Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 00:40, контрольная работа
Таким образом, цель контрольной работы: сформировать представление о социально-психологическом нормативе как об одном из подходов к оценке результатов психодиагностических испытаний.
Задачи работы:
— проанализировать и обобщить данные литературных источников по теме работы;
— рассмотреть основные положения концепции социально-психологического норматива;
Введение…………………………………………………………………………………3
I Теоретическая часть
1.Концепция социально-психологического норматива…………………..5
2.Специфические особенности тестов, ориентированных
на социально-психологический норматив……………………………….8
II Практическая часть
Тест «Школьный тест умственного развития»…………………………………12
— описание методики
— ход проведения
— обработка и интерпретация результатов
Заключение………………………………………………………………………….........27
Список использованных источников………………………………………...................28
Введение норматива в диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик.
Рассмотрим, в чем состоят принципиальные отличия тестов умственного развития, ориентированных на норматив, от традиционных тестов интеллекта.
Первое отличие — особое содержание большинства заданий тестов. Если обычно автор интеллектуального теста при отборе понятий, включаемых в задания, руководствуется собственным опытом и интуицией, проверяя себя практикой, и использует, как правило, житейские понятия, то авторы нормативно-ориентированных тестов опирались на анализ школьных программ. В них содержатся основополагающие понятия, а также умственные действия, владение которыми может служить показателем умственного развития школьников. При отборе понятий психологи старались, чтобы они примерно в равных пропорциях представляли все изучаемые учебные предметы и циклы (общественно-гуманитарный, естественно-научный и физико-математический).
Второе отличие рассматриваемых методик от тестов интеллекта заключается в иных способах репрезентации и обработки диагностических результатов, основными среди которых является отказ от статистической нормы как критерия оценки индивидуальных и групповых результатов в пользу критерия приближения данных к СПН. В тестах норматив представлен в форме полного набора заданий. [9; 4,с. 128-129]
Третье отличие отечественных тестов умственного развития от традиционных — коррекциониостъ, дающая возможность проследить ближайшее развитие учащихся и предусмотреть специальные меры и направления устранения замеченных дефектов развития. Социально-психологический норматив раскрывает перспективы развития, определяет его динамику и включает в себя как содержательный, так и операциональный его компоненты. Он может быть представлен как система умственных действий по установлению логико-функциональных связей, присущих определенному содержанию. С помощью методик, ориентированных на норматив, исследуется степень подготовленности школьников к требованиям, которые предъявляет общество к каждому из них на определенной образовательно-возрастной стадии их развития. Благодаря подходу с позиции СПН открывается путь для выяснения степени близости логического понятийного мышления ученика к тому, которое признается общественно необходимым, а также пробелов, выявляемых при сопоставлении компонентов этого развития с нормативом. Таким образом, норматив, являясь обобщенным воплощением общественных требований к умственному развитию учащегося определенного образовательно-возрастного уровня, указывает направление коррекционной работы с ним. [2]
Введение понятия СПН в структуру оценки получаемых результатов обследования позволяет по-иному подойти к принципу нормативности развития. В частности, нормативности умственного развития, то есть идеального умственного возраста, соответствующего уровню требований, предъявляемых к ребенку школой, о чем в свое время говорил и Л.С. Выготский. По существу, это заставляет пересмотреть способы обработки результатов любого психологического обследования. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов, который позволяет выявлять трудности, особенности развития, определенные содержательные характеристики исследуемых психических процессов и состояний. [6]
Качественная характеристика результатов диагностической методики позволяет определить типичные ошибки индивида при выполнении каждого типа заданий, наименее усвоенные области учебного содержания, плохо выполняемые или совсем не выполняемые мыслительные операции, специфику понятий и их функционирования в каждой из предусмотренных тестом областей знаний. Такой анализ, вскрывающий индивидуальные особенности умственного развития, является основой для организации индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы с ним. [2]
II Практическая часть
ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ШТУР)
Авторы: К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова
Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста.
Сфера применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.
Психометрические характеристики теста: эквивалентность параллельных форм по общему баллу 0,83; гомогенность 0,96-0,98; ретестовая надежность по общему баллу формы А = 0,93; формы Б = 0,90. Коэффициенты валидности при сопоставлении с результатами теста Амтхауера 0,75, при сопоставлении со школьной успеваемостью 0,57 (форма А) и 0,54 (форма Б).
Инструкция. Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются оттого, что вам приходится выполнять на уроках.
Для выполнения заданий вам понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каждого набора заданий мы объясним описание этого типа заданий и на примерах покажем способ их решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок.
После прочтения инструкции экспериментатор раздает тестовые тетради и просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фамилия, имя учащегося, дата проведения эксперимента, класс, номер школы. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлагает учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста. Далее уточняет, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования всегда были одинаковыми, при ответах на вопросы экспериментатору следует просто вновь зачитывать соответствующее место инструкции. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не создавать у них чувства напряженности).
По истечении времени, отведенного на выполнение I субтеста (табл. 1), экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых словом «стоп», предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту. В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.
Таблица 1.
Время на проведение субтестов
№ субтеста |
Субтест |
Число заданий в субтесте |
Время выполнения (мин.) | |||
I |
Осведомленность 1 |
20 |
8 | |||
II |
Осведомленность 2 |
20 |
4 | |||
III |
Аналогии |
25 |
10 | |||
IV |
Классификации |
20 |
7 | |||
V |
Обобщения |
19 |
8 | |||
VI |
Числовые ряды |
15 |
7 |
Тест проводится в индивидуальной форме. Форма А
Дата
Ф.О.
Класс Школа
Наборы заданий субтестов.
Субтест 1. Осведомленность 1
Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.
Пример:
1) Одинаковыми
по смыслу являются слова «
а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель.
Правильный ответ — выделенное слово «жизнеописание».
Набор заданий № 1 1. Начальные буквы имени и отчества называются ...? а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г) индекс, д) анаграмма.
2. Гуманный — это .? а) общественный, б) человечный, в) профессиональный, г) агрессивный, д) пренебрежительный.
3. Система взглядов на природу и общество есть .? а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г) кругозор, д) иллюзия.
4. Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и .? а) анархия, б) абсолютизм, в) народовластие, г) династия, д) классы.
5. Наука о выведении
лучших пород животных и
6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это ...? а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок, д) конспект.
7. Начитанность, глубокие и широкие познания — это .? а) интеллигентность, б) опытность, в) эрудиция, г) талант, д) самомнение.
8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему — это.? а) рациональность, б) пассивность, в) чуткость, г) противоречивость, д) черствость
9.Свод законов, относящихся
к какой-либо области
10. Противоположностью понятия лицемерный будет.? а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый, г) вежливый, д) решительный.
11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о .? а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) переговорах, д) противоречии.
12. Этика — это учение о .? а) психике, б) морали, в) природе, г) обществе, д) искусстве.
13. Противоположностью понятия идентичный будет ? а) тождественный, б) единственный, в) внушительный, г) различный, д) изолированный.
14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах — это .? а) закон, б) эмиграция, в) воззвание, г) действие, д) эмансипация.
15. Оппозиция —это .? а) противодействие, б) согласие, в) мнение, г) политика, д) решение.
16. Цивилизация — это .? а) формация, б) древность, в) производство, г) культура, д) общение.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова приоритет и .? а) изобретение, б) идея, в) выбор, г) первенство, д) руководство.
18. Коалиция — это .? а) конкуренция, б) политика, в) вражда, г) разрыв, д) объединение.
19.Одинаковыми по смыслу являются слова альтруизм и .? а) человеколюбие, б) взаимоотношение, в) вежливость, г) эгоизм, д) нравственность.
20. Человек, который скептически относится к прогрессу, является .? а) демократом, б) радикалом, в) консерватором, г) либералом, д) анархистом.
Субтест 2. Осведомленность 2
К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.
Пример: Век — а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс.
Правильный ответ — выделенное слово «столетие».
Набор заданий № 2
1. Прогрессивный — а) интеллектуальный, б) передовой, в) ловкий, г) отсталый.
2. Аннулирование — а) подписание, б) отмена, в) сообщение, г) отсрочка.
3. Идеал — а) фантазия, б) будущее, в) мудрость, г) совершенство.
4. Аргумент — а) довод, б) согласие, в) спор, г) фраза.
5. Миф — а) древность, б) творчество, в) предание, г) наука.
6. Аморальный — а) устойчивый, б) трудный, в) неприятный, г) безнравственный.
7. Анализ — а) факты, б) разбор, в) критика, г) умение.
8. Эталон — а) копия, б) форма, в) основа, г) образец.
9. Сферический — а) продолговатый, б) шаровидный, в) пустой, г) объемный.
10. Социальный — а) принятый, б) свободный, в) запланированный, г) общественный.
11. Гравитация — а) притяжение, б) отталкивание, в) невесомость, г) подъем.
12. Сентиментальный — а) поэтический, б) чувствительный, в) радостный, г) странный.
13. Экспорт — а) продажа, б) товары, в) вывоз, г) торговля.
14. Эффективный — а) необходимый, б) действенный, в) решительный, г) особый.
15. Мораль — а) этика, б) развитие, в) способность, г) право.
16. Модифицировать — а) работать, б) наблюдать, в) изучать, г) видоизменять.
17. Радикальный — а) коренной, б) ответный, в) последний, г) отсталый.
18. Негативный — а) неудачный, б) ложный, в) отрицательный, г) неосторожный.
19. Субъективный — а) краткий, б) общественный, в) личный, г) скрытый.
20. Аграрный — а) местный, б) хозяйственный, в) земельный, г) крестьянский.
Субтест 3. Аналогии
Вам предлагаются три
слова. Между первым и вторым
словами существует
Пример: Песня : композитор = Самолет :
а) аэропорт; б) полет; в) конструктор; г) горючее; д) истребитель.
Набор заданий № 3
1. Глагол : спрягать = существительное : ? а) изменять, б) образовывать, в) употреблять, г) склонять, д) писать.
2. Холодно : горячо = движение : ? а) инерция, б) покой, в) молекула, г) воздух, д) взаимодействие.
3. Колумб : путешественник = землетрясение : ? а) первооткрыватель, б) образование гор, в) извержение, г) жертвы, д) природное явление.