, а также позволяет приблизиться к пониманию психической активности, обеспечивающей достижение критерия. [1]
Таким образом, цель контрольной работы: сформировать представление о социально-психологическом нормативе как об одном из подходов к оценке результатов психодиагностических испытаний.
Задачи работы:
— проанализировать и обобщить данные литературных источников по теме работы;
— рассмотреть основные положения концепции социально-психологического норматива;
— изучить особенности тестов, ориентированных на социально-психологический норматив;
— применить на практике тест «Школьный тест умственного развития», разработанный К.М. Гуревичем, М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Г. Зархиным, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой.
I Теоретическая часть
1.КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-
Наиболее развернутым и научно целостным воплощением критериально-ориентированного подхода в диагностике является разработанная К.М. Гуревичем концепция социально-психологического норматива (СПН), в основе которой лежит представление о нормативности психического и личностного развития.
Согласно этой концепции,
индивид в процессе
Требования, составляющие содержание социально-психологических нормативов, вполне реальны и закреплены в форме правил, предписаний, традиций, обычаев повседневной жизни; они присутствуют в образовательных программах, квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении взрослых членов общества. Такие требования охватывают разные аспекты психического развития — умственное, нравственное, эстетическое. [2]
Наиболее общие и фундаментальные из этих требований и названы системой социально-психологических нормативов. Овладение социально-психологическими нормативами — это активный со стороны индивида процесс: стремясь занять определенное место в социуме, он сознательно осуществляет это, прилагая определенные усилия, преодолевая возникающие препятствия и пр. [4,с.127- 128]
В своем историческом развитии обществом создаются специальные институты, посредством которых осуществляется внедрение и воплощение в практику индивидов знаний, умений, навыков, словом, всего того, что составляет их умственный инструментарий. «Этот психологический информационно-действенный комплекс можно назвать социально-психологическим нормативом. Он социален, т.к. его выдвигает общество; он адресован психике, поэтому его можно назвать психологическим». К.М. Гуревич подчеркивает, что сами социально-психологические нормативы - вторичные образования. С возникновением новых общественных отношений происходят глобальные изменения в науке, тогда и обнаруживаются новые нормативы, возникающие частью стихийно, частью как осознанные обществом и транслируемые образовательными программами требования. Нормативы представляют собой психологическую природу той среды, в которой созревают новые поколения, и от того, «насколько каждый отдельный индивид усвоил нормативы... зависит... и то, на какую ступень в социальной иерархии вправе претендовать индивид, получивший санкционированную обществом квалификацию». Степень соответствия социально-нормативным требованиям у разных людей неодинакова и поэтому, ее необходимо диагностировать. «Как бы ни было своеобразно индивидуальное развитие, в какой области теории и практики оно не проявляется, такое развитие оказывается невозможным без овладения минимумом нормативного содержания, неизбежной базой любого варианта индивидуального творческого развития». [1]
Поскольку нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества, поэтому быстрота их изменения зависит от темпов развития общества. Наряду с этим время их существования определяется и отнесенностью к той или иной сфере психического развития. Так, наиболее динамичны нормативы умственного развития, что связано с темпом научно-технического прогресса, выдвигающего все новые требования к человеку, его знаниям, умениям, сформированности мышления, вследствие чего происходит пересмотр учебных программ, квалификационных профессиональных характеристик. По сравнению с нормативами умственного развития, нормативы личностного развития более консервативны, в особенности это относится к нормативам нравственного развития. [2]
Теоретическая значимость концепции социально-психологического норматива особенно ощутима в контексте дискуссий 80—90-х гг. XX столетия о содержательной психологической диагностике и присущей ей функции проектирования и определения перспектив развития.
Практическое приложение концепции социально-психологического норматива в разработке нормативных тестов умственного развития потребовало пересмотра, как цели тестирования, так и способов конструирования, обработки и интерпретации тестовых методик. [1]
Система социально-психологических нормативов не является абсолютной, она дифференцируется внутри каждой социальной общности в образовательно-возрастных границах. Очевидно, что нельзя предъявлять одинаковые требования к дошкольнику и взрослому человеку. Необходимость образовательно-возрастных градаций для нормативов объясняется двумя причинами:
- во-первых, овладение нормативами
предполагает известную
- во-вторых, усвоение нормативов
возможно лишь на основе
Социально-психологический норматив рассматривается как некий обязательный минимум в развитии той или иной психической сферы, его нельзя считать пределом развития. Соответствие нормативу создает условия для дальнейшего развития, продвижения индивида. Занимаясь диагностикой психического развития школьников, нельзя обойтись без диагностики степени соответствия развития каждого из них выдвигаемым обществом нормативов. [2]
2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ТЕСТОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА СОЦИАЛЬНО-
В связи с вышеизложенным отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. Все тесты опираются на концепцию социально-психологических нормативов, предложенную К. М. Гуревичем. [4, с.125]
В качестве точки отсчета выступает не статистическая норма, а независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив.
Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных или групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это полный набор знаний). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. Имеется разработанная схема представления групповых количественных данных.
Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100%-ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп (%):
5) наименее успешные — 10.
Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат — процент выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности . [5]
Социально-психологический норматив составил основу нескольких диагностических методик, направленных на измерение уровня умственного развития учащихся разных возрастов. Первым в этом ряду стал «Школьный тест умственного развития» (ШТУР), разработанный К.М. Гуревичем, М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Г. Зархиным, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой и предназначенный для диагностики уровня умственного развития учащихся VII-X классов. Работы по его созданию были начаты в 1983 г., а первая редакция появилась в 1986 году. Вторая редакция этого теста, участие в которой дополнительно принял А.М. Раевский, опубликована в 1997 году.
В 1995 г. был подготовлен «Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников» (АСТУР). Его авторы - К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова, А.М. Раевский, Н.А. Ференс . Он предназначен для диагностики учащихся одиннадцатых классов и выпускников средней школы. В конце 1990-х гг. аспирантами лаборатории были сконструированы: для учащихся II—IV классов «Тест умственного развития для младших школьников» - ТУРМШ (автор - В.П. Арсланьян); для учащихся III—V классов «Тест умственного развития младших подростков» -ТУРП (автор - Л.И. Теплова) [1].
Так как первые тесты, ориентированные на СПН, направлены на диагностику умственного развития школьников, следует сформулировать то понимание норматива, которое было взято за основу. Учитывая роль обучения в умственном развитии ребенка школьного возраста, рассматривая содержание обучения его главной детерминантой, было принято, что СПН школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. [2]